Учебное пособие по "Византологии" для III курса (I год обучения) Составитель



жүктеу 8.04 Mb.
бет1/51
Дата01.05.2016
өлшемі8.04 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
: text -> 32 Programmy i Konspekty -> Konspekty -> Konspekty NDS -> III kurs -> 7. Vizantologiya
text -> Газоносность и направления поисков залежей углеводородов в юрской терригенной формации восточного устюрта 25. 00. 12 Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений
text -> Книга Псалмов (Теелим)
text -> Семейдің Абай атындағы ғылыми әмбебап кітапханасы «Бір ел – бір кітап» акциясының бірінші күні
text -> Композитор Сыдық Мұхаметжановтың туғанына – 80 жыл
text -> Принадлежность
text -> Интернет-ресурсы по круговороту азота и приземному озону
text -> Европейски парламент
text -> Ульяновская область, ульяновский район
text -> Абакумов георгий Григорьевич, 1897 г р. Житель с. Верхнеильинка Верхнеильинского с/с Омского р-на Омского окр. Западно-Сибирского края. Состав семьи: жена Прасковья, 1897 г р., сын Николай, 1923 г р
7. Vizantologiya -> Византийские императоры
Нижегородская Духовная Семинария.

Учебное пособие по "Византологии"

для III курса

(I год обучения)

Составитель: преподаватель М.Ю. Апостолов.

г. Нижний Новгород.

2000 г.

Лекция 1.

Византология как историко-культорологическая дисциплина. Византинизм. Феномен византизма и его значение.

План:


1. Вводная часть. Определение византинизма.

2. Исторический обзор возникновения и развития феномена византинизма.

3. Основные признаки византинизма.
1. Новый курс лекций по истории называется Византология. Наименование этой дисциплины производят от названия "Византийская империя". С исторической точки зрения это наименование Восточной части, некогда единой Римской империи, несправедливо.

В древности Византией назывался греческий город на европейской стороне Босфора, при Мраморном море. В 330 г. по Р. Хр. св. равноап. Константин Великий избрал этот город столицей своей империи, что придало ему всемирно-историческое значение. С тех пор Византия, хотя и богатая торговлей, но все же бывшая до того провинциальным скромным городом, начала украшаться великолепными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов сюда стали стекаться произведения античного искусства, начался большой прилив нового населения из европейских и азиатских провинций империи; торговля и промышленность нашла приют на Востоке и сосредоточилась в Византии. Сделавшись столицей империи, Византия по воле Константина Великого приняла новое имя и стала называться Константинополем, Новым Римом. С тех пор слово "Византия" перестало служить выражением реально существующей действительности, обратившись в термин для обозначения политических, государственных, церковных и этнографических особенностей, носителем которых была Византийская империя. Наименование Восточной Римской империи Византийскою империей в средние века вызывает сомнения и возражения во-первых, со стороны реального смысла термина, во-вторых, с хронологической стороны. Сами обитатели Византийской империи не называли себя ни римлянами, ни эллинами или греками, а ромеями, так что Византийская империя официально носила наименование Ромейской. Поэтому в строгом историческом смысле термин "византийский" имеет условный и искусственный смысл. Еще менее исторических оснований называть Византийскую империю Греческой империей.

Таким образом, центр тяжести в данном вопросе переходит к выяснению содержания термина "византинизм" в его церковно-историческом и культурологическом отношении.

Раскрытие содержания термина византинизм, как центрального и основного явления церковно-исторического порядка поможет понять, что такое византология и в каком направлении должна проходить ее научная разработка.



Византинизм - это вся совокупность особенностей в церковно-государственной жизни Византии, характеризующих эту империю своеобразными культурно-историческими чертами внутреннего устройства и быта.

Это синтез характеристических свойств Византии, как особого, самостоятельного государства, основной дух и характер ее церковно-религиозного строя, принципы политического быта, основное направление и задачи культуры, идеалы населения.



2. Как историческое явление византинизм развивался постепенно. Его первичные элементы возникли при Константине Великом, который переносом столицы из Древнего Рима в Новый Рим - Константинополь положил начало изучаемому явлению и признанием, легализацией христианства сообщил культуре Римской империи новый - христианский характер. Христианизированный восточный эллинизм лег в основу новой византийской культуры в государстве Константина Великого, привнес существенное содержание в ее состав и послужил главным началом, из которого постепенно развилась стройная система византинизма.

В VI веке, в эпоху Юстиниана наблюдается критический момент борьбы старых романских форм мировосприятия и христианизированного эллинизма. Но старые романские формы получают на востоке новое содержание и одухотворяются началами церковного учения и законодательства и в результате царствование Юстиниана обогатило византинизм новыми правовыми понятиями.

При Юстиниане еще не сформировавшаяся система византинизма испытала вторжение славянских элементов. Славяне еще в конце V века стали теснить Византию с севера. Их натиск на окраины империи сменился потом вторжением во внутренние греческие области. Возникший славянский вопрос правительство решило весьма остроумно и либерально: оно систематически втягивало славян в интересы империи, предоставив им для оседлого проживания западные и восточные провинции и призвав их на службу в византийской армии.

Почти одновременно византинизм испытал натиск и со стороны германского мира, но благодаря дипломатическим хитростям нейтрализовал это иностранное влияние без всякого ущерба для господствующих традиций.

В IX - X вв., в эпоху Македонской династии византинизм не только определился в своих свойствах, но и расцвел, обнаружив живую и благотворную продуктивность в церковной и гражданской жизни. В это время христианизированный восточный эллинизм, практически полностью преобразовал, в специальном направлении романские и славянские элементы проникшие в прежнее время, переработал их в культурном горниле Византии в соответствии со свойствам византийского гения, придав им ромейский характер и проявился в строго организованной системе византинизма, где все некогда чужеродные элементы сделались неотъемлемой ее частью.

В XI - XII вв., в царствование династии Комнинов византинизм продолжал развиваться. Императоры Комнины умной политикой сообщили ему наибольшее величие и блеск, обогатили его содержание, так что в середине XII века византинизм достиг апогея своего развития.

Но вслед за тем, в эпоху латинского господства в Константинополе (1204 - 1261 гг.), начался упадок византинизма. Очагом его в это время была Никейская империя, где осуществлялись основные начала в церковной жизни.

С 1261 г. Византинизм приобретает сродную форму жизни и быта и переживает опять эпоху расцвета в царствование первых Палеологов.

В конце XIV и в первой половине XV века внешние бедствия империи значительно ослабили его силу в области гражданской жизни, где византинизм не имел уже прежнего могущества и богатства, простора и систематической последовательности.

Но тогда как в гражданской области в последние времена империи византинизм переживал упадок, в церковно-религозной сфере он не только оставался по-прежнему весьма деятельным и последовательным, не поступаясь нисколько ни своими принципами, ни их реальным осуществлением в духе и направлении исторических традиций, но и, в силу естественной реакции, постепенно усиливался, приобретал господствующее значение и давал преимущественное торжество вере и церкви над принципами гражданской жизни. С таким характером византинизм сохранился в жизни церкви вплоть до падения византийской империи и даже пережил это историческое событие.

В последней фазе своего развития византинизм представлял весьма сложное целое, вмещавшее в себя всю историческую жизнь Византии, церковную и гражданскую.

3. Признаки византинизма:

1.Ортодоксия или православие, преданность византийцев православной вере.

Именно это отличало христианский восток от запада. Византийский мир от мира романского. Византия была разноплеменным по населению и разноязычным государством. Пеструю этнографическую смесь населения в Византии связывала и скрепляла религия, в форме православия, так как почти все подданные византийского василевса были православными. Православие было основной стихией народной жизни в Византии, ее нервом. Принципом же жизни было точное соблюдение православных догматов и канонов "". Императоры могли сколько угодно экспериментировать над имуществом, личностью и жизнью своих подданных, народ все сносил и терпел, но как только они прикасались к православным догматам и канонам, тогда следовала народная реакция, сопровождавшаяся более или менее сильными пертурбациями во всех сферах государственной жизни. Эта приверженность православию превратили в ничто в XIII - XV вв. попытки вступить в унию с Римом.

В XIV в. строго-ортодоксальная партия была господствующей в Византии и своим подавляющим большинством придавала империи характер православной.

2. Своеобразная система взаимных отношений церкви и государства.

В противоположность государственному абсолютизму Рима, Византия провозгласила идею соподчинения целей государства и церкви, теснейший союз между этими двумя учреждениями, при юридической независимости того и другого. Византийском законодательстве церковь всегда отличалась от государства, как особый общественный организм, имеющий особую, отличную от государственной, задачу, признавалась учительницей веры и установительницей церковных канонов, имела право церковного управления и суда по церковным делам, причем власть императора не простиралась на сферу церковных отношений - на изложение догматов веры, богослужение, богопочитание, на установление церковных канонов. Законодательное полномочие, соединенное со званием и положением императора, обнаруживалось, по отношению к церковным делам, лишь в праве провозглашать догматы веры, исповедуемые церковью, за общеобязательные в государственном смысле и возводить церковные правила в значение государственных законов.

В вопросе о взаимоотношении церкви и государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего государства, но на первый план выдвинула идею церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, церковной власти над светской, церковного учения над принципами общественно-политической жизни. По византийскому воззрению, государство лишь постольку выполняет свое назначение, поскольку оно проникается духом церковного учения, поскольку оно воцерковляется. Византии принадлежит историческая заслуга провозгласить учение о том, что государство должно усовершенствовать принцип справедливости, каким оно живет, по руководству высшего принципа любви, каким живет церковь, - должно быть теократической монархией, в которой государственный принцип становится действенным лишь в той мере, в какой проникается учением церкви, а носитель светской власти не может стоят впереди представителя церковной власти.

3. Церковно-религиозный характер самого общества.

Вся жизнь византийцев - частная, семейная, общественная и даже политическая - носила отпечаток церковно-религиозных интересов. Религия составляла для них главное и исключительное начало жизни и проникало все ее содержание. Византийцы не знали сознательного атеизма, жили преимущественно верой, питали глубокую и искреннюю преданность "матери-церкви", имели большое уважение к духовенству и монашеству. Вот некоторые данные, указывающие на преобладание церконо-религиозного элемента в жизни византийцев.

Прежде всего, император, по воззрению византийцев, был наместником Бога на земле и от Бога получил все, чем владеет. Поэтому на императора переносили известную степень божественного величия, выражавшееся в наименованиях и внешних формах. Но византийский культ не проявлялся в апофеозе императоров, как это было в языческом Риме, а был лишь способом почтения церковной власти. Приписывая этой власти божественное происхождение, византийцы прилагали к императору особые эпитеты, указывавшие и на религиозный характер его полномочий. Император назывался святым, божественным, сыном Божиим, владыкой всех христиан или христианской вселенной; его воздавалось богоравное почитание, выражавшееся в поклонении, то есть в наклонении головы до самой земли и целовании руки, и в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетов).

Церковь освящала и политическую жизнь Византии. Она являлась посредницей между враждовавшими политическими партиями, между законным правительством и претендентами на престол или бунтовщиками, она, в лице патриарха и духовенства, призывала мятежников к повиновению законной власти, примиряла враждовавшие партии, утверждала власть василевса на идее ее божественного происхождения, считая отступничеством любое восстание против него и карая виновных анафемой. Влияние церкви на политический строй в империи было так велико, что претенденты на византийский престол, обеспечив себе поддержку со стороны войска, прежде всего спешили заручиться поддержкой патриарха, авторитет которого в глазах народа имел громадное значение. Церковь нередко утверждала политические соглашения между соправителями, основываясь и в этом гражданском деле на церковных законах и уставах. Синод своим участием санкционировал и так называемые политические браки, которые устраивались и в Византии в интересах благополучия империи. В случае нарушения политической клятвы, патриарх и синод подвергали виновных суровой церковной каре. Патриархи иногда высказывали свои мнения по государственным делам большой важности.

В общественной жизни можно также проследить господство церковных идей, под влиянием которых многие стороны правового положения местного населения не только всецело прониклись духом религиозности и церковности, но и достигли такой нравственной высоты, которая может вызывать только изумление. Известно, что итератор Юстиниан предоставил церквам право убежища для жертв опасности и явной людской злобы и несправедливости, только убийцы, прелюбодеи и похитители девиц не могли пользоваться этим правом. (Новелла XVII, с.7). А император Константин Порфирогенит (945 - 959 гг.) распространил право убежища и на убийц, как тайных так и явных, признав их по закону неприкосновенными и для частной мести, и для общественного суда, и предоставил суд над ними церкви, которая и подвергала виновных публичному покаянию, церковной епитимьи по канонам и заключению в монастырь на различные сроки. Новелла императора Константина о церковном суде над явными убийцами была в 1166 году подтверждена императором Мануилом Комнином, а потом внесена Феодором Вальсамоном в толкование на VIII правило св. Василия Великого. В Константинополе местом церковного убежища для преступников служил храм Св. Софии.

Право суда над убийцами принадлежало не только патриарху, но и каждому из епархиальных архиереев, а в последние времена существования Византии здесь создался институт "вселенских судей". Они ведали важнейшими преступлениями граждан и избирались из священников. Пред евангелием они давали обещание судить по правде и судили в обстановке, не похожей на гражданские суды. Суд часто происходил в церкви; между книгами закона первой было Евангелие, и суд производился более по нему, нежели по гражданским законам. В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было право ходатайства пред императорами о смягчении участи виновных, или право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему.

Влияние церкви простиралось и на область гражданского частного быта. Купчие и дарственные грамоты, завещания и другие документы правового характера заключались и составлялись не на основании лишь формальных требований гражданского закона, но и по нравственно-религиозным мотивам, с призыванием Бога и Богоматери, с возложением упования на Их защиту и покровительство в исполнении договора.

Особенно велико было влияние церкви на семейную жизнь. Она весьма ревностно охраняла этот очаг истинной нравственности и гражданственности, устраняла возникавшие разногласия и споры, содействовала добрым отношениям между родителями и детьми, защищала сирот от посторонних посягательств на завещанное им наследство.

Показателен византийский обряд усыновления. Он состоял не в каких либо формальностях гражданского порядка, а в церковном освящении посредством молитвы или даже целого последования, происходившего в храме.

Так же любопытен обряд братотворения, соответствовавший славянскому побратимству. И он освящался церковью и состоял в богослужебном последовании.

Вообще, идеал нравственного человека, по воззрениям византийцев, отличался по преимуществу церковным характером: на первом плане стояли искренняя набожность, соблюдение церковных уставов, посещение храма, почитание священного и монашеского чина, чтение и изучение Священного Писания и творений св. отцов и т.п. Таким образом, мирянин-византиец должен был совершенствоваться в тех же добродетелях, что и монах. Как мы видим, почти вся жизнь византийцев проходила в тесном общении с церковью, под сенью церкви, под руководством духовенства и монашества. Византийцы совершали общественные моления по случаю различных бедствий, например, землетрясения, эпидемии, нападении врагов, голода, наводнения и т.д. Молитвой они начинали и постройку дома, обитание в новом доме, устройство колодца и отыскание воды, посадка винограда и вообще плодов, жатву, постройку судна и отправление на плавание, ловлю рыбы и пользование сетями. Словом, почти каждое дело: общественное или семейное, или частное находило отклик в молитве, освящалось и благословлялось церковью.

4. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения.

Подобно тому, весь строй общественной и частной жизни византийцев носил на себе отпечаток церковно-религиозных интересов, так и наука, как и вообще просвещение развивалось и определилось в своем составе и направлении под влиянием религиозных мотивов.

Византийская литература по существу носит церковный и богословский характер. Большая часть произведений византийской литературы относится к разряду богословских, представители высшей аристократии и императоры, выступали с богословскими трактатами, как и иерархи церкви и монахи. Такое явление мы не сможем встретить на Западе.

В Византии богословие было центральным предметом литературной деятельности и изучалось почти во всех его частных дисциплинах. Догматика, апологетика, герменевтика, аскетика и мистика, церковная риторика и право, агиография - вот главные отрасли богословской науки в Византии. Они получили здесь интересную научную разработку и представлены в многочисленных литературных произведениях, отличающихся глубиной, основательностью и всесторонностью исследования богословских проблем, свободным полетом творческой богословствующей мысли, не уклонявшейся однако от догматов православия.

Занимая центральное место в византийской науке и литературе, богословие привлекло в сферу своих интересов и другие науки, процветавшие в Византии, сообщило и светским дисциплинам богословскую окраску, привнесло церковно-религиозные элементы в содержание и светской литературы.

Переходя от византийской науки и литературы к народным школам, мы опять должны отметить преимущественно церковный их характер. Школы открывались в Византии, главным образом при церквах и монастырях, руководителями и учителями которых были епископы, клирики и монахи, предметами изучения были преимущественно богословские науки. В византийских школах преподавались и светские предметы - арифметика, грамматика и т.д., но и этим наукам по возможности сообщался церковный характер, так что все византийское школьное учение носило на себе церковно-религиозный характер. Вообще, византийские начальные школы учили детей страху Божию, воспитывали в наказании и учении Господнем.

Известно также, что в Византии, со времен Константина Великого и до последних Палеологов, существовало "Общество любителей духовного просвещения", в котором, под руководством императоров, при участии епископов, образованных клириков и мирян, происходили ученые собрания для обсуждения богословских вопросов, читались рефераты, произносились речи, совершался живой обмен мнений по религиозным предметам. Оно могло возникнуть и долго существовать только там, где просвещение и наука имели строго-религиозный характер.

Наконец, и византийское искусство развивалось преимущественно на церковной почве и имело характер почти исключительно религиозный.



5.Широкое распространение монашества.

Главная причина необыкновенного роста византийского монашества заключалась в глубокой и интенсивной религиозности общества, считавшего постройку и украшение монастырей делом богоугодным, а монашескую жизнь - подвигом, "ангельским житием". Отсюда византийское общество выделило из своей среды многочисленных ктиторов монастырей, бесчисленных иноков вышедших из всех слоев византийского населения, до лиц царского рода и коронованных особ включительно. В средневековую эпоху почти вся Византия была покрыта монастырями и наполнена монахами, так что было практически всецело монашеским царством. И внутренняя жизнь византийского монашества достигла полного развития сложилась в стройную и законченную систему устройства и быта. В основе этой системы было анахоретство или отшельничество, от которого был прямой переход к келлиотству; дальше стояла лавра или скит, за ними - монастырь в форме идиоритма и киновии, в которой в совершенстве был выдержан монархический принцип управления. Подвижничество византийских монахов было сознательным, так как у них аскетизм находился в полном союзе с просвещением, религиозно нравственные требования покоились на почве богословского ведения.

Византийские монахи имели весьма большое и благодетельное значение для общества. Своей высоконравственной жизнью они давали мирянам пример того, как должно жить христианину, а наставлениями и поучениями укрепляли их в исполнении нравственных требований. Они безбоязненно обличали пороки и заблуждения, в том числе и императоров. Так же известна их пламенная ревность в защите точного исполнения церковных догматов и канонов, которого они требовали от лиц любого звания и состояния. Затем, величайшей заслугой византийского монашества была его миссионерская деятельность среди языческих народов, которых они не только привели ко Христу и приобщили к культурным народам.

Таким образом, из монастырей выходили лучшие начинания времени, в тиши монастырских стен сохранялось и поддерживалось все, достойное уважения. Жизнь монахов весьма тесно переплеталась с жизнью общества, которой и сообщала великую нравственную силу. Монахи, по словам императора Алексея Комнина, были солью византийской земли, светом миру. Они предохраняли мир от нравственной порчи, освещали ему путь на небо, они воцерковляли светскую и гражданскую жизнь, по преимуществу водворяли царство Божие на земле. В этом и заключается последний реальный признак византинизма, как церковно-исторической системы.


Лекция 2.

План:


1. Отношение Византологии к смежным дисциплинам.

2. Задачи Византологии.

3. Значение данной науки.
1. Византология не является продолжением Общецерковной истории, так как цели этих дисциплин несколько разные, но знание первой во многом поможет в изучении Византологии, так как Византия была государством воплотившим в жизнь многие христианские идеалы (см. вводную лекцию "Феномен византинизма"), поэтому без церковной истории здесь обойтись нельзя.

Византология является историко-культурологической наукой. Из этого следуют как отношения к смежным дисциплинам, так и задачи Византологии.

Понятие "истории" было раскрыто в курсе Общецерковной истории, I года обучения. Но здесь стоит вкратце напомнить.

1. "История" - наука эмпирическая (опытная). В ее основе не лежат аналитические суждения. Исторические явления обусловлены многими неисторическими факторами (религиозными, политическими, экономическими, географическими и т. д.).

2. Главное действующее лицо в истории - человек, действия которого непредсказуемы, поэтому в истории нет других законов, кроме законов человеческой жизни (рождение, рост, расцвет, упадок и смерть (исчезновение)).

3. Первоначально в понятие "истории" вкладывалось: наблюдение (не всегда осознанное) и фиксация увиденного. Затем это понятие трансформировалось в понятие:

* Цепи событий.

* Информации о событиях прошлого, получаемую из косвенных источников (документов) и из прямого наблюдения.

* Толкования (интерпретации), реконструкции в хронологическом порядке и прагматической связи.

Теперь о "культуре", в частности "культуре Византии".

Под "культурой Византии" мы будем иметь ввиду всю совокупность творческой деятельности конкретного общества: от производства материальных благ до религиозных и художественных идеалов. При этом в понятие "культура" не будем вкладывать никакого этического содержания, т.е. не будем противопоставлять культуру - цивилизации. Первую, как категорию, связанную с созиданием и расцветом, последней - как синониму окостенения и упадка.

Византия на протяжении столетий была ведущей державой средневековья, и, здесь, в Византии, создавались особые, свойственные средневековью ценности и художественные памятники. Если XIX столетие с почтительным трепетом принимало античные ценности, усматривая в них непревзойдённый образец, то наш век все чаще и чаще обращается к византийскому опыту для осмысления современности.

Традиции византийской культуры имеют особое значение, так как Византия была наставницей славянского мира. Южные и восточные славяне обязаны Византии письменностью: из этой сокровищницы черпали они эстетические принципы, у нее перенимали политическую фразеологию и некоторые моральные нормы вместе с искусством варить стекло и строить храмы.

Всякая культура, включая византийскую, не является конгломератом отдельных институтов ("быт", "юриспруденция", "литература", "государственное устройство", "наука" и т. д.), а сложно организованная структура с непростой связью отдельных элементов.

Нельзя рассекать или вычленять в культуре составные элементы: деревенский быт, ремесленное производство, монашество, живопись. Так как такой метод имеет тенденции превратиться в каталогизацию отдельных документов, описывающих конкретную ситуацию, а характеристика литературы и изобразительного искусства - в классификацию памятников. Такая каталогизация и классификация полезны для исследователя, но, возведенные в абсолют, они убивают целое. Т.к. общество не просто механическая совокупность деревенского быта, ремесленною производства и живописи и тел более не инвентарь сохранившихся до нашего времени плодов общественного творчества. Общество - целостная функционирующая система, которая может быть понята только во взаимосвязи ее составных частей.

Византийская культура не сводится к сумме памятников литературного, текстильного, живописного, юридического или какого-нибудь иного творчества, она - те принципы, на которых все это творчество зиждилось.



Византология соприкасается со многими науками и прежде всего с медиевистикой. Как историческая дисциплина она смежна - со Всеобщей историей и Историей Церкви. Как культурологическая - с целым компендиумом наук: этнографией, фольклором, историей быта и ремесла, иконографией, живописью, архитектурой и литературой.

При этом Византология заимствует интересующий ее материал, синтезируя его и воспроизводя как можно точнее историческую ситуацию, показывает духовные реалии Византийского социума с многовековой историей.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет