"Высшая школа экономики" Школа дизайна Факультета коммуникаций, медиа и дизайна



жүктеу 148.75 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі148.75 Kb.
"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Школа дизайна

Факультета коммуникаций, медиа и дизайна

«Дизайн»

Концепция магистерской программы

Степень (квалификация):

Магистр


Направление 54.04.01 «Дизайн»

Москва, 2014
Концепция магистерской программы

«Дизайн»
Общая характеристика магистерской программы
Концепция реализации основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн», подготовки уровня «Магистр», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования, а также оригинальным образовательным стандартом подготовки магистра по направлению 54.04.01 «Дизайн» НИУ ВШЭ.

Магистерская программа реализуется в школе дизайна факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ для обучения по направлению: 54.04.01 «Дизайн», квалификация – магистр дизайна.

Форма обучения по программе – очная. Нормативный срок обучения по программе - 2 года, трудоемкость - 120 зачетных единиц.

Планируется набор студентов на бюджетной и платной основе.

Магистерская программа «Дизайн» является практико-ориентированной программой, что отражает специфику обучения в школе дизайна.

Язык преподавания – русский.

Программа является российской, тип диплома – государственного образца РФ.

Руководитель программы – доктор педагогических наук Аристова Ульяна Викторовна (uaristova@hse.ru, тел. 8 (916) 170-98-03)

Разработчик программы – Руководитель Школы дизайна факультета коммуникаций, медиа и дизайна Мещеряков Арсений Владимирович (ameshcheryakov@hse.ru, тел. 8 (903) 130-12-35).
Актуальность, цели и задачи программы
Современный дизайн – очень динамично развивающаяся отрасль. Для того чтобы быть успешным дизайнером на протяжении многих лет профессиональной деятельности, даже для специалистов имеющих профильное образование, необходимо постоянно совершенствовать свои художественные и технические навыки, следить за изменениями в современном искусстве и дизайне, изучать новые аспекты своей профессии. Помимо этого, зачастую в профессию «дизайн» приходят люди, имеющие непрофильное профессиональное образование. Получение базовых профессиональных навыков для них – первостепенная задача для успешного развития.

В рамках обучения по данной магистерской программе у студентов будет возможность получить новую профессию, освоить новые профессиональные навыки или изучить новые аспекты в своей, уже полученной ранее, профессии.

В основу структуры обучения положен профильный подход к построению образовательной программы. В зависимости от запросов со стороны рынка в цикл дисциплин программы будут вводится профильные дисциплины, формирующие основные направления обучения студентов в каждом конкретном случае.

Вариативные (дополнительные) дисциплины будут реализовываться в соответствии с концепцией единой линейки вариативных дисциплин. Концепция единой линейки вариативных дисциплин заключается в следующем: количество вариативных (дополнительных) дисциплин строго привязано к количеству учебных групп. При выборе вариативной (дополнительной) дисциплины студенты разных профилей смогут выбрать одну дисциплину из общей для всех профилей линейки в зависимости от индивидуальных предпочтений.

Подобный подход обеспечит баланс между возможностями выбора индивидуального трека обучения и экономикой программы. Так, например, при небольшом наборе в две группы по двум профилям количество возможных комбинаций четыре, при большем числе групп количество возможных комбинаций для выбора студентов возрастает в разы (каждая новая группа добавляет большее число комбинаций для обучения всех студентов потока). Реализация данной концепции с одной стороны позволяет выбрать более широкий спектр индивидуальных треков обучения при увеличении числа студентов, поступивших на программу, с другой стороны не приводит к увеличению финансовой нагрузки на программу в случае небольшого набора.

В рамках цикла общих дисциплин студенты получат знания в области истории и теории искусства, а также современного дизайна, познакомятся с основами менеджмента в дизайне и концепцией «design thinking». Программа будет быстро реагировать на изменения внешней среды и формировать каждую новую группу с учетом реальной ситуации на рынке труда. Регулирование содержания обучения будет осуществиться за счет гибкого подхода при составлении учебного плана (назначении базовой, профильной дисциплины) для набора каждого года.

Выбор и назначение одной или нескольких профильных дисциплин (держателем образовательной программы) будет осуществляться за счет постоянного мониторинга требуемых от дизайнера навыков со стороны рынка.

Данная программа за счет своей универсальности и гибкости подхода позволит быстро реагировать на изменчивость внешней среды.

Также, подобный подход позволит дать широкую линейку образовательных траекторий в рамках одной программы, что позволит привлечь принципиально большее количество абитуриентов.

Профильные группы могут формироваться по двум уровням Level 0 (для студентов без предварительной дизайнерской подготовки) или level Plus (для студентов с профильным образованием или опытом работы в области дизайна), при этом данные группы будут рассматриваться как две разные группы (группы разного профиля), разделение групп на подгруппы не предусматривается.


Примеры возможных профилей, которые могут быть востребованы со стороны рынка:

- Анимация;

- Выставочный и музейный дизайн;

- Графический дизайн;

- Дизайн игр;

- Дизайн интерьера;

- Дизайн мебели;

- Дизайн среды;

- Ивент – дизайн;

- Книжный дизайн;

- Интерактивный дизайн;

- История и теория искусства и дизайна;

- Рекламный дизайн;

- Мода;


- Промышленный дизайн;

- Стратегический дизайн;

- Театральный дизайн;

- Фотография и мультимедиа;

- ТВ – дизайн
На старте программы в сентябре 2015 года возможны следующие направления профилей (профильных дисциплин):
- Анимация;

- Интерактивный дизайн;

- Графический дизайн;

- Дизайн среды;

- Мода.
В зависимости от величины набора может варьироваться количество вариативных (дополнительных) дисциплин (от одной при минимальном наборе до значительно большего числа при значительном наборе). Вариативные (дополнительные) дисциплины могут представлять собой тот же список дисциплин, что и дисциплины профиля (по облегченной программе).
Так, на старте программы, возможна следующая линейка вариативных (дополнительных) дисциплин:

- Анимация;

- Кураторство;

- Иллюстрация;

- Рекламный дизайн;

- Дизайн интерьера;

- Инфографика;

- Арт – практика.


В дальнейшем линейка вариативных (дополнительных) дисциплин может значительно расшириться.

Обучение по программе планируется проводить преимущественно в вечернее время.

Все вышеперечисленное определяет актуальность магистерской программы «Дизайн».

Принципиальная новизна программы заключается в:

- профильном подходе, наличию одной базовой дисциплины для одной группы, формирующей общую направленность обучения;

- наличии единой линейки вариативных дисциплин.

- наличии двух уровней подготовки в зависимости от подготовленности студента при поступлении на обучение по программе (Level 0 или level Plus).
Потенциальный студент программы – человек, имеющий высшее образование в области дизайна, стремящийся освоить новые навыки, новое направление в своей профессии (например: человек имеющий образование в области ландшафтного дизайна, желающий дополнительно получить знания в области дизайна интерьера и экстерьера зданий; или человек имеющий образование в области дизайна костюма, желающий освоить новый аспект в своей профессии – получить образование стилиста). Также, потенциальными студентами программы являются люди, имеющие непрофильное высшее образование, но желающие работать в области дизайна, получить практические навыки в одной из востребованных на сегодняшний день сфер дизайна.
Цель программы: главной целью программы является обучение студентов проектным навыкам в наиболее востребованных областях современного дизайна.

В рамках данной программы студенты получат практические навыки в выбранной области дизайна, а также усовершенствуют уже имеющийся у них опыт, обогатят его новыми качествами.



Основные задачи программы:

- дать интенсивный курс по получению проектных навыков в выбранной области дизайна;

- дать дополнительные проектные или теоретические знания в области дизайна в соответствии с индивидуальными предпочтениями студента;

- познакомить с новыми технологиями в современном дизайне;

- познакомить студентов с историей и философией современного искусства и дизайна.

Целевая аудитория: критерии набора студентов,

величина предполагаемого потока.

Программа ориентирована на:


  • дизайнеров, имеющих высшее образование, желающих получить новые навыки в своей профессии или смежной области дизайна;

  • людей с непрофильным высшим образованием, желающих получить профессиональные навыки в области дизайна.

Прием на магистерскую программу «Дизайн» определяется российским законодательством, Правилами приема в магистратуру НИУ ВШЭ.

Для поступления в магистратуру необходимо пройти конкурсный отбор (портфолио).

Портфолио должно включать в себя:


  1. Мотивационное письмо, описывающее индивидуальные цели и задачи потенциального студента, его видение будущей профессии и ожидания от обучения по данной программе.

Портфолио может включать в себя:

  1. Проекты.

Абитуриент может представить авторские проекты, а также проекты, в которых он принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал). Отдельно необходимо указать реализованные проекты.

Первый прием в магистратуру планируется 1 сентября 2015 года. Предполагается, что первый набор будет в количестве 20 человек. В дальнейшем прием в магистратуру должен возрасти до 100 человек в год из них 30 на бюджетные места и 70 на коммерческие места. Предполагается, что контингент желающих поступить в магистратуру будет формироваться из практиков в области дизайна, а также людей, не имеющих профильное образование.



Международный и отечественный опыт в избранной сфере, особенности проекта в свете этого опыта.

В настоящее время тенденции ускорения изменений в профессиональных требованиях, предъявляемых к дизайнерам, расширения сферы применения дизайнерских навыков не подвергаются сомнению (что подтверждает мировая практика). Современный дизайнер не может быть замкнут в узкой профессиональной среде, должен быть готов быстро осваиваться в новых для себя предметных сферах. Также, можно констатировать наличие большого числа людей, желающих получить новое для себя образование в области дизайна и состояться профессионально в данной профессии.

Это обстоятельство влияет на образовательные программы ведущих мировых школ и, в свою очередь, обуславливает появление многочисленных курсов дополнительного образования, различных форм образовательных программ, наличие программ он-лайн образования как на российском, так и на зарубежном рынке образовательных программ. Однако, как правило это программы дополнительного образования. Программы второго высшего образования, как правило, более длительны по сроку обучения.

Поэтому, несмотря на обилие образовательных программ по дизайну, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что аналогичная магистерская программа отсутствует на российском рынке образовательных услуг.

Ее уникальность заключается в универсальности и гибкости подхода, способности быстро реагировать на изменение профессиональных запросов со стороны работодателей.

Программа нацелена на подготовку профессионалов обладающих хорошими практическими навыками в области современного дизайна.



Характеристика сегмента рынка образовательных услуг, основные конкуренты, сравнительные преимущества МП

На настоящий момент ВУЗы, осуществляющие традиционную образовательную деятельность в области дизайна в России (МГУДТ, МАРХИ, МГХПА им С.Г. Строганова, МГУП им. И.Федорова) не готовят магистров в аналогичном формате обучения. Как правило, магистерские программы данных ВУЗов - это программы более теоретического, научного направления, или программы, направленные на получение четко прописанных и жестко закрепленных навыков.

Негосударственные учебные заведения, такие как «Британская высшая школа дизайна», «Word Shop» и др. дают реальные практические навыки в конкретно заявленной области. Подобные программы фактически являются программами дополнительного образования, не предоставляющие слушателям возможность получения диплома государственного образца уровня магистра.

Это дает основание надеяться, что предлагаемая универсальная программа вызовет интерес со стороны потенциальных абитуриентов и не встретит большой конкуренции на рынке образовательных услуг.


«Портрет выпускника»

Выпускником данной магистерской программы является дизайнер, обладающий достаточными теоретическими и практическими навыками для ведения успешной проектной деятельности в дизайнерских организациях в России и за рубежом.

Данный специалист хорошо адаптирован к сегодняшней среде и востребован на рынке труда, поскольку подготовлен под современные запросы со стороны работодателей.

Профессиональная деятельность выпускников магистерской программы «Дизайн» предполагается в следующих областях:




  • Современный дизайн в различных областях, востребуемых со стороны рынка;

  • Управление проектами в области дизайн-проектирования;

  • Управленческая и аналитическая деятельность в области дизайна.

В качестве работодателей для выпускников магистерской программы выступают:



  • Дизайн – студии;

  • Государственные и частные компании, имеющие в своей структуре отделы дизайна или отделы связей с общественностью;

  • Муниципалитеты;

  • Образовательные и исследовательские организации в области дизайна.


Структура учебного плана
Магистерская программа «Дизайн» реализуется рамках направления 54.04.01 «Дизайн» и соответствует образовательному стандарту ОрОС НИУ ВШЭ по данному направлению.
Магистерская программа включает в себя следующие учебные курсы
Цикл общих дисциплин направления
Базовая часть

1. Управление творческими проектами

2. История и теория искусств
Цикл дисциплин программы
Базовая часть

1. Проектирование по профилю (одна из дисциплин (для набора 2015 года)):

- Анимация;

- Интерактивный дизайн;

- Графический дизайн;

- Дизайн среды;

- Мода;
Вариативная часть
1. Вариативные (дополнительные) дисциплины

(одна из дисциплин (для набора 2015 года)):


- Анимация;

- Кураторство;

- Иллюстрация;

- Рекламный дизайн;

- Дизайн интерьера;

- Инфографика;

- Арт – практика.

Практика
В процессе обучения студенты проходят производственную практику на базе дизайнерских предприятий, включая лабораторию дизайна НИУ ВШЭ. Цель практики – освоение изученного теоретического и практического материала, полученного в процессе обучения.
Портфолио

В процессе обучения студенты формируют собственное профессиональное портфолио на базе учебных и личных проектов. Наличие данного раздела в учебном плане обеспечивает формирование у студентов знаний и навыков в области: создания публичной презентации выполненных работ и проектов творческого и коммерческого характера; опыта работы с социальными сетями; развитие навыков самоанализа, творческой ответственности. Формирование цифрового портфолио является важнейшим компонентом как прямой профессиональной деятельности студента, так и его карьерного и социального роста. Работа по созданию и обновлению портфолио проводится регулярно на протяжении всего срока обучения. Портфолио демонстрируется на соответствующем интернет - ресурсе.



Курсовая работа

На 1 курсе обучения студент выполняет курсовую работу. Курсовая работа является итогом освоения теоретического и практического материала, демонстрирует способность студента осуществлять предпроектный анализ, проводить визуальные исследования в выбранной области, создавать современные проекты на базе проведенного анализа.

Данный подход позволяет решить поставленные цели и задачи по подготовке магистра, поскольку дает знания, необходимые для успешной аналитической, исследовательской, управленческой деятельности по выбранному направлению и значительно повышает уровень проектной работы студента.

Концепция проектно-исследовательского семинара
Одной из форм учебной работы магистров является проектно- исследовательский семинар (ПИС). Работа по ПИС включает в себя очную часть, которая проходит в рамках аудиторных учебных занятий и самостоятельную работу.
С организационной точки зрения очная часть проектно-исследовательского семинара включает в себя следующие элементы:


  • круглые столы по обсуждению результатов аналитической и проектной деятельности студентов: дизайн-проектов и концепций, кейсов, методов развития личности, и пр.

  • групповые и индивидуальные консультации у ведущих теоретиков и практиков дизайна с целью анализа результатов работы студента по исследовательской и проектной работе.

  • лекции и мастер-классы, брейн – сторминги с ведущими европейскими и российскими специалистами в области дизайна

  • обсуждение тем, планов предстоящей аналитической и проектной работы

В рамках ПИС должны быть сформированы следующие навыки:




  • умение организовать поиск и анализ различных видов информации из различных источников

  • умение излагать свои мысли и выводы, грамотно презентовать свой дизайн - продукт

  • умение корректно вести защиту собственных проектных решений и дизайн-концепций в рамках дискуссии

  • умение анализировать теоретическую информацию, делать исследовательские обзоры с целью последующего применения результатов в проектной деятельности

  • умении применять полученные теоретические знания в самостоятельной проектной деятельности


Характеристика кадрового потенциала, собственного и привлекаемого со стороны, а также имеющихся и требуемых для реализации ОП ресурсов

Основой кадрового обеспечения магистерской программы «Дизайн» будут являться ведущие практики, успешные профессионалы в области дизайна, а также теоретики в области истории и теории дизайна. В ходе реализации магистерской программы планируется привлечь выдающихся практиков г. Москвы, а также ведущих практиков в области дизайна, сотрудников школы дизайна факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет