X международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Биология 6 класс I тур Рекомендуемые ответы



жүктеу 88.43 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі88.43 Kb.
: userfiles
userfiles -> Внутренний контроль производства и контролируемые испытания продукции
userfiles -> Технические правила
userfiles -> 2010 жылдың ІІІ тоқсанына арналған жоспарының орындалуы Шілде Облыс әкімдігінің мәжілісіне енгізілген мәселе Жамбыл облысының 2010 жылдың қаңтар-маусымында
userfiles -> Жамбыл облысы әкімдігінің денсаулық сақтау басқармасына қарасты емдеу-алдын алу ұйымдары бас дәрігерлерінің жеке табысы және мүлкі туралы декларацияны жариялау
userfiles -> Конкурстық құжаттаманы бекіту туралы
userfiles -> Шу ауданының әкімі І.Ә. Тортаевтың ауданның 2012 жылғы әлеуметтік-экономикалық дамуының қорытындылары туралы есебі
userfiles -> Шортанова алшайым ахылбековна қазақстандағы ғылыми кітаптар басылымының тарихы
userfiles -> Қазақстан Республикасының Президенттігіне кандидаттардың сенімді өкілдерінің сайлаушылармен кездесу үшін үй-жайлар тізбесі
X Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»

Биология

6 класс

I тур

Рекомендуемые ответы


Ответ должен быть полным, аргументированным, логично выстроенным. Желательно использовать для ответа дополнительные источники информации и ссылаться на них.

Простое выдергивание абзацев, предложений из чужого текста и использование их в неизменном виде в вашем ответе не допустимо. За набор абзацев из чужих текстов, выдаваемых за свои мысли, ставится минимальный балл.


Задание №1 (до 20 баллов)

Из школьного курса биологии Вам хорошо известно, что такое спячка у животных. Например, спячка у бурого медведя.


Вопросы:

  1. Что такое спячка? Дайте четкое определение данному понятию.

  2. Существует ли спячка у рыб?


Примерное содержание ответа:

За первую часть ответа выставляется максимум 10 баллов.
Спя́чка – это период замедления жизненных процессов и метаболизма у теплокровных животных в периоды малодоступности пищи, когда невозможно сохранять активность и высокий уровень метаболизма. Характеризуется снижением температуры тела, замедлением дыхания и сердцебиения, торможением нервной деятельности и других физиологических процессов.

Различают зимнюю и летнюю спячки, регулярные и нерегулярные спячки.

Обычно перед спячкой животные усиленно питаются и накапливают большие запасы питательных веществ в виде жира (в случае сезонной спячки до 30-40 % массы тела) и укрываются в убежищах с подходящим микроклиматом (гнёзда, норы, дупла и т. п.).

Среди млекопитающих в спячку впадают грызуны, один вид лемуров, европейский ёж и другие насекомоядные, сумчатые. Птицы не способны к спячке, за исключением дремлюг.

Медведя традиционно считают животным, которое способно к впадению в спячку. Но это не совсем так, степень замедления метаболических процессов у медведя зимой намного меньше, чем у грызунов, насекомоядных и других животных, – поэтому обычно биологи называют это состояние «биологическим сном».

Считается, что это состояние нельзя называть спячкой в настоящем биологическом смысле. У медведя во время «глубокого сна» температура тела снижается не очень сильно (от 37° до, примерно, 31° C), и легко и быстро восстанавливается; в то время как у земляных белок (род Xerus) температура тела в спячке (биологической) может снижаться до −2° C .
За вторую часть ответа выставляется максимум 10 баллов.
Рыбы, в отличие от млекопитающих, впадают в анабиоз. Анабиоз (лат. anabiosis – оживление, от др.-греч. ανα- – «вновь» и βιος – «жизнь») – состояние живого организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

Анабиоз – это состояние, характерное для хладнокровных животных. Для теплокровных животных это явление не характерно.

Анабиоз наблюдается при резком ухудшении условий существования (низкая температура, отсутствие влаги и др.). При наступлении благоприятных условий жизни происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов.

Животные, впадающие в анабиоз, могут терять ½ и даже ¾ заключённой в тканях воды. Анабиоз, по сравнению с оцепенением и спячкой, сопровождается более глубоким подавлением процессов жизнедеятельности.
Задание №2 (до 20 баллов)

Ученые микробиологи, оценивая потенциальные возможности бактериальных клеток к размножению, были сильно удивлены их способностям к воспроизводству себе подобных. Они подсчитали, что у некоторых наиболее плодовитых видов бактерий потомство только одной бактериальной клетки уже через 10 дней может заполонить все моря и океаны нашей планеты.


Вопросы:

  1. Почему бактериальные клетки не могут полностью реализовать свои потенциальные возможности к размножению в нашей реальной жизни?

  2. Перечислите причины мешающие бактериям реализовать свои потенциальные возможности к размножению?


Примерное содержание ответа:
Внутривидовая борьба мешает размножаться бактериям неограниченно:

  • Ограниченность пищевых ресурсов.

  • Ограниченность жизненного пространства.


Межвидовая борьба мешает размножаться бактериям неограниченно:

  • Использование бактерий в качестве источника пищи другими живыми организмами.

  • Паразиты (бактериофаги), использующие бактериальные клетки для своих собственных нужд.

  • Наличие конкурентов за пищевые ресурсы, принадлежащих к другим видам.


Условия среды обитания:

  • Не во всех местах обитания имеются оптимальные сочетания экологических факторов, не все места комфортны для обитания бактерий.

  • Наличие экологических факторов, губительно воздействующих на бактериальные клетки.


Задание №3 (до 20 баллов)

Опытные садоводы давно подметили, что ягоды, собранные в солнечный день, гораздо вкуснее и слаще, чем в пасмурный.


Вопросы:

  1. Как вы думаете почему? Объясните причины данного явления.

  2. А какие приметы для сбора ягод используете Вы?


Примерное содержание ответа:

За первую часть ответа выставляется максимальные 10 баллов в том случае, когда с биологической точки зрения объясняется, почему в солнечный день ягода слаще.



Акцент в первой части ответа делается на процесс фотосинтез (дается определение данному термину), его интенсивность и продукт, получаемый в его результате…..

За вторую часть ответа выставляется максимальные 10 баллов в том случае, когда дается определение термину «приметы», называются приметы (используемые либо в старину, либо сегодня), которые действительно можно использовать для сбора ягод, приводятся аргументы в их пользу, доказательства того, что они действительно работают (не менее четырёх примет).


Например:
Народные приметы о природе — сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления природы. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое. Людям приходилось уметь ориентироваться в природных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы.

Например, сейчас мы пользуемся метеостанциями, но наши предки пользовались приметами. Но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет:


Приметы, используемые во время сбора ягод в старину и сегодня:

  • В июле тучи простираются по небу полосами — будет дождь, ягоды собирать нельзя, будут с лишней влагой, поэтому быстро испортятся и заплесневеют.

  • Утки и гуси плещутся и купаются в водоемах и смазывают перья жиром, куры тщательно ощипываются и «чистят перышки», петухи кричат и перекликаются – быть дождю и сильной грозе, тоже нельзя собирать ягоды.

  • Высокие облака – хорошая, солнечная погода, можно готовиться к сбору ягод.

  • «Сильная роса – к ясному дню».

  • «Клен плачет – скоро пойдет дождь».

  • «У каштана обильно выделяются капли клейкой жидкости - к длительному дождю через 1-2 суток.

  • «Ласточки и стрижи летают близко к земле, воробьи прячутся под крышу – будет гроза».

  • «Если дождевые черви выползают из земли – ясная погода сменится грозой».

  • «Кузнечики дружно прыгают и стрекочут - к сухой и ясной погоде».

  • «С утра парит – дождь дарит».


Церковный календарь

  • Примечали: ко дню Давида Земляничника (9 июля) поспевала земляника: «Земляника девушек в лес зовет».

  • К летнему празднику Казанской иконы Божьей Матери (8/21 июля) созревала черника.

  • 22 июля - день Панкрата и Кирилла. Следуя народным приметам, с этого дня в лесах поспевает черника и начинается сбор ягод (красной и черной смородины). Этот день так и называется – черничный.

  • После праздника «Борис и Глеб» (6 августа) можно собирать черёмуху.

  • На Первый Спас (14 августа) – малина и черемуха.

  • 23 сентября - день осеннего Петра и Павла Рябинников. Говорили, с Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего - рябину. В старину считали, что сегодня рябина становится сладкой. На самом деле ягоды теряют горечь после первых заморозков.


Лунный календарь

  • Если собирать ягоды в полнолуние, то луна «вытягивает» все питательные вещества вверх.


Народные приметы

  • Собирать смородину нужно утром или вечером, когда нет росы и мало солнца.

  • Клюкву начинают собирать уже в конце августа или начале сентября, но самой сладкой считается та, которая поспевает к отлету журавлей.

  • Когда черная смородина начинает осыпаться, значит подошло время ее собирать.

  • Голубика поспела – олень чешет рога.

  • Бруснику, рябину собираем после первого мороза.



Задание №4 (до 20 баллов)

Вам, наверное, приходилось не раз слышать рассказы рыбаков о том, как их обхитрила рыба, съевшая всю наживку с крючка, но при этом на крючок не попавшая.


Вопрос:

  1. Способна ли думать рыба или ей это свойство просто приписывают?


Примерное содержание ответа:
Думать – значит мыслить, осмысливать, размышлять, полагать, считать, находить, рассматривать, смотреть, усматривать, видеть, предполагать, задумывать, замышлять, намереваться, собираться…
Мыслить – значит рассуждать, думать, анализировать явления действительности и делать при этом выводы, размышлять, кумекать…
Рыба не может думать, мыслить. Её деятельность контролируется головным мозгом на уровне безусловных рефлексов, своеобразных закреплённых программ, переданных рыбе по наследству от родителей. Это уже готовый набор ответных реакций к тем или иным событиям, явлениям, процессам.

В отличие от высших позвоночных рыбы не способны проводить обобщения и принимать на основе этого решения. Рыба не может обладать такой характеристикой как сообразительность.

Хотя в процессе развития рыбы способны накапливать определённый жизненный опыт, повышающий их шансы на выживание. Наряду с безусловными рефлексами у рыб могут вырабатываться и условные рефлексы. Представителей некоторых видов рыб пытаются даже дрессировать.
Задание №5 (до 20 баллов)

На одном из уроков биологии учитель задал вопрос: «ребята, скажите, пожалуйста, что изучает наука биология?»

Ребята хором ответили: «биология – это наука, изучающая жизнь!»

«Хорошо, а, что же такое жизнь? » – спросил учитель.

В классе «повисла» тишина.
Вопросы:


  1. Помогите ребятам ответить на непростой, как оказалось, вопрос: «что же такое жизнь»?

  2. Дайте максимально точное, полное и научное определение такому известному биологическому термину как жизнь. Приведите аргументы в пользу выбранного Вами определения. Объясните, почему Вы выбрали именно его.


Примерное содержание ответа:

Предлагаем вашему вниманию одно из современных определений термина «жизнь», существующего сегодня в науке «биология».


Жизнь – это особая форма существования материи в виде разнообразных открытых, взаимодействующих между собой саморегулирующихся систем, способных к самовоспроизводству посредством передачи и реализации генетической информации.

Жизнь – это процесс, явление неразрывно связанное с обменом веществ, затратой энергии, ростом, развитием и размножением, немаловажную роль играет здесь и наследственная информация. Данный процесс присущ, прежде всего, живым системам, имеющим организменный уровень организации живой материи….
Чем ближе ваши мысли, ваше понимание, смысл вашего ответа к содержанию данного определения, тем выше ваша оценка за данное задание.
На сегодняшний день определение термина «жизнь», сформулированное Ф.Энгельсом «Жизнь – есть способ существования белковых тел, способных к воспроизведению себе подобных», устарело и не соответствует действительности.

Нуклеиновые кислоты, молекулы ДНК, несущие генетическую информацию, являются самым главным структурным элементом клеток и живых организмов. Именно они определяют, каким будет организм, какими свойствами он будет обладать, и какие белки будут присутствовать в этом организме….



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет