Урок по теме «Ассирийская держава»



жүктеу 116.2 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі116.2 Kb.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным

изучением иностранных языков» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Урок по теме

«Ассирийская держава»

5 класс


Автор: учитель истории

Андреева Валентина Викторовна

Тема урока: «Ассирийская держава».

Задачи урока:

1. Показать, как открытие железа способствовало развитию земледелия и ремесла, и появлению могущественной державы Ассирии.

2. Выяснить в чем состояло могущество ассирийской армии, и какие военные новшества применяли ассирийцы

3. Показать роль Ашшурбанапала в истории Ассирии.

4. Воспитать чувство неприязни к любому угнетению и порабощению народов, к жестокости.

Оборудование: карта.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:


  1. Опрос:

  1. Покажите на карте Финикию. Словесно определите местоположение этой страны.

  2. Назовите финикийские города.

  3. Что такое колония? С какой целью финикийцы основывали свои поселения по всему Средиземноморью?

  4. Какие открытия изобретения сделали финикийцы?

  5. Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? (Подобно ткани и глиняной посуды, стекло в природе в готовом виде не существует. Его изобретение – одно из самых крупных в истории человечества.)

  6. Тесты:

1.Первый в истории человечества алфавит был создан

А) в Египте

Б) в Вавилоне

В) в Ассирии

Г) в Финикии

2. Финикийцы жили

А) в среднем течении реки Евфрат

Б) в среднем течении реки Тигр

В) на всей территории Междуречья

Г) на восточном побережье Средиземного моря

3. Основным занятием финикийцев было

А) торговля

Б) мореплавание

В) скотоводство

Г) земледелие

4. Финикийцы были (не один ответ)

А) кочевниками

Б) мореплавателями

В) кораблестроителями

Г) торговцами

5. Одним из важных предметов торговли финикийцев был

А) скот


Б) продукты земледелия

В) предметы роскоши

Г) рабы

7. Составьте рассказ, используя следующие слова:



Карфаген, колония, финикийцы, алфавит, работорговля, мореплавание.
Учитель: И так мы с вами повторили Финикию. Финикийские города попали под власть царей Ассирии в 8-7 веках до н. э.. Обратите внимание на карту на стр. 86 учебника. Свое название эта страна получила из древнего города Ашшура.

Вопрос:

  1. На кокой реке находится город Ашшур? (На правом берегу Тигра).

Учитель: Верховным богом ассирийцев был Ашшур. Вспомните:

Вопросы:

1. Двуречье делилось на…? (Северное и Южное).

  1. Какое государство находилась в Южном Двуречье? (В Южном Двуречье находилась Вавилонское государство).

Севернее Вавилонии, в верхнем течении Тигра и была расположена страна Ассирия.

  1. Вопрос: С какой страной новой страной мы с вами сегодня будем знакомиться? ( С Ассирией).


И так тема нашего урока: « Ассирийская держава».

Ассирия — (ассир. Атур), древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака).

4.Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? О чем мы будем говорить?

Задачи урока:

1. Показать, как открытие железа способствовало развитию земледелия и ремесла, и появлению могущественной державы Ассирии.

2. Выяснить в чем состояло могущество ассирийской армии, и какие военные новшества применяли ассирийцы

3. Показать роль Ашшурбанапала в истории Ассирии.

4. Воспитать чувство неприязни к любому угнетению и порабощению народов, к жестокости.


  1. План изложения нового материала:

  1. Освоение железа.

  2. Ассирийское войско.

  3. Завоевание ассирийских царей.

  4. Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала.


Задание на урок: Определите причины возвышения Ассирийской державы?
Учитель: Во время царя Хаммурапи Ассирия была подчинена Вавилону. Но через 700-800 лет Ассирия усиливается, она переживает хозяйственный подъем. С чем это было связано? (Риторический вопрос).

Задание: «В гробнице египетского фараона Тутанхамона жившего 3 тысячи 300 лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Среди них предметы из золота – несколько тысяч килограмм и только три предмета из железа: кинжал, браслет, железный жук.

Почему железных изделий мало? Чем объяснить, что царское украшение (браслет) сделан из железа?

Ответ: Во времена фараонов железо было редким металлом и ценилось дороже золота.

Вопросы: 1. Назовите первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда.

Ответ: медь.

Меди в природе меньше чем железа.

2. С каким еще металлом мы знакомились с вами? (Бронза).

3. Почему люди научились медь обрабатывать раньше, чем железо? ( Ученик готовит дома ответ).

Ответ: Во времена строительства пирамиды Хеопса люди пользовались медными орудиями труда.

В эпоху вавилонского царя Хаммурапи уже была распространена бронза. Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда встречается в природе редко и стоила довольно дорого.

К тому же металлы эти мягкие. Медь не ржавеет, она встречается в природе в виде чистых самородков, а железо в соединении с кислородом. Железная руда похожа на рыхлую ржаво- красную глину. Долгое время некто не подозревал, что из мягкой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Плавится железо при более высокой температуре, чем медь.

Для плавки железа нужны специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов.

Но зато железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы.

Учитель:

Правда, железо было знакомо еще в глубокой древности: время от времени на землю падали из космоса обломки небесных тел – метеориты, они содержат железо. Многие древние народы называли железо «небесным камнем». Но « небесного железа» было очень мало и стоило оно дороже золота.

Возможно, что предметы из гробницы сделаны из метеоритного железа. Добывать железо из руды жители Передней Азии научились около 10 в до н. э. (записать в тетрадь). Таким образом, хозяйственный подъем мог быть связан с тем, что жители Передней Азии уже овладели способом добычи железа.

4. Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы на берегу Нила, Тигра, Евфрата? ( Плодородие и мягкость)



Задание: Прочитайте учебник стр.86 2 абзац сверху. Ответьте на вопрос, что изменилось с появлением железа?

Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки добывали самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердую почву, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми равнинами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.



Значение открытия железа.

  1. Земледелие распространяется в степях и предгорьях Передней Азии.

  2. Развитие ремесла, усовершенствованные орудия труда.

  3. Развитие хозяйства, разделение труда, образование новых государств.

  4. Земледелие способствовало созданию государства у ассирийцев.

Вопросы:

1.Что такое государство?

2. Какие признаки присущи государству?

С появлением государства у ассирийцев складывается свой свод законов, за нарушение которых строго наказывали. (Преступника могли избить плетьми, а за некоторые преступления – отрезали уши)

3. Как звали правителя Вавилона, создавшего первые письменные законы? (Царь Хаммурапи)

4.Когда были приняты законы царя Хаммурапи? (1792 г. до н.э.)


2 вопрос. Ассирийское войско.
Обратите внимание на карту (страница 31).

Вопросы:

  1. Ассирия горная или равнинная страна? ( Ассирия горная страна). И действительно значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. В 8 веке до н. э. армия Ассирии стало самой многочисленной и сильной в мире.

  2. Как вы думаете почему? (цари Ассирии первыми вооружили своих воинов железным оружием)

Это дало преимущество в войнах с соседями.

  1. Каким было вооружение воинов?

Класс делится на группы.

Задание 1 группе:

Рассматривая иллюстрации на стр. 87-88 . Отвечают на вопрос, каким было вооружение воинов? (копье, лук и стрелы).



Задание 2 группе:

Найти ответ на вопрос о вооружении ассирийцев в тексте параграфа 18, п. 2, стр. 86

А еще, боевые топорики, железные мечи, круглые щиты, бляхами, остроконечные шлемы, панцири. Ассирийские крестьяне на протяжении столетий боролись против разных завоевателей. Благодаря этому опыту они становились искусными и выносливыми воинами.

Задание 3 группе:

Прочитайте отрывок из воспоминания Синаххериба. Ответе на вопрос, о каком вооружении здесь идет речь?



Из воспоминания Синаххериба (705-681 гг. до н. э.) – сына Саргона 2 (722-705 гг. до н. э.). В тексте описывается сражение ассирийского войска с войсками Вавилона и Элама.

«Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик в длани (рука, ладонь) мои я взял, словно ураган грозно закричал…. На врага я обрушился с оружием Ашшура, и яростным натискам я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил, и все тела их пронзал, словно решето….».



Вопрос: Из кого состояло войско в Ассирийской державе? (Один из учеников чертит схему на доске)

армия




пехота (мечи, топорики, лук, дротики)

В бою лучники выбегали вперед, стреляли из лука,

или дротиков потом прятались за высокие щиты,

которые несли щитоносцы. Щиты были

обиты бронзой; ноги тоже защищали

металлические пластины.

конница (Мечи). В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

колесницы

(Колесницы были обиты медью. На них стояли три человека,

стрелок из лука или копейщик, возница и оруженосец, защищавший возницу и лучника. Ставшая в ряд,

это тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку).

осадная техника (таран – большие бревна,

с железным наконечником.

Раскачивая таран, воины разбивали стены крепостей.)



Боеспособная армия



Вопрос: Для чего нужна была Ассирийцам такая армия?

Завоевательные походы



Вопрос:

  1. Подумайте, каким преимуществом обладал всадник перед боевой колесницей? (Колесницы нужны хорошие дороги, а всадник пройдет по тропе. Не страшны ему бугры и кочки, вязкая грязь и даже глубокие лужи. Он переберется через овраг и речку, перепрыгнет через канаву и лежащее бревно.)

После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен.
3 вопрос. Завоевание ассирийских царей.
Обратимся к карте на стр. 86.

Вопросы.

  1. Что показывают красные стрелки на карте? (Красные стрелки обозначают завоевательные походы).

  2. Какие города и территории завоевали ассирийские цари? (Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, совершили походы на юг – в Египет, и на север – в Урарту).

Учитель: Это было в 8-7 веках до н.э.

Ассирийская военная держава охватила огромную территорию и была больше чем любое государство тех времен.

Мы знакомимся с вами с новым словом - держава. Посмотрим на стр.87, сноска внизу. Найдем определение и выпишем в тетрадь.

Держава – большое и сильное государство.

Ассирийские воины казались людьми несокрушимой силы. Иудейский пророк Исайя, близко видавший их, говорит: «У них нет ленивых; никто не споткнется, не задремлет, не распустит пояса или ремня на башмаке». Суровы были и их вожди. На стенах дворцов, на каменных досках и столбах они составляли рассказы и отчеты о своих предприятиях, где с особой гордостью говорили о разрушениях, которые они произвели, об уничтожении городов и сел.


Задание: Прочитайте воспоминания Синаххериба (705-681 гг. до н. э.) – сына Саргона 2 (722-705 гг. до н. э.). В тексте описывается сражение ассирийского войска с войсками Вавилона и Элама.

Вопрос:

  1. Какие факты говорят о жестокости ассирийцев?

«…Словно жертвенным баранам перерезал я им горло, дорогие жизни их я обрезал, как нить…. Колеса моей боевой колесницы разбрызгивали кровь. Трупами бойцов их, словно травой, наполнял я землю. Я отрезал им бороды и тем самым обесчестил, я отрубил их руки, словно зрелые плоды огурцов, я забрал кольца, изделия из золота и серебра, что были на руках их. Острыми мечами я разрубил их пояса, поясные кинжалы из золота и серебра на них, я забрал.

Я нагромоздил трупы их солдат в виде подобных курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки, я сокрушил их как солому». Часто истребляли все мужское население покоренной земли, женщин и детей забирали в рабство».



Задание: Прочитаем учебник стр. 88 2 абзац с верху.

Вопросы:

1.Что там говорится о жестокости ассирийцев?

В покоренных землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе.

Таким образом, по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли все, что нам известно о других древневосточных армиях.

2.Как называли столицу Ассирии – Ниневию?

(В древности столицу Ассирии – Ниневию – называли «логовищем львов» и «городом крови»).



Учитель: Кстати, в свободное от военных походов время, цари Ассирии охотились на львов, чтобы показать ловкость и храбрость.

До нас дошло имя правителя Ассирии, при котором она превратилась в империю. Его звали Ашшурнасирпал 2. Празднуя очередную победу, он заставил своих пленных строить новые великолепные дворцы и города. Так появились царские дворцы в Ниневии, Хорсабаде, Нимруде и др. города.


4 вопрос. Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала.
Учитель: Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был образованным для своего времени человеком: знал клинопись, владел несколькими языками, обладал литературным талантом, был знаком и искусством архитектуры, приобрел математические и астрономические знания, изучал государственные дела, прославился в строительстве. « Я, - подчеркнул в летописи Ашшурбанапал, - постиг мудрость Набу (сын Мардука, вавилонский бог мудрости, письма, счета, все искусства писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть»). Он был энергичным, властным правителем, расчетливым, лицемерным, коварным политикам и дипломатом, жестоким завоевателем.

При Ашшупбанапале в Ниневии была создана библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных светил.



Задание: Прочитайте п. 5 параграфа 18, 2 абзац.

Вопросы:

  1. Когда и результате чего пала Ниневия? (612 г. до н.э. После смерти Ашшурбанипала против ассирийского владычества встала Вавилония. С ней заключили военный союз кочевники – мидийцы, жившие к северу от Двуречья).

  2. Во время пожара, каким книгам из при библиотеки Ашшурбанипала удалось уцелеть? (В библиотеки были глиняные книги, а они не горят, наоборот становятся прочнее после обжига)

  3. Какие сведения и литературные произведения дошли до нас благодаря библиотеке Ашшурбанипала? (Миф о потопе, сказание о Гильгамеше и т. д.)

3.Закрепление:

1. Выполнение задания. Определите причины возвышения Ассирийской державы?

1. Ассирийцы одними из первых начали добывать железа.

2. Железным оружием была вооружена армия.

3. Армия была самой сильной и боеспособной

4. Жестокость ассирийцев при завоеваниях.

Тесты:


  1. В 8-7 веках до н.э. самым могущественным государством Передней Азии была

А) Финикия

Б) Ассирия

В) Вавилон

2. Столицей Ассирийского царства был город

А) Вавилон

Б) Ниневия

В) Фивы

Г) Ур


3. «Логовищем львов» называли

А) Вавилон

Б) Фивы

В) Ниневию



Г) Тир

4. Ниневия была взята штурмом и разрушена

А) в712 г. до н.э.

Б) в 612 г. до н.э.

В) 1500 г. до н. э.

Г) в 1752 г. до н.э.

5. Главным противником Ассирии в конце 7 века до н.э. был

А) Египет

Б) Вавилонское царство

В) Персия

Г) Финикия

6. Ниневия была разрушена войсками

А) Персии

Б) Финикии

В) Египта

Г) Вавилона



  1. Домашнее задание:

Прочитайте параграф 18, вопросы на стр. 100.


Литература:

  1. Вигасин А. А. Годер Г. И.История древнего мира: Учеб. для 5 кл. М.: Просвещение, 2010.

  2. Горбачева Н. А. История древнего мира. Тесты. 5 класс. – М.: «Издат - Школа 2000»

  3. Лубченков Ю. Н., Михайлов В. В. История Древнего мира: Методическое пособие для учителя.- М.:ООО «Фирма «Издательства АСТ», 2001.

  4. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся 5 кл. – М.: Просвещение, 2000.

  5. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя. - М.: Просвещение, 2000.

  6. Интернет ресурсы: www.google.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет