Урок экологии в 9 классе учитель Корешкова Надежда Владимировна Тема: Агроценозы Задачи



жүктеу 36.21 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі36.21 Kb.
түріУрок
: doc -> publ
doc -> Аэробус а-320 Самолет а-320 — флагман семейства среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов европейского концерна Airbus. Самолет полностью сертифицирован для полетов в России и за рубежом. Технические характеристики
doc -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»
publ -> -
Урок экологии в 9 классе

учитель Корешкова Надежда Владимировна


Тема: Агроценозы
Задачи:
1) Познакомиться с понятием агроценоза и агроэкосистемы;
2) Раскрыть экологические особенности агроценозов;
3) Пути повышения их продуктивности;
4) Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия;
5)Воспитывать правильное, бережное отношение к природе.
Оборудование: схема-опора; инструктивные карточки, картинки различных агроценозов, видеофильм «Спешите спасти планету».
I. Повторение пройденного:
Беседа: Сегодня на уроке вспомним
1) что включает в себя биогеоценоз? Что называют биогеоценозом или экосистемой.
( Совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой можем поддерживать круговорот вещества называется экосистемой или биогеоценозом)
2)Приведите примеры?
3) Что можете сказать об устойчивости биогеоциноза? Почему?
(Биогеоценоз - устойчивая система. Устойчивость поддерживается за счет
а) многообразия видов (высокое видовое разнообразие видов; главное условие устойчивости)
б) взаимозаменяемости видов
в) способности к саморегуляции (например увеличение числа жертв, ведет к увеличению числа хищников и паразитов - обратная связь!
4)Какие экологические факторы действуют на биогеоценоз? Абиотические: факторы неживой природы. Биотические: деятельность живых растений. Антропогенные: влияние деятельности человека.
II. Переход к теме:
В результате деятельности человека возникли искусственные биогеоценозы.
Россия — страна с развитым сельским хозяйством. Сельскохозяйственные земли (пашня, сенокосы, пастбища, сады) занимают более 40% ее территории, все это агроценозы.
Агроценозы - это биоценозы возникшие на землях сельскохозяйственного пользования. Приведите примеры агроценозов.
III. Сообщение темы:
Сегодня на уроке мы узнаем: (обращаюсь к плану, записанному на доске)
На доске:
Агроценозы.
1. Основные экологические признаки агроценоза.
2. Пути повышения продуктивности агроценоза.
IV. Изучение нового:
Самостоятельная работа в группах.
Я предлагаю Вам выяснить самостоятельно основные экологические признаки
агроценоза.
Работаем в группах.
Для ответа пользуетесь текстом §18 стр. 117 и инструктивной карточкой.
1 группа: 1. Какой агроценоз изображен (карт, поле)
2. Назовите виды, входящие в агроценоз.
3. Начертите 2-3 схемы цепи питания (не забывая, что обязательным звеном может быть и человека)
4. Сделайте вывод об устойчивости агроценоза. Вопрос: Почему неуст. система?
IV Проверка работы
V Вывод:
На основе сказанного сделаем вывод.
Вывешиваем на доску схему-опору:
Агроценозы возникли в результате хозяйственной деятельности человека.
1) Они имеют в своем составе немного видов.
2) Отличаются короткими цепями питания.
3) Это неустойчивые системы т. к. состоят из небольшого числа видов Неустойчивость агроценоза вызвана тем, что защитные механизмы культурных растений слабее, чем дикораст. видов.
VI. Пути повышения продуктивности агроценоза.
Человек постоянно стремится повысить устойчивость агроценоза, и повысить
продуктивность т.е. собрать большей урожай продукции.
Подумайте, за счет чего это достигается? Что предпринимает человек, чтобы
повысить урожай?
(ответы учащихся).
Итак, человек затрачивает дополнительную энергию! применяет удобрения, обрабатывает почву, производит полив, борется с вредителями, проводит чередование культур, т.е. севообороты применяет. Сегодня на уроке мы познакомимся с отдельными агроприемами повышения продуктивности агроценоза. Предлагалось выяснить:
1) Роль, значения пестицидов в повышении продуктивности; Биологический способ борьбы.
2) К чему приводит применение минеральных удобрений? Есть ли выход?
3) Монокультуры. Севообороты.
(Вывод: прав, организации севооборотов поддерживается обмен веществ. Взятое из почвы с урож. возвращается)
VII Выводы:
1) Одно из самых современных направлений в сельском хозяйстве. Поддерживание как можно большего видового разнообразия. Человек должен стремиться сохранить разнообразие почвенных организмов, ответственных за почвообразовательные процессы
Поддерживать круговорот веществ, за счет правильных севооборотов, внесения
в почву орган, удобрений.
Вопрос: Какие агрометоды антиэкологичны, т.е. вредны?
2) Многие современные способы промышленного сельскохозяйственного производства антиэкологичны т. е. вредны.
Это: а) монокультуры б) перевыпас скота
3) Применение пестицидов
4) Большие дозы минеральных удобрений
Этот список можно продолжить и перевыпас скота и неправильная распашка полей, применение тяжелой техники. Ведет к понижению плодородия. Почему они вредны? Накоплению ядовитых веществ, отравление воды. В настоящее время человек все больше осознает вред этих методов и отказывается от них, переходя к экологически чистым агроприемам, приемам повышения плодородия.
VIII. Я предлагаю посмотреть фильм и ответить, записать. Какими агрометодами экологическими достигается повышение продуктивности агроценозов?

Проблема: Повышение продуктианости агроценозов?


Пути решения (экологич. агрометоды): 1) Отказ от химических веществ (пестицидов ) 2) Использование ручного труда. 3) Использование нетоксичных хим. веществ (мыльный раствор) сидератов (измельченный клевер) 4) Биолог, метод борьбы с вредителями.

IX. Итог урока. Что получается в итоге использования этих эколог, или


органических методов. Каков результат?
(результат этих методов - чистая продукция, нет химических примесей. Чистая
земля - сохраняются природные ресурсы. Стабильный урожай в течение
нескольких лет)
Вывод:
Рациональное природопользование в сельском хозяйстве предусматривает:
- получение высокого урожая с сохранением плодородия почв
- производство экологически чистой продукции
- отсутствие загрязнения почвы, воды, атмосферы, животных, растений
Пусть девизом в жизни человека станет: «Работа с природой и на природу - пропуск в будущее»
«Коль суждено дышать нам воздухом одним Давайте же мы все навек объединимся, Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся»
(Н.Старшинов) X. Д/з. Вопросы - дискуссии



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет