Ввести в действие с Приказ № от Директор Т. П. Матлина



жүктеу 4.13 Mb.
бет1/20
Дата17.04.2016
өлшемі4.13 Mb.
түріПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
: upload -> images -> files
files -> Рефератның тулы исеме 1 Ясемин Демирджи, магистрант
files -> Урок по Новой истории в 8 классе по теме: США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
files -> Коммуникатив компетенция (аралашу осталыгы) формалаштыру. Компетенция
files -> Элективный курс «Абсолютная величина (модуль)»
files -> Техническое задание на выполнение мероприятия
files -> Программа реализуется в рамках образовательной программы мбоу дод «цвр «Тулпар», спортивно-технической направленности
files -> Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии


Ввести в действие с ______

Приказ № ___ от _________
Директор _____ Т.П.Матлина

Утверждено на заседании

педагогического совета

Протокол № _____ от ___________

Председатель педсовета _________

Секретарь педсовета ____________



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА


МБОУ «Гимназия №36»

ОГЛАВЛЕНИЕ


1

Общие сведения о гимназии

2

2

Пояснительная записка к образовательной программе гимназии

2

3

Педагогическая позиция гимназии

4

4

Достижения гимназии

5

5

Организация образовательного процесса

9

6

Формы контроля и учета достижений

11

7

Общеобразовательная программа начального общего образования. I ступень (1-4 классы)


13

8

Образовательная программа основного общего образования. II ступень обучения (5- 8 классы)


33

9

Образовательная программа среднего (полного) общего образования. «Профильная школа» (10-11 классы)


150


1. Общие сведения о гимназии

Этапы развития гимназии

  • Школа № 36 основана в 1935 году.

  • С 1959 г. школа с углубленным изучением немецкого языка.

  • В 1961 г. подписан договор о дружбе со школой им. Дистервега г.Цейца (ГДР).

  • С 1967 г. в школе действует школьный Музей интернациональной дружбы.

  • В 1989 г. подписан Договор о сотрудничестве с гимназией им. Р.Хух г. Брауншвейга (ФРГ).

  • С 1997 г. школа сотрудничает с институтом им. Гете (г.Москва).

  • В 2000 г. школа принята в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО.

  • С 2005 г. школа приступила к внедрению международной программы «Немецкий языковой диплом».

  • С 2011 г. гимназия №36



Социальный портрет школы

Гимназия представляет собой среднее общеобразовательное заведение повышенного типа. В настоящее время в школе 23 класса-комплекта при средней наполняемости около 25 человек. Структура школы состоит из трех звеньев: начального (1-4 классы), основного (5-9 классы), среднего (10-11 классы). При наличии демографических изменений в районе общая численность учащихся остается стабильной (570 – 590 учащихся).


2. Пояснительная записка к образовательной программе школы

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани направлена на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей развитию личности ребенка и его социализации в условиях открытого общества.

В МБОУ «Гимназия №36» особое внимание уделяется


  1. повышению доступности качественного образования за счет использования инновационных механизмов организации образовательного процесса;

  2. переходу на комплексное использование современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интеграцию в европейское образовательное пространство и адекватные перемены в системе обучения;

  3. формированию языковых, коммуникативных, информационных компетентностей обучающихся как средства межкультурной коммуникации;

  4. внедрению комплексной воспитательной программы на основе проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и пространства школьного музея интернациональной дружбы.

  5. интеграции общего и дополнительного образования как условие формирования целостного образовательного процесса.

Образовательная программа МБОУ «Гимназия №36» предназначена удовлетворить потребности:

учащихся – в расширении возможностей для удовлетворения образовательных запросов учащихся, в том числе в изучении немецкого языка, в обеспечении личностного становления и профессионального самоопределения;

семьи – в осуществлении воспитания учащихся, способствующего наиболее полному раскрытию личности ребенка, и их социализации;

общества и государства в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

вузов города в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;

Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются



  • Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МОиН РФ, МОиН РТ;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2 2821-10);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

  • Устав гимназии и локальные акты ОУ;

  • Лицензия образовательного учреждения;

Образовательная программа определяет

  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с вузами, научными учреждениями, учреждениями образования, предприятиями и другими организациями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программа регламентирует:

  • условия освоения образовательной программы;

  • диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации, одновременно с углубленным изучением немецкого языка.

Основным условием эффективности обучения является:



  • обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;

  • обеспечение профильного обучения старшеклассников;

  • создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;

  • использование современных образовательных технологий;

  • реализация воспитательной программы и развитие системы дополнительного образования;

  • использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;

  • использование возможностей социокультурной среды города.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.

В тексте представлены образовательные программы



  • начального общего образования (1 – 4 классы);

  • основного общего образования (5 – 9 классы);

  • среднего общего профильной школы (10-11 классы).


3. Педагогическая позиция гимназии

В основу концепции образовательной программы гимназии положена концептуальная трактовка образования, изложенная в документах Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию. В 1996 году ею были сформулированы 4 основополагающие принципа, на которых должно строиться образование:



  • Учиться знать означает подтверждение того, что учащиеся изо дня в день наращивают свои знания, сочетая местные и «внешние» элементы.

  • Учиться делать означает акцент на практическом применении полученных знаний.

  • Учиться жить вместе касается важнейших навыков, необходимых для жизни, в которой нет дискриминации и все располагают равными возможностями для саморазвития.

  • Учиться быть означает акцент на тех навыках, которые необходимы для всестороннего развития своего потенциала.

Доступ к образованию высокого качества – одно из прав человека. В рамках этого подхода педагогический коллектив школы рассматривает обучение на двух уровнях. На уровне учащихся образование должно выявлять и закреплять его предыдущие знания, признавать формальные и неформальные модели, отвергать дискриминацию и обеспечивать безопасную и благоприятную среду. На уровне системы обучения необходима вспомогательная структура для осуществления политики, претворения в жизнь законов, распределения ресурсов и измерения результатов обучения, с тем чтобы оказывать оптимальное воздействие на процессы обучения для всех.

И педагогическая, и родительская общественность школы определяет для себя цели образования так, как они определены в Конвенции о правах ребенка (статья 29). По нашему убеждению, образование ребенка должно быть направлено на:



  • развитие личности, талантов и умственных способностей ребенка в их самом полном объеме;

  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

  • воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

  • подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

  • воспитание уважения к окружающей природе.

Коллектив стремится к тому, чтобы сделать обучение «открытым», то есть ориентированным на интересы ребенка:

  • педагогика, в центре которой стоит учащийся, а не учитель;

  • активное, а не пассивное обучение;

  • учебные материалы, составленные учителями вместе с учащимися;

  • активное участие учащихся в управлении школой;

  • постоянный мониторинг, оценка и системы обратной связи;

  • акцент в школе на обучение, а не на преподавание.

Следуя данной концепции, коллектив сформировал для себя оптимальную модель школы – «школа, стремящаяся к ребенку, и школа, в центре внимания которой стоит ребенок». Ее отличительными особенностями являются:

  • Она стремится к ребенку. Она относится к ребенку как к субъекту, обладающими правами, а к государству как к структуре, несущей обязанности по реализации этих прав. Она демонстрирует, способствует развитию и помогает осуществлять мониторинг соблюдения прав и обеспечения благосостояния всех детей в обществе.

  • В центре ее деятельности стоит ребенок, она действует в интересах детей, чтобы они могли в полном объеме реализовать свои потенциальные возможности, и заботится о «комплексном» развитии ребенка (включая его здоровье, питание и благосостояние), думает о том, что происходит в их семьях и обществе до того, как они приходят в школу, и после того, как они ее покидают.


4. Достижения гимназии

Анализируя образовательную деятельность гимназии, следует отметить, что педагогический коллектив стремится к созданию образовательного пространства, в котором коллектив учителей, учащихся и их родителей в тесном сотрудничестве добивается положительных результатов в обучении и воспитании. Анализ развития гимназии, концептуальные подходы к проблемам дальнейшего развития педагогического и ученического коллективов позволили выделить основные идеи, которые легли в основу определения миссии гимназии. Педагогический коллектив видит миссию гимназии в обеспечении оптимального функционирования образовательного учреждения для качественного освоения учащимися базового и профильного стандартов содержания образования, устойчивого инновационного развития гимназии на основе удовлетворения образовательных потребностей социокультурного окружения, обновления качества образования в соответствии с требованиями современного общества, создания условий социального самоопределения школьников в условиях интеграции в Европейское образовательное пространство.

В гимназии успешно создано образовательное пространство, что находит отражение в конечных результатах образовательного процесса.

Успешность обучения подтверждается данными независимой экспертной оценки – результатами участия выпускников в едином государственном экзамене.



Динамика результатов ЕГЭ

В 2011-2012 гг. все выпускники получили на ЕГЭ по русскому языку и математике количество баллов выше минимального порога, утвержденного Рособрнадзором.


Таблица 1

Средний балл




2010

2011

2012




гимназия

город

гимназия

город

гимназия

город

РТ

Русский язык

73

60,4

74,5

65,9

77,9

66,7

64,3

Математика

57,6

46,6

54

50,6

55,5

47,7

48,5

Обществознание

63,7

55,7

65,7

57,7

65,9




55,5

Физика

53,4

52,6

51,3

51,7

50,1




48,1

История

65,6

52,5

63,4

53,6

58,7




53,8

Биология

66,6

60,4

67,2

58,2

58




56,9

Химия

63,7

60,2

67,7

63,3

60




61,0

Литература

59,5

59,1

-




67,8




56,3

Информатика

93,4

74,1

65

63,7

86,3




67,8

География

54

51,2

-




68




63,0

Немецкий язык

62,4

56,5

63

41,0

76,3




56,0


Таблица 2

Количество высокобалльных работ (выше 80 баллов)




2010

2011

2012




кол-во

работ


% от участвовавших

кол-во

работ


% от участвовавших

кол-во

работ


% от участвовавших

Русский язык

13

24,5

10

34,5

15

42,9

Математика

0




0




0

0

Обществознание

0




2

10







Физика

1

5,6

0










История

2

18,2

0




0




Биология

0




0




0




Химия

0




1

33,3

0




Литература

0




-










Информатика

5

100

0




4

100

География

0




-










Немецкий язык

2

15,8

1

33,3

4

40

Стабильно увеличивается количество выпускников 9-х классов, заканчивающих школу с высокими результатами обученности.



Таблица 3

Анализ результатов ГИА за 2011 и 2012 годы

год

2011

2012

кол-во выпускников

46

62

участвовали в ГИА в новой форме

46

61

результаты по русскому языку

 

 

 

ср.отметка

4,28

4,44

 

успеваемость

100%

100%

 

качество

86,95%

91,80%

результаты по математике

 

 

 

 

ср.отметка

4,32

3,9

 

успеваемость

97,82%

95,10%

 

качество

89,13%

57,40%

результаты по немецкому языку

 

 

 

участвовали в ГИА в новой форме 

43

53

 

ср.отметка

3,85

4,45

 

успеваемость

100%

100%

 

качество

58,54%

90,60%

Воспитательная работа в школе в течение последнего десятилетия основывается на проектах ЮНЕСКО (в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО школа вошла в 2000 году): за культуру мира, ненасилия в интересах детей всего мира; всемирное культурное наследие. Работа над проектами ЮНЕСКО осуществляется через тематические классные часы, викторины по правам человека, на знание родного города, выставки детского творчества, фотовыставки, выпуск газет, участие в международных акциях.

Большую роль в формировании социализации учащихся играет орган ученического соуправления школой – Школьная республика. По инициативе ребят издается газета «Мы», проводятся благотворительные акции, творческие конкурсы, праздничные концерты.
С введением Концепции профильного обучения в системе образования школа с 2006 года реализует программу гуманитарного (языкового) профиля. В качестве профильных предметов преподаются немецкий язык, английский язык (школа имеет многолетний опыт изучения английского языка в качестве второго иностранного).

Профильное образование поддерживается как реализацией программы углубленного изучения немецкого языка в основной школе, так и системой дополнительных мероприятий, а именно:



  • С 2002 г. реализуется программа «Немецкий языковой диплом» при кураторстве и поддержке Главного управления зарубежных школ Германии. В 2012 году 9 выпускников (25,7 % от общего числа выпускников) получили сертификаты международного уровня.

Таблица 4

Данные об учащихся - выпускниках программы «Deutsches Sprachdiplom»

Год

Кол-во выпускников

Кол-во участников программы / % от общего числа выпускников

Кол-во учащихся, получивших диплом / % от общего числа участников программы

2010

53

11 / 20,8%

8 / 72,7%

2011

29

6 / 20,7%

6 / 100%

2012

35

9 / 25,7%

9 / 100%




  • В гимназии работает преподаватель – носитель немецкого языка.

  • Повышению эффективности внедрения профильного обучения способствует участие гимназии в международных проектах. С 1989 года в соответствии с программой развития партнерских отношений между городами Казань и Брауншвейг (ФРГ) и согласно договору о дружбе между нашей гимназией и гимназией им. Р.Хух г.Брауншвейга ежегодно наши старшеклассники участвуют в школьном обмене. Учащиеся гимназии принимают участие в международной программе «Frieden ohne Kerzen», дающей им право на трехмесячную стажировку в Германии. Второй год организуются языковые курсы в Германии для учащихся 8-9 классов. С сентября 2011 по август 2012 различными формами языковой стажировки охвачен 31 учащийся.

Таблица 5

Охват учащихся языковой стажировкой

Учебный год



Число учащихся, прошедших языковую стажировку, в том числе:

  • по программе «Frieden ohne Kerzen»

  • по другим программам

2009 - 2010

3

7

2010 - 2011

1

12

2011 - 2012

5

26




  • С 7 класса в гимназии изучается в рамках дополнительного образования английский язык как второй иностранный.

Комплексный подход к реализации профильного обучения позволяет добиваться высоких качественных показателей.

Таблица 6

Результаты предметных олимпиад по немецкому языку

год

Призеры республиканской олимпиады

Участники / призеры российской олимпиады

2011

3

2 / 1

2012

2

1 / 0

Таблица 7

Результаты ЕГЭ по немецкому языку

год

Средний балл по гимназии

Средний балл по РТ

Кол-во учащихся, набравших более 80 баллов / % от сдававших

2011

63

54,2

1 / 33%

2012

76,3

56,0

4 / 40%

Таблица 8

Результаты ГИА по немецкому языку

год

Количество сдававших / % от общего числа выпускников 9-х классов

Средняя отметка

2011

41 / 89,1

3,85

2012

53 / 85,5

4,45

Формированию единой системы ценностных ориентаций учащихся служит и выходящий на уровень традиции организованный уклад школьной жизни. Важной составляющей этого уклада является интернациональная направленность воспитательной работы, поддерживаемая многолетними партнерскими контактами с гимназией им.Р.Хух г.Брауншвейга (ФРГ), а также деятельностью школьного музея интернациональной дружбы. В 2006 году начата реконструкция музея, предусматривающая не только изменение оформления, но и значительные изменения в содержательной стороне экспозиций.


5. Организация образовательного процесса

Организации учебного процесса.

В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02 в 1-х классах обучение проводится по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока 35 минут, во 2-11-х классах обучение проводится по шестидневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут. 1-е, 3а, 5-11-ые классы обучаются в первую смену, 2-ые, 4-ые, 3б – во вторую.

Максимальный объем учебной нагрузки составляет:


  • 1 классы – 20 уроков в неделю;

  • 2-4 классы – 25 уроков в неделю;

  • 5 классы – 31 урок в неделю;

  • 6 классы – 32 урока в неделю;

  • 7 классы – 34 урока в неделю;

  • 8-9 классы – 35 уроков в неделю;

  • 10-11 классы – 36 уроков в неделю.

Занятия начинаются:

1 смена – в 8 часов 00 минут;

2 смена – в 12 часов 45 минут.

Продолжительность перемен от 5 до 15 минут.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:


  • в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый,

  • со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый.

Наполняемость классов – 25 человек.

Класс делится на 2 группы для проведения занятий по немецкому, английскому и татарскому языкам, информатике, технологии.

Основной формой организации обучения является классно-урочная.

Учебный год делится на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные каникулы в феврале. Каникулы проводятся в сроки, установленные Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.


Описание педагогических технологий

Проблемное обучение в той или иной степени используется всеми педагогами с целью организации активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Проектный метод используется в воспитательной работе, в преподавании отдельных предметов, в работе по программе «Немецкий языковой диплом» для углубленного изучения отдельных тем, обучения сбору, систематизации информации, презентации результатов исследования.

Здоровьесберегающие технологии используются всеми учителями-предметниками при организации качественного обучения, что позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, способствует сохранению здоровья учащихся

Исследовательские методы используются в большей мере на старшей ступени обучения, элементы – в основной и начальной школе. Способствуют формированию навыка определения проблемы, формулирования темы, выбора методов исследования, использования различных источников информации, в конечном счете содействуют определению индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарская, зачетная система, подготавливающая учащихся к обучению в вузе, находит применение на уроках на старшей ступени обучения. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить после предварительной подготовки учащихся.

Игровые методы на начальной ступени обучения способствуют повышению мотивации к учебному труду, обеспечивают доступность материала для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Различного рода тренинги, проводимые в школе, прививают навыки безопасности жизнедеятельности, сохранения психического здоровья и создания комфортных условий труда, учебы и отдыха.

Интенсивное обучение иностранному зыку применяется при подготовке групп учащихся к сдаче экзамена на «Немецкий языковой диплом». Погружение в языковую среду позволяет вывести коммуникативные возможности учащихся на качественно новый уровень.

Обучение в сотрудничестве, предполагающее совместную урочную и внеурочную деятельность учителей, учащихся и их родителей, осуществляется всеми учителями и классными руководителями в школе.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре предполагает изучение культуры другой страны (ее литературы, архитектуры, обычаев, образа жизни людей) через ее язык.

Информационно - компьютерные технологии используются учителями-предметниками, а также классными руководителями при создании условий для учебной, творческой и исследовательской деятельности.


6. Формы контроля и учета достижений

Основные формы учета достижений учащихся на этапе начальной школы

Обязательные формы итогового контроля

  • годовые контрольные работы по русскому языку и математике

При изучении учебных предметов используется традиционная система выставления отметок.

Основные формы учета достижений учащихся на этапе основной школы

  • текущая успеваемость;

  • контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;

  • аттестация по итогам четверти, по итогам года;

  • срезовые работы в рамках административного контроля;

  • рейтинговые проверочные работы;

  • олимпиады;

  • защита исследовательской и проектной работы.

  • творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках, конференциях;

  • по окончании 9 класса обязательна итоговая аттестация по немецкому языку, в случае намерения учащегося продолжить обучение в профильной школе.



Основные формы аттестации достижений учащихся на этапе средней (профильной) школы

  • контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;

  • контрольные работы по профильным предметам;

  • срезовые работы в рамках административного контроля;

  • тесты;

  • зачеты;

  • рефераты, творческие работы, доклады учащихся на конференциях, выставках.

Аттестация по итогам полугодия, по итогам учебного года.

Все формы промежуточной аттестации личностных достижений учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по пятибалльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана.

Кроме этого, в школе организован внутренний и внешний аудит качества знаний (проведение тестирования в формате ЕГЭ).

Учет достижений учащихся во внеучебной деятельности:


  • ученический марафон «На пути к вершине»;

  • награждение дипломами, грамотами по результатам творческой и научной деятельности, результатам спортивных достижений и общественной активности.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет