Яковлева Юлия Андреевна



жүктеу 391.23 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі391.23 Kb.
түріРеферат
: pages
pages -> Қр ижтм туризм комитетінің 2013 жылы атқарылған жұмыс туралы есеп
pages -> Сарыағаш ауданының 2015 жылдың 10 айында әлеуметтік-экономикалық даму қорытындысы туралы Слайд №1 Ауданның әлеуметтік-экономикалық дамуының негізгі көрсеткіштері
pages -> Талдықорған қаласы әкімшілігі «Б» корпусының мемлекеттік әкімшілік лауазымына орналасуға осы мемлекеттік органның мемлекеттік қызметшілері арасындағы ішкі конкурсты жариялайды
pages -> Сводный график по защите магистерских диссертаций научного и педагогического и профильного направлений 2010 г. 14. 06. 2010 г
pages -> Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ-дың Ғылыми әдістемелік кеңесінің 2012 ж мәжілісінің
pages -> Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M020400 культурология»
pages -> Қр бғм білім және ғылым саласындағы бақылау Комитеті
pages -> Конкурс жариялайды: «Ұлан ауданының кәсіпкерлік және ауыл шаруашылығы бөлімі»
Яковлева Юлия Андреевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аспинская средняя общеобразовательная школа», 7 класс

«Православные храмы Уинского района»

Руководитель: Горшкова Татьяна Анатольевна, МБОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа», учитель истории

Цель исследовательской работы: Исследовать историю создания православных храмов Уинского района. Методы проведенных исследований: работа с архивными документами, газетными публикациями, экскурсия храмам Уинского района, изучение документальных источников, фотографирование. Основные результаты научного исследования: найдены сведения о возникновении, строительстве и судьбе православных храмов, расположенных на территории Уинского района; установлена связь прошлого и настоящего в истории православных храмов Уинского района; показаны величие и значение храмов Уинского района как носителей нравственности и духовного воспитания подрастающего поколения.

с. АСПА
2013 г.


Содержание
ВВЕДЕНИЕ………................................................................................. 3 - 4

  1. Актуальность исследовательской работы……………………...3

  2. Гипотеза исследовательской работы…………………………..3

  3. Цели и задачи исследовательской работы……………………...3

  4. Объект исследования…………………………………………….4

  5. Методы исследования……………………………………………4

  6. Результаты исследовательской работы…………………………4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………. 5 – 15


1. Тенденция духовного возрождения…………………………………5 – 6

2. Михаило-Архангельская церковь. Село Аспа………………………5 - 7

3. Церковь Андрея Первозванного. Село Суда………………………..7 - 8

4. Церковь Вознесение Христово. Село Воскресенское………………….8

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревня Каменка……..8 - 9

6. Церковь Николая Чудотворца. Деревня Телес…………………….9 - 10

7. Церковь Петра и Павла. Село Уинское…………………………...10 - 11

8. Церковь Иоанна Богослова. Деревня Чернушка………………………11

9. Часовня Успения Пресвятой Богородицы. Деревня Усановка….11 - 12

10. Церковь Казанской Божьей Матери. Деревня Салакайка……………12

11. Часовня. Деревня Красногорка………………………………………...12

12. Церковь. Деревня Осиновый ключ…………………………………….12

13. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца………12 - 15

Село Уинское

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...17 - 45

ИСТОЧНИКИ……………………………………………………………….46


Храм Божий на горе мелькнул,

И детски – чистым звуком веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой».


Введение

Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи.

В настоящее время в Пермском крае, уделяется огромное внимание духовно – нравственному воспитанию молодежи. Изучение истории православных храмов своего региона обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение.

Религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Изучение истории родного края, неотъемлемой частью которой являются храмы, является основным носителем нравственности и духовного воспитания подрастающего поколения.



Актуальность данной темы обусловлена возрождением духовности в нашем обществе, изучением исторических корней.

Гипотеза - изучение истории возникновения православных храмов позволит подрастающему поколению соприкоснуться с духовным наследием Уинского района.

Цель исследовательской работы – возродить интерес к православию, показать историческую значимость православного храма в жизни Уинского района

Основные задачи:

  1. Найти сведения о возникновении, строительстве и судьбе православных храмов, расположенных на территории Уинского района;

  2. Установить связь прошлого и настоящего в истории православных храмов Уинского района;

  3. Рассказать о действующих и закрытых храмах;

  4. Показать величие и значение храмов Уинского района.

Объект исследования: православные храмы Уинского района

Методы исследования: при изучении истории церквей использовались разные методы и формы работы:



  • логические методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение, моделирование, обобщение;

  • практические методы: работа с архивными документами, газетными публикациями, экскурсия по всем храмам Уинского района, изучение документальных источников, выбор иллюстративного материала, фотографирование, поиск в сети Интернет.


Результаты:

1. Найдены сведения о возникновении, строительстве и судьбе православных храмов, расположенных на территории Уинского района;

2. Установлена связь прошлого и настоящего в истории православных храмов Уинского района;

3. Описана история действующих храмов;

4. Показаны величие и значение храмов Уинского района как носителей нравственности и духовного воспитания подрастающего поколения.

Основное содержание

Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Без прошлого нет будущего. Поэтому, изучив множество источников, я сделала вывод, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо знать историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого, сознавать свою ответственность перед будущим.

За последние 20 лет почти в четыре раза возросло в России   количество православных храмов. Согласно статистики, в 1986 году в стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, а сегодня их стало 27000; было 18 монастырей, теперь – 680, что свидетельствует о возрождении духовности (приложение 1).

Пермская земля полна бесценными памятниками культуры и истории. Одним из основных источников по изучению истории храмов является «Краткий исторический справочник по православным и единоверческим церквам, существовавшим и существующим ныне на территории Пермского края», который повествует нам о почти 700 храмах, сооруженных в период XVI – XVIII веков. Справочник посвящен церквам Пермского края и включает в себя краткие исторические сведения о храмах Западного Урала. Справочник дает краткие сведения о времени закладки, постройки, освящения и закрытия церквей. По возможности указывается имя строителя, архитектора, архитектурный стиль, имя человека или группы людей, на чьи средства создавался храм.

Работая с Интернет - источниками, я выяснила следующее: на некоторые церкви заведены учетные карточки (не на все храмы), по которым можно получить информацию о храме. Карточки, составленные Бокарёвым Сергеем сотрудником сайта «Храмы России» города Зеленограда, Московской области, стали основой для описания семи храмов Уинского района [1].

Начиная исследовательскую работу, прежде всего я изучила термины. Храм — это православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол и предназначено для совершения богослужений и религиозных обрядов. Часовня — небольшая христианская постройка без алтаря.

За всю историю существования Уинского района (Осинского уезда) на его территории было расположено 12 православных храмов, из них 6 деревянных, 6 - каменных храмов, из которых церквей – 10, часовни – 2. На 2013 год - 4 храма действующих (приложение 2).

Как патриот своей малой Родины я начну описание церкви, расположенной в нашем селе – селе Аспа Уинского района.



Михаило-Архангельская церковь. Село Аспа (приложение 3)

Церковь названа в честь Святого Архангела Михаила (приложение 4), являющегося главным архангелом, одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.


Празднование дня  Святого Архангела Михаила — 19 сентября и 21 ноября (здесь и далее даты указаны по новому стилю).
Учетная карточка

Михаило-Архангельской церкви

Таблица 1

Название

Церковь Михаила Архангела в Аспе

Обиходные названия

Архангельская церковь; Михаилоархангельская церковь; Михайловская церковь

Тип постройки

церковь

Дата основания

не позже 1861

Дата постройки последнего здания

1911   

Историческое исповедание

Православная

Современная принадлежность

РПЦ МП

Статус

действ.

Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., с. Аспа

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, с. Аспа, ул. Ленина, д. 82

Краткое описание

Большая кирпичная неоштукатуренная церковь с чертами неоклассицизма, сооруженная в 1911 вместо деревянной. Четырёхстолпный однокупольный храм, притвором соединенный с трёхъярусной колокольней.

Закрыта в кон. 1930-х, сломаны верхние ярусы колокольни. Возвращена верующим в 1990 году, отремонтирована.


Другие данные по церкви Михаила Архангела в Аспе я обнаружила у Е. Н. Шумилова в кратком историческом справочнике «Православные и единоверческие храмы Пермского края» (Пермь, 2003. 71 с., С. 53.), где даны сжатые, но более конкретные сведения: « Первая церковь – деревянная – заложена 19.07.1858 году и построена в 1861 году. Взамен её в начале XX в. воздвигнута каменная. Сооружена на средства прихожан (старая перевезена в Капканскую обитель). Освящена 23.01.1911 г. Закрыта 26.05.1939 г. (по другим источникам – архивный отдел администрации Уинского муниципального района Пермского края – закрыта в 1935 году (приложение 5 - сканированный документ) и отдана под зерносклад. Вновь открыта в 1990 году». 


Большую поисковую работу по изучению истории нашего храма ведет наш земляк (бывший житель с. Аспа, ныне проживающий в г. Перми) Огарышев Сергей Иванович (приложение 6). Сергей Иванович пишет: «Историей храма в родном селе я стал заниматься в июле 2005 г. Интерес к истории храма родился вдруг, резко и разом, совершенно неожиданным, необъяснимым и очень удивительным образом во время одного из посещений родного села (приезжали семьей навестить родителей). Это событие в своей жизни я могу назвать только чудом Божьим или откровением. Меня как будто сорвало с места, стало неудержимо тянуть узнать о храме буквально все. Я быстро осознал важность дела, стал всем проникаться. И всегда чувствовал Небесную помощь и покровительство в поисках. Поиск сведений о священнике церкви Гаряеве А.А. является моими самыми первыми шагами на этом пути».

В документах архивного отдела администрации Уинского муниципального района Пермского края указано, что церковь Михаила Архангела в Аспе имеет площадь 400 кв. м., используется по назначению, расположена в 18 км от районного центра.


Церковь Андрея Первозванного. Село Суда (приложение 7)

Апостол Андрей (больше известный как апостол Андрей Первозванный) — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (приложение 8). День Андрея Первозванного в народном календаре выпадает на 13 декабря.

В 1734 году в Суде была построена первая деревянная церковь (впоследствии она сгорела). В связи с этим некоторые краеведы время основания села Суды относят к 1734 году, что безусловно является ошибкой. С постройкой церкви село стало называться иначе – Судинское. Памятником XVIII века является каменная (белая) церковь, построенная в 1764 году, освященная в 1777 году (статья «Как поднимали колокол на церковь», газета «Родник», 19 марта 1998 г.) и сохранившаяся до наших дней (приложение 9). После постройки Андреевской церкви село стали именовать Андреевским, но это имя не прижилось и название села осталось старое – село Судинское (или Суда).

Учетная карточка

Церкви Андрея Первозванного

Таблица 2



Название

Церковь Андрея Первозванного в Суде


Обиходные названия

Андреевская церковь


Тип постройки

церковь

Дата основания

1-я пол. XVIII в.

Дата постройки последнего здания

1778 (1764 ?)   

Историческое исповедание

Православная

Статус

сохр.

Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., с. Суда

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, с. Суда

Краткое описание

Кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1778 (по другим данным в 1764). Четверик, перекрытый куполом с люкарнами, с трапезной и колокольней. Первоначально двухпрестольная, трапезная расширена боковыми приделами по проекту 1904. Закрыта ок. 1935, венчания сломаны. Занята Домом культуры, поддерживается в порядке.



В документах архивного отдела администрации Уинского муниципального района Пермского края указано, что в здании церкви еще в XX веке находилась средняя школа; имеет площадь 800 кв. м.; расположена в 18 км от районного центра.

Церковь Вознесение Христово. Село Воскресенское (приложение 10)


Село Воскресенское известно с 1734 г. как деревня Смурыги, а с 1795 г. – уже как «село Воскресенское. Название дано по местной церкви» [2], а церковь, в свою очередь, названа в честь воскресения (воскрешения) Иисуса Христа. Этому событию посвящен христианский праздник Пасха (приложение 11).

На церковь Вознесение Христово, к сожалению, учетная карточка отсутствует. Но я нашла следующие данные:


Таблица 3

Церковь:

 Не действует.   



Престолы:

Воскресения Христова



Архитектурный стиль:

Ретроспективизм



Год постройки:



1796 г., церковь каменная; в 1912 году - колокольня, трапезная, фасады.

Адрес:


617523, Пермский край, Уинский район, с. Воскресенское

В архивных документах я нашла противоречивые данные относительно года постройки церкви, указана дата – 1875 год. Так же известна площадь – 320 кв.м., от районного центра находится в 27 км., в настоящее время по назначению не используется, была закрыта в 1936 году и отдана под ремонтные мастерские колхоза «Победа».



Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревня Каменка - нежилая (приложение 12).

Церковь названа в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых праздников, отмечается 28 августа (приложение 13). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Пречистой Матери и соединение ее с Господом с Сыном Своим.

Учетная карточка

Церкви Успения Пресвятой Богородицы

Таблица 4

Название

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Каменке


Обиходные названия

Богородицкая церковь; Успенская церковь


Тип постройки

церковь

Дата постройки последнего здания

1892   

Историческое исповедание

Православная

Статус

сохр.

Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., д. Каменки

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, д. Каменка (нежил.)

Краткое описание

Небольшая деревянная одноглавая церковь со звонницей, построенная в 1892 в дальней деревне Уинского прихода. Была приписана к церкви в Ольгинском (Уинском) Заводе. В настоящее время заброшена, в аварийном состоянии.

По архивным данным по дате постройки имеются расхождения – указан 1905 год. Площадь составляла 100 кв. м., от районного центра находится в 17 км., закрыта в 1939 году и отдана под склад зерна колхоза им. Кирова, с 1970 года не используется («не используется как склад» – примечание автора), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

Церковь Николая Чудотворца. Деревня Телес (приложение 14).

Названа в честь Святителя Николая (Николай Угодник; Николай Чудотворец) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Приложение 15). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В настоящее время остатки мощей (т.к. часть мощей была похищена) Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Николин день отмечается 19 декабря.


Учетная карточка

Церкви Николая Чудотворца

Таблица 5

Название

Церковь Николая Чудотворца в Телёсе


Обиходные названия

Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь;

Свято-Никольская церковь;

Святоникольская церковь


Тип постройки

церковь

Дата основания

1906

Дата постройки последнего здания

1906   

Историческое исповедание

Православная

Современная принадлежность

РПЦ МП

Статус

Действующая. Одноглавый четверик храма с трапезной и шатровой колокольней. Видимо, практически не закрывалась.


Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., с. Телесы

По архивным материалам – Никольская церковь, находится в 15 км от районного центра, площадь церкви составляет 176 кв.м., используется по назначению, считается действующей с 1947 года. Освящена в 1907 году (приложение 16).

Церковь Петра и Павла. Село Уинское (приложение 17).


Церковь получила название в честь двух святых первоверховных апостолов Петра и Павла (приложение 18). День Петра и Павла отмечается 12 июля.

Учетная карточка

Церкви Петра и Павла

Таблица 6



Название

Церковь Петра и Павла в Уинском заводе


Обиходные названия

Петропавловская церковь


Тип постройки

церковь

Дата основания

не позже кон. XVIII в.

Дата постройки последнего здания

1836 (1843 ?)   

Историческое исповедание

Православная

Статус

сохр.

Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., с. Уинский Завод

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, с. Уинское, ул. Свободы, д. 29

Краткое описание

Кирпичная трёхпрестольная церковь в стиле классицизма, с колокольней - высотой 8 метров, построенная в 1836 (по другим данным в 1843). Закрыта в 1935 (приложение 19), капитально перестроена. В здании размещен районный дом культуры.

Церковь имела площадь 350 кв.м.. В 1896 году в Уинской церкви служило 2 священника и 1 дьякон, прихожан числилось 3942 человека. Здание Петропавловской церкви является памятником истории и культуры Пермской области [3].



Церковь Иоанна Богослова. Деревня Чернушка-нежилая (приложение 19).

Церковь названа в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя (приложение 20). Его называют еще Апостолом Любви,  потому что именно этим чувством пронизаны его писания, главная мысль которых заключается в том, что Бог есть Любовь. Он также является автором Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий Нового Завета.

День Иоанна Богослова празднуется православной церковью 9 октября.

Учетная карточка

Церкви Иоанна Богослова

Таблица 7

Название

Церковь Иоанна Богослова в Чернушке


Обиходные названия

Богословская церковь; Иоаннобогословская церковь


Тип постройки

церковь

Дата постройки последнего здания

1917   

Историческое исповедание

Православная

Статус

сохр.

Адрес на 1917 г.

Пермская губ., Осинский у., д. Чернушка

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, д. Чернушка (нежил.)

Краткое описание

Деревянная церковь, построенная в 1917 как часовня аспинского прихода, и перестроенная в храм вскоре после революции. Прямоугольная постройка под двускатной кровлей с звонницей над входом. Закрыта в 1941. В настоящее время заброшена, в тяжелом состоянии.

Освящена 1921 года 1/14 декабря за № 194 (приложение 21).

Часовня Успения Пресвятой Богородицы. Деревня Усановка (приложение 22).

Это вторая церковь на территории Уинского района, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. На церковь, расположенную в деревне Усановка я нашла карточку, в которой содержится только ее название и указано, что год постройки не известен.

Таблица 8

Усановка.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы

Часовня.    






Год постройки:

Дата постройки неизвестна.



Адрес:



Но в районном архиве имеются следующие данные: Успенская церковь каменная, построена в 1891 году, имеет площадь 150 кв.м., находится в 26 километрах от районного центра, была закрыта в 1936 году, было полуразрушено. Но по сведениям о церкви из «Справочной книги Пермской Епархии на 1912 год» (Составил диакон Петр Ершов) 276., упоминается другая дата постройки церкви - 1897 год. А в третьем источнике годом постройки считается 1896 год [4].



Церковь Казанской Божьей Матери, деревня Салакайка (фото церкви отсутствует).

По архивным данным на территории деревни Салакайка в 1905 году построена церковь Казанской Божьей Матери (приложение 23), расположенная в 16 км от районного центра, имеющая 172 кв. м., но в 1957 году закрыта. Здание церкви перевезено в с. Уинское под здание туберкулезного отделения районной больницы, в 1991 года отдано под частный жилой дом. Из этих данных можно сделать вывод, что церковь была деревянная.



Часовня, деревня Красногорка. Название часовни не известно, исторических данных по часовне нет. Известна лишь дата ее существования примерно в период с 1892 года по 1936 год.

Церковь, деревня Осиновый ключ. Название церкви не известно, исторических данных по церкви нет.

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца, село Уинское (приложение 24).

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Уинское - самый поздний храм в Уинском районе, назван в честь великомученика Георгия (приложение 25). Георгий - великомученик и победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов. Эти звания он получил за мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям, которые находятся в опасности.


Учетная карточка

Церкви Георгия Победоносца

Таблица 9

Название

Церковь Георгия Победоносца в Уинском

Обиходные названия

Георгиевская церковь; Георгия Великомученика церковь

Тип постройки

церковь

Дата основания

1990-е

Историческое исповедание

Православная

Современная принадлежность

РПЦ МП

Статус

действ.

Современный адрес

Пермский край, Уинский р-н, с. Уинское

Краткое описание

Община верующих восстановлена в 1990-х. Кирпичная однокупольная церковь в духе неоклассицизма строится с 2007 рядом со зданием старого храма при помощи компании «Лукойл». В настоящее время работы завершены.


История храма Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Уинское – это наша сегодняшняя действительность и о создании этого храма необходимо рассказать более подробно, чтобы как можно больше информации осталось следующим поколениям.

Три года назад, 5 мая 2007 года на этом, теперь уже святом месте, состоялась закладка первого камня в основание храма в честь великомученика Георгия Победоносца. Православные верующие с надеждой и молитвой в душе просили Господа, чтобы их благое начинание свершилось. Прошло время, и сегодня на месте закладки первого камня, к небу ввысь Господнюю, возвышается храм при трёх золотистых куполах, символизирующий возрождение православной христианской веры.


30 мая 2012 года Игумен Амвросий (Носов), благочинный храмов Осинского церковного округа (приложение 26), совершил чин малого освящения нового храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца и возглавил первую Божественную Литургию в храме. Обряд освящения проходил под благословением митрополита Пермского и Соликамского Мефодия.
   Перед началом Божественной Литургии стены храма, Престол, Жертвенник, новое облачение и сосуды окропили святой водой. Игуменом кратко была рассказана последовательность освящения храма, чтобы прихожане понимали смысл происходящего. Поднятие колоколов произошло 1 декабря 2012 года.

«Исторический день 1 декабря 2012 года для православных жителей Уинского района. С утра свежо и прохладно, но к полудню приятно потеплело. Со всех направлений улиц жители села и населённых пунктов района шли в районный сад к строящемуся храму в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Тихо, безветренно в саду. Тишину вековых тополей сада лишь нарушает работающая техника строителей. Вскоре вся прилегающая к храму территория сада была заполнена людьми. Сотни людей, отложив свои дела, пришли чтобы стать свидетелями исторического момента в жизни района.

Колокольный звон, плывущий над районным садом и улицами села, призывно приглашал селян на предстоящее событие духовной важности. С иконой святого великомученика Георгия Победоносца, с крестом Евангелия на торжество прибыл Благочинный храмов южного округа игумен Амвросий. Разделить радость с прихожанами прибыли священнослужители из сёл Орда, Красный Ясыл, Ашап, д.Зверево, Никольского монастыря (г.Чернушка)» [5].

В торжественной церемонии по поднятию главного купола с центральным крестом приняли участие депутат Законодательного Собрания Пермского края, председатель комитета по экономической политике и природопользованию, генеральный директор нефтяной компании ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Александр Викторович Лейфрид, руководитель пресс-службы "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Сергей Геннадьевич Макаров, глава Уинского муниципального района Александр Михайлович Козюков, председатель Земского Собрания района Виктор Павлович Митюков. А также, заместители главы района, руководители структурных подразделений администрации района, руководители предприятий, организаций, учреждений райцентра, главы сельских поселений, депутаты Земского Собрания района.

Перед началом торжественной службы, священнослужителями было исполнено церковное песнопение. Их песнопение трогало прихожан до глубины души, наполняя атмосферу события особым светом. Затем, Чин освящения центрального купола и центрального креста храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца совершил Благочинный храмов южного округа игумен Амвросий.

Ко всем собравшимся жителям и гостям села обратился глава Уинского муниципального района А.М.Козюков. Александр Михайлович подчеркнул: «Сегодня для нашей Уинской земли великий день. Завершается ещё один этап строительства здания храма и устанавливается большой купол и центральный крест на храме. Великолепие земли российской всегда измерялось храмами с золотыми куполами и колокольным звоном. Уверен, что в ближайшее время и над нашим храмом будет плыть приятный, западающий в души людей колокольный звон. Хочу выразить благодарность всем, кто эти три года помогал нам в строительстве нашей святыни. Особую благодарность выражаю нефтяной компании ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" и лично генеральному директору Александру Викторовичу Лейфриду за помощь, поддержку и понимание в этом благом деле. А еще всем предпринимателям района, главам сельских поселений. Пусть будущий храм служит только добрым побуждениям».

Поздравляя с важным событием жителей земли Уинской, Благочинный храмов южного округа игумен Амвросий сказал: «Я очень рад принять участие в историческом событии, в Чине освящения главного купола и центрального креста храма. Я называю вас счастливыми людьми, потому что благодаря неравнодушию многих людей, и их помощи, на Пермской земле появляются такие прекрасные новые храмы. Не всякому районному центру выпадает строить на своей земле православный храм. Я от души желаю, пусть этот храм будет для вас местом, куда можно будет приходить, побыть наедине с собой, наедине с Богом, и чтобы вы уходили отсюда утешенными и ободрёнными. Присутствовать на поднятии купола и креста, событие, которое выпадает многим людям один раз в жизни и потому необходимо хранить это в своей душе, делиться с другим радостным событием. Дай Бог, чтобы мы с вами стали участниками освящения этого храма, когда в нём будет проходить Богослужение».

Далее состоялась торжественная кульминация - поднятие большого купола и центрального креста на храм (приложение 27). Со счастливыми и просветлёнными лицами, собравшиеся долго не спешили расходиться. Каждый уходящий уносил с собой частицу душевного возрождения веры, надежды и уверенности. В момент поднятия купола и креста, осознаёшь, что жива ещё православная вера в людях [3].



Заключение

Работая над исследованием и изучением храмов Уинского района, я узнала много нового и интересного о возникновении, строительстве и судьбе православных храмов, расположенных на территории Уинского района, о людях, возрождавших и хранивших Православную веру в нашем районе. Я посетила Уинский краеведческий музей, районный архив, беседовала со священником Уинского прихода протоиереем – отцом Алексеем (Курсанин), с жителями села (приложение 28), которые непосредственно приняли участие в возрождении Михайло-Архангельской церкви в селе Аспа, изучила документы, литературу, другие источники по данной теме.

Проделав исследовательскую и поисковую работу, я пришла к выводу: во все времена Православная Церковь являлась носителем духовных и нравственных ценностей России. В современном изменяющемся мире всё более отдаляющегося от своей духовной составляющей, церковь выстраивает тесное взаимодействие с обществом во всех сферах его деятельности, стала активно участвовать в жизни общества, влиять на сферу образования, здравоохранения, армию и другие социальные институты, занимает одно из ведущих мест по духовно-нравственному воспитанию подрастающей молодежи. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности, своя судьба. Наша задача сохранить религиозные объекты, существующие на территории Уинского района как культурное, архитектурное и духовное наследие нашей истории, сохранить как народную память.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог! 
Николай Мельников.

Отрывок из поэмы «Русский крест»

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1
Диаграмма роста православных храмов в России

6800

18

27000

680

Приложение 2


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА


Дата

Действующие храмы

Название храма

Местность

до 1990 года

1

1. Церковь Николая Чудотворца

д. Телес

с 1990 года

2

1. Церковь Николая Чудотворца

2. Михаило-Архангельская церковь



д. Телес

с. Аспа


с 2001 года

3

1. Церковь Николая Чудотворца

2. Михаило-Архангельская церковь

3. Часовня Успения Пресвятой Богородицы.


д. Телес
с. Аспа
д.Усановка

с 2012 года

4

1. Церковь Николая Чудотворца

2. Михаило-Архангельская церковь

3. Часовня Успения Пресвятой Богородицы

4. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца




д.Телес
с. Аспа
д. Усановка

с. Уинское


Приложение 3


Храм Михаила Архангела в селе Аспа



1. 2.

Храм Михаила Архангела с колокольней. Село Аспа

3. 4.


Храм Михаила Архангела. Село Аспа

(ФОТО Чепкасова Валерия Аркадьевича 2010 года).


Приложение 4



Архистратиг Михаил – защитник народа Божия. Икона

Приложение 5



Копия документа о закрытии Храма Михаила Архангела в селе Аспа





Приложение 6




Огарышев Сергей Иванович. Фото

Приложение 7

Андреевская церковь в селе Суда
1. 2.

3.

Андреевская церковь в селе Суда.

(ФОТО Сергея Бухаринова, 2010 года)

приложение 8




Андрей Первозванный. Икона

Приложение 9

Копия газеты «Родник», 1998 г.


Приложение 10




Церковь ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО в селе Воскресенское, Уинского района, Пермского края.


Приложение 11

Воскресение. Икона. Конца 40-х – начала 50-х годов XVII в.

Приложение 12



1. 2.


Успенская церковь в нежилой деревне Каменка, Уинского района, Пермского края. Фото 2010 г.

3.


Успенская церковь в нежилой деревне Каменка, Уинского района, Пермского края. Фото 1982 г.

Приложение 13



Успение Богородицы. Икона

Приложение 14



1. 2.
Никольская церковь в селе Телёс, Уинского района, Пермского края. Фото 2010 г.

Приложение 15



Николай Чудотворец. Икона

Приложение 16


Документ:

«Об освящении ново-сооруженного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая в веси Телессо-Починках»

(«Пермские епархиальные ведомости» №14, 11 мая 1907 года,

стр. 251–253)


«Освящение храма в деревне Починках (или Телессе) прихода Смурыгинской церкви, Осинского уезда. 25 февраля текущего года было совершено освящение вновь выстроенного деревянного храма во имя святителя Николая, Мир-Ликийского Чудотворца, в деревне Починках, Смурыгинского прихода, отстоящей от последнего в 6 верстах, на речке Телессе. Восемь лет тому назад деревня эта находилась в Уинском приходе, но 12 верстное расстояние ее от Уинска и река Ирень во время разлива побудили Починцев перейти к Смурыгам. 12-ти верстное расстояние деревни от своего приходского храма служило причиною того, что Починцы редко посещали его, а больше тяготели к своей часовне. Обсуждая в 1899 году вопрос о ремонте часовни, пришедшей в ветхость, некоторые из прихожан пришли к мысли построить свой храм, под тем условием, «если года будут урожайные и прекратятся градобития». Первый же урожай 1900 года побудил Починцев осуществить свое намерение.

5 марта 1901 года был собран соединенный сход деревень: Починок, Колобов, Горшковой, Шерстобитовой, Прибылей и Резанцевой, на котором единогласно и было постановлено ходатайствовать пред начальством о постройке нового храма, для каковой цели и были избраны ревнители этого дела – два крестьянина Иван Д. Горшков и Гавриил Зыков. Начались суждения: одни говорили, что нужно к часовне прирубить алтарь и трапезу; другие настаивали на сооружении совершенно нового храма, по образу Грызановского. Большая часть прихожан согласилась с последним проектом. План был составлен и утвержден Строительным Отделением Пермского Губернского Правления. Затем был утвержден избранный Строительный Комитет из 6 человек. Начались изыскания средств, потребных для дела. Первая добровольная подписка в один день дала 130 руб. С течением времени жертвы прихожан, имеющих войти в состав нового прихода, стали увеличиваться, одна из них была даже в тысячу рублей.

С увеличением средств началась заготовка материала: леса, отпущенного из Уинской казенной дачи в количестве 440 дерев, камня бутового, железа кровельного и пр. Вскоре был заключен договор с крестьянином Суксунского завода Павлом Сав. Бажиным на постройку храма; дело пошло настолько успешно, что в 1904 году были уже подняты на храм кресты. Вся постройка храма, кроме внутренней отделки обошлась в 3635 руб., не считая работ, произведенных натурою.

В 1905 году было приступлено к внутренней отделке храма: в селе Сабарском был куплен старый иконостас, вновь подновленный позолотой, сделаны новые заклиросные киоты довольно красивой pезной работы и куплены иконы для стен. В конце 1906 года была приобретена необходимая церковная утварь: кресты, евангелие, кадило, подсвечники, паникадило, богослужебные книги и т.п. В настоящее время, кроме 400 руб. жалованья причту и 33 десятин лучшей земли, построен уже и дом для священника, но только еще не выделанный внутри и не имеющий служб.

Честь и хвала вам, Починцы, возлюбившие дом Божий! Сугубой чести достоин инициатор этого св. дела – крестьянин Иван Д. Горшков, приведший к концу свое заветное желание, не смотря на всевозможного рода затруднения. Освящение вновь сооруженного храма, по благословению Преосвященнейшего Никанора, Епископа Пермского и Соликамского, назначено было на 25 февраля. О дне освящения были разосланы во все окружающие села и деревни в значительном числе приглашения. Накануне, с 2-х часов пополудни, начали прибывать как пешие, так и на лошадях, богомольцы. В 5 часов вечера раздался благовест, призывавший православный люд к вечерней молитве. Затем, около 6 часов заблаговестили к всенощному бдению, которое совершал настоятель прихода – о. И. Вознесенский с местным причтом, при пении двух хоров, прибывших из соседних сел в количестве 45 человек. На литию и величание выходил местный о. благочинный, священник Феодор Адриановский и четыре священника, 3 диакона, прибывшие на торжество из соседних сел.

25 февраля, в 8 часов утра, начался благовест к освящению и литургии; церковная ограда и храм уже были переполнены народом.

После чина освящения, а затем и литургии, за коей настоятелем cказано поучение, было совершено молебное пение святителю Николаю, Мир-Ликийскому Чудотворцу. Пред молебном о. благочинным произнесено изустное слово со свойственным ему воодушевлением, ясностью и вразумительностью для простого народа, наполнявшего новоосвященный храм.

По отпуске о.о. диаконами провозглашены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Преосвященнейшему Никанору с богоспасаемою паствою, вечная память рабу Б. Даниилу, крупному благотворителю вновь освященного храма, а затем многолетие благотворителям, строителям храма, жителям веси сей и всем православным христианам.

Так совершилось торжество освящения ново-сооруженного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая в веси Телессо-Починках».

Приложение 17


Церковь Петра и Павла в селе Уинское, Уинского района, Пермского края. Фото 2010 г.

Приложение 18

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Икона

Приложение 19

1. 2.

3. 4.

Церковь Иоанна Богослова в деревне Чернушка, Уинского района, Пермского края. Фото Сажина Сергея, 2010 г.



5.

Алтарь церкви Иоанна Богослова в деревне Чернушка. Фото 1977 г.

Приложение 20


Апостол и евангелист Иван Богослов. Икона

Приложение 21


Документ: «Акт об освящении в деревне Чернушке прихода Аспинской церкви храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова»

Его Преосвященству

Преосвященнейшему Сильверсту, Епископу

Пермскому и Кунгурскому


Благочинного 3-го округа,

Осинскаго у., священника

Александра Гаряева
рапорт
Долг имею при сем препроводить Вашему Преосвященству, Преосвященнейший Владыко, акт об освящении в деревне Чернушке прихода Аспинской церкви храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, приписной ныне к Аспинской Михаило-Архангельской церкви.

Также имею честь препроводить наградный список духовенства, вверенного мне округа за 1921 й год.


1921 года 1/14 декабря № 194.
Благочинный 3-го округа, Осинскаго у.,

священник Александр Гаряев

ГАПО. Р.1. Оп.1. Д.175.

Приложение 22



Часовня Успения Пресвятой Богородицы. Деревня Усановка

Приложение 23

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Приложение 24

1. 2.

3. 4.

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в с.Уинское, Уинского района, Пермского края. Фото 2012 г.

Приложение 25





Святой великомученик Георгий Победоносец. Икона

Приложение 26



Игумен Амвросий (Носов), благочинный храмов

Осинского церковного округа

Приложение 27



Поднятие колокола церкви Георгия Победоносца в с. Уинское. Фото 2012 г.


Приложение 28


Перечень священников церкви Михаила Архангела в Аспе:
«Первый священник был командирован из Перми 13.09.1990 г. – отец Валерий Крюков, прослужил 3 службы. (Потом было еще два командированных – один из Перми, другой из Орды).

Первым назначенным по приказу Пермской епархии священником был Бажутин Анатолий Андреевич, проработал (прослужил) 2 месяца 10 дней и уехал.

С 08 марта 1991 года по 26 марта 1991 года – священник Китюк Василий Стефанович.

С 27.08.1991 г. по 01.12.1991 г. – Кощеев Игорь Александрович.

С 30.03.1992 г. по 10.09.1992 г. – Кучугурный Борис Григорьевич.

С 19.10.1992 г. по 28.01.1993 г. – Максименко Олег Викторович (был очень хороший).

С 30.03.1993 г. по 17.04.2000 г. – Венцов Владимир Павлович. Умер, похоронен на кладбище с. Аспы.

С 15.06.2000 г. по 23.11.2000 г. – по совместительству из Уинска - Корпеев Олег Юрьевич.

С 23.11.2001 г. по 19.04.2001 г. – Сапинский Георгий Степанович.

С 20.05.2001 г. по 25.02.2002 г. – Щукин Дмитрий Николаевич.

С 12.03.2002 г. по 21.12.2003 г. – Коркодинов Геннадий Владимирович.

С 02.03.2004 г. по 04.07.2005 г. – по совместительству из Уинска Корпев Олег Юрьевич.

С 04.07.2005 г. по сей день – Курсанин Алексей Николаевич. Переведен в Уинск 25.03.2007 г. Обслуживает Уинск, Аспу, редко в Телёс, совсем редко Усановку».

(Интервью с Усталовой Ниной Федоровной - жительницей села Аспа, инициатором и организатором возрождения

церкви Михаила Архангела в Аспе)

Список источников

Интернет-источники




  1. http://temples.ru/tree.php?ID=4615#geo – Храмы России

3.http://www.jugblag.ru/%D1%85%D1 - Русская православная церковь Пермская и Соликамская Епархия

4. http://uinsk.perm.ru/p/blog-page_24.html - Уинский район Пермский край: От «А» до «Я»



Печатные источники


  1. Шумилов Евгений Николаевич. Населённые пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. Пермь, 2008. Часть 1.

5. Статья «На Георгиевском храме установлены колокола», газета «Родник», 10.12.2012 г.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет