Внеклассное мероприятие «чаепитие по-научному»



Дата01.05.2016
өлшемі65.98 Kb.
түріВнеклассное мероприятие
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Управление образования Администрации

г. Новочеркасска

Городской методический кабинет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14

Ул. Энгельса, 20

Внеклассное мероприятие

«ЧАЕПИТИЕ ПО-НАУЧНОМУ»

8 класс

Место проведения: МБОУ СОШ № 14

Дата проведения: 5 марта 2015 года

Проводят:

Иванова О.Б. – учитель технологии,

Демихова Е.М. – учитель физики.

Разработала:

Иванова О.Б. – учитель I категории

Новочеркасск

2015
Сценарий

внеклассного мероприятия



ЧАЕПИТИЕ ПО-НАУЧНОМУ

или


за ЧАШКОЙ ЧАЯ
Цели внеклассного мероприятия:

1. Развитие интереса к предметам Технология и Физика на основе интегративной деятельности при выполнении технологической последовательности приготовления чая в соответствии с законами физики.

2. Развитие умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, объяснять.

3. Формирование практических навыков домоводства для успешной социализации учащихся.



Основополагающий вопрос:

Каким образом знания законов физики помогают нам в приготовлении чая?


Задачи внеклассного мероприятия:

- создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность,

- актуализировать систему представлений обучающихся о чае и способах его заваривания,

- обеспечить восприятие содержания внеклассного мероприятия на основе интегративных технологий,

- содействовать становлению этических и эстетических качеств личности, развитию познавательного интереса к предлагаемой теме, умений анализировать и объяснять любые окружающие нас явления с точки зрения науки.
Форма проведения: чаепитие в «гостинной».

Методы проведения: проблемные, диалоговые.
Ход внеклассного мероприятия
Демонстрация видеоряда.
Учитель физики:

Учащимся предлагается определить тему сегодняшнего мероприятия и сформулировать ее.


Учитель ТО:

Да, тема приготовления чая для нас не нова, мы ее изучали еще в 5-ом классе. Но сегодня мы рассмотрим ее по-новому,с точки зрения законов физики.

(вовлекает обучающихся в диалог)

- Как известно, человечество пьет чай более 4000 лет.

- А кто же первый распробовал этот напиток?

- Чем он полезен людям?


Учитель физики:

В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая, а в 1696 г. из Москвы отправился первый караван за чаем. Его везли 11 тыс. км. На верблюдах, арбах, телегах, санях. Около года караван добирался до Москвы. Но чай был очень дорогим и недоступен для крестьян, поэтому и возникло выражение «чайком побалуемся», потому что его пили в особых случаях. Как заваривать чай крестьяне не знали.


Учитель ТО: Вот такая история произошла в одной барской усадьбе.
Учащийся читает стих
Учитель ТО: Да, это весьма забавная история. А как же все-таки правильно заваривать чай?

- Как рассчитать количество заварки?


Демонстрация заваривания чая
- В любой ли посуде можно заваривать чай?
Учитель физики:

Перед вами 2 чайника (темный и никелированный или белый)

- Какой из них лучше использовать, чтобы вода в нем долго не остывала?

- Почему чайник закрывают крышкой, когда ставят кипятить чай?

- Обратите внимание на заварочный чайник. В его крышке сделано отверстие. Зачем?
Учитель ТО: У нас на столе стоит различная столовая посуда, отберите из нее только ту, которая нужна для чаепития.

- Объясните, почему вы выбрали именно эту столовую посуду?

- Отчего зависит ее количество?
Учитель физики:

А теперь посмотри на чайную посуду с физической точки зрения.

- Для чего у чайных чашек сделаны ручки?

- Перед вами 2 стакана, чем они отличаются? (толстостенный и тонкостенный)

Первый служит для холодных напитков, а второй – для горячих. Какая опасность меня поджидает, если я буду наливать горячий чай в толстостенный стакан?

- Что необходимо сделать, чтобы стакан не лопнул?

- В поездах пьют чай из стаканов, вставленных в металлические подстаканники. Для чего?

- Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого материала он должен быть изготовлен? Почему?



Учитель ТО:

- Существует ли чайный этикет, что вы знаете о нем?

- Какое отношение к чаепитию имеет Петр I?

- Какие существуют согласно этикету правила расстановки чайных приборов? Расставьте чайные приборы. Нужно ли ставить на стол и куда чайник с горячей водой и заварной чайник?

- Сегодня мы завариваем чай, используя чайные пакетики. Как с ним поступать потом, когда его удалили из чашки?
Учитель физики:

Вода в чайнике закипела, из носика вырвалась наружу струя пара. Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности?

- Какую температуру имеет кипящая вода?

- Всегда ли кипит вода при 100оС?

- Каким простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике?

Как известно, самовар является одним из атрибутов русской культуры. Его изобрели в 18-м веке в России. Вначале его изготавливали на Урале, а затем стали производить в Туле. Самовар стал традиционным русским сувениром, как матрешка и балалайка.


Учитель ТО:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

В Росси родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром или приглашать в гости на чашечку чая. За чаем ведут задушевные разговоры, обсуждают новости, решают семейные проблемы. Он согревает и располагает к непринужденности.

- О чем категорически нельзя говорить за столом?

- Поймут ли нас японцы, когда окажутся за нашим чайным столом?

- Чай по-английски – как это понимать?
Учитель физики:

Вы наверняка видели, как, вопреки этикету, старые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?

- А сейчас сделаем следующее: положите в чашку ложку сахара и налейте заварки, затем осторожно влейте кипяток. Не мешайте чай. Теперь попробуйте его. Почему чай не сладкий?

- Одни любят чай горячий, другие – более теплый. Рассудите двух друзей, любителей горячего чая.

Один говорит: я люблю горячий чай, поэтому налив жидкость, не спешу класть в него сахар, если его положить через 5 минут, то чай будет горячее.

Второй возражает: ты неправ, если сахар опустить сразу, то объем будет больше, а чем больше объем воды, тем она медленнее остывает.

Кто из них прав?

А теперь, кто хочет стать экспертом, с завязанными глазами определить, из какого металла изготовлена каждая из двух чайных ложек.


Учитель ТО:

А теперь давайте продолжим разговор о чайном этикете.

Из какой страны к нам пришел чайный этикет? Расскажите о правилах этикета.

Наше чаепитие по-научному походит к концу. Охарактеризуйте пятью словами ваши эмоции от мероприятия.

Что удивило Вас?
Учитель физики:

- Что из того, что вы сегодня услышали, было Вам хорошо известно?



- Знание каких физических явлений помогали при приготовлении чая и чаепития?
Учитель ТО:

Друзья, я надеюсь, что после сегодняшнего чаепития у вас появилось желание, придя домой, попотчевать своих родных чайком по-научному. От всей души желаем вам успеха, чтобы вам и вашим близким всегда было уютно дома.


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет