Воспитание в новом стандарте начального обшего образования: вопросы и ответы



жүктеу 0.69 Mb.
бет1/3
Дата01.05.2016
өлшемі0.69 Mb.
  1   2   3
: School
School -> Шпаргалка " Мұртты обалар" көп тараған аймақ "Ақ жалды жүйрік аттардың иелері" деп аталған тайпа "
School -> Қазақстан тарихының тақырыбына шпаргалкалары Адамзат тарихы дамуының ең алғашқы кезеңі? Тас дәуірі
School -> «Разработка и апробирование учебно-методических и образовательных комплексов на основе информационных и коммуникационных технологий в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей»
School -> Абай Құнанбайұлы Жүрегіңнің түбіне терең бойла
School -> Сабақтың тақырыбы: Абайдың табиғат лирикасы Сабақтың мақсаты: Білімділік: Оқушыларға Абайдың табиғат лирикасына
School -> Сабақтың тақырыбы: М. Әуезов ірі суреткер. Сабақтың мақсаты: Қазақ әдебиетінен Мұхтар Әуезов өмірі,шығармашылығы
School -> Д. Н. Маханбеткулова Төле би атындағы №8 мектеп-гимназия, Тараз қ
School -> Әдебиетіміздің ірі өкілі, барлық жанрда бірдей ең көп жазған жазушы ол қоғам қайраткері, ғалым, академик
School -> Мұхаммед Қанафия. Әжесі бала күнінде
Спутник классного руководителя № 3, 2011 г.
СТЕПАНОВ П.В.,

к.п.н., с.н.с. Центра теории воспитания

ИТИП РАО, главный редактор журнала

«Спутник классного руководителя», г. Москва
Воспитание и внеурочная деятельность

в новом образовательном стандарте
ВОСПИТАНИЕ В НОВОМ СТАНДАРТЕ НАЧАЛЬНОГО

ОБШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ1
5 ВОПРОС: КАКИЕ НОВЫЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ К РАБОТЕ ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ?
ОТВЕТ:

Главным документом школы в соответствии с новым стандартом (для начальной школы) теперь будет «Основная образовательная программа начального общего образования». Один из ее разделов - это «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Здесь-то и должен найти отражение организуемый образовательным учреждением воспитательный процесс.

В частности, в тексте Стандарта отмечается, что эта Программа «должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. [...] Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания [...], рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности [...]; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся [...] ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром...».

Обратим внимание: в тексте Стандарта ничего не сказано относительно структуры Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. А это значит, что образовательное учреждение вправе самостоятельно определять эту структуру. Стандарт лишь требует, чтобы в ней было отражено определенное выше содержание.



Относительно же структуры Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся есть лишь рекомендации. Содержатся они в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. В частности, там говорится:

«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты».

КОММЕНТАРИЙ: Подчеркнем еще раз принципиальный, на наш взгляд, факт. Стандарт не задает жестких требований к структуре Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся: ее определяет само образовательное учреждение!
6 ВОПРОС: КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
ОТВЕТ:

Никаких требований к разработке программ внеурочной деятельности в тексте Стандарта не содержится.

Но есть рекомендации, и найти их можно в методическом пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». В частности в нем предлагаются общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

«1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ [...].


  1. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. [...].

  2. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

  3. Программа содержит:

  • введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

  • характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

  1. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости, тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

  2. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий [...].

  3. Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы [...]»




  1. ВОПРОС: ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ?


ОТВЕТ:

Увы, внятного ответа на этот вопрос в тексте Стандарта нет!

В тексте Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения встречается такая фраза, относящаяся к внеурочной деятельности: «Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие». Ясности она вносит немного. Ведь слово «выбор» здесь может быть интерпретировано по-разному. Либо как обязательный выбор тех или иных предлагаемых образовательным учреждением вариантов занятий, сопряженный с обязанностью школьника посещать выбранные им внеурочные занятия. Либо как выбор: посещать предлагаемые школой внеурочные занятия, посещать подобные занятия вне школы (например, во Дворце творчества или спортклубе) или не посещать эти занятия вовсе.
КОММЕНТАРИЙ: Последний вариант представляется нам наиболее правильным. Ведь он позволяет:


  • во-первых, всерьез учитывать интересы и запросы детей и их родителей;

  • во-вторых, разрабатывать и предлагать детям качественные программы внеурочных занятий (в противном случае дети «проголосуют ногами»);

  • в-третьих, создавать конкуренцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, что также призвано повысить качество работы с детьми после уроков.

А вот обязательное и безальтернативное посещение внеурочных занятий школьниками грозит серьезными проблемами: от конфликтов с негодующими родителями до снижения качества осуществляемого школой воспитания.


  1. ВОПРОС: КАК МОЖНО ОТСЛЕЖИВАТЬ КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РАБОТАЮЩЕМ ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ, В ЦЕЛОМ?


ОТВЕТ: Как мы уже отмечали, никаких конкретных методик Стандарт не предлагает. Их либо выбирает само образовательное учреждение, либо их рекомендует местный орган управления образованием. Мы можем предложить лишь один из возможных вариантов оценки качества воспитания.

Качество воспитания можно оценить потрем основным направлениям:



  1. качество результатов воспитания школьников (как школьники воспитаны?);

  1. качество воспитательной деятельности педагогов (как педагоги воспитывают?);

  2. качество управления воспитательным процессом (как администрация образовательного учреждения осуществляет управление в сфере воспитания?).

Рассмотрим каждое из направлений в отдельности.

1. Для оценки качества результатов воспитания школьников можно использовать критерий личностного роста школьников, а саму оценку производить по следующим показателям:

  • накопление школьниками основных социальных знаний;

  • развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта социально-значимого действия. Оценка качества воспитания младших школьников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, (фиксируемых педагогическим наблюдением или при помощи проективных рисуночных тестов. Оценка качества воспитания подростков и старшеклассников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост» .

  1. Для оценки качества воспитательной деятельности педагогов можно использовать критерий реализации педагогами воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников, а саму оценку производить по следующим показателям:

адекватность форм и содержания учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников целям и планируемым результатам воспитания;

  • участие школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе

  • учебных и внеучебных (внеурочных) дел;

  • широта адресной направленности учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников.

Основной используемый здесь метод - экспертиза. Источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования2 школьных учителей, имеющих классное руководство. Эти результаты должны быть обязательно сверены экспертом с данными его наблюдения за деятельностью педагогов, собеседования с ними, совместного с ними анализа выполнения их планов воспитательной работы с классом.

  1. Для оценки качества управления воспитательным процессом можно использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, а саму оценку производить последующим показателям:

  • планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в образовательном учреждении и с привлечением различных представителей школьного сообщества;

  • четкое распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в образовательном учреждении, а также понимание ими своих должностных инструкций;

  • поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации образовательного учреждения;

  • осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно-ориентированного анализа состояния воспитания в образовательном учреждении.

Основной используемый здесь метод - также экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информации станут результаты анкетирования3 заместителя директора по BP, педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД.
КОММЕНТАРИЙ: Пожалуй, самая острая проблема оценки качества воспитания - это проблема ее фальсификации. Как правило, такая проблема возникает там, где оценка качества воспитания используется для сравнения, принуждения и наказания педагогов. Все это приводит к превращению оценки качества школьного воспитания в своеобразную игру, в которой одна сторона - педагоги - пытается показать себя начальству с лучшей стороны (иногда приукрашивая результаты тех или иных опросов, анкет, тестов, готовя детей к «правильному» их заполнению, а то и идя на прямой подлог), а другая - эксперты - стремится уличить первую в некомпетентности (придумывая все более изощренные методы диагностики и оценки воспитания).

В итоге возрастает недоверие друг к другу у представителей разных уровней системы образования, и мы не только не получаем объективную информацию о качестве воспитания в образовательных учреждениях, но и наносим удар по профессиональной мотивации педагогов-воспитателей, увеличивая тем самым число педагогов, имитирующих воспитательную деятельность. А причина данного явления - в неверном определении цели оценки качества воспитания, которая состоит не в том, чтобы поощрять одних и наказывать других, а в том, чтобы находить и решать собственные (!) профессиональные проблемы. В частности:



  • где мы (не «они», а именно «мы») - воспитатели, администрация, методисты и чиновники - недоработали?

  • что нам нужно предпринять (а не кого нужно винить) для решения обнаруженных проблем?

  • какую помощь необходимо оказать (а не какое наказание вынести) педагогам, непосредственно работающим с детьми?

Если стремиться всерьез решать проблемы начетничества, фальсификаций и подлогов в оценке качества воспитания, то всем, от кого эта оценка зависит (и, в первую очередь, специалистам, имеющим властные полномочия), необходимо строго выдерживать данную позицию, то есть:

НЕ сравнивать педагогов друг с другом,

НЕ сравнивать образовательные учреждения друг с другом,

НЕ составлять никаких рейтингов, связанных с качеством воспитания,

НЕ поощрять и

НЕ наказывать по итогам оценки качества воспитания,

НЕ отстраняться от выявленных в ходе оценки проблем,

НЕ перелагать вину за эти проблемы на работающих с детьми педагогов,

ОСУЩЕСТВЛЯТЬ оценку качества воспитания как совместную рефлексию проблемных аспектов воспитания всеми ответственными за него субъектами на разных уровнях системы образования (педагогами, администрацией образовательных учреждений, методистами ОМЦ, чиновниками управлений образования).

Кроме того, крайне важно согласовывать в коллективах образовательных учреждений цели, предмет, периодичность, методы оценки, а также кодекс поведения всех участников этого процесса после получения его результатов. И согласовывать по-настоящему, а не формально соблюдя лишь некий ритуал такого согласования.


СТЕПАНОВ П.В.,

к.п.н., с.н.с. Центра теории воспитания

ИТИП РА О, главный редактор журнала

«Спутник классного руководителя», г. Москва

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ «ЗАГАДКИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ»
Направление: общекультурное.

Вид деятельности: познавательная.

Возраст школьников: 5-11-е классы
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Настоящая программа предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.

Рассмотрение загадок истории и современности - это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.



Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.


п/п

Тема

Общее

количество часов

Часы

аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных

активных занятий

1

Вводное занятие

1

1




2

Загадка «великого» открытия: кто и для чего открывал Америку?

2

2




3

Загадка тирании: почему вопреки инстинктам самосохранения люди противостоять тиранам?

2

2




4

Загадка европеизации: была ли роль Петра I цивилизаторской?

2

2




5

Загадка власти: беспамятный старец или кающийся царь?

1

1




6

Загадка исторического пути России: прав ли П.Я.Чаадаев в его оценке?

1

1




7

Загадка революции: изменяет ли она жизнь к лучшему?

2

2




8

Загадка начала Второй мировой: кто виноват в развязывании войны?

2

2




9

Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма?

10

2

8

10

Загадка одной фальшивки: почему «план А.Даллеса» так похож на правду?

1

1




11

Загадка развития: какую страну, культуру, цивилизацию считать более развитой?

2

2




12

Загадка будущего: ждет ли нас экологическая катастрофа?

8

2

6




Всего:

34

20

14


Примерное содержание занятий
1. Вводное занятие (1 час). История как наука. Загадки и белые пятна истории: причины их возникновения. Факт и мнение. Объективность и субъективность в описании исторических событий. Пристрастность, предвзятость и тенденциозность хронистов, летописцев, историков. История и политическая коньюктура. Разная интерпретация исторических событий в различных социокультурных общностях. Европоцентризм современной исторической науки.

  1. Загадка «великого» открытия: кто и для чего открывал Америку? (2 часа). Что такое «открытие»? Берингов мост и открытие Америки племенами каменного века. Исторические гипотезы о плаваниях к берегам Америки римлян, китайцев, полинезийцев. Плавания викингов к берегам Америки. Лейф Счастливый. Плавание Колумба и открытие Америки для Европы. Европоцентичный взгляд на открытия Колумба. Неевропейский взгляд на открытия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана и др. Экономические, политические и культурные выгоды «великих географических открытий» для европейцев. Оккупация, рабство, геноцид и уничтожение традиционной культуры народов Америки, Африки, Азии. Цена «великих открытий» в политическом и человеческом измерении. Ролевая игра «Встреча миров»: диалог «представителей» старого и нового света по вопросу цивилизаторской миссии европейцев.

  2. Загадка тирании: почему вопреки инстинктам самосохранения люди противостоят тиранам? (2 часа). Что такое тирания. Тирания в мировой и российской истории. Насильственное и ненасильственное противостояние тирании: что оно дает? Иван Грозный и митрополит Филипп. Просмотр и обсуждение фрагментов к/ф «Царь» (реж. П. Лунгин): определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

  3. Загадка европеизации: была ли роль Петра I цивилизаторской? (2 часа). Реформы Петра. Политическая целесообразность и насильственный характер реформ. Последствия реформ для государя, государства и общества (различных его сословий). Последствия реформ Петра для дальнейшего исторического развития нашей страны. Дискуссия «Цель оправдывает средства!?».

  4. Загадка власти: беспамятный старец или кающийся царь? (1 час). Александр I: противоречивость натуры императора. А.С. Пушкин об Александре I. Воспитание будущего императора и республиканские идеи Ф. Лагарпа. Мечты юного наследника о конституции, отмене крепостного права и уходе от власти. Дворцовый переворот и косвенное участие в отцеубийстве. Александр у власти: мечты и реальная политика. Последние годы жизни императора: политическая апатия и духовные искания. Реакция Александра на существование тайных обществ. Загадочная смерть в Таганроге и странные похороны. Появление старца Федора Козьмича. Федор Козьмич и Александр I: один и тот же человек? - гипотезы историков и современников загадочного старца. Дискуссия «Причины возможного ухода от власти Александра I: страх, безысходность, покаяние?».

  5. Загадка исторического пути России: прав ли П.Я.Чаадаев в его оценке? (1 час). «Философические письма» и судьба их автора. Взгляд П.Я. Чадаева на европейскую и российскую историю. П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин. Чтение и обсуждение отрывков из «Философических писем» П.Я. Чаадаева: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

  6. Загадка революции: изменяет ли она жизнь к лучшему? (2 часа). Россия накануне 1917 года: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных слоев населения, отношение в обществе к власти и войне. События февраля - октября 1917 г. Последствия революции: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных слоев населения, отношение в обществе к власти и войне. Схожесть судеб революций в разные эпохи и в разных странах. «Цветные революции» в Грузии, Украине, Киргизии: их гуманитарные последствия. Обсуждение вопроса «Цена революции в политическом и человеческом измерении»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

Загадка начала Второй мировой: кто виноват в развязывании войны? (2 часа). Суть вопроса: споры историков и политиков. «Версальский диктат» 1919 г. и его последствия. Приход к власти нацистов, англо-французская политика умиротворения и ее последствия. Мюнхенский сговор и «подталкивание» немецкой агрессии на восток. Попытки СССР, Англии и Франции договориться о совместном противостоянии агрессии: советские предложения о заключении равноправного трехстороннего соглашения; безрезультатные переговоры с послами Англии и Франции в Москве; московские переговоры военных делегаций и отсутствие у представителей Англии и Франции полномочий на заключение договора с СССР; затягивание переговоров англо-французской делегацией и срыв соглашения. Договор Молотова - Риббентропа и секретный протокол к нему. Начало войны. Вердикт Международного военного трибунала в Нюрнберге о вине фашистской Германии за начало войны. Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ о равной ответственности Германии и СССР: реакция на нее в Европе и России. Обсуждение вопроса «Кто виноват в развязывании войны?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

9. Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 часов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: знакомство, отношение, обсуждение. Неофашизм в Европе и России: идеология, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские лозунги на улицах российских городов - определение позиций школьников к этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно ли что-то делать?

Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне и т.п.). «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство молодежи?».

Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета».

10. Загадка одной фальшивки: почему «План А.Даллеса» так похож на правду? (1 час). Ситуация в мире после второй мировой войны: речь У. Черчилля в Фултоне и развязывание холодной войны против СССР, создание ЦРУ. Директор ЦРУ А. Даллес. Несуществующий план А. Даллеса: версии историков о происхождении фальшивки. Знакомство с текстом «Плана А. Даллеса» и обсуждение вопроса «Почему фальшивка так похожа на правду?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

11. Загадка развития: какую страну, культуру, цивилизацию считать более развитой? (2 часа). Споры философов, историков, культурологов о восточной и западной цивилизациях. Многообразие критериев оценки развития: уровень материального благосостояния населения, удовлетворенность собственным образом жизни, уровень образования, уровень производства, военные успехи, технические достижения, жизнь в согласии с природой, достижения в области художественной культуры, достижения в области духовной культуры и т.д. Обсуждение данных критериев школьниками: определение позиций, аргументация, дискуссия «Какая страна более развита?». Чтение и обсуждение фрагмента эссе У.Эко «Священные войны, страсть и разум».

12. Загадка будущего: ждет ли нас экологическая катастрофа? (8 часов). Экологическая проблема как глобальная проблема человечества. Человеческий фактор в развитии планеты. Загрязнение земли, воды, атмосферы, световое загрязнение. «Биологический расизм» и уничтожение других видов живых организмов. Общество потребления как главная опасность для природы. Прогнозы ученых. «Экологический след» как понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Индивидуальная работа школьников с калькулятором «Экологический след» на сайте Всемирного фонда дикой природы (www.wwf.nj/footprint/calculator). Обсуждение итогов работы, рефлексия. Дискуссия «Что я могу сделать для нашего будущего?».

Акция «Чистый парк»: расчистка от мусора и благоустройство ближайшего к школе лесопарка или сквера; привлечение внимания жителей микрорайона к проблемам чистоплотного поведения в городе.



  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет