Введение. Цели и задачи стр. 2-3 Основная часть



жүктеу 101.79 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі101.79 Kb.
түріРеферат
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары


Содержание.

  1. Введение.

Цели и задачи. стр. 2-3

  1. Основная часть.

1. История возникновения праздника

Покрова Пресвятой Богородицы. стр.3-4

2. История Покровской церкви с.Альняш

(до её разрушения). стр. 4-10

3. Альняшинская церковь сегодня. стр. 10

III. Заключение. стр. 11

IV. Список использованной литературы. стр. 12

V.Приложения.

«Народ умирает, когда становится населением.

А населением он становится тогда, когда забывает

свою историю.»

Ф. Абрамов


  1. Введение.

Когда мы учились в начальной школе, в нашем селе ещё не было церкви. Она в то время только начинала строиться. Теперь на том пустыре, где мы иногда играли, стоит храм. Из разговоров взрослых мы знали, что на этом месте когда-то уже стояла церковь, но она была разрушена. И нам стала интересна история нашей Альняшинской церкви, а именно, как она называлась, когда впервые она была построена, кто служил в ней, когда и почему она была разрушена, кто был организатором строительства нового храма.

Цель работы: изучить историю Покровской церкви с.Альняш.

Задачи:

  1. Собрать и изучить материал о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

  2. Изучить историю Альняшинской церкви до её разрушения.

  3. Изучить материалы о вновь построившемся храме.

Мы благодарим за оказанную нам помощь в написании работы:

  1. Аристова Николая Леонидовича – старосту Альняшинского Покровского прихода за предоставленные материалы и фотографии.

  2. Соломенникову Маргариту Васильевну за предоставленные фотографии своего деда (последнего священнослужителя Альняшинской церкви) Тихомирова Александра Васильевича.

  3. Аристову Любовь Михеевну, Пантюхину Клавдию Михеевну, Сташкову Татьяну Михеевну – старожилов нашего села, поделившиеся с нами своими воспоминаниями.

  4. Букину Евгению Васильевну – учителя истории нашей школы (руководителя школьного музея) за предоставленные материалы из архива школьного музея.

  5. Ким Лилию Михайловну – заведующую библиотекой с.Альняш за помощь в поиске литературы.

  1. Основная часть.

  1. История возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Прежде чем приступить к изучению истории Альняшинской Покровской церкви, мы решили узнать о возникновении самого праздника Покрова и когда его стали отмечать на Руси.

Покров Пресвятой Богородицы празднуется Святой Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это один из самых почитаемых праздников на Руси.

Изучая историческую литературу, мы узнали, что христианские историки считают, что почти шестьсот лет назад на греческую империю напали сарацины, неприятель был силен, и грекам угрожала большая опасность. В то время и произошло чудное явление Матери Божией. Случилось это во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

По преданию, в воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.
Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году (5,6).


  1. История Покровской церкви с.Альняш (до её разрушения).

Говоря об истории церкви, нельзя не упомянуть коротко об истории самого села. Село до революции 1917 года четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились бо́льшую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах. Альняш не был исключением (3).

Наше село расположено на речке Альняш, притоке реки Пизь. Из официальных источников впервые упоминается в ревизской сказке Ершовского удельного приказа на 1834 год. Можно предположить, что поселение возникло в конце 1790 годов.

21 июня 1846 года Указом Священного Синода разрешена постройка в д.Альняш церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы с переименованием деревни в село Покровское.

В 1869 году в нем насчитывается 54 хозяйства и 319 жителей. В 1874 году организуется Альняшинская волость (до этого года село входило в состав Маркетовской волости), избирается волостной старшина и нанимается волостной писарь.

Через два года в селе открывается церковно-приходская школа, в которой обучался 71 ученик.

Со строительством церкви, открытием школы и организацией волости Альняш становится торговым селом. В нем три раза в год проводились ярмарки, каждое воскресенье - базары. Торговали зерном, скотом, другими сельхозпродуктами, кустарными изделиями, промтоварами, бакалеей. Основная часть торговли была в руках купца Котышева.

В 1908 году в селе было 263 двора, школу посещал 71 ученик. Через четыре года волость получила телефонную связь с уездным городом Оса. Были в селе кредитное товарищество и сельскохозяйственное общество, кузница. На В-Альняшинском и Н-Альняшинском прудах работали мельницы и крупорушки (3).

В 1916 году в волости насчитывалось 4669 жителей, в том числе 2418 женщин. Все население - русское, вероисповедание православного и немного старообрядческого толка.

Добрую половину своего первого 20-летия (1847-1867) Покровская церковь находилась в ведении благочинного Василия Пьянкова. В начале этого периода он был иереем Сайгатсого села, и тогда «под ним» были также православные приходы Дубровский, Ершовский, Заводомихайловский, Камбарский, Савинский и другие.

Спустя 10 лет о. Василий был протоиереем в Градо-Осинском Успенском соборе, по-прежнему оставаясь благочинным того же 1-го округа.

В 1867 году Альняшинская церковь освящалась 2-й раз в своей истории. Была она деревянная, на каменном фундаменте с колокольнею в одной связи, однопрестольная. И за последующие полвека не претерпела каких-либо существенных изменений, разве что обзавелась металлической кровлей. Потому и оставалась крепкою еще долгие годы, вплоть до слома ее в годы «застоя».

Имена священнослужителей также принадлежат истории прихода. 31 октября 1846 года епископ Пермский и Верхотурский Аркадий произвел Михаила Фролова во священника ко храму Покрова Пресвятыя Богородицы в новооткрытом Покровском селе (с.Альняш), а 11 ноября выдана грамота посвященному в стихарь пономарю Стефану Луканину к тому же храму. Это были самые первые служители здешней церкви.(1)

Первые 2 года существования местной церковно-приходской школы ( 1888- 1890) законоучителем в ней был сам настоятель о.Иоанн Коровин. После него – священник Николай Иоаннович Богоявленский. Он окончил Пермскую духовную семинарию в 1864 году. В 1910 году настоятелем в Альняше числился 45-летний Мирон Васильевич Шаманский, имевший звание народного учителя. Все они преподавали Закон Божий и по должности заведовали приходскими школами грамоты.

В 1-й половине 1895 года учитель Шульдихинской школы грамоты Николай Феофилактович Замятин был рукоположен в сан диакона и определен в Покровский приход. Из 1-го класса Пермской семинарии он выпустился в 1887 году. 16 июня 1899 года рукоположен в сан диакона на штатную вакансию к Покровской церкви Павел Зосимович Попов (род.27 июня 1875 г.) - псаломщик Александро-Невской церкви села Юсьва. В том же году 14 сентября он назначен законоучителем Покровской церковно-приходской школы и Коровинского земского училища (4).

Павел Попов выпущен из 1-го класса Пермской духовной семинарии и имел свидетельство на звание церковно-приходского учителя. Первого мая 1903 года он рукоположен к той же церкви с. Альняш в сан священника, с оставлением на штате диакона. А 2 июня 1905 года переведен на 2-ю священническую вакансию к Сайгатской Николаевской церкви.

Более 25 лет псаломщиком Покровской церкви был Александр Родионович Толшмяков (1861 г.р.) В 1889 году он окончил курс Осинского городского 4- классного училища с получением свидетельства на звание сельского учителя. Оставшуюся жизнь прожил в Альняше, в местной церковно-приходской школе преподавал по совместительству различные «предметы». На пенсию («за штат») выведен по возрасту, а в 1918 году убит в своем селе «красными».(1)

Последним священнослужителем в Альняше был Александр Васильевич Тихомиров, который начинал служить дьяконом (сведения 1910 г.) (приложение 1). Его фотографию, где он снят вместе с другими служителями церкви, а также фотографию его семьи (приложение ) нам предоставила внучка Александра Васильевича – Соломенникова Маргарита Васильевна. Он совершал богослужения почти до самого закрытия храма, был похоронен за церковной оградой. Но в 1990 году было принято решение и строительстве дороги от трассы до самого села и по проекту эта дорога проходила через кладбище. В то время многие жители нашего села были возмущены тем, что при прокладывании дороги многие могилы были буквально выворочены и останки умерших оказывались на поверхности земли. Но, несмотря на протесты местных жителей, бульдозеры прошли по могилам. Вместе со всеми пострадала и могила Александра Васильевича. Его сын Василий Александрович писал письма в Центральный комитет и Генеральному прокурору, но ответа не получил. Сам он провел три года в ссылке на Соловках, как сын священника. Вернувшись оттуда, работал в Альняше (2).

Сейчас все меньше остается живых очевидцев тех давних событий, когда еще действовала старая церковь. Одним из них был писатель Александр Иванович Овчинников, уроженец нашего села, жителя города Орла. К сожалению, несколько лет назад он скончался, но остались в нашем школьном музее его воспоминания, посвященные нашему старому храму. Многие свои произведения он посвятил Альняшу, месту, где прошли его детство и юность. Один из его рассказов «Святыни зовут…» о нашей Покровской церкви.

Из его воспоминаний мы узнали, что Альняшинская церковь была единственной постройкой, которая выделялась на селе своей необычной архитектурой. Церковь строили дважды, второй раз её просто расширяли. Строили храм всем селом три года, а расписывали церковь владимирские мастера. Александр Иванович пишет, что о строительстве церкви он знает со слов старожил, а вот её разрушение происходило уже на его глазах. Закрыли церковь в 1939 году и до 1979 её использовали сначала под клуб, но он не прижился, никто не ходил в него, а затем приспособили под зерносклад, который затем тоже перевели на другое место. Многие жители, которые в то время были еще школьниками, вспоминали, что, заходя на зерносклад, были свидетелями того, что даже сквозь забеленные стены были видны иконы. Не один раз забеливали стены, но вновь и вновь появлялись на них росписи икон. Долгое время разрушенный храм пустовал. В 1980 году верующие просят Пермский отдел по религиям открыть церковь. Вместо этого решается в срочном порядке сломать храм. И тогда верующие едут в Москву к министру по религиям с просьбой о защите церкви и получают разрешение на её открытие. Однако, по приезде домой, они становятся свидетелями того, что церковь уже разрушена и фундамент разровняли бульдозером.(2)

Из оставшихся старожил события тех лет, когда разрушали церковь, помнят немногие. Одними из них являются Сташкова Татьяна Михеевна, Пантюхина Клавдия Михеевна и Аристова Любовь Михеевна. Татьяна Михеевна (ей сейчас 85 лет) вспоминает, о том, как снимали колокола. Больше всего ей запомнилось, что во время их снятия стояла вокруг тишина. Маленькие и 36-пудовые колокола сняли быстро, а вот самый большой никак не хотел уходить со своего места. И тогда один из тех, кто разрушал, ударил кувалдой по колоколу, который упал на землю и разбился. Она в то время училась в школе, и на переменах бегала к церкви, наблюдая за происходящим.



  1. Альняшинская церковь сегодня.

В 2000 году верующие села под руководством священника Сергея Черненко (по воодушевлению которого возродился Покровский приход) и старосты Аристова Николая Леонидовича (приложение 3), добиваются разрешения на строительство церкви и уже в этом же году готовится площадка под её строительство. Годом позже, жители села, кому положен бесплатный лес, жертвуют его на строительство храма и начинается строительство. А отец Сергий занимается проектной документацией. 21 июля 2005 году состоялась первая литургия, служит отец Илья Тронин из Николаевского прихода г.Чайковского с миссионерами из Свято – Тихононовского православного университета г.Москвы (приложения 4). В 2006 году были закончены внутренние работы и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялась праздничная служба, на которой присутствовал председатель Законодательного собрания Девяткин Н.А. Но это только на первый взгляд кажется, что все было легко. По словам Николая Леонидовича, проблем было более, чем достаточно. Но поднимали храм всем селом, некоторые иконы были пожертвованы местными жителями. Одна из старых икон была сохранена из старой церкви Поповой Еленой Петровной (приложение икона «Святая троица»), другая икона Казанской Божьей матери – Пантюхиной Клавдией Михеевной (приложение ), которые они пожертвовали во вновь построенную церковь. Третья икона – икона Христа спасителя была принесена в церковь, но к сожалению, фамилия дарителя неизвестна (приложение ). И вот храм построен и теперь украшает наше село! В приложении мы помещаем фотографии старой церкви и нынешнего нашего храма (приложение 5), в которой одними из главных являются иконы, написанные в честь Покрова Пресвятой Богородицы (приложение 6,7).

III.Заключение.

Говорят, что наше поколение – это поколение, живущее в мире информационных технологий. Может быть оно и так. Ведь сейчас для того, чтобы найти какую – то нужную нам информацию, мы в первую очередь бежим не в библиотеку, а ищем эту информацию в Интернете. Мы сейчас и общаемся и находим себе новых друзей в основном через всемирную сеть. Но, думаем, и многие согласятся с нами, что даже, если мы будем жить в мире новейших технологий, мы не будем полностью счастливы, если не будем знать, ни историю нашей семью, ни историю нашей малой Родины. Места, где прошли наши детские годы, где мы учимся и откуда уйдем в большую жизнь. Не надо забывать об этом!



IV.Список использованной литературы.

  1. Якунцов В.И. «Вехи православия в нашем крае». г.Чайковский, 1999 год.

  2. Овчинников А.И. «Воспоминания о с.Альняш», материалы школьного музея.

  3. Солдатов Е.М.,Чагина Н.М.,Чудинова Т.В. !Наши адрес – Чайковский район», г.Чайковский, 2006 год.

  4. Материалы школьного музея.

  5. www.tchaik.ru/chaikraion/istorija/historysel/alnash/

  6. enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803767733

  7. www.jugblag.ru/hramy/khram-v-chest-pokrova-presvyatoi-bogoroditsy-v-sele-aln.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет