Урок-игра соревнование групп с компьютерной поддержкой. Средства обучения: пр



жүктеу 63.61 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі63.61 Kb.
түріУрок
: wp-content -> uploads -> lessons
lessons -> Алғаш рет ежелгі көшпелі халықтардың рухани бітімін әлемдік рухани үрдімен сабақтастыра қараған қазақ ғалымы: а Ш. Уалиханов; б Әл – Фараби; в М.Әуезов.
lessons -> Сабақтың тақырыбы: Қазақстанның Ресейге бодандығы. Әбілқайыр ханның саясаты Сабақтың мақсаты
lessons -> Сабақтың тақырыбы: Түбінде адам болатын бала "Менің атым Қожа"
lessons -> 1. негізгі бөлім автомобильдердің жалпы қҰрылысы
lessons -> Орны: 209-кабинет
lessons -> Сабақтың тақырыбы: Қазақтың ұлттық тағамдары. Сабақтың мақсаты
lessons -> Сабақтың тақырыбы: Химиялық элементтердің өлі және тірі табиғатта таралуы. Адам ағзасындағы хим элементтердің биологиялық рөлі№2 2) көрсетілім «Адам организмдегі химиялық элементтердің топографиясы»
lessons -> Сабақтың типі : Білімді және іс-әрекет тәсілдерін бекіту мен өзектендіру. Сабақтың технологиялық картасы
lessons -> Сабақтың мақсаты: білімділік: Оқушылардың құрлықтар мен аралдар туралы түсініктерін қалыптастыру
lessons -> Қазақстан Республикасының Білім және Ғылым министрлігі Қазақстанның 40 жылдығы орта мектебі коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Ассирийская держава


Тип урока:

урок-игра – соревнование групп с компьютерной поддержкой.

Средства обучения:

  1. ПР «Ассирия».

  2. Словари «Исторические личности», «Историческая география», «Культура Древнего мира», Военно-исторический словарь.

  3. Рабочая книга «Я и история».

Цели урока:



  • Создание общих представлений о географическом положении, завоевательной политике ассирийских царей, культурных достижениях страны;

.

План урока:

  1. Географическое положение и природные условия Ассирии.

  2. Занятия ассирийцев.

  3. Власть в стране. Рост могущества государства.

  4. Культура Ассирии.

  5. Гибель страны.

Дифференциация обучения:

Вариант 1. Cоревнование по группам.
Вариант 2. Наличие дополнительных заданий (П) (в режиме гиперссылок содержатся дополнительные сведения о раскопках Ниневии Лейярдом, текст VIII в. до н. э. об ассирийском войске и ряд других сведений).
В классе коррекции (К) целесообразно работу с источником организовать по тексту стихотворения В. Брюсова «Ассаргадон» (задания даны в гиперссылке), а по Библии работать в классах с базовым (Б) или повышенным (П) уровнем подготовки пятиклассников.

Преемственные связи:

Межпредметные – литература: анализ фрагмента текста Библии.
Внутрикурсовые – «Древнее Двуречье», «Вавилонское царство».

Основные понятия:

держава.

Особенности урока:

Организовывается игра-соревнование по группам, в ходе которой ученики сами определяют тему урока, выбирают источники информации.

Подготовка к уроку:

Консультация проектных групп «Страницы военной истории» (сообщения «Ассирийская конница», «Штурм крепостей ассирийцами»), «Животные в истории Древнего мира» (сообщение «Собаки на службе в армии»). На доске нужно подготовить счетчик для фиксации баллов команд во время соревнования и ассистента – «судью», который будет вести счет.

Проведение урока.

Изучение нового материала.


Тема урока не называется. Учитель объясняет школьникам, что на данном занятии им предстоит путешествовать в прошлое загадочной страны. Для этого им следует разбиться по командам (можно по рядам). Их работа будет оцениваться в баллах. Ученики по очереди отвечают на вопросы. В случае если команда затрудняется с ответом, право дать ответ получает следующая по очереди команда. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

1. Географическое положение и природные условия Ассирии.


Ученикам предлагается самим определить, с чего надо начать поиск названия страны и ее местонахождения. При необходимости учитель помогает определить последовательность «поиска страны». Общая логика такова: сначала надо узнать, в какой части света находилась страна, после этого определить район ее расположения в установленной части света.

Для получения информации о части света, в которой находилась страна, школьники выбирают вид источника (письменный, изобразительный и т. д.), его содержание им неизвестно, указаны только баллы, которые они получат, если смогут воспользоваться материалами. В зависимости от сложности информации за верный ответ даются разные баллы. Если ученики по выбранному источнику не смогут ответить на вопрос, то учитель возвращается к началу выполнения задания и в работу вступает следующая команда.

Поиск страны завершается при получении верных ответов об Ассирии и описании ее местоположения по карте.

2. Занятия ассирийцев.


Ученики по карте и иллюстративному ряду определяют, какие природные условия и полезные ископаемые (железо) и как способствовали расцвету хозяйства Ассирии.

Справка для учителя: первые жители Ассирии были скотоводами, селились в горах и на плоскогорьях, плодородных земель для земледелия было мало. Ассирийцы широко использовали в своем хозяйстве верблюдов, которые были лучшим транспортным средством на безводных торговых путях. Ассирийские ремесленники - металлурги, каменотесы, гончары – славились своим мастерством. Их изделия пользовались большим спросом в других странах. Воины охраняли торговые пути. Дороги были хорошо вымощены, имелись постоялые дворы.

В конце работы школьники подводятся к выводу о сходстве хозяйственного развития Ассирии и Вавилонии, о важной роли, которую начало играть это государство в жизни стран Передней Азии.


3. Власть в Ассирии. Рост могущества государства.


Учитель сообщает, что история Ассирии, как и Вавилона, знала периоды взлетов и падений.

Справка для учителя: История Ассирии знала несколько успешных периодов: первый относится к II тыс. до н. э, второй – к IX в. до н. э., наибольшего могущества страна достигла в VIII в. до н. э.

Ученикам предлагается на основе чтения фрагмента из стихотворения В. Брюсова «Ассаргадон» определить характер власти в стране и период, к которому можно отнести время жизни героя стихотворения.



Справка для учителя: Ассаргадон (или Асархаддон) правил Ассирией в 680–669 гг. до н. э. Он восстановил разрушенный его отцом Вавилон, вернул ряду городов привилегии, ввел налоги в пользу храмов. Ассаргадон вел войны в Финикии и Египте. В Мемфисе принял титул «царь царей Египта». Совершил поход до границ Урарту. В надписях царь сам называет себя «беспощадым в сражениях», «рассвирепевшим псом», «оскаленным волком». Ассирийские цари откровенно рассказывали о своей жестокости, похвалялись ею.

Далее по карте и иллюстрациям определяют, какие страны завоевала Ассирия к середине VII в. до н. э., в чем заключались последствия данной политики. Учитель разъясняет, что крупное государство, включающее в себя покоренные народы, принято называть державой.



Справка для учителя: Ассирийцы покорили страны Западной Азии – Сирию, Вавилонию, Мидию, Финикию, уничтожили Израильское царство, подчинили себе Египет. Их владения простирались от Средиземного до Каспийского моря. Завоевания ассирийцев отличались небывалой жестокостью, порой они истребляли все завоеванное население (ассирийские цари украшали свои дворцы росписями с изображением сцен расправы над побежденными). Ассирийцы собирали дань с завоеванных народов, переселяли их из своих стран, перемешивали покоренное население, чтобы оно не могло сплотиться против завоевателей.

На этом уроке ученики впервые определяют причины по следствиям, они отвечают на вопрос: как военные достижения обеспечивали успех ассирийцев в их завоеваниях? Для получения ответа на вопрос заслушиваются сообщения проектных групп об ассирийском войске (иллюстрации к ним в гиперссылках). При отсутствии выступающих учитель организует беседу, используя иллюстрации, об ассирийском войске, обращает внимание на высокий уровень развития военного искусства (железное оружие, использование колесниц, осадных орудий и т. д.), отмечает бесстрашие ассирийских воинов, военное искусство царей (см. Военно-исторический словарь).


4. Культура Ассирии.


Ученики на основе рисунка-реконструкции дают описание города Ниневия и выполняют задание: доказать, что в архитектуре Ассирии проявлялись черты, характерные для культуры других стран Двуречья.

При работе с рисунком-реконструкцией «Дворец ассирийского царя» и изображениями крылатых быков пятиклассники определяют, какие виды искусства существовали в Ассирии, высказывают свои впечатления о памятниках культуры этой страны. Из дополнительного материала (в гиперссылках) особо рекомендуется остановиться на художественных достоинствах ассирийских рельефов. Дополнительные сведения о памятниках культуры Ассирии учитель может взять в словаре «Культура Древнего мира».

Знакомство с историей создания библиотеки Ашшурбанипала можно организовать на основе сообщения ученика. При его прослушивании классу предлагается ответить на вопросы: почему в библиотеке ассирийского царя оказались тексты древнего Двуречья? Почему имя создателя библиотеки царя Ашшурбанипала вошло в историю мировой культуры? В качестве другого варианта возможно изучение этого вопроса по тексту словаря «Культура Древнего мира» или по материалам школьного учебника.

Далее ученики подводятся к выводам, что ассирийская культура впитала в себя наследие древних шумеров, Вавилона: заимствовала письменность, традиции архитектуры и изобразительного искусства этих стран.


5. Гибель Ассирии.


Ученики, обращаясь к современной иллюстрации «Штурм Ниневии», отвечают на вопрос, какие события развернулись под стенами ассирийской столицы?

Далее начинается самая сложная часть урока – работа над фрагментом Библии, повествующим о гибели Ниневии. Опираясь на памятку в рабочей книге, пятиклассники вспоминают последовательность изучения первоисточника, впервые приступают к самостоятельному комментированию текста. Эту работу они выполняют в рабочей книге (при отсутствии времени можно письменный комментарий сделать дома, оговорив его основное содержание на уроке). Текст источника и задания к нему дублируются в презентации (гиперссылка). Главное внимание следует уделить содержащейся в Библии нравственной оценке ассирийцев, обсуждению вопроса, почему гибель Ниневии не вызывала сочувствия у авторов текста, следовало ли проявлять «милость к падшим»?

Далее учитель сообщает, что государство Ассирия навсегда прекратило свое существование. Веками не было документальных свидетельств, подтверждавших его существование. Лишь в XIX в. при археологических раскопках, начатых археологами Ботта и Лейярдом, были найдены тексты и памятники культуры, которые позволили восстановить историю страны. В наше время на территории некогда существовавшей Ассирии расположено государство Ирак.

В заключение урока закрепляются основные даты, ученики устно восстанавливают план изученной темы.


Домашнее задание.


Содержится в рабочей книге, предлагается по желанию дополнить словарь «Исторические личности» страничкой об ассирийских царях, имена которых в нем отсутствуют, например об Ассаргадоне.

 



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет