Учебное пособие по медико-биологическим дисциплинам для студентов медицинских институтов



жүктеу 3.63 Mb.
бет1/20
Дата26.04.2016
өлшемі3.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


ВТОРОЙ ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

Часть II. МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ С ГЕНЕТИКОЙ, АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ



Tashkent 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ
Медицинское образование во всем мире представляет собой многосту-пенчатую систему, конечной целью которой является подготовка разносторонне развитого врача общей практики. Основополагающие направления реформы образования даны в Национальной программе подготовки кадров, Законе об образовании Республики Узбекистан (29.08.1997г.). Соответственно им разработана программа коренной реформы здравоохранения. Руководствуясь этими документами, коллектив Второго ТашГосМИ одним из первых в стране начал внедрять в учебный процесс новые перспективные методы обучения, педагогические технологии, разработал и внедрил в педагогическую практику комплекс обучающе-контролирующих программ для врача общей практики.

Настоящее издание представляет собой часть этого комплекса, включающая блок фундаментальных медико-биологических дисциплин по биологии, биофизике и информатике, бионеорганической, биоорганической и биологической химии, по нормальной и патологической анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии, оперативной хирургии с топографической анатомией. Содержит необходимую информационную базу, которую должны освоить студенты на I-III курсах обучения. Цель издания данного учебного пособия - облегчить усвоение материала студентами и заинтересовать их в постижении учебного процесса. В соответствующих блоках пособия в виде кратких алгоритмов представлены самые необходимые сведения по дисциплинам.

Повседневное использование данного учебного пособия студентами, наряду с оптимизацией процесса преподавания, значительно облегчает контроль усвояемости материала студентами и помогает объективно определить уровень их знаний по конкретному предмету. Другими словами, данное учебное пособие путем добавления к правильным ответам такого же количества близких к ним, но неправильных ответов может быть использовано как контролирующая программа. Это способствует лучшему формированию клинического мышления у студентов. Кроме того, данное издание позволяет унифицировать знания студентов по отдельным дисциплинам, что особенно ценно в тех случаях, когда по той или иной проблеме в различных учебных пособиях существуют разноречивые мнения.

Алгоритмы по всем разделам блока составлены в соответствии с обязательным минимумом профессиональной образовательной программы «Здравоохранение» и программами подготовки врача общей практики, утвержденными Министерством здравоохранения и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в 2002 г.

Блок фундаментальных медико-биологических дисциплин состоит из пяти частей. Вторая часть содержит разделы:

- медицинская биология с генетикой;

- анатомия человека;

- гистология, цитология и эмбриология.

Эталоны ответов составлены по учебной литературе рекомендованной для студентов медицинских вузов.

Медицинская биология с генетикой:

1. Биология. Под ред. Ташходжаева П.И., Ташкент,1996;

2. Слюсарев М. и др. «Биология», Москва,1987.

Анатомия человека:

1. Привес М.Г. «Анатомия человека», М, 1985.

2. Худойбердиев Р. Э., Ахмедов Н.К., Зохидов Х.

З. «Одам анатомияси», Тошкент, 1992.

Гистология, цитология и эмбриология:

1. Гистология. Под ред. Афанасьева Ю.И., 1989, 1999;

2. Зуфаров К.А. «Гистология», 1991;

3. Улумбеков Э.Г., Челишев Ю.А. «Гистология», 1997.



ЦИТОЛОГИЯ

1. Клеточные структуры, участвующие в процессе синтеза гликопротеидов:

1. ядро


2. ядрышко

3. рибосома

4. гранулярная ЭПС

5. гладкая ЭПС



2. 4 основных отличия прокариот от эукариотов:

1. нет ядерной оболочки

2. хромосома кольцевидная

3. хромосомы «голые», т.е. лишены белков

4. из органоидов имеют только рибосомы

3. Основные 3 свойства живого:

1. самообновление

2. самовоспроизводение

3. саморегуляция



4. Признаки, характерные для понятия популяции:

1. принадлежность организма к одному виду

2. свободно скрещиваясь дает плодовитое потомство

3. занимает длительное время определенный ареал



5. Виды вирусов согласно генетическому материалу:

1. вирус -генетический материал которого состоит из ДНК

2. вирус - генетический материал которого состоит из РНК

3. бактериофаг - генетический материал которого состоит из ДНК



6. Периоды, происходящие в интерфазе клетки:

1. пресинтетический

2. синтетический

3. постсинтетический



7. Ядрышко является самой плотной частью ядра и состоит из:

1. нитевидных структур

2. гранулярных структур

3. ядрышкового организатора хромосом



8. Части ядра клетки в состоянии интерфазы:

1.ядерная оболочка

2. кариоплазма

3. ядрышко

4. хроматин

9. Хромосомы имеют 4 отдела:

1. два плеча

2. первичную перетяжку-центромеру

3. вторичную перетяжку

4. спутник

10. 5 уровней организации живого:

1. субмолекулярный

2. клеточный

3. организменный

4. видовой

5. биосферный



11. Стадии мейоза, когда происходят:коньюгация, бивалентность, кроссинговер:

1. коньюгация - при зигонеме

2. бивалентность-в начале пахинемы

3. кроссинговер-в конце пахинемы



12. Стадии, которые наблюдаются только при первом мейотическом делении

1. лептонема

2. зигонема

3. пахинема

4. диплонема

5. диакинез



13. Специальная стадия,наблюдаемая при овогенезе и отсутствующая при сперматогенезе:

1. диктиотена

2. наступает вслед за диплонемой

3. в овоцитах продолжается долгие годы



14. Четыре процесса, наблюдаемые в телофазе:

1. дочерние хромосомы достигают полюсов

2. деспирализация хромосом

3. формирование ядерных оболочек

4. восстановление ядрышка

15. Четыре периода митотического цикла:

1. пресинтетический

2. синтетический

3. постсинтетический

4. митоз.

16. Набор хромосом и количество ДНК в каждом периоде митотического цикла:

1. в пресинтетическом периоде - 2 п 2 с

2. в синтетическом периоде - 2 п 4 с

3. в постсинтетическом периоде- 2 п 4 с

4. в результатае митоза - 2 п 2 с

17. Три основных биологических значения митоза:

1. обеспечивается равномерное распределение хромосом

2. в результате деления дочерние клетки получают точную копию хромосом материнской клетки

3. обеспечивается точная передача наследственной информации



18. Пять процессов, наблюдаемые во время профазы:

1. центриолы делятся на два

2. хромосомы спирализуются

3. ядрышки исчезают

4. ядерная оболочка растворяется

5. появляются ахроматиновые нити



19. 4 основные функции, свойственные плазмолемме:

1. ограничение цитоплазмы от внешней среды

2. транспортная функция

3. рецепторная функция

4. избирательная проводимость

20. Включения трофического значения:

1. жиры


2. углеводы

3. белок


4. гликоген

21. 4 вида включений, присутствующих в клетках:

1. трофические

2. секреторные

3. пигментные

4. специальные

22. В зависимости от места расположения центромеры хромосомы бывают:

1. метацентрические

2. субметацентрические

3. акроцентрические



23. Процессы, при которых участвуют микротрубочки:

1. обеспечивают расхождение хромосом к полюсам при митозе и мейозе

2. участвуют в образовании нитей веретена

3. участвуют в образовании клеточной оболочки

4. участвуют в образовании цитоскелета клетки

24. 5 органоидов клетки общего значения:

1. митохондрии

2. рибосома

3. комплекс Гольджи

4. лизосома

5. центросома



25. 3 вида органических веществ, синтезирующихся в мембранах эндоплазматической сети:

1. липиды

2. углеводы

3. гормоны



26. Клетки, в которых больше и в которых меньше митохондрий:

1. в лимфоцитах меньше

2. в клетках печени больше

3. в мышечных клетках больше



27. Мембранные и немембранные органоиды клетки:

1. митохондрии - мембранные

2. эндоплазматическая сеть-мембранная

3. комплекс Гольджи-мембранный

4. рибосома-немембранная

5. клеточный центр-немембранный



28. Признаки, свойственные митохондриям:

1. стенка состоит из двух мембран - наружной и внутренней

2. внутренняя мембрана имеет выросты-кристы

3. внутренность заполнена гомогенным веществом, называемым матрикс

4. может синтезировать собственные белки

29. Типы лизосом:

1. первичные лизосомы

2. аутосомы

3. гетерофагосомы



30. Признаки, отличающие хлоропласт от митохондрий:

1. внутренняя мембрана не образует кристы

2. во внутренной части хлоропласт расположены тилакоиды

3. могут синтезировать органические вещества



31. Функции, выполняемые плазмолеммой:

1. препятствие,ограничивающее внутреннюю среду клетки от наружной

2. защищает клетку

3. избирательная проводимость

4. поддерживает постоянство внутренней среды клетки

5. рецепторная функция



32. 6 признаков, характерных для растительных клеток:

1. наличие вакуоли

2. наличие пластиды

3. отсутствие центриолы

4. отсутствие лизосомы

5. целлюлозная клеточная стенка

6. скопление углеводов в виде крахмала

33. 3 свойства, характерных для мезосом-одной из структурной части прокариот:

1. сама мезосома-образование ,образованное из погруженных нескольких слоев клеточной мембраны

2. в мезосомальных мембранах расположены дыхательные ферменты

3. мезосома участвует в равномерном распределении молекулы ДНК в дочерние клетки



34. 4 формы бесполого размножения у одноклеточных:

1. деление на два

2. шизогония

3. почкование

4. спорообразование

35. Виды и формы размножения одноклеточных организмов:

1. коньюгация - половое

2. копуляция - половое

3. шизогония - бесполое

4. спорогония - бесполое

36. 3 формы размножения копуляцией:

1. изогамия

2. гетерогамия

3. оогамия



37. Периоды овогенеза,последовательность и пути деления:

1. размножение.Рост.Созревание

2. в периоде размножения путем митоза

3. в периоде созревания путем мейоза



38. Последовательность стадий, наблюдаемых в профазе-I мейоза а также процессы, наблюдаемые при этих стадиях:

1. лептонема. Зигонема. Пахинема. Диплонема. Диакинез.

2. гомологичные хромосомы обмениваются участками

3. хромосомы спирализуются,утолщаются



39. Процессы,наблюдаемые при редукционном делении (I-Мейоз):

1. в Анафазе-I наблюдается коньюгация,кроссинговер

2. в Метафазе-I хромосомы располагаются по экватору

3. в Анафазе-I хромосомы расходятся к полюсам

4. в Телофазе-I наблюдается цитокинез

40. В матриксе митохондрии имеется:

1. ДНК, РНК

2. система ферментов, обеспечивающая биосинтез белка

3. рибосомы

4. система ферментов ,участвующая в процессах транскрипции и трансляции

41. Признаки, свойственные только для вирусов:

1. могут проходить через любые фильтры

2. генетический материал состоит из ДНК или РНК

3. строение их в основном можно увидеть под электронным микроскопом

4. снаружи покрыт, так называемым адперкапсидом,состоящим из белка

42. Болезни, вызываемые вирусами:

1. грипп


2. полиомиелит

3. таежный энцефалит

4. иммунный дефицит (СПИД)

43. Организмы, размножающиеся путем факультативного партеногенеза:

1. муравьи

2. пчелы

3. коловратки



44. 3 уровня организации живого, представляющих биологическую микросистему:

1. молекулярный

2. субклеточный

3. клеточный



45. 3 уровня организации живого, представляющие биологическую макросистему:

1. популяционно-видовой

2. биогеоценотический

3. биосфера в целом



46. Форма и строение ядра:

1. ядро обычно округлое,шарообразное,но может быть и другой формы

2. форма ядра зависит как от формы клетки,так и от функций

3. размеры ядра,как правило,зависят от величины клетки



47. Составные части ядра эукариотической клетки:

1. ядерная оболочка

2. ядерный сок

3. ядрышки (одно или две)

4. хромосомы

48. Признаки, свойственные ядрышкам клетки:

1. в начале деления клетки исчезают и вновь появляются к концу деления

2. образование их связано с некоторыми из хромосом,имеющими участок, называемый ядрышковым организатором

3. ядрышки содержат кислые белки и РНК



49. Правила, свойственные хромосомам:

1. правило постоянства хромосом

2. правило парности хромосом

3. правило гомологичности хромосом

4. правило индивидуальности хромосом

5. правило непрерывности хромосом



50. Набор хромосом(п) и количество ДНК (с)в каждом периоде гаметогенеза:

1. период размножения 2n 2c

2. период роста 2n 4c

3. период созревания (после I-мейотического деления) n 2c

4. период созревания (после II- мейотического деления) n c

ГЕНЕТИКА

51. 3 основных закона наследственности:

1. воспроизведение признаков через гены

2. относительное постоянство генов

3. наличие аллельных состояний гена



52. 3 основные закономерности наследования:

1. единообразие признаков первого поколения

2. расщепление признаков

3. независимое распределение признаков



53. Методы генетики:

1. гибридологический

2. цитогенетический

3. онтогенетический

4. популяционно-статистический

5. биохимический



54. Этапы развития генетики:

1. классический

2. неоклассицизм

3. синтетический



55. Три особенности методов генетики, примененных Менделем:

1. чистолинейность родительских пар

2. родительские пары должны иметь резко отличающиеся друг от друга 1-3 признака

3. необходимость точного наблюдения наследования каждого признака



56. Типы взаимодействия аллельных генов:

1. кодоминирование

2. сверхдоминирование

3. неполное доминирование

4. полное доминирование

57. Типы взаимодействия неаллельных генов:

1. комплементарное

2. полимерное

3. эпистатическое



58. Признаки, проявляющиеся полимерными генами:

1. рост


2. вес

3. количество меланина в коже



59. Признаки фенилкетонурии:

1. нарушение нормального метаболизма фенилаланина

2. уменьшение меланина в коже

3. слабоумие



60. Признаки синдрома Марфана:

1. тонкие и длинные пальцы

2. нарушение в строении глаза

3. нарушение в строении сердца



61. Постулаты хромосомной теории наследственности:

1. гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления

2. гены в хромосомах располагаются линейно

3. в мейозе между гомологичными хромосомами происходит перекрест (кроссинговер)

4. частота кроссинговера между хромосомами прямо пропорциональна расстоянию между генами, расположеными в этих хромосомах

62. Три момента, в которых возможно определить пол:

1. сингамия

2. эпигамия

3. прогамия



63. Признаки, проявляющиеся через Y-хромосому:

1. мышечная дистрофия

2. развитие семенника

3. гипертрихоз



64. Факторы, изменяющие наследственность бактерий:

1. трансформация

2. трансдукция

3. коньюгция



65. Азотистые основания, входящие в состав ДНК:

1. цитозин

2. тимин

3. гуанин



66. В составе нуклеотида встречается:

1. остаток фосфатной кислоты

2. рибоза,дезоксирибоза

3. азотистое основание



67. Виды репликации ДНК:

1. консервативно

2. полуконсервативно

3. дисперсионно



68. Этапы синтеза белка:

1. инициация

2. элонгация

3. терминация



69. Гены, участвующие в синтезе белка

1. структурные

2. регуляторные

3. операторы



70. Кодоны и триплеты инициации в биосинтезе белка:

1. АУГ


2. ГУГ

3. УУГ


71. Триплеты, обозначающие конец биосинтеза белка:

1. УАА


2. УАГ

3. УГА


72. Плазмогены:

1. R-фактор

2. F-фактор

3. колициноген



73. Этапы, применения генной инженерии:

1. выделение нужного гена

2. связывание нужного гена с вектором

3. введение ДНК с нужным геном в клетку



74. Идеи, выдвинутые в теории мутации:

1. схожие мутации могут возникать повторно

2. мутации воозникают в различных разновидностях

3. признаки, возникшие в результате мутации, устойчивы

4. мутации возникают внезапно

75. Мутации, приводящие к измененииям генотипа:

1. генные мутации

2. хромосомные мутации

3. геномные мутации



76. Геномные мутации:

1. моносомия

2. полиплодия

3. трисомия

4. тетроплодия

77. Болезни, возникающие в результате геномных мутаций:

1. синдром Дауна

2. синдром Клайнфельтра

3. синдром Шереневского-Тернера

4. синдром Патау

78. При генных мутациях возникают:

1. дальтонизм

2. гемофилия

7. синдром Морфана

8. отосклероз

79. Ферменты, участвующие при восстановлении поврежденной части ДНК:

1. эндонуклеаза

2. экзануклеаза

3. полимераза

4. лигаза

80. Известные антимутагены:

1. витамин -А

2. витамин -С

3. витамин -Е



81. Основные сложности в изучении наследственности человека:

1. малое потомство

2. позднее созревание

3. невозможность получения искусственной мутации

4. исследователь не определяет брачный союз

82. Доминантные признаки, хорошо изученные у человека:

1. большие глаза

2. ахандроплазия

3. веснушки



83. Рецессивные признаки,хорошо изученные у человека:

1. эпилепсия

2. удлиненный череп

3. тонкая кожа

4. короткий подбородок

84. Признаки человека, связанные с половой хромосомой:

1. дальтонизм

2. миопатия Дюшена

3. гемофилия



85. В зависимости от расположения центросомы различают следующие виды хромосом:

1. субметацентрические

2. акроцентрические

3. метацентрические



86. Хромосомы человека ,входящие в группу «С»:

1. 6


2. 11

3. 12


4. Х-хромосома

87. Хромосомы, входящие в группу «Д»:

1. 15


2. 14

3. 13


88. Хромосомы, входящие в группу «Е»:

1. 16


2. 17

3. 18


89. Хромосомы, входящие в группу «G»:

1. 22


2. 21

3. У-хромосома



90. Хромосомы, входящие в группу «Е» и «F»:

1. 16


2. 17

3. 18


4. 19

5. 20


91. Хромосомы человека, являющиеся метацентрическими:

1. 1


2. 3

3. 19


4. 20

92. Хромосомы кариотипа человека являются акроцентрическими:

1. 22


2. 21

3. 13


4. 14

5. 15


93. Хромосомы кариотипа человека являются субметацентрическими:

1. 7


2. 6

3. 4


4. 5

5. 8


94. Хромосомы человека, имеющие «спутники»:

1. 13


2. 14

3. 15


4. 21

5. 22


95. Определение полового хроматина применяется:

1. имплантации органов

2. педиатрии

3. исследовании наследственных болезней



96. Идентичные признаки у однояйцевых близнецов:

1. узоры кожи

2. группа крови

3. пол


97. Разделы дерматоглифики:

1. пальмоскопия

2. плантоскопия

3. дактилоскопия



98. Дерматоглифические узоры на коже ладони человека:

1. линии


2. подушечки

3. складки

4. плоскости

99. Понятия, обозначающие стороны ладони человека:

1. радиальный

2. ульнарьный

3. дистальный

4. проксимальный

100. Виды линий, встречающиеся на подушечках пальцев:

1. круговые

2. петлеобразные

3. дуговидные



101. Укажите виды популяции:

1. панмиктические

2. изоляты

3. деммы


102. Признаки, встречающиеся при синдроме Дауна:

1. слаборазвитая мускулатура

2. сухая кожа

3. редкие волосы

4. недоразвитый гипофиз

103. Болезни, связанные с аутосомами:

1. синдром Эдварса

2. синдром Дауна

3. синдром «Кошачий крик»



104. Признаки, проявляющиеся при болезни Клайнфельтера:

1. узкие плечи

2. в большинстве узоры на пальцах дуговидные

3. недоразвитие семявыводящего канала



105. Признаки, проявляющиеся при болезни Шерешевского-Тернера:

1. короткая шея

2. 45 хромосом

3. короткие конечности



106. Характерные признаки при фенилкетонурии:

1. слабоумие

2. недостаток меланина в коже

3. наличие пировиноградной кислоты в крови



107. Генные болезни, возникающие вследствие нарушения аминокислотного обмена:

1. альбинизм

2. фенилкетонурия

3. алькоптонурия



108. Болезни нарушения углеводного обмена:

1. галактоземия

2. фруктозурия

3. пентозурия



109. Болезни нарушения липидного обмена:

1. ганглиозидоз

2. сфигомиеликоз

3. лейкодистрофия

4. глюкоуфеброзидоз

110. Признаки, проявляющиеся через ген половой хромосомы:

1. гемофилия

2. дальтонизм

3. гипертрихоз



111. Признаки, наблюдающиеся при алькантонурии:

1. потемнение мочи

2. ж елтый цвет суставных хрящей

3. потемнение хряща ушной раковины



112. Полигенные признаки:

1. продолжительность жизни

2. длинная шея

3. давление крови

4. длина пальцев

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет