Учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки



жүктеу 224.97 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі224.97 Kb.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

БИОЛОГИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр



1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Биология являются:

– получение фундаментальных знаний об организации живых организмов и особенностях их функционирования (на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном, популяционном, экосистемном и биосферном уровнях),

– усвоение знаний о биологическом разнообразии органического мира,

– получение знаний о происхождении и основных этапах биологической эволюции живых систем;

– формирование представлений о роли живых организмов в общей структуре и взаимодействии сфер Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Биология» входит в базовую часть федерального цикла «Математические и естественнонаучные дисциплины» направления Экология и природопользование. Биология является теоретической основой учения о биосфере, т. е. того блока дисциплин, которые связаны с изучением истории возникновения и развития планеты Земля. Она служит теоретической базой географии, экологии, раскрывающих взаимодействие биологических и географических процессов, определяющих всю систему ландшафтной сферы Земли. Познание биологических законов необходимо для компетентного специалиста в области знаний наук о Земле, рассматривающих историческую динамику природных систем и те изменения, которые происходят в них на современном этапе в условиях глобальных изменений окружающей среды и под влиянием деятельность человека.

В системе фундаментального географического в широком плане образования курс биологии является составной частью естественной подготовки специалистов, закладывающий основы его естественно-исторического мировоззрения и мышления. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Биология» с единым блоком дисциплин, обеспечивет необходимую преемственность с последующими курсами, такими как Биогеография, Экология, Учение о биосфере, Биоразнообразие, Ландшафтоведение и многими другими. Данная дисциплина является необходимым базовым предметом, успешное освоение которого представляется обязательным условием всего последующего учебного процесса.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании (ПК-2).
В результате освоения дисциплин обучающийся должен:

Знать: основные характеристики жизни как феномена, присущего планете Земля, важнейшие биологические процессы, происходящие на макромолекулярном, клеточном, тканевом, организменном, популяционном, экосистемном и биосферном уровнях организации живой материи; иметь представления о структуре биоразнообразия, положения современной теории эволюции в качестве методологической базы естественнонаучного мышления.

Уметь: использовать знания о биологических группах организмов, закономерностях их наследственности и изменчивости, их структуре и функционировании, положения современной теории эволюции для решения естественнонаучных задач, мониторинга окружающей среды.

Владеть: навыками применять знания по биологии в научной деятельности и образовательном процессе, при решении практических задач в сфере природопользования и охраны природы, планирования и реализации программ устойчивого развития природных и социально-экономических систем.
4. Структура и содержание дисциплины Биология

Содержание дисциплины. Введение. Основы эволюционной биологии.

Биология – наука о жизни (- Био-) на Земле. Объект, предмет и основные задачи биологии. Связи биологии с другими науками. Фундаментальные и прикладные направления современной биологии.

Определение жизни. Проблемы познания, сохранения и управления жизнью. Диагностические признаки жизни как феномена. Уровни организации жизни. Биологическая сущность жизни, жизненная тактика (повседневного существования) и жизненная стратегия (генетического бессмертия).

Происхождение жизни. Гипотеза земного возникновения жизни Опарина—Холдейна; условия и стартовые этапы образования макромолекул и живых организмов. Альтернативные гипотезы возникновения жизни (панспермия, самозарождение).

История развития эволюционных идей. Основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина. Дивергенция. Формы естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Изоляция и её формы; миграции; дрейф генов. Видообразование; аллопатрия и симпатрия. Закономерности макроэволюции: Биологический прогресс и регресс. Основные этапы и направления эволюции биоты на Земле. Важнейшие стадии эволюции гоминид и происхождение человека; центры дифференциации и направления расселения гоминид. Положение человека в системе организмов. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Полиморфизм человечества; диагностика и классификация рас. Биосферная роль человека.

Раздел I. Основы молекулярной биологии, биохимии и цитологии

Клеточная теория. Уровни организации клетки: прокариотический и эукариотический. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки: клеточная оболочка и протопласт; биологические мембраны; цитоплазма; ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы и другие органоиды; их структура и функции. Различия в строении типичных растительной, грибной и животной клеток.

Химический состав живой материи: макро и микроэлементы, неорганические вещества. Строение и функции макромолекул: углеводы, аминокислоты и белки (представление о ферментах), липиды (структурные, запасные), нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

Организация генетического материала клетки. Процесс кодирования и реализации генетической информации. Синтез РНК (транскрипция). Синтез белка (трансляция). Строение и функции хромосом. Принципы и методы изучения нуклеиновых кислот. Секвенирование ДНК и РНК.

Обмен веществ и поток энергии в клетке. Типы питания живых организмов: фототрофия – хемотрофия, автотрофия – гетеротрофия. Фотосинтез и его роль в биосфере. Строение АТФ и пути передачи энергии в клетке. Дыхание, гликолиз, брожение.

Метаболизм и катаболизм. Принципы регуляции процессов в живом организме. Гомеостаз.

Понятие плоидности. Клеточный цикл. Процесс удвоения ДНК (редупликация). Способ деления клетки. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза.

Половой процесс и его формы. Мейоз и его фазы; биологическое значение мейоза. Три типа жизненных циклов и чередование поколений (ядерных фаз) у эукариот.



Раздел II. Основы генетики

Представления об изменчивости и наследственности. Материальные носители наследственности. Передача генетической информации. Работы Д. Гамова по генетическому коду. Доминантность – рецессивность признаков. Законы Г. Менделя о наследовании признаков. Феномен сцепленного наследования признаков. Работы Т.Х. Моргана. Генетическая детерминация пола. Положения хромосомной теории. Типы мутаций: генные, хромосомные, геномные. Основные понятия: ген, локус (аллели), геном, генотип, фенотип, кариотип, генофонд. Прикладные направления генетики: сохранение генофонда, генная инженерия, селекция.



Раздел III. Основы анатомии высших растений и морфология вегетативных органов

Основные ткани высших растений: меристемы (образовательные), покровные, проводящие, механические, ассимилирующие, запасающие, секреторные. Роль тканей в строении вегетативных органов. Морфология вегетативных органов высших растений: побег, лист, корень. Метаморфозы вегетативных органов. Способы вегетативного размножения. Онтогенез растений.



Раздел IV. Основы анатомии и физиологии животных

Системы органов, их функционирование и эволюция: покровы; опорно-двигательный аппарат; пищеварительная система; системы газообмена; кровеносная система; механизмы выделения и секреции; эндокринная система. Половая система и размножение. Онтогенез. Эволюция нервной системы. Строение нервной системы позвоночных; головной мозг. Высшая нервная деятельность. Этологические механизмы. Индивидуальное развитие организмов как отражение их эволюции. Биогенетический закон Мюллера – Геккеля: онтогенез повторяет филогенез.



Раздел V. Разнообразие жизни

Систематика живых организмов; фундаментальное и прикладное значение биологической систематики. Классификация и таксономия; вклад К. Линнея в систематику организмов. Таксономические категории. Определение биологического вида; концепции и критерии вида. Макросистема органического мира: основные царства живой природы и их диагностические признаки.

Феномен биоразнообразия. Охрана биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Прокариоты.

Вирусы как уровень жизни. Строение, функционирование, размножение вирусов. Внутриклеточные паразиты бактерий (бактериофаги); вирусы – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Значение вирусов для генной инженерии.

Архебактерии и эубактерии. Размножение и передача наследственной информации у прокариот. Фотосинтезирующие прокариоты (фотобактерии, цианобактерии): особенности строения, роль в формировании атмосферы Земли, породообразующее значение. Роль прокариот в круговороте веществ; биогенная фиксация азота; почвообразующее значение прокариот. Прокариоты – возбудители болезней человека, животных и растений. Учение Е. Н. Павловского о природной очаговости болезней; система возбудитель – переносчик. Прикладные аспекты микробиологии: пищевая и фармацевтическая индустрии, биотехнологии.

Эукариоты. Общая характеристика. Симбиогенная гипотеза происхождения эукариот. Система эукариот.

Грибы. Диагностические признаки, размножение и жизненные циклы. Систематика грибов: характерные признаки отделов конъюгирующие, сумчатые и базидиальные грибы. Экологические группы грибов. Практическое значение грибов. Лишайники – симбиотические (лихенизированные) грибы. Роль лишайников в природе.

Водоросли – экологическая группа до-тканевых фотосинтезирующих эукариот. Специфические признаки водорослей. Уровни организации таллома. Размножение и жизненные циклы. Сравнительная характеристика отделов красные, динофитовые, эвгленовые и охрофитовые (диатомовые, золотистые, бурые) водоросли. Отделы зелёные и харовые водоросли как базальные группы царства зелёные растения. Экологические группы водорослей и их роль в природе. Значение водорослей для человека.

Царство зелёные растения – высшие, или сосудистые, растения. Выход высших растений на сушу. Диагностические признаки высших растений. Обобщённый жизненный цикл высшего растения: гаметофит и спорофит. Репродукция высших растений; репродуктивные (спорангии) и генеративные (гаметангии) органы.

Древнейшие сосудистые растения – псилофиты как предки остальных групп сосудистых растений: диагностические признаки, и время существования.



Моховидные. Высшие растения с доминированием гаметофита в жизненном цикле. Особенности строения гаметофитов: талломные и «листостебельные». Разнообразие строения спорофита (спорогона). Экологические особенности моховидных и их роль в биоценозах. Практическое использование моховидных.

Высшие сосудистые растения. Сравнительно-морфологическая и экологическая характеристика отделов псилотовидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные. Жизненный цикл высших споровых растений. Практическое использование представителей высших споровых растений.

Семенные растения.

Семязачаток и семя: структура и гомологии.



Голосеменные растения. Обобщённый жизненный цикл голосеменного растения. Происхождение голосеменных; семенные папоротники. Диагностические признаки голосеменных. Саговниковые (цикадовые) и гинкговые. Диагностические признаки центральной группы современных голосеменных – отдела сосновые (хвойные, или шишконосные). Морфологические и экологические особенности важнейших семейств хвойных; распространение основных представителей хвойных и их роль в природе. Морфологические особенности, экология и распространение представителей «оболочкосеменных»: эфедры, вельвитчии и гнетума. Практическое использование голосеменных.

Цветковые растения. Диагностические признаки отдела цветковые (покрытосеменные или магнолиофиты). Диапазон жизненных форм. Цветок: определение, структурные элементы (околоцветник андроцей, гинецей). Опыление: биотическое (зоофилия) и абиотическое (анемофилия и гидрофилия). Жизненный цикл цветкового растения. Соцветия: определение, функции, типология. Плод: определение, структурные элементы, классификация (апокарпные и ценокарпные плоды). Соплодия. Распространение (диссеминация) диаспор: биотическая (зоохория) и абиотическая (гидрохория, анемохория); роль человека в распространении цветковых. Систематика цветковых. Роль цветковых в биосфере. Практическое использование цветковых растений.

Протисты (Простейшие) – уровень организации одноклеточных и колониальных гетеротрофных эукариот. Особенности строения клеток различных представителей (амёба, трипаносома, инфузория). Жизненные циклы простейших. Экологические группы и роль простейших в биоценозах. Средообразующее значение простейших. Значение простейших для человека; болезнетворные виды.

Царство животные. Общая характеристика животных (подвижность, гетеротрофное питание, чувствительность). Многоклеточные животные. Гипотезы происхождения многоклеточности; феномен колониальности. Диагностические признаки многоклеточных животных (типы симметрии, подвижность, раздражимость). Современная систематика высших таксонов животных.

Низшие многоклеточные. Губки. Радиальные многоклеточные – кишечнополостные. Особенности строения, распространения и образа жизни. Медузы и кораллы, проблемы охраны коралловых рифов.

Билатеральные многоклеточные животные. Значение активной подвижности в их эволюции. Первичноротые; бесполостные и первичнополостные многоклеточные. Сравнительная морфолого-экологическая характеристика типов плоские и круглые черви; практическое значение гельминтов. Вторичнополостные многоклеточные животные. Тип кольчатые черви: особенности строения, разнообразие; роль дождевых червей в почвообразовании. Тип моллюски – разнообразие, экология и практическое значение для марикультуры. Моллюски как пищевой ресурс для человека (улитки, устрицы, мидии, кальмары) и источник драгоценного жемчуга. Осьминоги – высокоинтеллектуальные беспозвоночные животные («приматы моря»).

Членистоногие. Основные признаки высокого развития самого многочисленного типа – членистоногие. Классы паукообразные и ракообразные (жабродышащие). Тип насекомые (трахейнодышащие): особенности строения, разнообразие, экологические особенности. Насекомые с неполным и полным превращением. Значение насекомых в биосфере и хозяйстве человека. Общественные насекомые.

Вторичноротые многоклеточные. Тип иглокожие: морфология, экология, практическое значение. Теоретическое значение типов моллюски и полухордовые, как возможных предков хордовых животных.

Тип хордовые: диагностические признаки, классификация. Подтипы: головохордовые (ланцетники) и личинкохордовые (оболочники).

Позвоночные животные: общая характеристика, систематика. Бесчелюстные. Подтип позвоночные (черепные) животные. Общая характеристика, систематика. Бесчелюстные (миноги) и челюстноротые позвоночные, практическое значение миног и миксин.

Рыбы. Диагностические признаки. Сравнительно-морфологическая характеристика классов хрящевые (акулы, скаты) и костные рыбы: разнообразие, строение, образ жизни, экономическое значение. Сходство строения древних кистепёрых рыб и предков четвероногих животных. Морские, пресноводные и проходные рыбы. Важнейшие промысловые группы рыб; аквакультура.

Четвероногие позвоночные. Класс земноводные (амфибии) – первые обитатели суши: морфология, систематика, экология. Особенности размножения и зависимость амфибий от водной среды. Неотения – уникальная среди позвоночных животных способность к размножению в личиночной стадии

Класс рептилии (пресмыкающиеся). Способность к размножению на суше как фактор широкого географического распространения рептилий. Разнообразие древних (динозавры, ихтиозавры, птерозавры) и современных репилий (ящерицы, хамелеоны, змеи, черепахи, крокодилы). Пойкилотермность рептилий как лимитирующий экологический фактор, ограничивающий распространение.

Класс птицы. Морфологические особенности класса птицы. Значение гомотермии для повышения активности и широкого расселения, механизмы теплоизоляции. Видовое разнообразие, экология и распространение птиц. Способность птиц к полёту: «плюсы» и «минусы». Адаптации разных групп птиц к разным условиям обитания. Нелетающие птицы (страусы, пингвины). Основные отряды летающих птиц. Практическое значение и доместикация птиц.

Класс млекопитающие (звери). Древние группы современных млекопитающих: яйцекладущие и сумчатые (морфология, экология, география). Значение живорождения и выкармливания детенышей молоком для прогрессивного развития. Основные отряды млекопитающих, их морфологические и экологические особенности. Значение млекопитающих для человека. Доместикация млекопитающих; роль животноводства в развитии цивилизации. Особая биосферная роль единственного разумного животного – человека.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единиц _72_ часов.



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (лекции-1, семинары, практические работы-2, самостоятельная работа-3, общая трудоемкость-4, в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

2

3

4

1

Введение. Основы эволюционной биологии

1

1-2

4







6

Контрольные вопросы

2

Основы молекулярной биологии, биохимии и цитологии

1

3-5

10




2

12

Контрольные вопросы

3

Основы генетики

1

6

6




2

8

тест

4

Основы анатомии и морфологии высших растений

1

7

4




2

4

тест

5

Основы анатомии и физиологии человека и животных

1

8

4




2

4

тест

6

Разнообразие жизни

1

9-18

20




16

40

контрольная работа




ИТОГО







48




24

72

зачёт


5. Рекомендуемые образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Биология» применяются следующие виды образовательных технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, коллективная система обучения, лекционно-зачетная система обучения, технология развития критического мышления (в том числе «case study»). При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, лекция-информация, обзорная, проблемная, лекция-визуализация.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерные темы рефератов для самостоятельной работы студентов


Рефераты не предусмотрены.

Примерный перечень тем текущего контроля: тестов и контрольных вопросов

  1. Происхождение жизни. Начальные этапы развития жизни.

  2. Уровни организации живой материи.

  3. Основные свойства живых организмов.

  4. Обмен веществ и энергии в клетке. Значение углеводов, белков, АТФ.

  5. Типы питания живых организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

  6. Фотосинтез. Стадии фотосинтеза.

  7. Белки и их функции. Ферменты.

  8. Нуклеиновые кислоты, структура и функции ДНК, РНК.

  9. Удвоение ДНК (редупликация).

  10. Углеводы: структура и функции.

  11. Структурные и запасающие липиды.

  12. Транскрипция (синтез РНК). Трансляция (синтез белка).

  13. Сравнение прокариотической и эукариотической клеток.

  14. Строение клетки. Клеточные мембраны, пластиды, митохондрии, рибосомы, ядро.

  15. Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.

  16. Клеточный цикл. Способы деления клетки. Митоз.

  17. Типы жизненных циклов эукариот.

  18. Мейоз. Биологическое значение мейоза.

  19. Строение типичной растительной клетки.

  20. Строение типичной животной клетки.

  21. Ткани высших растений и их функции.

  22. Вегетативные органы высших растений: побег, лист, корень.

  23. Ткани многоклеточных животных и их функции.

  24. Системы органов многоклеточных животных.

  25. Метаболизм: анаболизм и катаболизм. Гомеостаз.

  26. Основные закономерности изменчивости и наследственности.

  27. Мутации: генные, хромосомные, геномные.

  28. Законы наследования признаков Г. Менделя.

  29. Теория естественного отбора Ч. Дарвина. Естественный отбор и его формы.

  30. Вид и его критерии. Видообразование.

  31. Основные стадии эволюции гоминид и рода человек (Homo).

  32. Биологическая и социальная эволюция человека. Расы современного человека.

  33. Современная классификация живых организмов. Основные таксономические

категории.

  1. Вирусы. Болезни, вызываемые вирусами.

  2. Прокариоты. Структура, разнообразие, экология, практическое значение.

  3. Общая характеристика царства грибов. Экология грибов.

  4. Лишайники, как особая форма симбиотических организмов.

  5. Водоросли: характеристика, систематика, экология, практическое значение.

  6. Царство зелёные растений: характеристика и система.

  7. Диагностические признаки высших растений.

  8. Моховидные; особенности жизненного цикла, морфологии, экологии.

  9. Сравнительная характеристика отделов высших споровых сосудистых растений.

  10. Семенные растения. Происхождение и строение семени.

  11. Голосеменные: общая характеристика.

  12. Голосеменные основные группы, распространение.

  13. Покрытосеменные растения. Строение цветка. Способы опыления. Соцветия.

  14. Плод. Распространение (диссеминация) семян.

  15. Однодольные растения, характерные признаки, основные представители.

  16. Двудольные растения, характерные признаки, основные представители.

  17. Простейшие (одноклеточные) животные: характеристика, экология, значение

для человека.

  1. Общая характеристика царства животные.

  2. Низшие многоклеточные. Кишечнополостные.

  3. Билатеральные многоклеточные. Плоские черви, круглые черви.

  4. Вторичнополостные животные. Кольчатые черви.

  5. Моллюски: характеристика, экология, распространение.

  6. Диагностические признаки членистоногих.

  7. Паукообразные и ракообразные.

  8. Многоножки. Общая характеристика класса насекомые.

  9. Систематика и экология насекомых.

  10. Вторичноротые животные. Иглокожие и полухордовые.

  11. Общая характеристика типа хордовые. Ланцетники. Оболочники.

  12. Диагностические признаки позвоночных. Бесчелюстные.

  13. Рыбы. Общая характеристика, систематика, экология,

практическое значение.

  1. Четвероногие позвоночные. Выход позвоночных на сушу. Класс амфибии.

  2. Класс рептилии общая характеристика, разнообразие, экология, основные группы.

  3. Класс птицы: общая характеристика, разнообразие, экология, основные группы.

  4. Класс млекопитающие. Диагностические признаки.

Ориентировочный перечень вопросов к зачёту по всему курсу

Общие вопросы.

  1. Биология – наука о жизни. Проблемы познания жизни. Уровни организации жизни.

  2. Жизненная тактика и жизненная стратегия. Репродукция живых организмов как форма достижения генетического бессмертия.

  3. Гипотеза земного происхождения жизни Опарина – Холдейна.

  4. Онтогенез. Начальные этапы индивидуального развития организма животного: зигота, бластула, гаструла, зародышевые листки.

  5. Основные этапы эволюционного развития. Прокариоты и Эукариоты.

  6. Концепция биологического вида, критерии вида.

  7. Современная система живых организмов. Крупные таксономические подразделения.

  8. Строение и значение углеводов, липидов, аминокислот и белков, нуклеиновых кислот в живых организмах.

  9. Фотосинтез. Стадии фотосинтеза. Роль фотосинтеза в биосфере.

  10. Строение клетки. Клеточные мембраны, пластиды, митохондрии, рибосомы, ядро.

  11. Клеточный цикл. Биологическое значение митоза и мейоза.

Разнообразие жизни – бактерии, вирусы

  1. Прокариоты, их основные характеристики, крупные таксоны.

  2. Бактерии, их строение и функционирование. Разнообразие бактерий, их природное, медицинское и хозяйственное значение.

  3. Вирусы, особенности структуры и внутриклеточного существования. Полезные (бактериофаги) и смертельно опасные вирусы.

  4. Вирусы как агенты создания генно-модифицированных организмов.

Разнообразие жизни – растения

  1. Водоросли и их характеристика. Важнейшие признаки зеленых, бурых и красных водорослей.

  2. Царство растений. Важнейшие отличия высших растений. Систематика высших растений.

  3. Высшие споровые растения. Мохообразные. Общая характеристика, чередование поколений, распространение.

  4. Характеристика высших споровых сосудистых растений (хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные), чередование поколений, распространение.

  5. Семенные растения. Семя как новый орган размножения. Образование и строение семени.

  6. Голосеменные растения, их характеристика, образование семян, роль голосеменных растений. в историческом прошлом Земли.

  7. Разнообразие, основные представители, характеристика систематических групп, распространение.

  8. Покрытосеменные растения. Общая характеристика, цветок, образование и распространение семян и плодов.

  9. Разнообразие покрытосеменных растений. Однодольные и двудольные, характеристика, разнообразие, распространение.

Разнообразие жизни – животные

  1. Характерные признаки животных, основные отличия от растений.

  2. Систематика животных, основные типы. Тип Простейшие – строение, представители, природное, медицинское и хозяйственное значение.

  3. Тип Кишечнополостные – строение, образ жизни, основные группы: медузы, кораллы.

  4. Круглые и плоские паразитические черви, особенности строения и функционирования. Профилактика гельминтозов.

  5. Тип Кольчатые черви, их строение, основные представители. Значение дождевых червей и медицинских пиявок.

  6. Тип Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Способы движения, защитные механизмы. Экономическое значение моллюсков. Что такое жемчуг? Осьминоги, как «приматы моря».

  7. Тип Членистоногие. Особенности строения, различия ракообразных, паукообразных и насекомых.

  8. Природное и хозяйственное значение ракообразных и паукообразных, их основные представители. Опасность иксодовых клещей.

  9. Насекомые, как самый богатый видами класс животных. Разнообразие насекомых, их медицинское и хозяйственное значение.

  10. Тип Иглокожие – особенности строения, природное и хозяйственное значение. Древние плавающие личинки иглокожих, как возможные предки хордовых животных.

  11. Тип Хордовые, его систематика, основные представители. Ланцетник как прототип хордовых животных.

  12. Класс Хрящевые рыбы. Особенности строения и образа жизни. Акулы – мифы и реальность.

  13. Класс Костные рыбы. Разнообразие, экологические группы. Рыболовство и рыборазведение.

  14. Амфибии как первые наземные животные. Адаптации к передвижению и дыханию на суше. Природное и хозяйственное значение лягушек и жаб.

  15. Рептилии – видовое разнообразие, особенности строения и образа жизни. Значение ящериц, змей, черепах и крокодилов.

  16. Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Адаптации к активной жизни при изменениях температуры среды (гомотермия) и быстрому перемещению в пространстве (полет).

  17. Разнообразие птиц, их природное, хозяйственное и эстетическое значение.

  18. Млекопитающие как высшие позвоночные животные. Особенности строения и образа жизни.

  19. Разнообразие млекопитающих, их природное и хозяйственное значение. Человек как представитель класса млекопитающих.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Биология

а) основная литература:

  1. Викторов Т.В., Асанов А.Ю. Биология. Учебник для вузов. М.: Академия, 2011.

  2. Грин Э., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. М.: Мир, 2008.

  3. Зитте П. и др. (ред.). Ботаника. Учебник для вузов. На основе учебника

Э.Страсбургера и др. Тт. 1—4. М.: Академия, 2007.

  1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. М.: Академия, 2010.

  2. Крыжаков В.А., Билич Г.Л. Биология в 3-х тт. М.: ОНИКС, 2002. Т. 1. Биология. Т. 2.

Ботаника. Т. 3. Зоология.

  1. Лысов П.К. Биология с основами экологии. Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 2010.

  2. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б.Козлов Т.А. Биология. Для студентов географов и

экологов. М.: Высш. шк., 2008.

  1. Рупперт Э. Э., Фокс З. С., Барнс Р. Д. Зоология беспозвоночных. Тт. 1—4. М.: Академия, 2008.

  2. Ярыгин В. Н. Биология. М.: Юрайт, 2011.

  3. Биология. Терминологический словарь. М.: Высш. шк., 2008.

б) дополнительная литература:

  1. Гуртовой Н. Н. Систематика и анатомия хордовых животных. Краткий курс. М.: Академкнига, 2004.

  2. Дарвин Ч. Происхождение видов … СПб.: Наука, 1991.

  3. Егорова Т.А., Клунова С.М., Живухина Е.А, Основы биотехнологии. М.: Академия, 2005

  4. Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Биология в таблицах и схемах. М.: Феникс, 2008.

  5. КлагУ., КаммингсМ. Основы генетики.М.: Техносфера, 2009.

  6. Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. М.: Мир, 2000.

  7. Константинов В.М., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: Владос, 2007.

  8. Лотова Л. И. Морфология и анатомия высших растений. М.: УРСС, 2000.

  9. Пехов А.П. Биология с основами экологии. М.: Лань, 2005.

  10. Присный А.В. Общая биология. М.: Колос, 2009.

  11. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Тт. 1, 2. М.: Мир, 1990.

  12. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. М.: МГУ, 2005.

  13. Черепанова Н. П. Систематика грибов. СПб.: СПбГУ, 2004.

  14. Шаров И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: Владос, 2008.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Биология клетки http://www.cellbiol.ru/

  2. Angiosperm Phylogeny Website http://www.mobot.org/MOBOT/Research/APweb/

  3. Animal Diversity Web http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/index.html

  4. General Virology http://www.virologynotebook.co.uk/General/general_virology.htm

  5. Invertebrate Zoology http://www.marietta.edu/~mcshaffd/invert/

  6. Microbiology Information http://www.microbes.info/

  7. Tree of Life Web Project http://tolweb.org/tree/phylogeny.html

  8. Wikipedia http://wikipedia.org

  9. Worldwide Endangered/Protected Species Database http://www.arkive.org/




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория на 200 мест с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий

Компьютерный класс с доступом в Интернет

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.



Разработчики:

Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Доцент

Профессор

Профессор

А.В. Бобров


В.М.Галушин

Г. Н. Огуреева



Эксперты:

Кафедра зоологии и экологии Московского педагогического государственного университета


Профессор

В.М.Константинов


Санкт-Петербургский государственный университет

Профессор

В.Н.Никитина


Программа одобрена на заседании УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию от 18 февраля 2011 года, протокол №1-эко/умо


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет