Возникновение адвентизма и распространение его в Российской империи



бет1/5
Дата18.04.2016
өлшемі1.21 Mb.
  1   2   3   4   5
Оглавление


Введение

Глава 1 Возникновение адвентизма и распространение его в Российской империи (40-е гг. XIXв. – 1917г.)…………………………



    1. Условия и причины возникновения адвентизма………………

    2. Движение миллеритов в США (40-е гг. XIXв.)………………

    3. Деятельность Е.Уайт и укрепление Церкви АСД (вторая половина XIXв.)…………………………………………………

    4. Основы организации, вероучения и культа Церкви АСД……

    5. Возникновение и распространение адвентизма в России……

Глава 2 Развитие адвентизма в советский и постсоветский периоды (1917г. – начало XXIв.). История ярославской общины

2.1 Церковь АСД и советская власть (1917г. – 60-е гг. XXв.)….

2.2 История Ярославской общины адвентистов (конец 60-х – начало XXIв.)……………………………………………………….

2.2.1 Ярославская община адвентистов в советский период (60-е – конец 80-х гг.)…………………………………………………….

2.2.2 История адвентизма в Ярославле в 90-е гг…………………

2.2.3 Современное состояние ярославской общины адвентистов и всей Церкви АСД………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы………………

Примечания………………………………………………………….


4
17

17

20


27

31

40


55

55
72


73

82
86

95

104


109

Введение.

Данная работа посвящена изучению исторического развития адвентизма (религиозного учения и движения протестантского типа) в советский и постсоветский периоды в истории России, на примере ярославской общины адвентистов. Эта тема подробно разработана во второй главе. В первой части исследования рассмотрены вопросы, связанные с возникновением адвентистского течения (далее АСД. Автор), его распространением и развитием в Российской Империи до 1917г., организацией Церкви АСД и основами ее вероучения и культа.

Работа не случайно построена таким образом, т.к. для детального понимания и изучения истории ярославской общины адвентистов, прежде всего, необходимо четко представлять: что такое адвентизм, каковы характерные черты его организации, в виде Церкви АСД, и догматики, когда и при каких условиях он возник, какова история адвентистского движения в России в царский и советский периоды ее истории. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой, и, только зная их в совокупности, можно заниматься исследованием истории ярославской общины.

Из этого положения вытекает объяснение хронологических и географических рамок работы. Они не однозначны. С одной стороны, в качестве географических рамок работы выступает территория собственно Ярославля, а хронологически исторические события ведутся с 1968г. до начала ХХIв. С другой стороны, невозможно изучение ярославского материала вне контекста общей истории адвентизма. Поэтому вполне закономерно выглядит факт расширения географических и хронологических рамок работы.

Время появления адвентизма в Ярославле и создания в городе общины датируется 1968г., тогда как адвентизм как протестантское течение возник в середине XIXв. Таким образом, хронологические рамки данного исследования довольно широки: работа охватывает период с середины XIXв. до начала XXIв., отчасти затрагивая исторические события в США, российской империи, СССР и России. При этом особое внимание акцентируется на развитии Церкви АСД в советский и постсоветский периоды, рассматривая историю ярославской общины адвентистов как типичный пример развития организации адвентистов в России.

Таким образом, объектом изучения является адвентизм, как уникальное по своей организации и принципам вероучения протестантское движение. А предметом исследования выступают те особенности и частные случаи, которые связаны с развитием адвентизма в России и, в частности, в Ярославле.

Что касается истории ярославской общины адвентистов, то эта тема совершенно не исследована в исторической и краеведческой литературе. Тем самым она представляет для нас особую важность и актуальность.

История России всегда была насыщена событиями и явлениями религиозного характера. Но в отличие от экономической сферы, социального и культурного развития, религии уделялось очень мало внимания в исторической науке. В основном, если говорили о религиозной ситуации в какой-либо период в истории России, то имели в виду историческое развитие Русской Православной Церкви, не затрагивая истории религиозного сектантства и объединений протестантского, национального и других типов.

Кроме того, в последнее время в России, как и в других странах мира, широко распространилось огромное множество религиозных организаций разного характера. Если раньше, в периоды царской и советской власти, их деятельность сдерживалась государственными органами, то сейчас, в связи с гарантированной свободой совести, вероисповедания и религиозных объединений, их не возможно стало контролировать. В результате, в настоящее время наблюдается определенный «бум» религиозности и рост религиозного фанатизма, благодаря активизации деятельности многочисленных религиозных организаций. Важно знать, с кем или с каким фанатичным явлением каждый из нас может столкнуться в своей жизни.

Поэтому необходимо вплотную начать заниматься изучением истории и особенностей различных религиозных групп и объединений на территории России и в мире в целом. Данная дипломная работа является первым исследованием в этом направлении, в первую очередь, касаясь вопросов истории ярославской общины адвентистов.

Тема адвентизма в исторической науке разработана довольно слабо. Практически все исследования этого явления в отечественной историографии носят субъективный и однобокий характер. Весь общий комплекс используемой литературы можно разделить на несколько тематических блоков:

- монографии советских историков-марксистов;

- исторические и публицистические исследования постсоветского периода;

- монографии историков-адвентистов.

Большая часть работ советских историков написана в 60-70-е годы. Всех авторов объединяет один подход в исследовании адвентизма – марксистско-ленинский, согласно которому все религиозные организации, и, прежде всего секты, к коим относилась и Церковь АСД, следовало рассматривать как «органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса». Исходя именно из этого подхода, историки А.И.Клибанов1 (см. примечания после введения), А.В.Белов2, чьи работы посвящены анализу исторического развития адвентизма в целом, оценивают идеологические аспекты этого движения, как принципы, утверждающие «буржуазную собственность, классовое и политическое господство буржуазии, но отрицающие наличие классов и классовой борьбы». Будучи последователями марксистской историографии, Клибанов, Белов и другие советские историки3 основное внимание уделяют изучению социальной базы адвентизма и его политической роли в обществе. Церковь АСД оценивается ими в одном случае как ярая защитница царской власти, а в другом - как контрреволюционная сила, с которой необходимо бороться.

Адвентизм для историков-марксистов – это одна из форм религиозной спекуляции, это сектантское течение, которое со временем все больше вырождается и «загнивает». Это секта, мешающая социалистическому строительству и сковывающая классовую волю трудящихся. А вся история адвентизма как в России, так и за рубежом – история предательства трудящихся и государства в целом.

Из этих принципов вытекает назначение всех исторических исследований адвентизма советского периода: работы историков должны были разоблачить ненужность и вредность адвентистской веры и истории, посрамить адвентистских идеологов, теоретиков и руководителей, описать историю адвентистского течения как предательского и антикоммунистического. Главной целью советских исследований было предостережение населения СССР от вступления в ряды адвентистов, просвещение народа в отношении сектантских организаций и идеологическая борьба с самим адвентизмом. Как мы видим, данная историческая литература характеризуется однобоким классовым подходом с марксистских позиций.

Во вторую группу исследований по адвентизму входят работы постсоветского периода в отечественной историографии. Это очень маленький блок, объединяющий лишь газетные и журнальные статьи, написанные во второй половине 90-х гг. ХХв. – начале XXIв. Дело в том, что к настоящему времени в современной историографии не создано ни одного исследования по истории адвентизма в России, также как и по истории других протестантских церквей. Этой проблемой интересуются только местные журналисты и корреспонденты, например, Молохова, Крылова и другие4. Поэтому одной из задач данной работы является заполнение пробела в этом направлении.

В современной публицистической литературе, в отношении адвентизма, начиная с начала 90-х гг., наметился определенный отход от марксистских принципов в оценке адвентистов. Теперь их организация не рассматривается как секта, вредная для общества. С 1991г. все протестантские церкви стали признаваться в качестве Малых церквей (религий)5. Заговорили о таком понятии как «религиозные конфессии». К ним отнесли и Церковь АСД.

Все эти перемены объясняются значительным «потеплением» религиозной обстановки после распада СССР, а также принятием в 1990г., а затем в 1997г. закона о свободе вероисповеданий и религиозных организаций.

Статьи, написанные в этот период времени, отмечают самые положительные стороны адвентистского вероучения и организации жизни адвентистов, сравнивая Церковь АСД с настоящими сектами и группами религиозных фанатиков, распространившимися в огромном количестве в настоящее время. В основном внимание уделяется современному положению и состоянию адвентистской организации6.

Ко второй группе используемой литературы относятся также несколько номеров адвентистского ежеквартального журнала «Адвентистский вестник», издаваемого с 1994г.7 Статьи в этих журналах написаны адвентистскими корреспондентами, руководителями церкви, профессорами адвентистской Духовной академии. Поэтому вся информация, предоставляемая здесь, носит субъективный характер. В основном, в статьях затрагиваются вопросы, связанные с современной жизнью Церкви АСД: постоянно публикуются адвентистские новости ежемесячного плана, взаимоотношения с международной организацией, новые программы и принципы организации деятельности. Здесь также можно найти статьи по истории адвентистского движения в России и за рубежом.

Таким образом, адвентистские журналы имеют для нас особое значение. Во-первых, в них содержится интересующая нас информация по истории Церкви АСД, хотя к ней необходимо относится с вниманием и осторожностью, т.к. она итерпритируется самими адвентистами и, следовательно, отличается некой субъективностью и однобокостью. Во-вторых, «Адвентистский вестник» может быть полезен нам в качестве исторического источника, т.к. в нем зачастую публикуются различные документы, письма адвентистов из поместных организаций, выступления лидеров российской Церкви АСД и ее всемирного объединения и основы вероучения и догматики адвентизма.



Третий блок используемой литературы тоже небольшой. Он включает в себя монографии адвентистских исследователей по истории адвентизма в России. Прежде всего, это работы В. Тепоне8, А.Парасея, Н.Жукалюка9 и их соавторов. В содержании их исследований можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К заслугам этих историков-адвентистов относится то, что они сумели предоставить довольно обширный фактический материал по истории адвентизма в России в царский и советский периоды от возникновения первых адвентистских общин. При этом они уделили особое внимание взаимоотношениям Церкви АСД с государственной властью и ее положению в стране, и публикуют многочисленные документы религиозного содержания и акты государственного законодательства. Но, к сожалению, данные монографии адвентистов тоже характеризуются субъективным подходом в оценке и анализе определенных исторических событий и явлений. Эта литература основана только на адвентистских позициях: отмечаются все «плюсы» адвентизма с преувеличенной точки зрения и игнорируются все «минусы» с помощью приема умолчания. Кроме того, большей частью адвентистские историки лишь предоставляют какую-либо информацию по истории адвентизма, не занимаясь совершенно анализом и объективной оценкой описываемых событий.

Таким образом, полного и всестороннего изучения проблемы адвентизма в России, не говоря уже об исследовании ярославской общины, нет. Существует лишь небольшой ряд работ по различным аспектам этой темы, значительная часть которых отличается субъективностью в оценках исторического развития адвентизма. В утверждении о том, что существует недостаточность и однобокость исторических исследований по проблемам адвентизма, заключается обоснование цели и задач данного исследования.



Цель работы состоит в изучении исторического развития адвентизма в Ярославле и, на примере ярославской общины адвентистов, исследовании состояния Церкви АСД в советский и постсоветский периоды в истории России. В качестве задач работы выступают следующие пункты:

- обобщить и конкретизировать данные по истории возникновения и распространения адвентизма в мире и Российской империи;

- исследовать и систематизировать основные принципы вероучения, культа адвентизма и организационной структуры Церкви АСД;

- изучить развитие адвентизма в советский период и взаимоотношения Церкви АСД с государственными органами советской власти;

- проследить и проанализировать развитие организации адвентистов из подпольного объединения в законную протестантскую церковь,

- изучить историю и современное состояние ярославской общины адвентистов, в качестве примера поместного развития всей Церкви АСД.

В основе данной работы лежат два принципа: научности и объективности. Принцип объективности состоит в том, что все события, факты и процессы в истории адвентизма преподносятся и анализируются с объективной точки зрения. Принцип научности заключается в научном, историческом изучении развития адвентизма, построении научной концепции адвентистского движения, выявлении определенных закономерностей и особенностей в развитии этого протестантского течения.

Работа базируется на следующих методах:

- аналитический метод, с помощью которого анализируются и обобщаются определенные исторические события, факты, например, принятие государственными органами власти каких-либо документов религиозного характера и их непосредственное влияние на развитие адвентизма в России; на аналитическом методе построены все выводы в работе. В этом случае мы можем говорить об использовании принципа исследования конкретных данных;

- диалектический или историко-генетический метод, смысл которого состоит в комплексном изучении исторического развития адвентизма в целом, т.е. рассматриваются все проблемы и события в истории Церкви АСД во временной последовательности с момента начала своего появления в мире и России, в процессе создания единой организации, совершенствования адвентистской системы вероучения и т.д. Т.е. явление адвентизма рассматривается во всей его сложной взаимосвязи, движении, единстве и противоречии. В работе представлено обобщающее генетическое развитие адвентистского течения в России и Ярославле, в том числе;

- религиозно-философский метод, благодаря которому было осуществлено исследование основ вероучения и жизненных принципов адвентистов;

- сравнительно-исторический метод, заключающийся в сравнении исторического развития адвентизма в России и за рубежом, в частности в США, а также в сравнительной характеристике различных периодов в истории адвентизма в России и выявления их значения для Церкви АСД. (Периоды царской, советской власти и постсоветская эпоха – вот важные вехи в процессе исторического развития адвентистского движения);

- количественный метод, необходимый в обработке статистического материала относительно численности рядов адвентистской организации, как общегосударственного уровня, так и регионального, что касается ярославской общины адвентистов. Благодаря этому методу, удалось проследить количественные и качественные изменения в численности общин и всей Церкви АСД и выявить основные тенденции в развитии адвентистской организации;

- метод прямого наблюдения, использованный с целью прямого, непосредственного контакта с адвентистами путем участия в их активной религиозной деятельности, присутствуя на богослужениях, молитвенных собраниях, уроках субботней школы. Все эти приемы легли в основу выводов о мировоззрении, особенностях и отличиях адвентистов от других верующих;

- метод интервьюирования, с помощью которого был установлен контакт с лидерами общины и ее рядовыми членами. В принципе, данный метод стал основным при разработке вопросов, связанных с ярославской общиной адвентистов, т.к. документальных источников по этой проблеме оказалось очень мало.

При работе с источниками, используя и интерпретируя их, были применены основные методы интерпретации, среди которых можно выделить следующие:

- метод психического истолкования, использованный при изучении работ адвентистских теологов и источников, содержащих основные положения вероучения и культа адвентистов. Благодаря этому методу, удалось проникнуть в сознание и душу верующих, понять их веру и мироощущение, что свидетельствует о реализации в работе главного принципа – принципа признания чужой одушевленности и индивидуальности;

- индивидуализирующий метод, непосредственно связанный с предыдущим, т.к. его суть заключается в раскрытии особенностей личности автора источника, что было также использовано при изучении всех адвентистских произведений, документов и устных рассказов.



Источниковая база данного исследования довольно разнообразна, но немногочисленна и явно не достаточна для полного раскрытия поставленной проблемы. Самое главное, в работе использованы уникальные неопубликованные источники, представляющие особую ценность для исследования ярославской общины адвентистов. Среди них можно выделить три подгруппы:

1) текущая документация ярославской общины адвентистов («Журнал о регистрации членов общины»10 и отчеты общины11);

2) мемуарная литература и ее особая подгруппа – интервью12;

3) программные документы, представленные в первую очередь Уставом ярославской общины13.

В целом, все использованные источники можно разделить на несколько групп:

1) письменные источники повествовательного характера:

а) работы адвентистских теологов и теоретиков. В первую очередь, это работы Елены Уайт («великой пророчицы»)14. Она является автором многочисленных работ по обоснованию убеждений и принципов адвентистского вероучения. например, одна из них « Великая борьба между Христом и сатаной» посвящена отчасти даже появлению и начальному этапу распространения адвентизма в США и других стран. Особенностью всех работ Е.Уайт является постоянное переплетение ее собственного текста с текстом Священного Писания, приводимого в доказательство ее пророчеств и идей. Поэтому изучать данный источник довольно сложно, тем более что книги Е.Уайт писались на основе ее т.н. «видений», о которых рассказано в первой главе данного исследования;

б) работы, раскрывающие основы вероучения и организации адвентистов15: сюда входят различные небольшие брошюры, рассказывающие об адвентизме, уроки субботней школы, и книга «В начале было слово», составленная по сочинениям американских и западноевропейских адвентистских теологов и предоставляющая систему вероучения адвентистов, и «Церковное руководство», объясняющая всю организацию Церкви АСД; сюда же можно отнести и Библию, используемую в работе для подтверждения адвентистского вероучения;

2) документальные источники:

а) документы, составленные русскими адвентистами: отчеты их Всероссийских и Всесоюзных съездов16, предоставляющие косвенную информацию об отношениях с государственной властью, но в полной мере раскрывающие информацию о структуре и организации адвентистов в России; документы ярославской общины адвентистов – Устав общины, Журнал о регистрации членов общины, отчеты, сдаваемые общиной в высшие органы управления Церкви АСД;

б) документы законодательного характера, общегосударственного уровня: законы о религиозных объединениях17 в разные периоды истории адвентистского движения, например, законы 1990г. «О свободе вероисповеданий» и «О свободе совести и религиозных организаций»;

3) устные источники, к которым относятся интервью с «пионерами» ярославской общины, с пастором, секретарем и рядовыми членами общины. Фактически, эти источники составили основную информационную базу по истории ярославского адвентизма. Конечно, они отличаются от других источников значительной субъективностью. Но дело в том, что практически все документы общины, ее архив (статистика, отчеты и т.д.) не сохранились, т.к. одна их часть была уничтожена в советский период в связи с нелегальным положением, а другая погибла во время пожара одного из молитвенных домов. Интервью проводились на основе заготовленных опросников в очень дружественной атмосфере. Трудностей при этом не возникало, за исключением таких моментов, когда верующие начинали, просто-напросто, завлекать в свою общину. В этих случаях приходилось приостанавливать интервью, так чтобы не обидеть опрашиваемого, и продолжать работу на следующий день.

Можно выделить и такую особую группу источников, как наглядные, к которым, в первую очередь относятся вещественные в виде многочисленных фотографий, сохранившихся с самого начала деятельности адвентистской общины в Ярославле, и во вторую очередь, посещение молитвенного дома верующих и присутствие на проводимых ими богослужениях и обрядах. Благодаря последнему пункту, т.е. наблюдению за реальной жизнью адвентистов, участию в их религиозной деятельности стало возможным собрать необходимую информацию о членах общины, о том, как происходят различные богослужения, понять жизненные установки и менталитет адвентистов, чего не возможно было добиться с помощью других источников.

Таким образом, в результате использования всех источников в совокупности, историографического материала по проблеме адвентизма в России и применения к изучению данной темы вышеуказанных методов, в работе представлена обобщающая картина исторического развития адвентизма в России и его конкретное развитие на примере истории ярославской общины адвентистов.


______________

  1. Клибанов А.И. «Адвентисты», Л., 1931. Он же «История сектантства в России (60-е гг. Х1Хв. – 1917г.)», М., 1965. Он же «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем», М., 1973

  2. Белов А.В. «Адвентисты», М., 1964. Он же «Секты. Сектантство. Сектанты», М., 1978

  3. Бартошевич Э., Борисоглебский Е. «Они ждут конца мира», М., 1963. Федоренко Ф. «Секты, их вера и дела», М., 1965

  4. Крылова В. «Секты в Ярославской области: есть ли опасность?»// «Ярославские новости», 2002, 13 октября. Молохова М. «Религиозные конфессии в Ярославле»// «Ярославские новости», 2001, 7 сентября

  5. Горулева Н. «Из жизни религий, средних и малых»// «Северный край», 1997, 21 октября. Григорьев П. «Малые церкви в СССР»// «Наука и религия», 1991, №2

  6. Жуков Б. «До Второго Пришествия»// «Еженедельный журнал», 2002, №6, февраль

  7. Подробнее см. «Адвентистский вестник» за 1997-2002 гг.

  8. Тепоне В.В. «Из истории церкви», Калининград, 1993

  9. Жукалюк Н.А., Парасей А.Ф. «Бедная, бросаемая бурею», Киев, 1997. Жукалюк Н.А. «Вспоминайте наставников ваших», Киев, 1999

  10. «Журнал о регистрации членов общины». Ярославль, 1968-2002гг. Рукопись.

  11. Отчеты ярославской общины адвентистов за 1999, 2000, 2001гг. Ярославль. Рукопись

  12. Интервью с Уховым А.П., основателем ярославской общины. Рукопись. Интервью с Вендиным Н.В., действующим пастором ярославской общины. Рукопись. Интервью со Смирновой Е.Н., секретарем ярославской общины. Рукопись. Собрание автора.

  13. Устав ярославской общины адвентистов. Ярославль, 1999. Рукопись. Собрание Ярославской общины адвентистов.

  14. Уайт Е. «Великая борьба между Христом и Сатаной». Заокский, «Источник жизни», 1993. Она же «Деяния апостолов», Заокский, «Источник жизни», 1995. Она же «Пророки и цари», Заокский, «Источник жизни», 1996. Она же «Желание веков», Заокский, «Источник жизни», 1999. Она же «Свидетельство для Церкви», 8т., Заокский, «Источник жизни», 1996. Она же «Христианское служение», Заокский, «Источник жизни», 1998

  15. Брошюры о Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, Заокской духовной академии. Заокский, «Источник жизни». Б.Г. «В начале было слово» (Основы вероучения христиан Адвентистов Седьмого Дня). Заокский, «Источник жизни», 1993. Уроки субботней школы по изучению Библии на 2002г. Заокский, «Источник жизни». «Церковное руководство АСД», М., 1996. «Библия», Финляндия, 2000

  16. Отчеты 1-го, 2-го, 3-го, Всероссийских съездов христиан-адвентистов, 1907, 1910, 1917гг.// Тепоне В.В. . «Из истории церкви», Калининград, 1993. Отчет Всероссийской Конференции 1920г.// Тепоне В.В. . «Из истории церкви», Калининград, 1993. Отчет 5-го, 6-го Всесоюзных Съездов христиан-адвентистов, 1924, 1928гг.// Тепоне В.В. . «Из истории церкви», Калининград, 1993

  17. Закон Верховного Совета РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990// Консультант-плюс, электронная система. Закон Верховного Совета СССР «О свободе совести и религиозных организаций» от 1 октября 1990// Консультант-плюс, электронная система. Конституция РФ. М.,1993. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г., №125-Ф3// Консультант-плюс, электронная система





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет