Вопросы и ответы на зачёт по дисциплине «культурология»



Дата26.04.2016
өлшемі144.61 Kb.
Вопросы и ответы на зачёт по дисциплине

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ».




  1. Предмет и структура культурологи

Культурология - это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин ее возникновения до различных форм исторического самовыражения.

Культурология изучает:



  • взаимодействие элементов культуры: традиции, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.;

  • изучает разумную человеческую форму существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир.

Структура культурологического знания (культурологических наук)

Основными составными компонентами культурологии являются

1. Философия культуры - это раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры.

2. История культуры - раздел, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов.

3. Теория культуры - представляет собой многообразие попыток общего осмысления культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие.

4. Социология культуры изучает влияние общества на культуру и культуру на общество.

5. Культурная антропология. Эта область уделяет внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах.


  1. Значение понятия культура (что такое культура).

Культура - это то, что создал человек, природа то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Можно дать следующее определение: культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и утверждений, в духовных ценностях, в совокупности отношении людей к природе, между собой и к самим себе .




  1. Культура и цивилизация: общее и различное.

Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия и по смыслу, по употреблению в различных контекстах.

И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество».

Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры. Так, «античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения значат одно и то же.

Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию, или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Так, говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации». Зато широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др.

Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии («почитание богов»), педагогики и философии («образование, воспитание, обучение»), то оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям так называемой «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни.

Сегодня, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития (США, западноевропейские государства, Япония). Но, с другой стороны, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития.



  1. Материальная и духовная культура.

Духовная культура в общем смысле - это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты - новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникшие в процессе духовного производства.

К духовной культуре общества относятся:

    1. художественное творчество и искусство,

    2. достижения науки,

    3. общественные идеи и теории,

    4. язык,

    5. религия,

    6. навыки участия людей в политической жизни,

    7. нравственные качества и навыки общественного поведения,

    8. правовые отношения,

    9. просвещение и образование и т.д.

В широком смысле, материальная культура - это то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития.

Материальная культура включает:

1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, технический уровень производства в целом, научную организацию труда);

2) культуру быта;

3)культуру места жительства (жилища, дома, деревни, города) и т.д.




  1. Виды культуры (доминирующая, субкультура, контр культура).

1. Доминирующая культура («официальная культура»). Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической.



А) Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Б) Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями.

Национальная культура имеет следующие характеристики:

- в ней действуют национальный образовательный стандарт и государственная система просвещения,

- утверждает национальный стандарт литературного языка,

- в ней вырабатываются общие для всех законы, регулирующие социальное поведение,

- определяется национальная программа охраны культурного наследия,

- системой СМИ охвачено практически все взрослое население и т.п.

В национальной культуре основой организации и регуляции людей становится национальное государство, внедряющее общие шаблоны и образцы в сфере моды, по отношению образу жизни, потребительскому спросу; также задачей государства становится эффективная передача культурных образцов следующему поколению, т.е. социальное воспроизводство общества.

2. Субкультура это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Характерные черты субкультуры:



- «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.).

- мирровозрение,

- манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

- жаргон (специфический язык).


В современном мире различными субкультурами выступают:



  • подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.),

  • криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.),

  • религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.),

  • корпоративные субкультуры (культура ученого, журналиста, бизнесмена, шоумена, продавца, официанта, дворника, шофера и т.д.)

  • возрастные субкультуры (молодёжь, пожилые, дети).

3. Контркультура (от латин. contra - против) - это категория современного обществознания, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры.

  1. Формы культуры (элитарная, народная, массовая).

1. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита - по мысли сторонников этого направления, - обеспечивает общественный прогресс, поэтому художественная культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей.

Составные части элитарной культуры:

- изящное искусство;

- классическая музыка;

- классическая литература.

Особенностью является то, что элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры – «Искусство ради искусства».



Элитарная культура представлена, как правило, студиями, художественными и философскими кружками, научными школами.

Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

2. Народная культура. Народная культура - традиционна, коллективна, однородна, отражает характер народа. Ее источник - село.

В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. В основе народной культуры всех этносов всегда лежали культ доброты и красоты, справедливости и истины.

Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры.

Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа. Это сниженный, ограниченный уровень культуры.

Фольклорная культура отображает прошлое народа.

Фольклор всегда:

- локализован, так как связан с традициями данной местности;

- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура включает


- мифы;

- легенды;

- сказания;

- эпос;


- сказки;

- песни;


-танцы.

Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

3. Массовая культура (от латин. massa - ком, кусок и cultura - возделывание, воспитание) - в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры. Время ее появления — середина XX века. Она возникает на основе техники массовых коммуникаций - радио, кино, телевидения.

Массовая культура с достаточно низкой художественной ценностью и самой широкой аудиторией; причём такая культура всегда является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.


  1. Язык культуры и виды языков культуры.

В самом широком смысле под языком культуры понимаются знаки, формы, символы, тексты, позволяющие людям общаться друг с другом, ориентироваться в мире культуры. В языке культуры выражаются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия и образы. В отличие от речи язык культуры не ограничивается словами.

В качестве особых языков в культуре задействованы:



  • акты человеческого поведения, имеющие высокую информативную значимость;

  • художественные образы в разных видах искусств;

  • специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию;

  • особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений (не сводимые к непосредственному смыслу слов, которыми они изложены);

  • символические черты любых продуктов материальной деятельности человека и т.п.

Виды языков культуры можно выделять по:

  • по отнесенности к определённой области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики);

  • по принадлежности к определённой (этнич., проф., историко-типологич. и т.д.) субкультуре,

  • по принадлежности к языковому сообществу (англ. язык, язык хиппи);

  • по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графич., иконич., образный, формализованный языки)

  • по определённым культурным порядкам (язык причесок, язык костюма);

  • с т. зр. приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализир. форме, в той или иной субкультуре.




  1. Понятие знака и символа. Отличие символа от знака.

Знакматериальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Он имеет один смысл.

Символ – условное обозначение какого-либо явления. Например, в эстетике, символ – образное олицетворение каких-либо идей, представлений (весна – символ обновления, начала жизни; голубь – символ мира и т.п.). Символ – это образ, в котором раскрывается глубинный смысл явления. Причем, сам символ обладает двумя смыслами:

  • первичным, буквальным смыслом;

  • косвенным, вторичным, иносказательным смыслом, который может быть понят лишь через первый.




  1. Понятие текста культуры.

Культурный текст – совокупность культурных смыслов, выраженных в знаковой форме. Поскольку любые явления культуры, порожденные человеком, то в широком смысле слова культурными текстами являются все явления культуры:

    • материальные, интеллектуальные и художественные продукты и технологии его;

    • акты поведения и взаимоотношений с другими людьми;

    • устойчивые социальные общности;

    • способы коммуницирования, социализации и инкультурации личности и др.




  1. Понятие социализации, десоциализации и ресоциализации.

Социализация – введение индивида в общее знание об окружающем мире и вовлечение в общественную практическую деятельность: освоение им основных социальных ролей; норм, признаков социальности, языка; освоения принципов мышления и поведения. Конечным продуктом процесса социализации является личность.

Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям и нормам взамен старых называется ресоциализацией.




  1. Понятие инкультурации, аккультурации и ассимиляции.

Инкультурация – вхождение человека в мир культуры, формирование ценностных ориентаций, этических норм и эстетических критериев (умения различать добро и зло, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное); приобщение к культурному наследию, усвоение некоторых элементов других культур и пр. Конечным результатом инкультурации А. И. Кравченко называет интеллигента.

В процессе инкультурации происходят процессы:

- освоение системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе,

- освоение этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях,

- освоение общепринятых подходов к различным явлениям и событиям,

- знакомство с основами социально-политического устройства государства и законопослушного поведения в нем,

- определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаяев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п.,

- знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями,

- знакомство с политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр.

В процессе межкультурной коммуникации с ресоциализацией связаны процессы аккультурации и ассимлиляции.



Аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.



  1. Концепции происхождения культуры (символическая, игровая, орудийно-трудовая, психоаналитическая).

Орудийно-трудовая концепция (Фридрих Энгельс). Человек, согласно этой теории, отличается от животных способностью трудиться. Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. Согласно трудовой концепции культурогенеза, создав искусственные орудия труда, человекоподобные обезьяны стали трудиться сообща. В ходе этого процесса появляется речь, язык, сознание, мышление и, наконец, культура.

Игровая теория (Йохан Хейзинга). Источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра, согласно этой теории, гораздо «старше» культуры. Она присуща и животным, но у человека – это содержательная функция, со многими гранями смысла. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Игра – это, прежде всего, свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Символическая концепция (Эрнст Кассирер). Истоки культуры лежат в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. «Цивилизованный» человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не «Мыслящим животным», как это уже стало традиционным, а «символическим животным».

Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд). Культурогенез, в данной концепции, раскрывается через феномен первобытной культуры, где главную роль играет система запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру – это совесть, она возникает неожиданно, случайно, однако возможность ее появления заложена в человеке. Она выделила человека из царства животных и создала культуру. Человеческая культура – это все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями, и чем она отличается от жизни животных. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Эрих Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности.


  1. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Основные критерии типологизации.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других.

Построение некой системы культур - есть типология культуры как качественно-содержательная характеристика определённых форм бытования культур. А метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется в различные типы (множества, группы), называется типологизацией. Результатом типологизации является типология, под которой понимается система выделенных типовых моделей культур.

Среди основных критериев типологизации можно назвать:

  • регионально-территориальный;

  • этнонациональный;

  • религиозный;

  • хронологическо-временной,

  • способ трансляции (традиционные и нетрадиционные культуры);

  • специфика социальной солидарности (кровородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы);

  • структура социальной стратификации (деревенская, городская, криминальная, маргинальная культура);

  • уровень технологии производства (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);

  • хозяйственный уклад (охотники, собиратели, земледельцы, ремесленники, скотоводы); пол, возраст и др.







Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет