Задания I тура по «Биологии» на 2013-2014 уч год класс



жүктеу 84.97 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі84.97 Kb.
: files -> blog
blog -> Ақсу қаласы гимназиясының тарих пәні мұғалімі Альдекенова Анар Толыбайқызы Тест
blog -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі павлодар облысы білім беру басқармасы дарынды балаларға арналған абай атындағЫ
blog -> Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
blog -> Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина
blog -> Шығыс Қазақстан облысы әкімі Д. К. Ахметовтың есебінің тезисіне тұрғындардың сұрақтары, ескертпелері мен ұсыныстарды жинау үшін қойылған жәшіктердің орналасқан жерлері
blog -> «МӘШҺҰр-жұсіп: Өмірдің философиялық МӘНІ, ізденістері» атты оқушылар арасындағы интеллектуалдық сайысының ережесі негіздеме
blog -> Қазақ тілі (орыс тілінде оқытылатын мектептер) 8-9- сыныптар I тур
blog -> Оқу жылында Қазақстан Республикасының жалпы орта білім беретін ұйымдарында ғылым негіздерін оқытудың ерекшеліктері туралы
blog -> Іі турға Жатқа оқу 6-сынып
blog -> Сабақ жоспары Тақырыбы: Тәуекел хан Пән мұғалімі: Ибраева Б. Ш
Задания I тура по «Биологии»

на 2013-2014 уч. год

    1. класс

  1. Заполнить таблицу, поставить в соответствующую графу знак «+»

Длительность развития


Название растения

Однолетние

Двухлетние

Многолетние

1. Редис

+







2.Капуста белокочанная




+




3.береза бородавчатая







+

4. овес посевной

+







5. ландыш майский







+

6.свекла обыкновенная




+




7.одуванчик лекарственный







+

8. морковь




+




9.крапива двудомная







+

10. дыня

+






2. Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.


I. Каких клеток образуется больше при делении клеток камбия

1. клеток луба 2. Клеток древесины

II. Какие клетки древесины образует камбий весной?

III. Какие клетки древесины образует камбий осенью?

IV. Какие клетки древесины образует камбий летом?

1. Тонкие стенки клеток, водопроводящие элементы с широкими полостями

2. Узкие элементы с толстыми стенками (волокна и толстостенные трахеиды)

3. Камбий прекращает работу

4. Число и размеры вакуолей больше и они крупнее
V. Что называют годичным кольцом?

1. Прирост луба за год

2. Прирост древесины за год

3. Прирост сердцевины за год


Ответ: I __2____, II ____1,4_____, III _____3___, IV __2__ V_2_.
3. Простейшие развиваются очень быстро: численность амеб и жгутиконосцев может достичь 106 особей в 1 г влажной почвы, инфузорий – до 103 , а раковинных амеб 106 в 1г лесной почвы. Посчитайте биомассу простейших на 1м2 или на 1га почвы. Объясните биологическую роль данных организмов.

Ответ: 10г на 1 м2

100 кг на 1 га

Выделяют биологически активные вещества, которые стимулируют рост корней, повышают схожесть семян, подавляют активность вредных для растений грибов и т.д.


4. Как известно, куры с наступлением сумерек перестают видеть, а совы наоборот, лучше видят вечером и почти не видят днем. Объясните такие особенности зрения у этих птиц.

Ответ: сетчатка глаза изнутри покрыта пленкой состоящей из колбочек (днем) и палочек (ночью). У кур колбочки, а у сов – палочки.

5. На конкретных примерах покажите возможность саморегуляции внутренней среды организма. Ответ может быть в виде схемы.

Ответ: Водно-солевое равновесие, поддерживается с участием осморецепторов – пузырьков находящихся в стенках сосудов снабжающие мозг кровью и оплетенных нервными окончаниями. Внутри пузырьков находится жидкость, когда концентрация солей в крови повышена, вода выходит из пузырьков. Стенки их спадаются, это служит сигналом к приему воды. Возникает жажда, человек пьет воду и нормальная концентрация восстанавливается. При избытке воды стенки пузырьков расстягиваются, вода поступает в осморецепторы, возникают рефлексы связанные с удалением излишка воды. Усиливается работа почек.

6. При окислении и распаде 1 моль глюкозы (С6Н12О6 + 6О2→6Н2О + 6СО2) освобождается 28000 кДж энергии. Определите: 1. Сколько всего граммов глюкозы и сколько литров О2 потребуется за 20 минут бега для мышц ног человека, если они за 1 минуту расходуют 1,5 кДж. 2. Сколько СО2 выделится в результате полного окисления и распада 2,5 моль глюкозы в мышцах ног.

Ответ: около 2 граммов глюкозы. 1,5 литра О2 и 336 литров СО2.


Каждый вопрос (10 баллов). Итого: 60 баллов.

Задания I тура по «Биологии»

на 2013-2014 уч. год

10 класс


  1. Известно, что процесс оплодотворения у растений осуществляется при достаточно высокой температуре. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем температура окружающей среды?

Ответ Необходимая температура может создаваться за счет тепла от солнца, а также за счет тепла выделяемого за счет обмена веществ. У растений приспособленных к использованию преимущественно солнечного тепла венчик цветка имеет окраску или форму рефлектора, и благодаря этому солнечные лучи фокусируются темно-окрашенном пестике (например: ромашки). Высокая температура поддерживается более менее закрытым околоцветником, который сохраняет тепло.

  1. Рассмотрим схему:

Источник энергии


Апрямая со стрелкой 5прямая со стрелкой 6прямая со стрелкой 7прямая со стрелкой 8 фотосинтез 1 органические вещества первичный синтез2

прямая со стрелкой 4О2 3 в атмосфере на дыхание А

Б

прямая со стрелкой 1прямая со стрелкой 2прямая со стрелкой 3 энергия солнцаСО22О химиоосмос 4 Е АТФ 5 рост,

развитие,

размножение

Ответить на следующие вопросы:


  1. Назвать основной источник энергии на Земле. Как аккумулируется эта энергия?

  2. На какие 2 группы делятся все живые организмы по характеру используемой энергии (световой ии химической) и источнику углерода (неорганические и органические) (А, Б) Привести примеры.

  3. Назвать процессы (1-5) в результате которых происходят превращения веществ и энергии. Какой из процессов называют «первичным синтезом»? Почему?

Ответ:

  1. Солнечная или химическая энергия при фотосинтезе. 2. фототрофные и автотрофные; 3. органический и неорганический синтез.

3. Макромолекула ДНК до редупликации имеет массу 10 мг и обе ее цепи содержат меченные атомы фосфора (Р).

Определите: 1. Какую массу будет иметь продукт редупликации, почему? 2. В скольких и каких цепях дочерних молекул ДНК не будут содержаться меченные атомы Р. Почему?

Ответ: продукт редупликации будет иметь массу 20 мг. 10 мг. идет усвоение в период интерфазы в одной, и в той которой синтезируется на матрицевновь, и во второй дочерней молекуле ДНК.




  1. Перечислите организмы, отличающиеся различной сложностью строения

Б – бактериоподобные клетки

В – вирусоподобные бесклеточные существа

С – сине-зеленые одноклеточные водоросли

Приведите последовательность эволюции рганизмов и объяснить этапы развития.

Ответ: одноядерные; капли свеществами; клеточные, но ядерные (ДНК молекула).


  1. У человека со слабым нетренированным сердцем, кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты.

Объясните: 1. Как будет происходить у него расходование глюкозы и накопление молочной кислоты в мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут.

2. К чему это приведет?

Ответ: Одна молекула глюкозы при бескислородном расщеплении дает энергию в 19 раз меньше, чем при кислородном. Для получения такого же количества необходимая для синтеза энергии (15 моль АТФ) при недостатке кислорода, расходуется много глюкозы. В результате расходуется много глюкозы, и АТФ в мышцах образуется с избытком молочной кислоты. Возникает нехватка энергии и утомление.


  1. Молекулярная масса белка А = 50000. Определите длину соответствующего гена.

Примечание: молекулярная масса одной аминокислоты в среднем 100, одного нуклеотида 345.

Ответ: Одна из цепей гена несущего программу белка Х должна быть равна 500 триплетов. 500х3=1500 нуклеотидов. Длина одной цепи ДНК 1500х0,34нм=510нм. Такова же и длина гена.



(по 10 баллов. Итого: 60 баллов)

Задания I тура по «Биологии»

на 2013-2014 уч. год

11класс

  1. Заполните таблицу




Фамилия ученого

Роль в науке или характеристика взглядов на происхождение жизни

  1. Демокрит




  1. Аристотель

  2. Ф. Бэкон




  1. Ф. Реди

  2. Д. Нидхем




  1. Л. Спалланцани и М. Тереховский



  1. Л. Пастер

  2. В. Прейер и В.Вернадский

  3. Г. Рихтер и С. Аррениус




  1. А. Опарин и Дж. Холдейн

  2. С. Миллер и Г. Юри

  3. С. Фокс

  4. Дж. Бернал

  1. Природные явления вечны, и бесконечные движения атомов

  2. Систематика живых организмов

  3. Опытно-экспериментальный метод познания

  4. Живое от живого

  5. Самозарождение микробов в мясном бульоне

  6. При длительной температурной обработке не будет самозарождения

  7. Опровег теорию самозарождения

  8. О вечности жизни

  9. Паспермия – перенос жизни из другой планеты

  10. Коацерватная теория

  11. Первичная атмосфера

  12. Термическая теория

  13. Рентгенно-структурный анализ




  1. Опыт Ван Гельмонта. Упущения допущенные им в своем эксперименте.

Ответ: Необходимо было поставить контрольный эксперимент для искоренения ошибок.


  1. Составьте схему развития вторичноротых и первичноротых организмов. Как можно доказать их близость филогенетическом родстве отдельных групп животных?

Ответ: Первичноротые –дробление спиральное (бластопор) – превращается в отверстие (моллюски, членистоногие);

Вторичноротые – радиальное дробление – бластопор – анальное отверстие (иглокожие, хордовые)




  1. Альбинизм встречается у людей с частотой 1 на 10000. Вычислите частоту носителей.

Ответ: аа (1/10000) – альбиносы

АА, Аа – норма

Р2+2Рq+q2=1

q2=1/10000=0,001

q=0,01

Р=1- q


Р=1-0,01=0,99

2Рq=2х0,99х0,01=0,02=2%




  1. Какие сведения о давлении отбора и образа жизни определенного паразита (по выбору пример) могут помочь искоренить его?

Ответ: Например: печеночный сосальщик

Промежуточный хозяин – малый прудовик. Если мы будем осушать пруды, то это давление на отбор прудовика. С уменьшением численности прудовика, уменьшается и паразит.







Колебания численности популяций зайца-беляка (жирная черта) в зависимости от численности популяций рыси, лисиц, волка
Рассмотрите рисунок. Какой фактор является регулятором численности зайца-беляка, какая форма борьбы за существование здесь имеет место? Объясните, с чем связаны колебания численности хищников?
Ответ: Биотический фактор – межвидовая борьба. Численность популяции хищников равно численности популяции зайцев.



©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет