Урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» Тема урока. «В салоне Анны Павловны Шерер»



Дата01.05.2016
өлшемі116.9 Kb.
түріУрок
Вводный урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема урока. «В салоне Анны Павловны Шерер»

Цель урока: формировать понятие взаимосвязи художественных приемов в романе как творческом методе Л.Н.Толстого;

расширять навыки анализа эпического произведения;

углублять знания учащихся о приемах раскрытия литературного образа; развивать культуру речи учащихся, навыки исследовательской работы; воспитывать интерес к литературе как искусству слова;

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях групповой работы.



Тип урока: урок-исследование

Оборудование: текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведению, портреты писателя.

Предварительное домашнее задание: прочитать 1-6 главы 1 части 1 тома романа «Война и мир», подготовить сообщение «Наполеон – император Франции», провести мини-исследования по содержанию прочитанных глав.

Уже в начале романа писателем достигнуто соединение частной, личной, отдельной жизни персонажей с жизнью общей, народной, национальной и - еще шире - общеевропейской и мировой.

К.Н.Ломунов


Ход урока

Вступительное слово учителя

С первых и до последних глав романа Л.Н.Толстой последовательно и планомерно развивает темы войны и мира. Эти темы неразрывно связаны между собой. Рукописи романа свидетельствуют о том, что взаимосвязь двух основных тем была найдена писателем не сразу. На поиски начала романа, на разработку его экспозиции Толстой потратил более года. Создав пятнадцать вариантов начала произведения, Лев Николаевич нашел, наконец, такую завязку, которая сразу же вводит читателя в «суть дела». В чем же видел ее писатель, начиная книгу со сцен мирной жизни своих героев? «Война во всем», — пишет он на полях рукописи первых глав романа.



  1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Роман «Война и мир» начинается с описания светского вечера, который в июле 1805 года в Петербурге устроила фрейлина Анна Павловна Шерер. На первый взгляд, кажется, что это очень подробное, неторопливое описание не имеет прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но именно здесь, в салоне Анны Павловны, мы знакомимся со многими героями, и здесь завязываются многие сюжетные линии романа. Давайте определим их.

  1. Основная часть урока

  1. Коллективная работа учащихся по составлению опорной схемы «Завязка основных сюжетных линий романа»

  • Князь Василий Курагин с помощью Анны Павловны решает женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской.

  • Пьер Безухов восторженными глазами смотрит на красавицу Элен, когда она проходит мимо него.

  • Андрей Болконский собирается на войну с Наполеоном, а жену, маленькую княгиню, думает оставить в деревне у своего отца.

  • Анна Михайловна Друбецкая приезжает на светский вечер, чтобы встретиться с князем Василием и выхлопотать теплое местечко своему сыну Борису, который хочет служить адъютантом у Кутузова.





Эти сюжетные линии по ходу повествования будут развиваться, пересекаться и раскрываться в дальнейшем.



  1. Установление ассоциативных связей с изученными произведениями литературы XIX века

Учитель. Анна Павловна Шерер встречает своего первого гостя, князя Василия, словами: «Ну, князь, Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажите, что у нас война, если вы еще раз позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста, - я вас больше не знаю, вы уж не друг мой…». Так с первых строк «Войны и мира» возникает «наполеоновская тема».

В каких известных вам произведениях писателей XIX века прослеживается «наполеоновская тема»?



Учащиеся. (прогнозируемые ответы учащихся)

  • Для Жюльена Сореля, главного героя романа Стендаля «Красное и черное», Наполеон был кумиром. Жюльен Сорель подражал Наполеону, стремился повторить его судьбу.

  • У Евгения Онегина в кабинете стоял бюст Наполеона «с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом» («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

  • Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, на примере Наполеона построил свою жестокую теорию.

Учитель. Наполеон владел умами и душами молодых людей всей Европы на протяжении XIX века. Многие люди, жившие на самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, мечтали о подвигах, подобных тем, какие он совершил. Чем же удивительна судьба этого человека?

Сообщение учащегося «Наполеон - император Франции»

Первую свою победу Наполеон одержал в 1793 году в битве при Тулоне. Победа при Тулоне сделала никому не известного капитана Бонапарта генералом. С этих пор сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне – том часе, когда они покажут, на что способны. В 1796 году Наполеон возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел со своими войсками по самой опасной дороге через Альпы и за шесть дней разбил итальянскую армию. В конце 1796 года произошел бой при Арколе. Французы трижды пытались взять аркольский мост, но не смогли. Тогда главнокомандующий Бонапарт сам бросился на мост со знаменем в руках. За ним ринулись остальные. Мост был взят. Когда французскую армию в Египте преследовала чума, Наполеон не побоялся навестить своих солдат в чумном госпитале в Яффе. Он обходил больных, протягивал им руку, отдал больным лошадей, а сам шел пешком вместе с другими солдатами. Возвратившись из Египта во Францию, генерал Бонапарт решил взять власть в свои руки. Он уничтожил завоевания французской революции и стал диктатором. В 1804 году Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором. Незадолго до коронации он совершил жестокую казнь герцога Энгиенского, который был близок к королевской семье.



  1. Определение основных нравственно - философских проблем романа

Учитель. Гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны, обсуждают эти и другие события из жизни Наполеона. По словам виконта Монтемара, «после убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя». Юный Пьер Безухов не понимает, что, став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает Наполеона: «Казнь герцога Энгиенского была государственная необходимость, и я именно вижу величие души в том, что он не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». Вспомните теорию Родиона Раскольникова, о которой так говорил Свидригайлов: «Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь». Более опытный князь Андрей говорит: «Нельзя не сознаться – Наполеон велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе … но есть другие поступки , которые трудно оправдать». Так в романе «Война и мир» появляется философская тема : место человека в истории. Эта тема выдвигает важные нравственные проблемы романа: взаимосвязь истории и отдельно взятой человеческой жизни, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека.

Какие еще нравственно-философские проблемы вы определили?



Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

  • Гости салона Анны Павловны говорят не только о Наполеоне и о предстоящей войне, но и о проекте вечного мира, который им излагает аббат Морио. Об этом размышляют Пьер Безухов и Андрей Болконский. Продолжая мысль князя Андрея о том, что «ежели бы все воевали только по своим убеждениям, то и войны бы не было», Пьер говорит: «Это-то и было бы прекрасно». Так уже в начале романа формируется идея: война - величайшее зло, мир - благо для всех людей.

  • Проблема взаимоотношений отцов и детей получает свое развитие с рассказа о семье князя Василия Курагина. Между отцом и детьми нет ни уважения, ни понимания, ни любви. Князь Василий о своих сыновьях говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дураки».

  • Л.Н.Толстой заставляет читателя задуматься о том, что такое счастье. Андрей Болконский не любит свою жену и поэтому чувствует себя несчастливым. Только Пьеру он может сказать: «Моя жена – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которыми можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я ни дал теперь, чтобы не быть женатым».

  • Очень важной в произведении является проблема истинной и ложной красоты.

  1. Мини-исследования учащихся «Основные художественные приемы романа «Война и мир»

Учитель. Уже в первых главах романа «Война и мир» четко прослеживаются основные художественные приемы, характерные для творческого метода Л.Н.Толстого. Отдельные группы учащихся получили предварительное задание: на примере первых глав произведения провести мини-исследования по заданным темам.

  1. Мини-исследование I группы «Главные композиционные средства изображения событий, общественных явлений и лиц в романе».

Одним из главных композиционных средств изображения событий, общественных явлений и лиц в романе «Война и мир» является принцип контраста. Он носит почти всеохватный характер. Контраст - в самом названии книги: «Война и мир». «Война во всем» прослеживается и в сценах мирной жизни. Противопоставляются портреты, речь, убеждения, поступки героев. Противопоставляются образ жизни отдельных персонажей, сословий русского общества.

Другой важнейший принцип композиции романа «Война и мир» - это «лабиринт сцеплений». Когда Л.Н.Толстой говорил об этом приеме, он имел в виду сложную содержательную связь между сценами, эпизодами и ситуациями, на первый взгляд, отдаленными друг от друга. Но эти сцены и эпизоды обретают свою подлинную глубину и смысл в соотнесении между собой. Например, эпизод «В салоне Анны Павловны Шерер» сцеплен по контрасту с эпизодом «Именины в семье Ростовых». В этих эпизодах сопоставлено все: причины сбора гостей (светский вечер у Шерер и семейный праздник у Ростовых); отношение к французскому языку, положение хозяек дома, характер приветствия гостей («иерархия приветствий» у Анны Павловны и благодарность «всем без исключения» графа Ростова). У князя Василия и графини Ростовой разное отношение к просьбе Анны Друбецкой, разное отношение к войне у гостей. А эпизод «Именины в семье Ростовых» сцеплен по сходству с эпизодом «Приезд князя Андрея в Лысые горы». Писатель подчеркивает уважение и взаимную любовь друг к другу в семье Болконских и семье Ростовых, естественность их поведения, чистоту внутреннего мира героев. Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов в I части романа. В романе же в целом эти эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений», в котором, по мнению Л. Н. Толстого, и состоит сущность искусства.



Отличительной особенностью повествования в романе является также присутствие автора в каждой сцене. Мы словно слышим голос писателя: он не скрывает своих симпатий и антипатий. Не составляет никакого труда догадаться, как автор относится к своим героям. Порою это делается совершенно открыто, порой скрывается за иронией или сарказмом. Например, Толстой так описывает еще недавно улыбчивую, игривую и кокетливую маленькую княгиню: «Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение». Отношение автора может выражаться не только через портрет, но и через внутренний монолог героя, авторское отступление-рассуждение.

  1. Мини-исследование II группы «Роль прилагательных-определений в создании портретных характеристик героев романа»

Перечитывая портреты гостей Анны Павловны Шерер, мы обратили внимание на то, что Л.Н.Толстой в создании портретных характеристик широко употребляет прилагательные как художественные определения. Эти слова помогают передать внутреннее, душевное состояние героев. Например, князь Василий появляется в гостиной Анны Павловны «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах со светлым выражением плоского лица». Это выражение лица словно маска, которая снимается и надевается, подобно башмакам и звездам. За этой маской князь Василий умело скрывает свои эмоции и мысли. Но как только настоящие чувства на короткое время прорываются наружу, лицо его меняется: в нем появляется «что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Холодное притворное» выражение лица у Анны Друбецкой. Весь вечер она делает вид, что слушает рассказчиков, но в душе у нее тревога, беспокойство и страх. На первых страницах романа представлены разные портреты литературных героев, но всех их объединяет одна деталь – улыбка. У Анны Павловны была постоянная «восторженная улыбка», сообразно той роли, которую она играла в светском обществе. Всякий, кто говорил с маленькой княгиней Болконской, видел «при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно». Каждый думал, что эта улыбка предназначена именно ему и «что он особенно нынче любезен». Княжна Элен появилась в гостиной Анны Павловны с «неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины» и покинула этот «восхитительный вечер» с той же улыбкой, которая сияла «еще светлее на ее прекрасном лице». Кажется, будто Элен наклеила эту улыбку и никогда не снимает. Анна Михайловна Друбецкая, пытаясь уговорить князя Василия, обратилась к нему «с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу». Улыбки этих людей являются символом чего-то фальшивого, наигранного, бездумного. Совсем другими предстают Пьер Безухов и Андрей Болконский. Улыбка у Пьера «была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе и как бы просящее прощение». А скучающий, несколько надменный князь Андрей, увидев Пьера, улыбнулся «неожиданно-доброй и приятной улыбкой». Таким образом, с помощью изобразительных средств языка Л.Н.Толстой показывает, что прекрасно лишь то лицо, в котором отражаются мысли, чувства, а не искусственная маска. Употребление прилагательных-определений в романе «Война и мир» является одним из важных элементов в создании портретных характеристик.

  1. Мини-исследование III группы «Речь как средство создания психологического портрета литературных героев»

В речевой характеристике литературного персонажа можно выделить такие составные: предмет разговора, его цель, словоупотребление, построение фраз, интонация, мимика, жесты. Язык литературного героя помогает читателю не только понять его духовный мир, но и оказаться в центре описываемых событий, увидеть происходящее с позиций его участников, определить авторский стиль писателя. Л.Н.Толстой часто подробно описывает манеру говорить своих героев, тем самым раскрывая их потаенные мысли и чувства, определяя к ним авторское отношение. Князь Василий, например, говорил «всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы». Будучи уведомлен о болезни Анны Павловны, он спрашивает: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг?». Кажется, что звучат вполне учтивые слова. Но говорил он эти слова, замечает автор, «не изменяя голоса и тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка». Если скрытая ирония и насмешка будут слышны во многих репликах, обращенных к «милому другу», то с бедной Анной Друбецкой князь Василий говорил «неохотно, почти неучтиво, со скукой в голосе». «Восторженная» речь Анны Павловны соответствовала той роли энтузиастки, которую она играла в светском обществе Петербурга. Рассказывая анекдот, Ипполит Курагин говорит «видимо, с трудом соображая», путая русские и французские слова, речь его совершенно бессвязна. Однако Анна Павловна, привыкшая жить в мире притворства и фальши, как и другие, оценила «светскую любезность князя» и осудила «неприятную и нелюбезную выходку» Пьера Безухова. «Нелюбезность» Пьера состояла в том, что он «боялся пропустить умные разговоры», говорил «оживленно и естественно». Он говорит без оглядки на мнение других: «Наполеон велик потому, что стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее, и равенство граждан, и свободу слова, печати…». Пьер отстаивает свои убеждения: «Я потому так говорю, что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии, а один Наполеон умел понять революцию и победить ее». Андрей Болконский по-разному говорит с окружающими: сухо и неприятно с Ипполитом Курагиным, ласково и нежно с Пьером, холодно и учтиво с женой. Высказывания Андрея Болконского позволяют понять, о чем он думает, что его волнует. Князя Андрея не интересуют светские сплетни, анекдоты, он размышляет об ответственности человека за свои поступки, о цели в жизни, о предстоящей войне. Только с Пьером князь Андрей может быть откровенным: «Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

Таким образом, речевая характеристика играет не только важную роль в создании психологического портрета литературного героя, но и помогает писателю выразить какую-то важную мысль, идею.



  1. Подведение итогов урока

  1. Беседа с учащимися

  • Какие основные темы и нравственно-философские проблемы романа мы определили?

  • Назовите главные композиционные средства изображения событий и лиц в романе «Война и мир».

  • Определите средства создания психологического портрета литературного героя, которые использует Л.Н.Толстой.

  1. Заключительное слово учителя

Наши наблюдения, исследования помогают сделать вывод: первые главы романа - важная ступень к пониманию, осмыслению и восприятию художественного произведения. На это обратил внимание и известный исследователь творчества Л.Н.Толстого К.Н.Ломунов, слова котрого стали эпиграфом к нашему уроку. Экспозиция произведения словно открытая дверь в сложный, удивительный и необыкновенно интересный мир романа «Война и мир».

  1. Домашнее задание

Прочитать: т. 1, ч. 1: «Именины у Ростовых» (гл. 7-9, 16); «В доме графа Безухова» (гл. 20-21); «Лысые горы» (гл. 23-25). Подготовить сообщение «Смотр под Браунау осенью 1805 года»
Литература

  1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.

  2. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. - Изд-во МГУ, 1981.

  3. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в 3 тт. - Т.1. – М.: Художественная литература,1988.

Каталог: attachments
attachments -> Лекции 30 часов Семинарские занятия -15 часов срс 60 часов срсп 30 часов КарагандЫ 2010 Форма 2 Силлабус составлен к э. н., доцентом Абеуовой С. Т., на основании госо рк, типовой программой дисциплины «Международные организации»
attachments -> «атф полис» Сақтандыру Қазақстан Республикасының компаниясы» АҚ акционерінің қаржы нарығы мен Шешімімен бекітілген қаржылық ұйымдарды реттеу
attachments -> «атф и ее роль в клетке. Ферменты» Карагулян Олеся Владимировна
attachments -> Программа дисциплины «Западноевропейское искусство и дизайн (XX-XXI век)»
attachments -> Тәуелсіз эксперттердің филиалдар, өкілдіктер тізімі
attachments -> Бір көзден алу тәсілімен мемлекеттік сатып алу қорытындысы туралы хаттама


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет