Язык программирования C++ был разработан на основе языка С Бьярном Страуструпом.
Авторство языка С принадлежит Денису Ритчи, сотруднику AT&T Bell Laboratories (1970 г.). Сначала язык программирования С был написан для создания и поддержки операционной системы UNIX. До того времени все программы операционной системы UNIX были написаны либо на языке ассемблера, либо на языке В, разработанном Кеном Томпсоном — создателем системы UNIX. Язык С – это язык общего назначения и он может быть использован для написания различных программ, но его популярность была связана в основном с операционной системой UNIX. Для поддержки системы UNIX необходимо было писать программы на языке С. Язык С и UNIX настолько подходили друг к другу, что вскоре почти все коммерческие программы для среды UNIX оказались написанными на С. Язык С стал настолько популярным, что его специально приспособили и для других операционных систем, и его применение не ограничивалось только UNIX-системами. Несмотря на такую популярность, язык С не был лишен недостатков.
Особенность языка С заключается в том, что будучи языком высокого уровня, он сохранил многие черты языка низкого уровня. Язык С расположен где-то между языками очень высокого уровня и языками низкого уровня, и в этом его сильные и одновременно слабые стороны. Как и язык ассемблера (язык низкого уровня), язык программирования С может непосредственно управлять памятью компьютера. С другой стороны, С обладает чертами языков высокого уровня, поэтому программы на языке С читать и создавать легче, чем программы на языке ассемблера. Язык С является очень удобным для написания системных программ, но в программах на языке С для иных целей зачастую трудней разобраться, нежели в программах, написанных на других языках. Язык С также имеет меньше возможностей для автоматической проверки программ, чем некоторые друге языки высокого уровня.
Чтобы преодолеть эти и другие недостатки языка С, Бьярн Страуструп из AT&T Bell Laboratories в 1980 году разработал на его основе язык программирования C++. Большая часть С – это подмножество языка C++, и, таким образом, большинство С-программ являются также С++-программами. В программах на языке C++ можно использовать тексты на языке С и обращаться к библиотечным функциям языка С. Основное отличие языка C++ от С заключается в реализации объектно-ориентированного подхода программирования – чрезвычайно мощного современного способа программирования.
Через несколько лет практического использования языка C++ стандартом языка фактически стала спецификация языка AT&T C++ release 2.0, разработанная под руководством Б. Страуструпа в Bell Laboratories фирмы AT&T. В настоящее время в Американском Национальном Институте Стандартов (ANSI) существует комитет по языку C++ (X3J16). Изданное в 1990 году описание языка с комментариями принято комитетом ANSI в качестве исходного материала для стандартизации C++. Последняя версия стандарта датирована 26 мая 1994 г.
В настоящее время широкое распространение получили реализации языка в системах Visual C++, Borland C++ x.x, Borland C++ Builder x и др. В настоящем учебном пособии мы будем ориентироваться на версию Borland C++ 3.1.
2. Элементы языка 2.1. Первые программы
Напишем простейшую программу.
#include
void main(){
cout<<”Hello, World!\n”;
}
Здесь в первой строке расположена так называемая директива препроцессора include (включающая директива). Выполнение этой директивы приведет к тому, что вместо первой строки в программу будет вставлено содержимое файла iostream.h, (файлы с расширением .h называются хедерами, или заголовочными файлами; эти файлы содержат тексты на языке С++) и компилятор после этого будет обрабатывать новый полученный текст программы.
Во второй строке исходного текста программы находится заголовок функции с именем main. Пустые круглые скобки говорят о том, что эта функция не имеет аргументов, а ключевое слово void означает, что функция main не возвращает никакого значения. В фигурных скобках находится блок, который часто называют телом программы.
В третьей строке стоит оператор, действие которого – вывод в поток cout (на английском звучит как see-out), который здесь ассоциируется с экраном дисплея, строки
Hello, World!
Символ ‘\n‘ в конце текста в кавычках сообщает компилятору, что после вывода текста на экран нужно перейти на новую строку.
Теперь приведем пример простой программы и диалога, который получается на экране компьютера, если пользователь запускает эту программу и вводит соответствующие данные. В дальнейшем пользователем мы будем называть человека, который использует программу. Данные, введенные пользователем, выделены в тексте диалога жирным шрифтом. Программистом мы будем в дальнейшем называть, естественно, автора программы.
#include
void main(){
int m, n, sum; // Описания.
cout<<”Для ввода чисел задайте два числа на клавиатуре\n”;
cout<<”(через пробелы) и нажмите Enter.\n”;
cin>>m>>n; // Ввод чисел.
sum = m + n;
cout<<”При m= ”<
<<” их сумма равна ”<}
При выполнении этой программы на экране монитора появится следующий диалог:
Для ввода чисел задайте два числа на клавиатуре
(через пробелы) и нажмите Enter.
20 45
При m= 20 и n= 45 их сумма равна 65.
В этой программе за символами // стоят комментарии. В третьей строке описываются целые переменные с именами m, n и sum.
Оператор, начинающийся со слова cin сообщает компилятору, что введенные пользователем значения, равные 20 и 45, нужно поместить соответственно в переменные m и n. Объект cin (читается как see-in) – поток ввода – здесь понимается как клавиатура, а стрелки << и >> указывают направление, в котором перемещаются данные.
Перейдем теперь к описанию языка С++ и его возможностей.
Достарыңызбен бөлісу: |