Урок изобразительного искусства «Сочетание конструктивных и декоративных элементов в ордерной системе»



жүктеу 100.22 Kb.
Дата29.04.2016
өлшемі100.22 Kb.




Архитектура в преподавании

изобразительного искусства в 8 классе

Урок изобразительного искусства


«Сочетание конструктивных и декоративных элементов в ордерной системе»



Т.Ю. Пушкарная,

учитель изобразительного искусства и черчения, I квалификационная категория, педагогический стаж – 20 лет,

МОУ СОШ №31, 8А класс
Цель урока: Познакомить с особенностями архитектуры древней Греции на основе сочетания конструктивных и декоративных элементов ордерной системы.
Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с элементами ордерной системы как основы архитектуры Афинского Акрополя и настоящего на примерах: здания Пантеона в Париже, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, здания Большого театра в Москве, здания ГУМа, кинотеатра «Родина», краеведческого музея и музея медицины в Тамбове.

  2. Познакомить с элементами декора греческих храмов и использовать полученные знания в практической работе.

  3. Формировать творческие способности в архитектурном мышлении, навыки владения образным языком архитектуры и ее основной терминологией.

  4. развивать практические навыки работы с бумагой в технике аппликации и навыки декоративной работы.

  5. воспитание эстетического вкуса, ценностного отношения к памятникам истории и культуры, наследию предков.


Оборудование: Учебные таблицы. Диафильм «Культура Древней Греции». Диапозитивы: Пантеон в Париже, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, здание Большого театра в Москве, Фотографии улиц города Тамбова: ГУМ на ул. Советской, кинотеатр «Родина», здание краеведческого музея. Раздаточный материал: «Алфавит эмблем», «Древнегреческие орнаменты». Музыкальные произведения: «Сиртаки» и классические музыкальные произведения.
Оборудование и материалы для учащихся: аппликационная работа портика выполненная на предыдущем уроке, карандаш, фломастер, тетрадь.

План урока


  1. Организационный момент.




  1. Повторение пройденного. Диалог.




  1. Объяснение нового материала.




  1. Закрепление нового материала.




    1. Путешествие по Афинскому Акрополю.




    1. Современные памятники архитектуры.




    1. Здания города Тамбова.




  1. Объяснение практической работы.




  1. Самостоятельная работа учащихся.




  1. Подведение итогов.


Сценарий урока.


  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного. Диалог.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с ордерной системой.


– Скажите, пожалуйста, что такое ордер?

Ответ: Ордер – это порядок соотношения несущих и несомых частей здания в строечно-балочной конструкции.

– Какие части относятся к несущим?



Ответ: К несущим частям здания относится стереобат (ступени) или опора, стены, колонны. (Показ по таблице №1).

– Из чего состоит несомая часть?



Ответ: Несомая часть состоит из перекрытия – антаблемента и фронтона (Показ по таблице №1).
Мы с вами вспомнили конструктивные элементы здания.
– Что представляет собой колонна, и из каких частей она состоит?

Ответ: Колонна состоит из базы, ствола, на котором находятся углубления – каннелюры, завершается колонна сверху капителью. Снизу вверх колонна сужается. (Показ по таблице №1).
На прошлом уроке мы говорили о том, что в Древней Греции сложилось три стиля ордерной системы.
– Какие это стили, назовите их?

Ответ: Дорический стиль или ордер, ионический, а позднее появился коринфский.
Сейчас я буду читать описание какого-то ордера, а вы должны догадаться какого и показать его по таблице. (Показ по таблице №2).
Этот ордер стал воплощением силы и мужества, здание, построенное в этом стиле, массивно и торжественно. Колонны приземистые, их капители просты и надежны. Колонны этого ордера не имеют базы. По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами с острыми гранями.

Ответ: Дорический ордер (показ).
Этот ордер считается воплощением женственности. Стиль изящен и спокоен. Капитель состоит из двух завитков – валют. Колонны создают ощущение легкости и изящества.

Ответ: Ионический ордер (показ).
Характерная черта этого ордера – высокая капитель, украшенная завитушками растительного орнамента. Колонны этого ордера максимально приближены к стене и даже могут соприкасаться с ней.

Ответ: Коринфский ордер (показ).



  1. Объяснение нового материала.


(Работа по таблице №2).

В классической системе пять ордеров. К трем греческим римляне добавили еще два ордера.



Тосканский (тяжеловесный и простой). Использовался в военных и хозяйственных постройках.

Композитный (декоративный с очень нарядной капителью).

Итак, теперь мы знаем, что в классической ордерной системе пять стилей. Назовем их.



Тосканский

Дорический

Ионический

Коринфский

Композитный
Обратимся к теме урока: «Сочетание конструктивных и декоративных элементов в ордерной системе».

Ордерная система – это не только соотношение конструктивных частей здания, но и декоративных элементов – элементов украшения. О некоторых их них мы уже сказали (капители, каннелюры). Давайте посмотрим, какие еще декоративные элементы украшали греческие здания. Крыши греческих храмов декорировались вертикальными украшениями на вершине и по углам фронтона – акротериями (Показ по таблице №1) и украшениями по краю кровли – антефиксами (Запись новых архитектурных терминов в тетрадь).

Украшения дорических храмов отличались от ионических и коринфских. Давайте рассмотрим это на примере антаблементов.

Работа по таблице №3, №4.

Характерные особенности украшения дорической архитектуры:

Фриз дорического ордера украшался чередованием триглифов (вертикальных бороздок) и метоп со скульптурными барельефами. (Запись терминов).

Нижняя часть антаблемента в ионической и коринфской архитектуре делилась на три яруса по горизонтали, а украшения фриза напоминало гирлянду из барельефов.

Итак, какие декоративные элементы – элементы украшения мы встречаем в Др. Греческом здании?


  • Украшения капителей, каннелюры;




  • Акротерии;

  • Антефиксы;

фронтон







  • Метопы;

  • Триглифы.

фриз дорического ордера




  1. Закрепление нового материала.




    1. Путешествие по Афинскому Акрополю.

А теперь давайте вновь обратимся к храмам Афинского Акрополя, так как именно Акрополь является классическим примером использования ордерной системы.



Диафильм «Культура Древней Греции».
Храм Афины – Ники.

Сообщение учащегося:

Храм Афины – Ники был создан архитектором Колликратом. Храм с двух фасадов имел четырех колонные портики, высота колонн храма 4 метра. Он окружен со всех сторон рельефным скульптурным фризом, на котором изображались картины битв греков с врагами. На восточной стороне фриза изображены олимпийские боги, созерцающие битвы греков.
Давайте попробуем определить, к какому ордеру относится этот храм? (Ионический ордер).

Проходим через ворота Пропилеи и подходим к храму Парфенону.


Парфенон. (Показ)

Сообщение учащегося:

Парфенон или храм богини Афины был главным храмом Афин. Его возвели под руководством двух талантливых архитекторов Иктина и Колликрата, но по свидетельству древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя «главою и руководителем всех художников» был Фидий. При всей своей простоте храм производит впечатление одушевленного организма, кажется, что он не выстроен, а «рожден» землей Греции. Он является крупнейшим дорическим храмом. Высота его колонн 10,5 м. Сами колонны довольно большие по диаметру. Четверо мужчин должны широко растянуть руки, чтобы обнять их ствол.
Эрейхеон. (Показ)
Перед нами Эрейхеон – самое оригинальное сооружение в древнегреческой архитектуре, на южной стороне храма находятся портик кариатид, он перед нами. Кариатиды – девушки, поддерживающие крышу храма. Эрейхеон относится к ионическому ордеру.
Греческая архитектура оказала огромное влияние на формирование римской и византийской архитектуры и стала эталоном для европейских стилей: ренессанса, барокко, классицизма.

– Как вы думаете, почему это произошло, в чем особенность греческой архитектуры?



Ответ: Древнегреческая архитектура была соразмерна человеку, она не подавляла его. Она прославляла человека, возвышала его силу и красоту, подобную божественной.
«Я почувствовал себя молодым, бодрым, сильным, как никогда» – писал русский поэт Мережковский после посещения Греции о своих впечатлениях и ощущениях.



    1. Современные памятники архитектуры.

А теперь обратимся к архитектурным памятникам настоящего и постараемся увидеть и почувствовать в них влияние античной архитектуры.
Показ слайдов
Пантеон в Париже или бывшая церковь Святой Женевьевы. Построена в стиле классицизма в 1790 г. архитектором Ж.Ж. Суфло.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – архитектор Монферран. Также образец классического стиля.
Здание Большого театра в Москве построено по проекту архитектора Бове и Михайлова.
3. Здания города Тамбова.
– Ребята, а в нашем городе есть здания, похожие на античные памятники архитектуры?

Ответ: Да. Здание ГУМа на ул. Советской. Бывшее здание гостиного двора – памятник архитектуры XIX века. Кинотеатр «Родина», здание краеведческого музея, музея медицины больницы Архиепископа Луки.


  1. Объяснение практической работы.

Древнегреческий портик получил широкое распространение в архитектуре Др. Рима, эпохи возрождения, классицизма. И сейчас у входа в особые здания нас встречают стройные колонны и треугольный фронтон. Вы сказали, что такие здания есть и у нас в городе. Портики придают этим зданиям торжественный, значимый вид. Эти здания делают улицы нашего города более нарядными, красивыми.

На прошлом уроке вы выполнили аппликационную работу – портик здания в стиле античной архитектуры. Сегодня ваша задача украсить его в зависимости от назначения здания. Это может быть здание: музыкального театра, библиотеки, военного музея, музея античной культуры или другое здание.

Сегодня мы работаем над декоративными элементами здания. Сегодня вы архитекторы-дизайнеры и сами должны решать, как оформить фронтон, как украсить антаблемент, будете ли вы придерживаться одной ордерной системы или это будет смешение нескольких стилей. В своей работе вы можете использовать элементы декора – греческие орнаменты, которые находятся у вас на столах, и алфавит эмблем. Его вы тоже можете использовать при оформлении фронтона. А что получится – мы увидим в конце урока.




  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся должны прорисовать декоративные элементы на колоннах, оформить фронтон и антаблемент в соответствии с выбранным назначением здания.



Во время работы звучит классическая музыка и народный греческий танец «Сиртаки».
Индивидуальная работа учащихся.


  1. Подведение итогов урока.




    1. Анализ выставки работ учащихся по плану:

  • выбранное назначение здания;

  • элементы декора, используемые в работе для отражения назначения здания, его характера: выразительность, адекватность, оригинальность.



    1. Разгадывание кроссворда с ключевым словом ДИЗАЙН.




      1. Как называется порядок соотношения несущих и несомых частей здания? (ОРДЕР)

      2. Какой древнегреческий архитектор работал вместе с Калликратом над созданием Парфенона? (ИКТИН)

      3. Как называется основание колонны? (БАЗА)

      4. Назовите архитектора, создавшего храм Афины – Ники. (КАЛЛИКРАТ)

      5. Кто по свидетельству древнегреческого историка Плутарха был главою и руководителем всех художников, работающих на строительстве Афинского Акрополя? (ФИДИЙ)

      6. Назовите имя древнегреческой богини, для которой был построен Парфенон. (АФИНА)









1.




Д










2.







И










3.




З







4.

А






















5.










Й







6.







Н







У нас получилось ключевое слово – ДИЗАЙН – то, чем мы сегодня занимались на уроке.






©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет