Урок-обобщение по теме: "северная америка "



жүктеу 211.74 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі211.74 Kb.

Урок-обобщение по теме: "СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА "




Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся по теме «Северная Америка»;

  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету.


Задачи:

  • продолжить работу по формированию навыков сотрудничества в коллективе;

  • углубить, расширить, систематизировать знания по географии Северной Америки;

  • совершенствовать умение творчески использовать полученные знания.


Тип урока: контрольно — обобщающий.

Форма урока: урок - путешествие.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, карточки-задания.

Форма работы учащихся: групповая (команды).
Девиз урока:

«А жизнь ещё прекрасна тем, что можно путешествовать».

Н. Пржевальский

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Перед началом игры учащиеся делятся на 2 команды. Столы (парты) стоят друг против друга.

«Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами заканчиваем изучение еще одного материка нашей планеты - Северная Америка. Цель нашего урока: обобщить и углубить знания по пройденной теме. Предлагаю Вам проверить и оценить свои знания об этом удивительном континенте, двигаясь по алгоритму плана изучения материка. Каждая станция сегодняшнего путешествия имеет одноименное название с пунктами плана характеристики материка. Давайте, вспомним эти пункты! Ваша задача пройти все станции, набрав максимальное количество баллов на каждой из них. На каждой станции можно заработать определённое количество баллов, если Вы выполните задание раньше всех и правильно. Чем больше баллов Вы наберете, тем выше будет Ваша оценка за урок. Критерии оценки у вас на оценочных листах.



Давайте мысленно совершим увлекательное путешествие по материку Северная Америка. Итак, в добрый путь!»

II. Основная часть урока. (игра-путешествие по станциям)

I. СТАНЦИЯ - «Географическое положение»

Задание: Собрать разрезанный контур материка Северная Америка. Кто первый справится - зарабатывает 1 балл.

II. СТАНЦИЯ - «История исследования»

Задание: Найдите соответствие между столбцами. За каждый правильный ответ 1 балла. Время – 2 минуты.


Дата

Исследователь

Событие

1) 12 октября 1492 г.

А) Открытие о. Гренландия

2) Эйрик Рауди («Рыжий»)


Б) Открытие о. Ньюфаундленд

3) Руаль Амундсен

В) Открытие залива и пролива (его имени)


4) Джон Кабот

Г) Открытие Америки

5) Генри Гудзон

Д) Первое плавание через Северо-западный проход

6) Александр Макензи

Е) Исследование северной части, открытие реки (его имени)



Ответы

1 - Г

2 - А

3 - Д

4 - Б

5 - В

6 - Е


III. СТАНЦИЯ - «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Задание: Выберите карточку, ответьте правильно на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на обсуждение 3 минуты.

Примеры карточек: 1. Что лежит в основе восточной части материка (тектоническая структура)? 2. Назовите наивысшую точку материка Северная Америка? 3. Почему на западе Северной Америки часто происходят землетрясения и извержения вулканов? 4. Что вам известно о вулкане Орисаба? 5. Каким полезным ископаемым знамениты Аппалачи?

Примеры карточек: 1. Что лежит в основе западной части материка (тектоническая структура)? 2. Назовите низшую точку материка Северная Америка? 3. На какие две части, по особенности рельефа, делится материк Северная Америка? 3. Какая низменность занимает юг США ? 4. Что вам известно о Прадхо-Бей? 5. Что такое фьорды? Где они встречаются?

IV. СТАНЦИЯ - «Климат»

Задание: Ответить на вопросы. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Если команда отвечает не правильно, на вопрос может ответить вторая команда. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Давайте вспомним главные климатообразующие факторы? (ГП и размеры материка, рельеф, океанические течения, многолетняя мерзлота)

2. В каких климатических поясах расположена Северная Америка? (Во всех, кроме экваториального)

1. Где отмечены самые низкие температуры? (о. Гренландия -700С, бассейн



реки Юкон и Макензи -640С)

2. Самая высокая температура для западного полушария была

зарегистрирована? Где и сколько? (+570С, Долина Смерти)

3. Где выпадает самое большое количество осадков? Сколько? (подножие



Канадских Кордильер, от 2000 мм до 6000 мм)

4. Где выпадает самое маленькое количество осадков? Сколько? (в котловинах высокогорного плато Кордильер США, 100 мм)


О каком климатическом поясе идёт речь?

5. Расположен на крайнем юге материка и занимает наименьшую площадь среди

климатических поясов? (Субэкваториальный)

6. Зимой сюда смещаются умеренные ВМ, летом - тропические? (Субтропический)

7. Занимает наиболее значительную часть территории материка? (Умеренный)

8. Занимает полуостров Калифорния, Мексиканское нагорье, юг Флориды. Постоянно господствуют тропические ВМ? (Тропический)

9. Характерна холодная зима ( -25С … -30С) и короткое и прохладное лето (+7С … +10С). Широкое распространение получила многолетняя мерзлота (Субарктический)

10. Климат отличается исключительной суровостью? (Арктический)



V. СТАНЦИЯ - «Внутренние воды»

Задание: Вам нужно вставить пропущенные слова. За правильный ответ 5 баллов. Время – 3 мин.

Северная Америка богата внутренними водами. Однако распределены водные ресурсы неравномерно. Реки и озёра Северной Америки относятся к бассейнам 3 океанов, это - Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый. Самая большая река материка - Миссисипи, её притоки р. Огайо и Миссури. К бассейну Тихого океана принадлежат реки Юкон, Колорадо, Колумбия . В долине реки Колорадо находится знаменитый Большой Каньон. В состав Великих Американских озёр входят озёра Верхнее , Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Они имеют ледниково-тектоническое происхождение. Из озера Эри в Онтарио сток осуществляется по реке Ниагара, на которой находится Ниагарский водопад. Самый крупный на материке ледник Маласпина, который находится в Кордильерах Аляски.



Физкультразминка

VI. СТАНЦИЯ - «Природные зоны»

Задание: По представленным слайдам командам нужно назвать растения и животных Северной Америки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

VII. СТАНЦИЯ - «Картографическая»

Эта остановка поможет выявить, насколько вы знают карту. Каждый участник выбирает две карточки с географическими названиями и показывает данные объекты на карте. За каждый правильный ответ – 1 балла.


1. Полуостров Лабрадор

2. Кордильеры

3. Аппалачи

4. Мексиканское нагорье

5. Остров Гренландия

6. Карибское море

7. Река Маккензи

8. Гудзонов залив

9. Река Миссури

10. Канадский Арктический архипелаг

11. Озеро Онтарио

12. Река Колорадо

13. Гора Мак-Кинли

14. Остров Ньюфаундленд

15. Река Колумбия

16. Долина Смерти

17. Река Миссисипи

18. Озеро Верхнее

19. Озеро Мичиган

20. Лаврентийская возвышенность

21. Озеро Гурон

22. Центральные равнины

23. Великие равнины

24. Мексиканский залив

25. Остров Куба

26. Берингов пролив

27. Багамские острова

28. Ниагарский водопад

29.Полуостров Флорида

30. Полуостров Юкатан

31. Полуостров Аляска

32. Полуостров Калифорния

33. Река Святого Лаврентия

34. Река Юкон

35. Озеро Большое Невольничье

36. Озеро Большое Медвежье


VIII. СТАНЦИЯ - «Население и страны»

Задание: Определите, о какой стране материка Северная Америка идет речь.

1. Страна является колыбелью нескольких древних цивилизаций. Представители одной из них, проживавшие на полуострове, расположенном на юге страны, обладали высоким мастерством в живописи, скульптуре, архитектуре, были прекрасными математиками и астрономами. Другой народ за короткий срок в 14 в. создал могущественное государство и построил на месте современной столицы величественный город дворцов и храмов (Мексика).

2. Ключ на гербе этой страны символизирует важное географическое положение этого островного государства, занимающего крупнейший остров архипелага. Главная сельскохозяйственная культура страны – сахарный тростник, по производству и экспорту которого государство является одним из мировых лидеров. (Куба)

3.Самая северная густонаселённая страна Центральной Америки. Около 60% населения составляют индейцы – наследники древней культуры майи. Индейцы понимают официальный язык страны (испанский), но не забыли и язык предков. Население занято преимущественно сельским хозяйством, на экспорт идут кофе, сахарный тростники, хлопок Название столицы такое же, как и страны. (Гватемала)

4. Название страны в переводе с языка одного из индейских племён означает «селение». Большая часть территории покрыта лесами, в основном хвойными (ель, пихта, сосна), но встречаются и лиственные (берёза, осина, тополь). Страна является крупным производителем лесной продукции, железной руды, нефти и газа. Имеет самый большой в мире торговый оборот с соседним государством. Подавляющая часть населения сконцентрирована вдоль южной границы. (Канада)

5. По добыче нефти, природного газа, угля и выплавке стали эта страна входит в пятёрку мировых лидеров. Хотя по числу энергоблоков работающих АЭС занимает первое место в мире, более 80% производства электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Широко развито производство солнечной, ветровой электроэнергии (США).

6. Территория этой страны расположена в пределах двух материков Северной Америки и Южной. Название этой страны звучит так как и головной убор. (Панама).

IX. СТАНЦИЯ – «Конкурс капитанов»

Капитаны в группах вызываются к доске. Среди них проводится аукцион “Рекорды Северной Америки”. Разыгрывается дополнительных 2 балла. Ребята по порядку называют рекорды материка и показывают по карте, а кто не отвечает в течение 5 секунд, садится на место.

Задание: Подберите примеры объектов и явлений природы в Северной Америки, которые можно определить словом «самый». Например: Австралия – самый сухой материк; Антарктида – самый высокий материк.

1. Здесь расположена самая крупная в мире пещера – Мамонтова пещера (Аппалачи).

2. Единственный материк, который полностью расположен в Северном полушарии.

3. Здесь расположен самый крупный остров в мире.

4. Рекордный показатель температуры + 57 С (Долина смерти) для Зап. п\ш.

5.Крупнейшее на Земле скопление пресной воды – уникальная система Великих озёр.

6.Здесь водятся бизоны.


.

X. СТАНЦИЯ - «Дополнительные вопросы»

Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ получают по одному баллу. Если команда не правильно ответила на вопрос, то может на этот вопрос ответить вторая команда и дополнительно получить 0,5 балла

1). Самое большое по площади государство Северной Америки? (Канада).

2). Какой государственный язык в Мексике? (Испанский).

3). Коренное население Сев. Америки? (индейцы и эскимосы).

4). Кому принадлежит Аляска (США).
5). Что обозначено на государственном флаге Канады? (Клён).
6). Принадлежит ли Канаде о. Гренландия? (Нет, Дании).
7). Какова площадь Северной Америки (24 млн км2).
8). Горы, протянувшиеся параллельно Великим равнинам и самым высоким на

материке горам….(Скалистые).


9). Эти горы по высоте напоминают Уральские… (Аппалачи).

10). Что такое прерии? (лесостепная зона, это безлесные с богатой травянистой растительностью равнины СА)



III. Подведение итогов.

Давайте подведем итоги нашего урока. Сейчас попробуйте оценить свои знания по Северной Америке, воспользовавшись критериями оценок на ваших оценочных листах. Сосчитайте количество баллов, набранных на каждой станции. Если, Вы набрали более 40 баллов, Вам присваивается звание “Знаток Северной Америки”. Если, Вы набрали от 25 до 40 баллов, Вам присваивается звание “Любители Северной Америки”. Если в сумме у Вас получилось менее 25 баллов, постарайтесь еще раз совершить заочное путешествие по этому удивительному материку.

Капитаны должны правильно и объективно оценить каждого участника команды и выставить ему оценку.

IV. Рефлексия

- Ребята вам понравилась путешествовать?

- С каким настроением вы сегодня угодите с урока?


  • Радости

  • Грусти

  • Разочарования

  • Успеха

  • Гордости

Оценочная шкала 1 команды

Станция

Максимальное кол-во баллов

Набранное кол-во баллов

1. Географическое положение.

1 б





2. История исследования

6 б





3.Рельеф и полезные ископаемые

5 б





4.Климат

5 б





5.Внутренние воды

5 б





6.Природные зоны

по 1 б. за каждый правильный ответ




7. Картографическая

по 1 б. за каждый правильный ответ




8. Население и страны

1б за угаданную страну




9. Конкурс капитанов

2 б





10. Дополнительные вопросы

по 0.5 б за каждый правильный ответ




СУММА

52 балла




Ключ:

-- 40 б. и более – «Знатоки Северной Америки»

-- от 25 до 40 б. –«Любители Северной Америки»

-- менее 25 б. – постарайтесь ещё раз совершить заочное путешествие по этому загадочному материку



Индивидуальная оценка каждого участника команды (по 10 бальной шкале)

1) Коголь Ксения _____б


2) Павловская Мария _____б
3) Казакова Кристина _____б
4) Воронова Полина _____б
5) Вербицкая Кристина _____б
6) Сивогривая Юлия _____б

Оценочная шкала 2 команды

Станция

Максимальное кол-во баллов

Набранное кол-во баллов

1. Географическое положение.

1 б





2. История исследования

6 б





3.Рельеф и полезные ископаемые

5 б





4.Климат

5 б





5.Внутренние воды

5 б





6.Природные зоны

по 1 б. за каждый правильный ответ




7. Картографическая

по 1 б. за каждый правильный ответ




8. Население и страны

1б за угаданную страну




9. Конкурс капитанов

2 б





10. Дополнительные вопросы

по 0.5 б за каждый правильный ответ




СУММА

52 балла




Ключ:

-- 40 б. и более – «Знатоки Северной Америки»

-- от 25 до 40 б. –«Любители Северной Америки»

-- менее 25 б. – постарайтесь ещё раз совершить заочное путешествие по этому загадочному материку



Индивидуальная оценка каждого участника команды (по 10 бальной шкале)

1) Никонов Павел _____б


2) Соловьёв Степан _____б

3) Воронов Дмитрий _____б


4) Голубев Владислав _____б
5) Устинович Вадим _____б
6) Ворокосов Михаил _____б

Выберите правильные утверждения:

1. Северная Америка похожа по очертанию на Южную Америку.

2. Северная Америка омывается водами всех океанов.

3. Большая часть материка расположена в тропическом и субэкваториальном поясах.

4. Северная Америка расположена и в Северном, и в Южном полушариях.

5. Ближе всего к Северной Америке расположена Евразия.

6. Мамонтова пещера находится в Кордильерах.

7. Аппалачи – молодые горы, где продолжается горообразование.

8. Высшая точка Кордильер – гора Мак-Кинли.

9. Север материка расположен в арктическом климатическом поясе.

10. Торнадо – мощные смерчи на Тихоокеанском побережье.

11. Полуостров Калифорния лежит в области субтропического сухого климата.

12. На полуострове Аляска выпадает больше осадков, чем на Лабрадоре.

13. Река Ниагара соединяет озёра Эри и Онтарио.

14. Самое большое озеро в группе Великих озёр – Атабаска.

15. Река Макензи названа в честь знаменитого английского путешественника.

16. Большой Каньон лежит на реке Колорадо.

17. Тайга занимает побережье Северного Ледовитого океана.

18. Прерии – это степи в Северной Америке.

19. Самый большой национальный парк – Эверглейдс.

20. Экскимосы и индейцы – коренные жители материка

Выберите правильные утверждения:

1. Северная Америка похожа по очертанию на Южную Америку.

2. Северная Америка омывается водами всех океанов.

3. Большая часть материка расположена в тропическом и субэкваториальном поясах.

4. Северная Америка расположена и в Северном, и в Южном полушариях.

5. Ближе всего к Северной Америке расположена Евразия.

6. Мамонтова пещера находится в Кордильерах.

7. Аппалачи – молодые горы, где продолжается горообразование.

8. Высшая точка Кордильер – гора Мак-Кинли.

9. Север материка расположен в арктическом климатическом поясе.

10. Торнадо – мощные смерчи на Тихоокеанском побережье.

11. Полуостров Калифорния лежит в области субтропического сухого климата.

12. На полуострове Аляска выпадает больше осадков, чем на Лабрадоре.

13. Река Ниагара соединяет озёра Эри и Онтарио.

14. Самое большое озеро в группе Великих озёр – Атабаска.

15. Река Макензи названа в честь знаменитого английского путешественника.

16. Большой Каньон лежит на реке Колорадо.

17. Тайга занимает побережье Северного Ледовитого океана.

18. Прерии – это степи в Северной Америке.

19. Самый большой национальный парк – Эверглейдс.

20. Экскимосы и индейцы – коренные жители материка

2. СТАНЦИЯ - «История исследования»

Задание: Найдите соответствие между столбцами. За каждый правильный ответ 1 балла. Время – 2 минуты.


Дата

Исследователь

Событие

1) 12 октября 1492 г.

А) Открытие о. Гренландия

2) Эйрик Рауди («Рыжий»)


Б) Открытие о. Ньюфаундленд

3) Руаль Амундсен

В) Открытие залива и пролива (его имени)


4) Джон Кабот

Г) Открытие Америки

5) Генри Гудзон

Д) Первое плавание через Северо-западный проход

6) Александр Макензи

Е) Исследование северной части, открытие реки (его имени)




Ответы

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -


3. СТАНЦИЯ - «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Задание: Ответьте правильно на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на обсуждение 3 минуты.

1. Что лежит в основе восточной части материка (тектоническая структура)? 2. Назовите наивысшую точку материка Северная Америка? 3. Почему на западе Северной Америки часто происходят землетрясения и извержения вулканов? 4. Что вам известно о вулкане Орисаба? 5. Каким полезным ископаемым знамениты Аппалачи?



3. СТАНЦИЯ - «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Задание: Ответьте правильно на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на обсуждение 3 минуты.

1. Что лежит в основе западной части материка (тектоническая структура)? 2. Назовите низшую точку материка Северная Америка? 3. На какие две части, по особенности рельефа, делится материк Северная Америка? 3. Какая низменность занимает юг США ? 4. Что вам известно о Прадхо-Бей? 5. Что такое фьорды? Где они встречаются?



5. СТАНЦИЯ - «Внутренние воды»

Задание: Вам нужно вставить пропущенные слова. За правильный ответ 5 баллов. Время – 2 мин.

Северная Америка ……….. внутренними водами. Однако распределены водные ресурсы …………….. Реки и озёра Северной Америки относятся к бассейнам …………….. океанов, это - ……………., ……………., ……………………. Самая большая река материка - ……………….., её притоки р. Огайо и Миссури. К бассейну Тихого океана принадлежат реки ……………., …………….., ……… В долине реки Колорадо находится знаменитый ………………….. В состав Великих Американских озёр входят озёра ………….., ……………, …………, …………….., …………….. Они имеют ……………. происхождение. Из озера Эри в Онтарио сток осуществляется по реке ……………, на которой находится …………….. водопад. Самый крупный на материке ледник …………….., который находится в ……………….



5. СТАНЦИЯ - «Внутренние воды»

Задание: Вам нужно вставить пропущенные слова. За правильный ответ 5 баллов. Время – 2 мин.

Северная Америка ……….. внутренними водами. Однако распределены водные ресурсы …………….. Реки и озёра Северной Америки относятся к бассейнам …………….. океанов, это - ……………., ……………., ……………………. Самая большая река материка - ……………….., её притоки р. Огайо и Миссури. К бассейну Тихого океана принадлежат реки ……………., …………….., ……… В долине реки Колорадо находится знаменитый ………………….. В состав Великих Американских озёр входят озёра ………….., ……………, …………, …………….., …………….. Они имеют ……………. происхождение. Из озера Эри в Онтарио сток осуществляется по реке ……………, на которой находится …………….. водопад. Самый крупный на материке ледник …………….., который находится в ……………….



1. Полуостров Лабрадор
2. Кордильеры
3. Аппалачи
4. Мексиканское нагорье
5. Остров Гренландия
6. Карибское море
7. Река Макензи
8. Гудзонов залив
9. Река Миссури
10. Канадский Арктический архипелаг
11. Озеро Онтарио
12. Река Колорадо

13. Гора Мак-Кинли
14. Остров Ньюфаундленд
15. Река Колумбия
16. Долина Смерти
17. Река Миссисипи
18. Озеро Верхнее
19. Озеро Мичиган
20. Лаврентийская возвышенность
21. Озеро Гурон
22. Центральные равнины
23. Великие равнины
24. Мексиканский залив

25. Остров Куба
26. Берингов пролив
27. Багамские острова
28. Ниагарский водопад
29.Полуостров Флорида
30. Полуостров Юкатан
31. Полуостров Аляска
32. Полуостров Калифорния
33. Река Святого Лаврентия
34. Река Юкон
35. Озеро Большое Невольничье
36. Озеро Большое Медвежье



- -


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет