Учебной дисциплины наименование дисциплины геология рекомендуется для направления подготовки



жүктеу 191.98 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі191.98 Kb.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины

ГЕОЛОГИЯ
Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Геология» являются получение студентами знания основных закономерностей строения Земли, ее места в космическом пространстве, внутреннего строения и методов ее изучения, вещественного состава геосфер; условий формирования лика нашей планеты во времени и пространстве; получение начальных сведений о строении и вещественном составе земной коры – основных породообразующих минералах и горных породах и их образовании; ознакомление с важнейшими эндогенными и экзогенными геологическими процессами, с общей характеристикой главных структурных элементов Земли и экологическом состоянии геологической среды.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Геология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Она обеспечивает фундамент и взаимосвязь всех изучаемых геологических дисциплин. Изучение Общей геологии направлено также на приобретение первых навыков полевых геологических исследований, закрепляемых на обязательной геологической практике.



3. Требования к результата освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Процесс изучения учебной дисциплины «Геология» направлен на формирование элементов следующих компетенций: получение теоретических знаний и практических навыков в геологии (ПК-3) согласно ФГОС ВПО направления «Экология и природопользование».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: теории происхождения и особенности внутреннего строения Земли и методы ее изучения; геохронологическую шкалу; главные породообразующие минералы и горные породы; эндогенные и экзогенные геологические процессы; основные структурные элементы земной коры; основные положения теории тектоники литосферных плит; виды воздействия человека на геологическую среду.

Уметь: различать главные породообразующие минералы и основные горные породы; различать их структуру и текстуру; определять типы складчатых и разрывных деформаций, понимать действие эндогенных т экзогенных геологических процессов.

Владеть: навыками распознавания различных геологических процессов, преобразующих лик Земли, навыками полевой геологической работы.
4. Структура и содержание дисциплины Геология

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часов.



4.1. Структура преподавания дисциплины

п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная раб студ.

Общая



Введение

1

1

2







2






Земля в космическом пространстве

1

2-3

2







2

Контр. работа



Земля, ее внутреннее строение и геофизические поля

1

4-6

3




2

5

Контр. работа



Вещественный состав земной коры

1

7-8

2

2

2

6

Контр. работа



Минералы

1

9-12

3

4

2

9

Контр. работа



Горные породы

1

13-16

3

4

2

9

Контр. работа



Методы определения относительного и абсолютного возраста горных пород

1

17-18

2

2

2

6

Контр. работа



Геохронологическая шкала

1

19-20

3







3

Конт. работа



Промежуточная аттестация

1

20













Зачет



Экзогенные геологические процессы

2

1-4

4




2

6

Контр. работа



Эндогенные геологические процессы

2

5-9

5




2

7

Контр. работа



Основные структурные элементы земной коры.

2

10-12

3

2

2

7

Контр. работа



Теория тектоники литосферных плит

2

13-14

2

2

2

6

Контр. работа



Человек и геологическая среда

2

15-16

2

2




4

Контр. работа




Промежуточная аттестация

2

16













Экзамен




Всего часов







36

18

18

72





4.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

Земля в космическом пространстве

Представление о Вселенной, ее образовании, Галактике Млечного пути. Место Земли среди планет Солнечной системы. Планеты земной группы и их сравнительная характеристика.

Строение Земли. Фигура Земли. Геофизические поля. Оболочки Земли и их строение. Земная кора, литосфера и астеносфера, строение верхней мантии и ее состав.

Вещественный состав земной коры. Минералы. Понятие о минералах. Принципы классификации минералов.

Главнейшие породообразующие минералы.

Горные породы. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические (интрузивные и эффузивные), осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

Земная кора. Рельеф земной поверхности, как отражение строения земной коры. Континенты и океаны. Типы земной коры: континентальный (материковый), океанический, субконтинентальный, субокеанический.

Возраст земной коры. Геологическая хронология. Абсолютная и относительная геохронология. Геохронологическая шкала. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород.



Геологические процессы.

Процессы внешней динамики (экзогенные)

Процессы выветривания. Геологическая деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы.

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, формирование речных террас и их типы; строение аллювия, пролювий, сели, конусы выноса.

Геологическая деятельность подземных вод. Типы подземных вод. Верховодка, грунтовые безнапорные воды, напорные (артезианские) межпластовые воды. Происхождение подземных вод и формы их питания. Движения подземных вод в пористых, трещинных и трещинно-карстовых горных породах.

Карстовые процессы. Условия возникновения и развития карста, его типы.

Геологическая деятельность ледников. Типы и режим ледников. Разрушительная работа ледников (экзарация) и аккумулятивная деятельность. Перигляциальные зоны и их строение. Оледенения в истории Земли и причины их возникновения.

Геологические процессы в мерзлой зоне литосферы (криолитозоне). Основные понятия о мерзлых горных породах. Распространение многолетнемерзлых пород на территории России и в мире. Понятие о морозных породах. Типы подземных льдов. Криогенные формы рельефа. Хозяйственная деятельность в криолитозоне.

Гравитационные процессы на склонах. Оползни. Морфология оползневых тел, причины возникновения.

Геологическая роль и деятельность озер и болот. Осадки озер.

Общие сведения о болотах. Образование торфа и последующая его углефикация. Угольные месторождения различного происхождения.

Геологическая деятельность океанов и морей. Срединно-океанические хребты, рифты, подводные горы. Атлантический и Тихоокеанский типы рельефа континентальных окраин.

Давление, температура, плотность, соленость, химический и газовый состав вод океанов и морей. Движение вод Мирового океана и его причины. Силы Кориолиса.

Органический мир морей и океанов: нектон, планктон, бентос. Трансгрессия, регрессия и ингрессия моря. Эвстатические колебания уровня океанов. Осадконакопление в морях и океанах: биогенное, терригенное, хемогенное, вулканогенное. Зависимость осадконакопления от циркумконтинентальной зональности.

Формирование современных рудных залежей в океанах, "Черные курильщики".

Диагенез осадков. Превращение осадков в осадочные горные породы.

Понятие о диагенезе, метагенезе, катагенезе.



Процессы внутренней динамики (эндогенные)

Тектонические движения земной коры и тектонические деформации (нарушения) горных пород. Типы тектонических движений земной коры. Напряженное состояние земной коры.

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Современные колебательные движения земной коры и методы их изучения. Изостазия.

Слой и слоистость. Тектонические движения геологического прошлого и методы их установления. Типы несогласий и их выражение в разрезе.

Горизонтальное и моноклинальное залегание горных пород. Элементы залегания слоев. Горный компас.

Складчатые нарушения горных пород. Элементы складки. Типы и форма складок в плане. Типы складчатости - полная, прерывистая, промежуточная, их связь с определенными структурными зонами земной коры и происхождение.

Разрывные нарушения горных пород. Разрывные нарушения без смещения - трещины. Разрывные нарушения со смещением. Геометрические и генетические классификации разрывных нарушений и их элементы.

Землетрясения (сейсмичность). Понятие о гипоцентрах и эпицентрах. Глубины очагов землетрясений. Интенсивность землетрясений (колебания на поверхности), шкалы для оценки интенсивности землетрясений в баллах. Энергия, магнитуда и энергетический класс землетрясений. Частота землетрясений. Проблема прогноза землетрясений.

Магматизм. Понятие о магме. Превращение магмы в горную породу.

Эффузивный магматизм - вулканизм. Вулканы и их деятельность. Продукты извержения вулканов: газообразные, жидкие, твердые. Типы извержений. Геологический контроль распространения современного вулканизма.

Интрузивный магматизм. Типы интрузивов. Согласные и несогласные интрузии. Проблема пространства. Строение интрузива.

Метаморфизм. Основные факторы метаморфизма. Основные параметры и типы метаморфизма. Роль флюидов при контактном метаморфизме.

Метасоматоз и метасоматиты. Динамометаморфизм. Автометаморфизм. Региональный метаморфизм. Ультраметаморфизм. Фации регионального метаморфизма. Импактный (ударный) метаморфизм.

Главные структурные элементы земной коры

Земная кора, литосфера, астеносфера и тектоносфера.

Океаны как структурный элемент высшего порядка, рифтовые зоны, трансформные разломы, океанские плиты, их структуры. Происхождение океанов, представления об их возрасте.

Континенты как структурный элемент высшего порядка. Древние и молодые платформы и складчатые пояса, системы и области и их структурные элементы.

Теория тектоники литосферных плит. Литосферная плита, спрединг, трансформный разлом, субдукция, сейсмофокальные зоны Беньофа. Движение плит и их возможный механизм. Основные представления о причинах и закономерностях развития земной коры.

Деятельность человека и охрана природной среды. Воздействие человека на природные геологические процессы. Проблема охраны недр, защиты природной среды и улучшение природной обстановки. Охрана недр и комплексное использование полезных ископаемых. Значение международного сотрудничества по охране окружающей среды.


5. Рекомендуемые образовательные технологии

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 50% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита курсовых работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса «Геологии» проводятся лабораторные занятия, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы с каменным геологическим материалом, геологическими картами и горным компасом. Для лабораторных занятий обязательным является изучение главнейших породообразующих минералов, основных магматических, осадочных и метаморфических горных пород, геохронологической шкалы, знакомство с геологическими картами горизонтальной, моноклинальной и складчатой структуры и правилами составления геологических профилей, стратиграфических колонок и условных обозначений.

Закрепление лекционного курса требует проведения семинарских занятий по наиболее важным разделам «Геологии».


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Для текущей и промежуточной аттестации студентов в каждом семестре выполняется по 5 письменных контрольных работ по основным разделам дисциплины, а также пишутся курсовые работы, темы которых утверждаются в сентябре месяце.


Примерные темы самостоятельных работ.

Гипотезы образования Вселенной и Солнечной системы

Сравнительный анализ планет Солнечной системы

Внутреннее строение Земли и методы его изучения

Земная кора океанов и континентов

Геофизические поля Земли и их происхождение

Процессы выветривания

Речные системы и образование террас

Карстовые процессы

Типы извержений современных вулканов

Превращение магмы в горную породу

Условия формирования оползней

Поверхностные геологические процессы в криолитозоне

Биогенное осадконакопление в океанах

Строение рельефа дна океанов и его происхождение

Геологическая деятельность покровных ледников и причины возникновения оледенений

Землетрясения и их геологический контроль

Вертикальные и горизонтальные тектонические движения

Цунами

Теория тектоники литосферных плит



Антропогенное влияние на геологическую среду
Вопросы текущего контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения материалом


Форма контроля

Знания

Умения

(понимания)

Владения

(навыки)

Примеры

оценочных средств

Собеседование

(УО)


Знание конкретных терминов и понятий







Вопросы:

1. Каковы форма и размеры Земли?

2. Каков возраст Земли и земной коры?

3. Каково строение земной коры?



Коллоквиум

(УО)


Знание конкретных терминов и понятий

Понимание различий между конкретными понятиями и объектами




Вопросы:

1. Каковы различия между минералами и горными породами?

2. Каковы причины эндогенных (экзогенных) геологических процессов?


Контрольная работа (КР)

Знание конкретных терминов и понятий

Понимание различий между конкретными понятиями и объектами

Владение навыками распознавания минералов и горных пород

Вопрос КР: По каким физическим, химическим параметрам и признакам можно различать отдельные минералы и горные породы?

Задание КР: Определите главнейшие породообразующие минералы в данном образце горных пород


Тест

(УО)


Знание конкретных терминов и понятий

Понимание различий между конкретными понятиями и объектами

Владение навыками распознавания минералов и горных пород

Вопрос теста: Что такое графит?

Возможные ответы: минерал. Горная порода

Вопрос теста: Выберите основные факторы метаморфизма?

Возможные ответы: Высокая температура. Высокое давление. Выветривание. Работа моря. Флюиды и газы.

Примечание: УО – устный опрос, КР – контрольная работа
Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине, учитывающие формируемые знания, умения и владения


Форма аттестации

Знания

Умения

(понимания)

Владение

(навыки)

Примеры

оценочных средств

Коллоквиум

(УО)


Знание конкретных научных фактов




Навыки причинно-следственного анализа научных фактов

Вопрос: Какова роль флюидного давления в кристаллизации магмы?

Эссе

(ПР)


Знание конкретных научных фактов

Понимание физических причин образования геологических объектов




Темы эссе:

1. Типы складчатости и условия их возникновения.

2. Геологическая деятельность речных потоков.


Реферат

(ПР)

Знание конкретных геологических явлений и процессов

Умение сопоставлять и анализировать различную информацию



Навыки причинно-следственного анализа научных фактов


Темы рефератов:

1. Землетрясения и сейсмичность территорий.

2. Движения плит и их возможный механизм.


Экзамен

(Зачет)

Знание конкретных научных фактов
Знание конкретных научных фактов

Умение сопоставлять и анализировать различную информацию для решения конкретных проблем

Умение сопоставлять и анализировать различную информацию для решения конкретных проблем

Навыки логического анализа при сопоставлении конкретных геологических фактов


Владение методами научной аргументации для решения прикладных задач

Задания и вопросы на экзамене (зачете):

1. Задания: В горном районе создается крупное водохранилище. Укажите возможные геологические последствия его создания.

2. Комплексный вопрос: Какие геологические факторы необходимо учитывать при активном недропользовании в карстовых районах?

Примечание: УО – устный опрос, ПР –письменная работа
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Геология»

а) основная литература

1. Короновский Н.В. Общая геология. М.: КДУ. 2-е изд. 2010. 525 с.

2. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология. М.: АКАДЕМИЯ. 5-е изд. 2008. 445 с.

3. Короновский Н.В. Общая геология. М.: АКАДЕМИЯ. 2010. 325 с.

4. Практическое руководство по общей геологии. Уч. пособие. / Гущин А.И., Романовская М.А., Стафеев А.Н., Талицкий В.Г. Под ред. Н.Н. Короновского М.: Изд-во «Академия», 2004. 160 с.

б) дополнительная литература

1. Аллисон А., Палмер Д. Геология. Наука о вечно меняющейся Земле. М.: Мир. 1984. 584 с.

2. Кеннет Дж. Морская геология. Т. 1,2. М.: Мир. 1987.

3. Макдоналд Г. Вулканы. М.: Мир. 1975

4. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана. М.: Мир. 1984

5. Некрасов И.А. Вечна ли вечная мерзлота? М.: Недра. 1991


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Геология»

При освоении дисциплины используются учебные коллекции минералов и горных пород, имеющихся на кафедрах или в музеях университетов; пространственные модели кристаллов; комплект плакатов, иллюстрирующих строение Земли и земной коры, динамику геологических процессов, геохронологическую шкалу. Используются коллекции слайдов и компьютерных презентаций по отдельным разделам дисциплины. Для самостоятельной работы используются компьютерные классы с доступам к ресурсу Интернет.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.
Разработчики:


Московский государственный

университет имени М.В. Ломоносова,

геологический факультет


Заведующий кафедрой, профессор




Н.В. Короновский



Эксперты:


Министерство природных ресурсов РФ,





Зам. руководителя Федерального агентства по недропользованию




А.Ф Морозов

ОАО Роснефть






Главный геолог





Н.А. Малышев



Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию от 18 февраля 2011г., протокол № 1-эко/умо.





©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет