Закон «Об аудиторской деятельности в рк»



жүктеу 248.94 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі248.94 Kb.
түріЗакон
Тема № 2 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РК
1 Документы регулирования аудиторской деятельности.

В РК система нормативного регулирования аудиторской деятельности практически разработана. Был принят первый закон «Об аудиторской деятельности в РК» 18 февраля 1993 г. Через 5 лет, 20 ноября 1998 года был принят второй закон РК «Об аудиторской деятельности», в который вносились изменения и дополнения 18.12.2000 г., 15.01.2001 г., 2.03.2001 г., 26.12.2002 г., 16.05.2003 г., 11.06.2003 г. Этот закон относится к документам первого уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РК.



Закон «Об аудиторской деятельности» регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК.

Структура и содержание закона включает в себя 6 глав и 25 статей.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Законодательство РК «Об аудиторской деятельности».

Статья 2. Аудиторская деятельность.

Статья 3. Основные принципы аудиторской деятельности.

Статья 4. Аудит и его виды.

Глава 2. Аудитор, аудиторская организация, палата аудиторов.

Статья 5. Аудитор.

Статья 6. Аудиторская организация.

Статья 7. Палата аудиторов.

Статья 8. Полномочия палат аудиторов.

Глава 3. Аттестация кандидатов в аудиторы и лицензирование аудиторской деятельности.

Статья 9. Аттестация кандидатов в аудиторы.

Статья 10. Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.

Статья 11. Аннулирование квалификационного свидетельства аудитора.

Статья 12. Выдача лицензии.

Статья 13. Основания отзыва и приостановления действия лицензии.



Глава 4. Осуществление аудиторской деятельности.

Статья 14. Договор на проведение аудита.

Статья 15. Аудиторский отчет.

Статья 16. Стандарты аудита.



Глава 5. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций.

Статья 17. Права аудиторов и аудиторских организаций.

Статья 18. Обязанности аудиторов и аудиторских организаций.

Статья 18.1. Страхование аудиторской деятельности.

Статья 19. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций.

Статья 20. Ограничение права на проведение аудита.



Глава 6. Права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта.

Статья 21. Права аудируемого субъекта.

Статья 22. Обязанности аудируемого субъекта.

Статья 23. Ответственность аудируемого субъекта.

Статья 24. Рассмотрение споров.

Статья 25. Переходные положения.



К документам первого уровня относят Закон РК «Об аудиторской деятельности», другие Законы (О Нацбанке РК, О банках, ОБ иностранных инвестициях), они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

К документам второго уровня относят международные стандарты аудита в РК, устанавливают нормы аудита, разработано 36 МСА. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита а РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных.

К документам третьего уровня относят внутрифирменные аудиторские стандарты, которые определяют действия аудиторских фирм в конкретных условиях, они разрабатываются аудиторскими фирмами.

Кроме того в систему нормативно – правового регулирования аудита включаются: Кодекс РК «Об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) № 155 -11 от 30.01. 2001 г., Уголовный кодекс РК № 167-1 от 16.07.1997 г. (с изменениями и дополнениями), Гражданский Кодекс РК (общая часть) № 268 – 13 от 27.12. 1994 г. (с изменениями и дополнениями), Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» (с изменениями и дополнениями) № 2444 от 31.09.1995 г., Закон РК «О страховой деятельности» (с изменениями и дополнениями) № 126-2 от 18.12.2000 г., Закон РК «Об инвестиционных фондах в РК» № 576-2 от 7.07.2004 г., Закон РК «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями от 9.07.1998 г. № 272 -1, Закон РК «Об иностранных инвестициях» № 266-13 от 27.12.1994 г. (с изменениями и дополнениями), Закон РК «Об акционерных обществах» № 415 -2 от 13.05.2003 г. (с изменениями и дополнениями), Закон РК «О лицензировании» № 2200 от 17.04.1995 г. (с изменениями и дополнениями), Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 220-1 от 22.04. 1998г.(с изменениями и дополнениями), МСА В Казахстане в 2-х томах, принятые на республиканской конференции палаты аудиторов в 2000 г., Постановление Правительства РК «Об утверждении правил лицензирования аудиторской деятельности» № 878 от 29.06.1999 г.(с изменениями и дополнениями), Постановление Правления Нацбанка РК «Об утверждении инструкции о требованиях, предъявляемых к заявителю, и перечне документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на проведение аудита банков, страховых (перестраховочных) организаций» № 384 от 27.10. 2003 г., инструкция № 33 «О порядке начисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц» (утверждена приказом МФ РК № 161 от 28.06. 1995 г. (с изменениями и дополнениями); Положение негосударственного учреждения квалификационной комиссии по аттестации аудиторов РК (утверждено республиканской конференцией палат аудиторов от 23.12.1998 г.); Положение о порядке аттестации кандидатов в аудиторы (утверждено квалификационной комиссией по аттестации аудиторов РК Приказом № 25 от 20.10.2003 г.).

Результаты аудиторской проверки - основа для принятия важных управленческих решений. Поэтому в международной практике аудиторская деятельность может регулироваться не только в пределах деятельности профессиональных аудиторских организаций, но и в государственных масштабах.
2 Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность

В процессе регулирования аудиторской деятельности в РК непосредственное участие принимают следующие государственные органы и организации: Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства Финансов РК; Национальный Банк РК; Палата аудиторов РК; квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.



Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК – основной уполномоченный государственный орган, определенный Правительством РК, который осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, то есть выдачи, приостановления, отзыва лицензии.

Основные функции департамента:



  1. издание в пределах его компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

  2. утверждение стандартов аудиторской деятельности;

  3. организация системы лицензирования аудиторской деятельности;

  4. организация системы надзора за соблюденнем аудиторскими организациями и аудиторами лицензионных требований и условий;

  5. утверждение квалификационных требований к аудиторам;

  6. контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами стандартов аудиторской деятельности;

  7. ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;

  8. публикование в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии;

  9. рассмотрение обращений аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанных с осуществлением аудиторской деятельности.

Основная функция Национального Банка РК – выдача лицензии на проведение аудита банковской и страховой деятельности.

Палата аудиторов - некоммерческая профессиональная организация, регулирующая деятельность аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий, объединяет на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируется за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК.

В республике действуют территориальный и республиканская палата аудиторов.



Основные функции территориальных палат аудиторов:

  1. содействие развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;

  2. обеспечение соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита;

  3. рассмотрение споров аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

  4. в случаях выявления фактов уклонения аудиторов и аудиторских организаций от заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности и нарушения иных требований законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций информируют уполномоченный государственный орган;

  5. обеспечение аудиторов и аудиторских организаций законодательными актами РК и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;

  6. анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;

  7. представление интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

  8. осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и международным договорам.

Республиканская палата аудиторов выполняет все перечисленные функции территориальных палат и дополнительно занимается:

  1. осуществлением координации деятельности территориальных палат аудиторов;

  2. разработкой на основе международной практики стандартов аудита;

  3. организацией обучения и подготовки к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональной учебы, повышения квалификации аудиторов и других специалистов;

  4. обращением в Департамент Министерства Финансов РК, Национальный Банк РК с предложением об отзыве или приостановлении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности и внесение предложения об аннулировании квалификационного свидетельства аудитора с указанием конкретных причин.

Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов.

В состав квалификационной комиссии входят:

1) не более 2/3 от общей численности - представители от каждой палаты аудиторов;

2) не менее 1/3 от общей численности – представители государственных органов, определенных Правительством РК.

Функции квалификационной комиссии:


  1. определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;

  2. принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;

  3. принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК.



Система профессиональной аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности
1 Аттестация аудиторов. Аудитор – это физическое лицо, аттестованное квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве индивидуального предпринимателя.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности. Аудиторская фирма может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением народного АО, производственного кооператива, государственного предприятия. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в РК только путем образования аудиторских организаций – резидентов РК. Резидентами РК согласно налоговому кодексу РК, признаются юридические лица, органы управления которых находятся в РК.

В составе аудиторской организации должно быть не менее 2-х аудиторов, и не менее 51 % уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать аудиторам. Руководителем аудиторской организации может быть только лицо, имеющее квалификационное свидетельство аудитора.



Аттестация - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства, срок которого не ограничен.

Физические лица, желающие получить свидетельство аудитора, должны иметь: диплом о высшем образовании; опыт работы в экономической или правовой сферах в течение 5 лет из последних 7 или опыт практической работы в научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в ВУЗе не менее 2 лет из последних 5.

Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к прохождению повторной аттестации не раньше чем через 6 месяцев.

Квалификационное свидетельство аудитора может быть аннулировано в следующих случаях:



  1. представление недостоверных данных для допуска к аттестации;

  2. признание аудитора недееспособным или ограничения его дееспособности в судебном порядке;

  3. выдача заведомо ложного или неквалифицированного аудиторского отчета;

  4. несоблюдение основных требований стандартов аудита и иных нарушений законодательства при осуществлении профессиональной деятельности.

Деятельность по проведению аудита осуществляется только при наличии соответствующей лицензии, которая может быть получена аудиторской организацией как юридическим лицом или аудитором-предпринимателем. Аудиторам, работающим в составе аудиторских организаций, лицензии не требуются.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности является постоянной и действует на всей территории РК.

Лицензирование осуществляется в соответствии с законодательством РК о лицензировании.

Лицензия может быть отозвана или приостановлена на срок до 6 месяцев Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита или Национальным Банком РК. Решения об отказе в выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии могут быть обжалованы в судебном порядке.



2 Права и обязанности аудиторов и хозяйствующих субъектов, подлежащих аудиту

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы вправе:

  1. предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства;

  2. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

  3. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемой организации, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

  4. получать у должностных лиц аудируемой организации разъяснения в устной и письменной формах, по возникшим в ходе аудиторской проверки, вопросам;

  5. привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля (экспертов);

  6. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском отчете в случаях: непредставления аудиторской организацией всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской фирмы или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчетности аудируемой организации;

  7. получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных, командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов;

  8. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству РК.


Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы обязаны:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РК;

  2. перед заключением договора предъявлять соответствующую лицензию на проведение аудиторской деятельности;

  3. предоставлять по требованию аудируемой организации необходимую информацию о требованиях законодательства РК, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РК, на которых основываются замечания и выводы аудиторской фирмы или индивидуального аудитора;

  4. учитывать при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита согласие на это аудируемых организаций;

  5. на всех этапах аудита руководствоваться принципами аудита и профессиональными этическими нормами;

  6. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторский отчет аудируемой организации и лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

  7. обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемой организации и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

  8. исполнять иные обязанности, определенные договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторская фирма несет ответственность за качество и сроки. Освобождается от ответственности в случае предоставления ей ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны аудируемой организации.


Кодекс РК «Об административных правонарушениях» предусматривает следующие санкции за правонарушения в аудиторской деятельности:

  1. несообщение аудитором в уполномоченный государственный орган о выявленных им в результате обязательного аудита деятельности страховой (перестраховочной) организации нарушений законодательства влечет штраф на граждан в размере до 50 МРП, на юридическое лицо – до 100 МРП (ст. 173 п.14);

  2. сокрытие аудитором или иным лицом, имевшим доступ к учетно-бухгалтерской документации, от заказчиков проведения аудита факта нарушения законодательства и установленных требований к ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении проверки, влечет штраф до 25 МРП с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст.183);

  3. составление аудитором (аудиторской организацией) заведомо недостоверного аудиторского отчета влечет штраф на аудитора в размере до 25 МРП; на аудиторскую организацию – до 250 МРП с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст.184).

Согласно статье 229 Уголовного Кодекса РК использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, или других лиц, или организаций либо нанесение вреда другим лицам или организациям, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от 180 до 240 часов; либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет; либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев; либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.



Аудируемая организация вправе:

  1. самостоятельно выбирать аудиторскую фирму для проведения аудита;

  2. поручить, если имеет в своем составе структурные подразделения и филиалы, проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений разным аудиторским фирмам;

  3. быть осведомленными о предполагаемом использовании аудиторскими фирмами привлечения сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским фирмам мотивированных возражений в письменной форме;

  4. получать от аудиторской фирмы или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РК, на которых основываются выводы аудиторской фирмы или индивидуального аудитора;

  5. получать от аудиторской фирмы или индивидуального аудитора аудиторский отчет в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

  6. обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в палату аудиторов РК с заявлениями о нарушениях аудиторскими фирмами законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита;

  7. осуществлять иные права, определенные договором.

Организации, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских фирм предоставления рабочей документации аудита и ее копий полностью или в какой-либо части.



Аудируемые организации обязаны:


  1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими фирмами в сроки, установленные законодательством РК;

  2. создавать аудиторской фирме (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским фирмам (индивидуальному аудитору) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

  3. не предпринимать каких-либо действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

  4. оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

  5. своевременно оплачивать услуги аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского отчета не согласовываются с позицией работников аудиторской организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

Аудируемый субъект несет ответственность за полноту и достоверность документов и иной информации, предоставляемой аудитору или аудиторской фирме для проведения аудита. Согласно статье 185 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», если вышеуказанное привело к составлению недостоверного аудиторского отчета, влечет штраф на должностное лицо до 25 МРП, на юридическое лицо – до 200 МРП.



Руководитель юридического лица, уклоняющийся от проведения обязательного аудита или препятствующий его проведению, несет ответственность в соответствии со статьей 186 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», что влечет к уплате штрафа на руководителя организации в размере до 25 МРП, на юридическое лицо – до 200 МРП.


Общепринятые стандарты аудита
1 Стандарты и их виды. Международные стандарты аудита выпускает Международная Федерация бухгалтеров, штаб квартира которой находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время в Международную Федерацию Бухгалтеров входят 129 национальных бухгалтерских организаций из 92 стран. В 2000 году Казахстан стал членом Международной Федерации Бухгалтеров.

Стандарты – это нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы и порядок его проведения.

В международной практике аудита выделяют 4 вида стандартов: 1) общие стандарты; 2) рабочие стандарты; 3) стандарты отчетности; 4) специфические стандарты.

Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, оговаривают необходимость независимости, профессионализма, добросовестности.

К общим стандартам относятся: основные принципы аудита, цели и объем аудита финансовой отчетности, стандарты по аудиторскому образованию, письмо-обязательство аудитора перед клиентом.

Рабочие стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточности обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения.

К рабочим стандартам относятся : планирование аудиторской работы, аудиторские доказательства (виды, источники, методы изучения), действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибки, контроль качества работы аудитора.

Стандарты отчетности включают отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских отчетов, последующие события после составления баланса, после подписания аудиторского отчета. В аудиторской отчетности должны содержаться исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности аудитора.

Специфические стандарты используются для аудита в отдельных областях деятельности (специфические стандарты аудита банков, страховой деятельности и т.д.).
2 Значение стандартов. Значение стандартов в том, что они:

  1. обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

  2. определяют регламенты проведения всех этапов аудита;

  3. дают правовые гарантии достоверности результатов аудиторской проверки;

  4. повышают уровень казахстанского аудита и обеспечивают его признание в сфере международных экономических отношений;

  5. решают задачи унификации терминов в вопросах проведения и оформления результатов аудита;

  6. содействуют внедрению в аудиторскую проверку новых научных достижений;

  7. помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

  8. создают общественный имидж профессии;

  9. устраняют контроль со стороны государства;

  10. помогают аудитору вести переговоры с клиентами;

  11. обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.


3Стандарты аудита в Республике Казахстан. Международные стандарты аудита разработаны комитетом по Международной аудиторской практике (КМАП), который представляет собой постоянный комитет Совета МФБ, который был учрежден в 1997 году и основан в Нью-Йорке.

Членство в МФБ дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (КМБС), который основан в Лондоне.

КМАП и КМБС независимы друг от друга, первая имеет дело с аудитом, а вторая – с бухгалтерским учетом. Другие постоянные комитеты МФБ рассматривают вопросы этики, образования, финансового и управленческого учета, государственного сектора, информационной технологии и членства.

КМАП публикует стандарты и положения по аудиту для повышения степени единства аудиторской практики во всем мире.

Подготовка современных МСА была начата в 70-ые годы 20-го века. В 1994 году они обрели трехзначную нумерацию, а ежегодно в них вносятся незначительные изменения.

Наиболее важный вариант МСА в части выборочных проверок в аудите, который был опубликован в сборнике 1998 года и вступил в силу с 1 июля 1999 года.

Стандарты аудита определяют нормативные требования к его качеству и достоверности, обеспечивают определенный уровень независимости, объективности, профессиональной компетентности, конфиденциальности информации о результатах аудиторской проверки. По мере совершенствования механизма экономических реформ аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях их соответствия требованиям времени.

С развитием в РК деятельности международных совместных фирм и введением аудиторских фирм в регионах появилась необходимость унификации аудита в международных масштабах. Как показывает опыт, пути развития аудиторской деятельности в ближнем (СНГ) и дальнем зарубежье практически одинаковы, поэтому аудиторские фирмы какой-либо страны, решающие очередные проблемы аудита, сосредотачивают внимание на их методологии, научности, практической значимости и разрабатывают стандарты аудита с учетом особенностей экономического уклада.

Версия «МСА в Казахстане» была рекомендована решением Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразии странам СНГ для принятия ее за основу.

Названия и нумерация отдельных аспектов МСА:

100 – 199 Вступительные аспекты

100 Предисловие к МСА

110 Глоссарий терминов

120 Концептуальная основа МСА



200 – 299 Ответственность

200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит ф/о

210 Условия соглашения по аудиту

220 Контроль качества аудиторских работ

230 Документация

240 Мошенничество и ошибки

250 Рассмотрение законов и нормативных актов при аудите ф/о

300 – 399 Планирование

300 Планирование

310 Знание бизнеса

320 Существенность в аудите



400 – 499 Внутренний контроль

400 Оценки риска и внутренний контроль

401 Аудит в среде компьютерных информационных систем

402 Вопросы ауд.субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций



500 – 599 Аудиторское доказательство

500 Аудиторское доказательство

501 Аудиторское доказательство – дополнительные вопросы, касающиеся конкретных статей

510 Первоначальные соглашения – начальное сальдо

520 Аналитические процедуры

530 Аудиторская выборка и другие выборочные процедуры тестирования

540 Аудит бухгалтерских оценок

550 Связанные стороны

560 Последующие события

570 Непрерывная деятельность

580 Представления руководства субъекта

600 – 699 Использование работы других

600 Использование работы другого аудитора

610 Рассмотрение работы службы внутреннего аудита

620 Использование работы эксперта



700 – 799 Аудиторские выводы и представление отчета

700 Аудиторский отчет по финансовой отчетности

710 Сравнительные показатели

720 Прочая информация в документах, содержащих аудир. ф/о



800 – 899 Специализированные области

800 Аудиторский отчет по соглашениям на аудит специального назначения

810 Проверка перспективной финансовой информации

900 – 999 Сопутствующие услуги

910 Соглашения по обзору ф/о

920 Соглашения по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации

930 Соглашения по компиляции финансовой информации

При проведении аудиторской проверки аудитор должен регулировать свою деятельность с помощью стандартов, принятых в стране, а в некоторых случаях - согласно профессиональному опыту и интуиции.

Например, в США, Канаде, Англии и других развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита, МСА принимаются к сведению аудиторскими фирмами.



МСА определяют общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проверки. Они могут быть различными и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты.

Аудиторы и аудиторские фирмы для обеспечения высокого качества услуг на основе МСА должны разработать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проверки, сбора аудиторских документов, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля, внутренней отчетности фирмы. Что облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при составлении заключения.

Внутренние стандарты обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполненных работ, больше привлекать для проведения проверок аудиторов – ассистентов, усовершенствовать технологию аудита.

Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономического и общественного статуса фирмы, их содержание является коммерческой тайной. ВСА подписываются разработчиками и обязательно утверждаются руководителем аудиторской фирмы.

Внутренние стандарты аудита объединяются в 3 блока: 1) структура аудиторской фирмы и технология организации ее деятельности; 2) документы по реализации требований законодательства и стандартов; 3) методики проведения проверок.

Наличие внутренних стандартов позволяет осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской фирмы и ее сотрудников.

Профессиональная этика аудитора
Выдержки из «Кодекса этики профессиональных аудиторов» МФБ: Кодекс признает, что цели профессии аудитора следующие: работать в соответствии с требованиями самых высоких стандартов, достичь наивысшего уровня профессионализма, как того требуют интересы общества.

Принципы Кодекса:

  1. надежность (обществу необходимы достоверная информация и надежные информационные системы);

  2. профессионализм (существует потребность в лицах, которых клиенты могут определять как профессионалов в области бухгалтерского учета);

  3. качество услуг (должна быть гарантия того, что все услуги, предоставляемые аудиторами, соответствуют самым высоким стандартам);

  4. уверенность (пользователи услуг профессиональных аудиторов должны быть уверены в том, что существует концептуальная основа профессиональной этики).


Принципы:

  1. честность (профессиональный аудитор должен представлять профессиональные услуги честно);

  2. объективность (профессиональный аудитор должен быть объективным и не допускать предубеждения или предвзятого отношения, конфликта интересов или влияния кого-либо, направленного на игнорирование объективности);

  3. профессиональная компетентность и должная тщательность (услуги должны представляться с должной тщательностью, компетентностью и старанием, аудитор должен постоянно повышать профессиональные знания до уровня гарантирующего предоставление клиенту или работодателю компетентных профессиональных услуг, основанных на последних достижениях практики, законодательства и методологии);

  4. конфиденциальность (аудитор не должен использовать или разглашать любую информацию без надлежащего специального разрешения, кроме тех случаев, когда юридическое или профессиональное право или обязанность требуют разглашения этой информации);

  5. профессиональное поведение (аудитор должен действовать в соответствии с хорошей репутацией профессии и избегать действий, ее дискредитирующих);

  6. технические стандарты (аудитор должен предоставлять услуги в соответствии с техническими и профессиональными стандартами, разработанных МФБ ( МСА, КМСБУ и т.д.).

Профессиональные аудиторы должны быть независимыми (не должны преследовать какие-либо интересы).

Литература

Основная литература







Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».



Попова Л.А. Финансовый учет (план счетов бухгалтерского учета, основанный на Международных стандартах финансовой отчетности) - Караганда, 2009.



Международные стандарты финансовой отчетности.



Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет/ Под общ. ред.Н.К. Мамырова.- Алматы, 2010.



Назарова В.Л. Бухгалтерский учет– Алматыкітап баспасы, 2011.



Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет.- Караганда, 2012.



Королюк Л., Шайтова Н. Финансовый учет. – Издательство «Фолиант», Астана, 2012.



Толпаков Ж.С. Финансовый учет 1. – Караганда, 2013.



Зейнуллина А.Ж., Слямова З.А.., Толымгожинова М.К. Экономический анализ для бухгалтеров: учебное пособие. – Семей: Интеллект, 2014.

Дополнительная литература




Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Москва. Аудит, 2009.



Ержанов М.С., Ержанова С. Учетная политика. Алматы,2007.



Радостовец В.К, Радостовец В.В., Шмидт О.Ю. Бухгалтерский учет на предприятии, Алматы, 2009.



Л.С. Васильева и др. Бухгалтерский управленческий учет.- Москва, Эксмо, 2009.



Палий В.Ф. Комментарий к международным стандартам финансовой отчетности. Москва, Аскери-АССА, 2009.



Журнал бюллетень бухгалтера, 2009-2014.



Журнал бухучет на практике, 2012-2014.

17 Труд,зарплата, пенсия в Казахстане

18 Бухгалтер + компьютер (СD диск)

19 Бухгалтер проф (компакт диск)

20 Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане

21 Учет и аудит в Казахстане

22 Вестник налоговой службы

23 Бухгалтер и право

24 Досье бухгалтера

25 Файл бухгалтера

Интернет ресурсы

26 Официальный сайт Министерства Финансов Республики Казахстан

27 служба разъяснений при Министерстве Финансов Республики Казахстан: + 7717271-80-45, press_ center77@list.ru

28 minfin.kz

29 http://nauka.kz/

30 http://lib.kazrena.kz

31 http://www.kazneb.kz

32 http://www.allbest.ru/



33 http://lib.kazrena.kz

34 http: // edu. cov. kz
: ebook -> umkd
umkd -> Семей мемлекеттік педагогикалық институты
umkd -> 5 в 020500 «Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі»
umkd -> «Баспа қызметіндегі компьютерлік технологиялар»
umkd -> Гуманитарлық-заң, аграрлық факультетінің мамандықтарына арналған
umkd -> 5B050400 «Журналистика» мамандығына арналған
umkd -> Әдебиет (араб тілінде «адаб» үлгілі сөз) тыңдарман, оқырманның ақылына, сезіміне, көңіліне бірдей әсер беретін дарынды сөз зергерлерінің жан қоштауынан туған көрнек өнері
umkd -> 5В020500 «Филология: қазақ тілі» мамандығына арналған ХІХ ғасырдағы қазақ әдебиеті пәнінің
umkd -> «Өлкетану тарихы және мәдениеті»
umkd -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі шәКӘрім атындағы семей мемлекеттік
umkd -> 5 в 011700 : -«Қазақ тілі мен әдебиеті» мамандығына арналған




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет