Урок Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра»



жүктеу 89.16 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі89.16 Kb.
түріУрок
: sites -> default -> files
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
files -> Ф 06-32 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
files -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
files -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»
files -> Үкіметтің 2013 жылға арналған Заң жобалау жұмыстары Жоспарының орындалуы бойынша ақпарат
files -> Ақтөбе облысының жұмыспен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқарма басшысының


КОНСПЕКТЫ

Литература, 5-й класс

Раздел 1. Жизнь по законам чести.
Урок 4.

Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги.

Честь.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания


I. Цель урока.




На этом уроке мы должны вместе с учащимися на основе анализа глав 1–4 книги Александра Дюма «Три мушкетёра» рассмотреть понятие «законы чести» и вывести определение жизни «по законам чести».




II. Введение в тему.

– Герой приключенческих романов, повестей, рассказов – это особенный герой, человек, живущий по законам чести. Что это значит – «жить по законам чести»?



Фронтальная работа.

– Что говорит об этом Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) в своём стихотворении «Песенка»? Что такое совесть, благородство, достоинство?



Записываем мнения детей.

(Слайд 2.)





III. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения. Актуализация знаний.

– Какими были ваши ожидания до прочтения?

– Какие вопросы до чтения у вас возникали?

– На что обратили внимание перед чтением и почему?

– Как вы думаете, почему у человека может возникнуть потребность описывать героев, живущих по законам чести? (Вспоминаем Николая Гумилёва и его стихотворение «Капитаны».)

– Возможно, в жизни писателя Александра Дюма тоже найдётся ответ на этот вопрос?


Информация для учителя.

Отцом Александра Дюма был наполеоновский генерал Дюма Дави де Ла Пайетри, Тома-Александр (1762–2806). Он знал всю когорту наполеоновских генералов, дружил с ними (будущего писателя, маленького Александра Дюма, держал на коленях Мюрат); он был силён как лев, огромен и простодушен. Однажды он захватил австрийское укрепление, попросту перекидав туда своих солдат через двухметровую стену. Когда Наполеон поставил его командовать кавалерией, он в одном бою захватил шесть знамён. Простой и честный даже с врагами, он однажды был отравлен, выжил, но оказался в отставке без выходного пособия. Наполеону генерал-калека был не нужен. Больной Дюма умер на сорок четвёртом году жизни, оставив жену и двух детей (дочь Александрину-Эме и сына Александра — будущего писателя) практически без средств к существованию. (Андре Моруа «Три Дюма». – М.: АСТ, Олимп, 1998.) (Слайд 3.)

Как же сложилась жизнь самого Александра Дюма?

Лучшая часть огромного литературного наследия Александра Дюма-отца (1802–1870) была создана в эпоху его увлечения романтизмом и представляла собой большую серию романов, отразивших огромный период исторического развития Франции – от XV до середины XIX века. К ним и относятся «Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848–1850). (Слайд 4.)

Понятия Дюма о чести и достоинстве нашли своё отражение на страницах этих произведений.



Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки

(вопросы к ученику):



1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровеньрешение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



2. Работа во время чтения. Диалог с автором. Формулирование темы урока.

– Самостоятельно читаем рассказ д’Артаньяна об Александре Дюма. Составляем в тетрадях литературный портрет писателя в виде кластера.

– Что вам показалось наиболее важным в этом рассказе?
Информация для учителя.

Романы «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» составляют трилогию. Трилогия (греч. trilogia, от tri – три и logos – слово) – «три самостоятельных произведения, объединённых в одно целое общностью идеи, преемственностью сюжета, главными героями»*. Эти книги до сих пор остаются гимном дружбе четырёх отважных мужчин, таких различных по характеру, темпераменту, но всё же, несмотря на игру политических и иных страстей, сохранивших верность друг другу буквально до последнего вздоха. Роман «Три мушкетёра», стоящий на первом месте не только по времени своего создания, но и по своей популярности, описывает события французской истории второй половины 20-х годов XVII века (восемнадцатилетний д’Артаньян приезжает впервые в Париж в 1625 году).

Правивший в ту пору король Людовик XIII был достаточно слабым и бесхарактерным человеком, а настоящим, сильным и властным правителем Франции был его всемогущий первый министр кардинал де Ришелье. Он мечтал превратить раздробленную на провинции Францию в единое сильное государство – абсолютную монархию. А. Дюма пишет, что у короля был свой двор, свои приверженцы и своя партия, а у кардинала – свой двор, свои приверженцы и своя партия. И от того, на чьей стороне стоял дворянин, могла во многом зависеть его судьба, а иногда и жизнь. Наш молодой герой будет выбирать свою дорогу – дорогу чести.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Вместе с учениками формулируем тему урока «Жизнь по законам чести».)





3. Анализ содержания. Штрихи

к литературному портрету д'Артаньяна.

– На прошлом уроке мы анализировали облик д'Артаньяна. Сегодня мы дополним его литературный портрет.

…Итак, д’Артаньян уезжает на поиски счастья из родной провинции, Гаскони, и отец даёт ему наставления (вместе с детьми вспоминаем наставления):

– поддерживать честь своего дворянского имени;

– быть храбрым и мужественным («вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, – вы мой сын»);

не покоряться никому, за исключением короля и кардинала;

– не опасаться случайностей и искать приключений;

– жить счастливо и долго, верить в свою звезду («ведь достиг же славы и почестей господин де Тревиль»).



Записываем в тетрадь под заголовком:

«Законы чести д'Артаньяна» (вместе формулируем):

гордость;

– храбрость;

– верность;

– стремление к справедливости;

– неподкупность.



Дополняем по мере анализа глав 1–4 (индивидуально, с последующей проверкой). (Слайд 5.)

– Как же начинает свою дорогу наш герой? Выполняет ли он отцовские заветы?



Предполагаем ответ, вспоминаем сцену с незнакомцем из Менга (графом Рошфором).
Какие черты портрета мы можем выделить:

нежелание д’Артаньяна прощать обиды,

его храбрость. (Слайд 6.)

В сцене с господином де Тревилем (глава 3) проявляются:

ум и проницательность;

умение восхищаться другими людьми (отсутствие зависти);

сострадательность, прямодушие и искренность. (Слайд 7.)



Глава 4:

д'Артаньян дело чести ставит выше карьеры (бросается за незнакомцем, своим оскорбителем, не взяв у господина де Тревиля рекомендательного письма, в котором, может быть, заключалось всё его будущее).

Далее мы замечаем:

озорство и остроумие д’Артаньяна;

способность всегда сохранять бодрое расположение духа. Ему жалко Атоса, и он ругает себя за чёрствость по отношению к нему, но случай с перевязью Портоса забавляет его, а надменность Арамиса раздражает. Никому из них он не позволяет поучать себя, хотя благоговеет перед мушкетёрами. (Слайд 8.)
– Докажите, что наш герой поступает согласно законам чести.

– Предположите другие варианты развития событий.



Важно, чтобы дети сами пришли к выводу, что иначе д'Артаньян поступить просто не мог, тогда он не был бы самим собой. (Слайд 9.)

– Составьте литературные портреты Атоса, Портоса, Арамиса (групповая работа).

– Сопоставьте с портретом д'Артаньяна и подчеркните общие принципы.

– Почему именно эти люди стали друзьями главного героя? Было ли это случайностью?

– Что говорят о них их портреты?

– Что мы узнаем о характерах трёх друзей по их речи, манере поведения?

– Кто, с вашей точки зрения, добрее: Портос или Арамис?

– В чём разница отношения Арамиса к Атосу и к Портосу?

– В чём вы видите сходство этих трёх характеров?

– Как вёл себя каждый из мушкетёров в стычке с д’Артаньяном?

(Слайд 10.)



IV. Анализ текста после чтения. Итог урока.

– Как вы думаете, применимы ли сегодня законы чести? Возможна ли жизнь по законам чести? Напишите правила (законы чести) с учётом сегодняшнего дня. (Слайд 11.)




V. Домашнее задание.



В качестве домашнего задания учащимся предлагается прочитать главу 5 части I «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала».



© Баласс, 2012




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет