Закон (руководство для сми о проведении предвыборной агитации в период выборов)



жүктеу 318.91 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі318.91 Kb.
: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Келісілді бекітемін
2016 -> «Үштілде білім беру – көпмәдениетті тұлғаны қалыптастырудың негізі»
2016 -> «Ұлттық аграрлық ғылыми-білім беру орталығы» коммерциялық емес акционерлік қоғамы еншілес ұйымдарының тізімі
2016 -> Ислам тарихи вә он дөрд мәсумларын (Ә) ҺӘЈаты тәҺгигат групу бисмиллаһир-рәһманир-рәһим
2016 -> «точка опоры»
2016 -> Қожа Ахмет Ясауидің ата-бабасы, анасы және ұрпақтары туралы
2016 -> Жекешелендірудің 2016 – 2020 жылдарға арналған кешенді жоспарын іске асырудың нысаналы индикаторлары
2016 -> Перспективный план работы Общественной палаты Ногинского муниципального района Московской области на 2016 год
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В СМИ: КАК АГИТИРОВАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОН

(руководство для СМИ о проведении предвыборной агитации в период выборов)

  1. Общее представление о предвыборной агитации: зачем ее проводят и почему она так строго регламентирована законодательством.



  1. Выборы - 2016: какие казахстанские партии примут в них участие?



  1. Сроки проведения предвыборной агитации



  1. Предвыборная агитация в СМИ:

    1. Размещение агитационных материалов кандидатов.

    2. Финансирование предвыборной агитации в СМИ.

    3. Ответственность должностных лиц СМИ за нарушение законодательства в части проведения предвыборной агитации.

    4. Наиболее часто возникающие вопросы.



Полезные ссылки:

Сайт Центральной избирательной комиссии РК www.election.kz

Сайт Интерньюс www.internews.kz

Сайт «Право и СМИ Центральной Азии» www.medialawca.org

Сайт Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» www.adilsoz.kz

1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
20 марта 2016 года – день двойных выборов. В этот день пройдут внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийному списку, а также состоятся очередные выборы депутатов маслихатов РК.
Роль СМИ в проведении выборов заключается в двух важных аспектах:


  1. Информирование избирателей и освещение хода голосования и подсчета голосов;

  2. Распространение предвыборных агитационных материалов кандидатов в депутаты или политических партий, участвующих в выборах.

Распространение предвыборных агитационных материалов в пользу какого-либо кандидата в депутаты или политической партии, имеющих цель побудить избирателя отдать ЗА них свой голос – так можно кратко охарактеризовать основные цели предвыборной агитации. Предвыборные агитационные материалы могут призывать голосовать не только ЗА, но и ПРОТИВ какого-либо депутата или какой-либо политической партии.


На проведение предвыборной агитации на выборах депутатов в Мажилис Парламента РК отводится один месяц, на предвыборную агитацию кандидатов в депутаты маслихатов менее одного месяца.
Международные избирательные стандарты по проведению предвыборной агитации основаны на принципе справедливого, непредвзятого и взвешенного отношения СМИ ко всем кандидатам и политическим партиям, участвующих в выборах. Кроме этого, делается различие между вещательными СМИ и печатными изданиями, а также устанавливается правило невмешательства государственных властей в деятельность журналистов, других представителей СМИ в период выборов. Во время проведения предвыборной агитации журналистам и редакциям СМИ должно быть гарантировано:


  • что регламентация выборов не будет ущемлять не редакционную независимость газет и журналов, ни их право выражать любые политические предпочтения;

  • что государство примет меры, согласно которым печатные СМИ, а также государственные и муниципальные СМИ, будет освещать избирательную кампанию справедливо, взвешенно и непредвзято, без дискриминации или поддержки какой-либо политической партии или кандидата;

  • что при размещении в СМИ платной политической рекламы, будут обеспечены равные и не дискриминационные условия для всех претендентов и политических партий, желающих приобрести рекламную площадь или время;

  • в новостях и публицистических программах, включая дискуссионные, представители государственных органов не будут пользоваться своим привилегированным положением для высказывания поддержки в пользу того или иного кандидата или партии;

  • предоставление государством кандидатам эфирного времени или рекламной площади будет происходить на справедливых и не дискриминационных началах, на основе объективных и ясных критериев;

  • предоставление кандидатам эфирного времени или рекламной площади на платной основе будет осуществляться на равных условиях и по равным тарифам, а также при информировании публики о том, что сообщение является платной рекламой;

  • что представители государственных органов воздержатся от вмешательства в деятельность журналистов и других представителей СМИ с целью влиять на выборы.

Учитывая важность и краткосрочность проведения предвыборной агитации национальное выборное законодательство устанавливает принципы, формы и требования по распространению агитационных материалов, в том числе через средства массовой информации. СМИ – наиболее популярный канал распространения предвыборных материалов, наряду с такими формами предвыборной агитации как проведение встреч с избирателями, проведение дебатов и других предвыборных мероприятий.


Основу национального законодательства о выборах в Республике Казахстан образуют Конституция РК и Конституционный Закон РК «О выборах». Рамочное законодательство о выборах включает ряд других законов («О Конституционном Совете», «О президенте», «О Парламенте РК», «О местном самоуправлении» и постановления Центральной избирательной комиссии по организации и проведению выборов. Все правовые нормы, касающиеся проведения предвыборной агитации, содержатся в статье 5 Конституционного Закона РК «О выборах».

Казахстанский Закон «О выборах» устанавливает следующие гарантии для кандидатов в депутаты и политических партий в период проведения предвыборной агитации:



  • равные условия доступа к средствам массовой информации;

  • равные возможности для выступления со своими программами в государственных СМИ за счет средств государственного бюджета;

  • равные условия и равные тарифы для размещения агитационных материалов в СМИ на платной основе и другие.

Предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:



  1. призывы голосовать за (или против) политические партии, выдвинувшие партийные списки, кандидатов в депутаты маслихата;

  2. предпочтение в отношении какой-либо политической партии, выдвинувшей партийный список, кого-либо из кандидатов в депутаты маслихата или, в частности, указание на то, за какую из политических партий, выдвинувших партийные списки, или за какого из кандидатов в депутаты маслихата, будет голосовать избиратель;

  3. описание возможных последствий избрания или неизбрания политических партий, выдвинувших партийные списки, кандидатов в депутаты маслихата;

  4. явно преобладающие сведения о каких-либо политических партиях, выдвинувших партийные списки, кандидатах в депутаты маслихата, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями1.

Роль СМИ в проведении предвыборной агитации кандидатов трудно переоценить. Именно через СМИ кандидат может донести до огромного числа избирателей свою предвыборную программу, свою позицию по основным вопросам внешней и внутренней политики государства. Но во время проведения предвыборной агитации СМИ всегда находятся «под прицелом» конкурирующих за голоса избирателей кандидатов и их избирательных штабов; избирательных комиссий и надзорных органов, обеспечивающих соблюдение законности.

Как правильно проводить предвыборную агитацию? Что необходимо знать руководителям СМИ для того, чтобы не допускать нарушения требований, установленных законами в отношении предвыборной агитации? Как реагировать, если ваше СМИ обвиняют в нарушении установленных требований и привлекают к ответственности? Информацию об этом вы также сможете найти в нашем кратком руководстве.

2.ВЫБОРЫ - 2016:

КАКИЕ КАЗАХСТАНСКИЕ ПАРТИИ ПРИМУТ В НИХ УЧАСТИЕ?

В выборах депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, примут участие несколько казахстанских партий, по разным оценкам от шести до восьми. По состоянию на 9 февраля 2016 года Центральный избирательный комитет РК зарегистрировал партийные списки только 4 партий: Демократической партии «Ак жол», Народно-демократической патриотической партии «Ауыл», Коммунистической народной партии Казахстана и партии «Нур Отан».


Таблица 1. Партии, участвующие в выборах 2016 года2:


Название партии

Лидер партии

Краткая история создания

Контакты

Демократическая партия «Ак Жол»

Председатель партии – Перуашев Азат Турлыбекулы

Партия зарегистрирована 3 апреля 2002 года. Численность партии составляет 175 862 человек. Цели партии: независимый, процветающий, демократический и свободный Казахстан. Фундаментальные ценности: демократия, независимость, свобода, справедливость. Партия активно участвует в работе согласительных комиссий по выработке рекомендаций по дальнейшей демократизации Казахстана.

Партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК можно найти по ссылке: http://election.kz/rus/news/acts/index.php?ID=2871



Адрес: г.Астана ул. Сарайшык 11
Телефон: (+7 7172) 51-70-01; 51-70-20
Факс: (+7 7272)69-42-28
e-mail: akzholpress@mail.ru

Партия «НУР ОТАН»

Председатель - Назарбаев Нурсултан Абишевич

Была учреждена в январе 1999 года, а 12 февраля того же года зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Численность партии составляет 607 557 человек. «НУР ОТАН» имеет филиалы во всех областях Казахстана, городах Астане и Алматы. Социальную базу партии составляют работники бюджетных организаций, студенты, научная и творческая интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса. Главными целями партия провозглашает активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; повышение жизненного уровня граждан; утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране; укрепление межнационального и межконфессионального согласия; воспитание у граждан чувств патриотизма и ответственности за всестороннее и гармоничное развитие Республики Казахстан.

Партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК опубликован по ссылке:



http://election.kz/rus/news/acts/index.php?ID=2842

Адрес: г.Астана ул. Д. Кунаева, 12/1,
Телефон: (+7 7172) 555562, 555581, 555571

www.nurotan.kz


Казахстанская социал демократическая партия «Ауыл»

Председатель партии – Калиев Гани Алимович

Партия зарегистрирована 1 марта 2002 года. 2 апреле 2003 года партия прошла перерегистрацию. Численность партии составляет 61 043 человек. Партия имеет структурные подразделения во всех областях Казахстана. Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку агросектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан.

Партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК опубликован по ссылке: http://election.kz/rus/news/acts/index.php?ID=2884



Адрес: г.Астана ул.Бейбитшилик, 46
Телефон/факс: (+7 7172) 31-71-57; 31-69-13

Коммунистическая Народная партия Казахстана (КНПК)

Cекретари Центрального комитета КНПК – Сыздыков Тургун Искакович, Ахметбеков Жамбыл Аужанович, Легкий Дмитрий Максимович.

21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. На момент регистрации в рядах партии насчитывалось 90 000 человек. В рядах партии рабочие, студенты, интеллигенция, пенсионеры, предприниматели и др. Согласно политической платформе партии, в основе деятельности КНПК лежит марксистко-ленинская идеология, адаптированная к новым условиям общественного развития

Партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК опубликован по ссылке: http://election.kz/rus/news/acts/index.php?ID=2907



Адрес: г.Астана ул. Кабанбай батыра, 14б офис №7
Телефон (+7 7172) 24-24-93; 24-38-20; 62-77-08;
факс:(+7 7172) 62-71-50; 24-06-09

www.knpk.kz


Пожалуйста, смотрите информацию по другим партиям, которые будут участвовать в выборах депутатов Мажилиса Парламента РК в марте 2016 года по ссылке: http://election.kz/rus/news/acts/index.php?ID=2907
По партийным спискам будут избраны 98 депутатов по единому, общенациональному округу, 9 депутатов – будут избраны Ассамблеей народов Казахстан 21 марта 2016 года. Таким вот образом будет сформирован новый состав Мажилиса Парламента РК.
Депутатов маслихатов будут избирать по одномандатным округам, регистрация кандидатов продлится до 23 февраля 2016 года.


  1. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

В соответствии с Календарным планом организации и проведения мероприятий по выборам, разработанным и утвержденным Центральной избирательной Комиссией РК, предвыборная агитация:

  • на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, начинается 20 февраля и заканчивается в 24.00 часа 18 марта 2016 года;

  • на очередных выборах депутатов маслихатов РК, начинается 24 февраля и заканчивается в 24:00 часа 18 марта.

Предвыборная агитация начинается по завершении регистрации партийных списков или регистрации всех кандидатов в депутаты. В день, предшествующий дню голосования, всякая предвыборная агитация запрещается.

Нарушение сроков начала и окончания предвыборной агитации, в том числе в СМИ; проведение предвыборной агитации до регистрации кандидата, в день выборов или в предшествующий ему день может повлечь административную (предусмотренную Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях») и иную ответственность, вплоть до приостановления выпуска средства массовой информации (в соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации», п. 3 ст.13).





  1. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В СМИ




    1. Требования по распространению агитационных материалов кандидатов в депутаты и политических партий, участвующих в выборах.




  • Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени.




  • Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии.




  • Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов (то есть, не позднее чем 26 ноября 2011 года), а также представлены в территориальные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента.




  • С момента окончания срока регистрации, установленного в соответствии с Конституционным законом о выборах, и до окончания агитационной кампании кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.




  • Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одной из политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.




  • Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени.




  • Очередность выступления политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.




  • Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.




  • Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.




  • Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.




  • Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах.




  • Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников .




  • При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.




  • Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.




  • Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования.



4.2.Финансирование предвыборной агитации в СМИ
Законодательство не допускает государственное финансирование выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избирающихся по партийным спискам. Из средств республиканского бюджета покрываются только расходы на изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о политических партиях, выдвинувших партийные списки.
Кандидаты, баллотирующиеся в составе партийных списков, выдвинутых политическими партиями, не вправе также создавать собственные избирательные фонды. Финансирование предвыборной агитации покрывается только за счет избирательного фонда политической партии, это означает, что оплата за распространение агитационных материалов в СМИ будет происходить только из средств избирательного фонда, которые подлежат государственной регистрации.
Избирательный фонд политической партии образуют:
1) собственные средства политической партии, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пять тысяч раз;
2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в десять тысяч раз.
В избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. Информация об общей сумме денег, поступивших в фонд, и его источниках, в течение десяти дней после опубликования итогов выборов публикуется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией.
Финансирование выборов в Республике со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запрещаются

Физические и юридические лица, оказывающие услуги кандидату, связанные с проведением предвыборной агитации, должны иметь от них письменное согласие на принятие услуги. Лица, не имеющие письменного согласия, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.


Материалы, распространяемые в средствах массовой информации в рамках предвыборной агитации, должны содержать информацию об источниках оплаты и указания избирательного фонда той или иной политической партии, выдвинувшей своих кандидатов для участия в выборах.
Что касается финансирования выборов кандидатов в депутаты маслихатов, то здесь предусмотрено государственное финансирование при распространении материалов в СМИ в следующих объемах:


  1. выступление с предвыборной программой по телевидению для:

  • кандидатов в депутаты областных, городов Астана и Алматы маслихатов – в сумме 70 000 (семьдесят тысяч) тенге;

  • кандидатов в депутаты городских и районных маслихатов - в сумме 36 000 (тридцать шесть тысяч) тенге;

  1. выступление с программой по радио для:

  • кандидатов в депутаты областных, городов Астана и Алматы маслихатов – в сумме 20 000 (двадцать тысяч) тенге;

  • кандидатов в депутаты городских и районных маслихатов - в сумме 7 000 (семь тысяч) тенге;

3) публикация в печатных изданиях двух статей для:

  • кандидатов в депутаты областных, городов Астана и Алматы маслихатов – в сумме 85 000 (восемьдесят пять тысяч) тенге;

  • кандидатов в депутаты городских и районных маслихатов - в сумме 62 000 (шестьдесят две тысячи) тенге;

Кроме того, кандидаты в депутаты маслихатов могут образовать свой избирательный фонд, средства которого будут потрачены на проведение предвыборной агитации в СМИ.

Избирательный фонд кандидата в депутаты маслихата образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством Республики Казахстан размер минимальной заработной платы более чем в сто раз;
2) средства, выделенные кандидату выдвинувшим его общественным объединением, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством Республики Казахстан размер минимальной заработной платы более чем в двести раз;
3) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики Казахстан, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством Республики Казахстан размер минимальной заработной платы более чем в триста раз.
Агитационные материалы, распространение которых оплачено за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты маслихатов, должны содержать информацию об источниках оплаты.
4.3.Ответственность должностных лиц СМИ за нарушение законодательства в части проведения предвыборной агитации.
За что СМИ не несут ответственность в ходе проведения предвыборной агитации? Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, содержащих:


  • идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства;

  • призывы к разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни;

  • пропаганду культа жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.

Закон предлагает СМИ воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии и предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.


В каких случаях наступает ответственность должностных лиц СМИ? Руководителям СМИ необходимо помнить, что действующим законодательствам РК установлена административная и иная ответственность в случае3:
- не опубликование сведений, обязательных для публикации;

- проведения предвыборной агитации до регистрации кандидата, в день выборов или в предшествующий ему день;

- нарушения условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации;

- нарушения порядка публикации опросов общественного мнения;

- распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство.

Обжалование решений избирательных комиссий в отношении СМИ осуществляется в судебном порядке, а также в органах прокуратуры.

Суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования - немедленно.

Суды, органы прокуратуры и избирательные комиссии организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день выборов, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб в сроки, установленные законодательством.


Обжалование неправомерных действий в отношении СМИ в части нарушения избирательного законодательства заключается в подаче жалоб, которые рассматриваются избирательными комиссиями в течение пяти дней со дня поступления жалобы. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии и ее членов рассматриваются вышестоящей комиссией в течение трех дней со дня поступления жалобы4.

4.4. Наиболее часто возникающие вопросы по проведению предвыборной агитации в СМИ.
Вопрос: Наша газета не успела в срок до 30 января 2016 года объявить о своих расценках, условиях и порядке предоставления кандидатам в депутаты маслихатов и политическим партиям газетной площади для проведения предвыборной агитации. Можем ли мы принимать участие в предвыборной кампании или такой возможности для нас уже нет?
Ответ: К сожалению, ваша газета не сможет принимать участие в предвыборной агитации. В соответствии с п. 3 ст. 28 Конституционного Закона РК «О выборах в Республике Казахстан», «сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления». Официально о проведении внеочередных выборов Президента РК объявлено 4 февраля 2011 года, таким образом, не позднее 14 февраля СМИ должны были заявить о своей готовности участвовать в предвыборной кампании. Обратите внимание на то, что для участия СМИ в предвыборной кампании недостаточно только опубликовать информацию о размере оплаты, условиях и порядке предоставления печатной площади в своем СМИ. Эту же информацию (размер оплаты, условия и порядок предоставления эфира и печатной площади) редакциям СМИ необходимо предоставить в Центральную и областные избирательные комиссии в предусмотренный законом срок, то есть не позднее, чем до 30 января 2016 года.
Вопрос: Может ли редакция СМИ менять опубликованные ранее расценки для размещения агитационных материалов кандидатов в депутаты маслихатов и политических партий, участвующих в выборах в Мажилис Парламента РК по партийным спискам? Как можно внести изменения в эти расценки, в связи с тем, что они были сильно занижены при публикации?
Ответ: СМИ заявляют о своем желании участвовать в предвыборной кампании путем публикации сведений о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади сразу же после официального объявления о выборах и до официальной регистрации кандидатов. Для чего это делается? Во-первых, такую публикацию можно расценивать как публичную оферту, т.е. содержащее все существенные условия предложение о заключении договора на указанных условиях с любым, кто отзовется5. Таким образом, если вносятся изменения в опубликованные ранее расценки или условия, то это нарушает существенные условия договора, что в условиях предвыборной кампании неправомерно. Во-вторых, все кандидаты должны иметь равные условия при проведении предвыборной агитации, а СМИ не могут создавать преимуществ кому-либо из кандидатов во время проведения предвыборной агитации. На реализацию этих гарантий направлено требование о предварительной публикации СМИ своих расценок, условий и порядка предоставления эфира и печатной площади.

Таким образом, изменение редакцией СМИ ранее опубликованных размеров оплаты, условий и порядка предоставления эфира и печатной площади неправомерно и является нарушением требований законодательства о выборах. Редакция СМИ, опубликовав свои расценки и условия, не может отказаться от публикации агитационных материалов на этих условиях. Она также не может создавать неравные условия для кандидатов, предоставляя кому-либо из кандидатов преимущественное право публикации (выхода в эфир) агитационных материалов.


Вопрос: Перед выборами практически все кандидаты используют в своих агитационных материалах данные различных опросов общественного мнения и другие рейтинги. Каким образом редакции СМИ нужно проверять эту информацию или за публикацию таких материалов мы ответственности не несем?
Ответ: В отношении опубликования агитационных материалов, содержащих данные опросов общественного мнения, действуют такие же правила, как и при публикации результатов опросов.

Правило первое: при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса. Это правило действует для всех видов СМИ, без исключения.

Правило второе: опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Надо помнить, что запрещается проводить опросы общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования. Соответственно, при публикации в СМИ необходимо учитывать эти ограничения.

Соблюдение этих правил не снимает с редакций СМИ обязанностей по публикации достоверной информации. Не лишним будет установить факт того, что предлагаемые кандидатом к опубликованию данные действительно исходят от соответствующей социологической службы. Удостоверения факта подлинности заявленного кандидатом источника сведений, предлагаемых к распространению, в этой ситуации достаточно для надлежащей их проверки, поскольку никакой иной проверки редакция произвести не может.

Если же данные не совпадают с теми, что указаны в агитационных материалах кандидата, требуйте внесения корректив и исправления неточностей. Ведь действующим законодательством предусмотрена как гражданская, так и административная ответственность СМИ за нарушения правил предвыборной агитации и публикацию недостоверной информации в СМИ.


Вопрос: Для чего нужно указывать, из каких средств произведена оплата за размещение в СМИ агитационных материалов того или иного кандидата?
Ответ: Предвыборная агитация может финансироваться только из двух источников: (1) средств республиканского бюджета и (2) избирательного фонда кандидата, который формируется из личных средств, пожертвований граждан и взносов организаций, выдвинувших кандидата.

Бюджетные средства выделяются в одинаковых количествах для всех кандидатов, но их хватает, чтобы оплатить весьма скромную по масштабам агитационную кампанию (15-минутное выступление по ТВ, 10-минутное выступление по радио, 2 статьи в газетах объемом не более 0,1 печатного листа). Вся остальная агитационная кампания должна оплачиваться за счет средств избирательного фонда кандидата, размер которого ограничивается действующим законодательством. Чтобы не допустить бесплатного размещения агитационных материалов в СМИ и предотвратить неравные условия для проведения агитационных материалов, необходимо знать за счет каких средств оплачивается та или иная публикация или теле-, радио продукция. Бесплатное предоставление услуг кандидатам во время проведения предвыборной агитации запрещено6. Кроме этого, выполнение этого требования со стороны СМИ позволит установить, не использовались ли кандидатом во время предвыборной агитации какие-либо другие средства, вне избирательного фонда и средств, выделяемых из республиканского бюджета, и не превышал ли избирательный фонд установленного законом размера.


Вопрос: Может ли наша газета вообще не участвовать в проведении предвыборной агитации? Или закон обязывает все СМИ в той или иной мере распространять предвыборные агитационные материалы?

Ответ: Конституционный Закон РК «О выборах» не требует от всех зарегистрированных в Казахстане СМИ участвовать в проведении предвыборной агитации в обязательном порядке. Распространять или нет предвыборные агитационные материалы кандидатов в депутаты – это выбор самой редакции, ее собственников, издателей, вещателей. Однако закон требует от редакции, которая все-таки решила предоставить свои страницы или свой эфир для распространения агитационных материалов в пользу какого-либо из кандидатов или какой-либо политической партии, равного отношения к другим кандидатам или политическим партиям. Другими словами, согласие на распространение агитационных материалов об одной политической партии, является согласием на распространение таких же материалов ее политических конкурентов – других партий.

Поэтому, если вы принимаете решение не участвовать в предвыборной агитации политических партий, вам необходимо будет соблюсти принцип равного, беспристрастного и сбалансированного подхода, то есть не распространять никакую информацию ни о какой из политических партий, допущенных к участию в выборах депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, назначенных на 20 марта 2016 года.

Вам также не нужно было выполнять требование Конституционного закона «О выборах», предписывающее обязательную публикацию сведений о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади. Напомним, что эти данные должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления.
Вопрос: Может ли наша газета в преддверии выборов увеличивать свой тираж и менять схему распространения? Имеем ли мы возможность, например, часть тиража распространить бесплатно?

Ответ: Нет, не можете. В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией политических партий, выдвинувших партийные списки, кандидатов в депутаты маслихатов, должен быть одинаковым для всех политических партий и кандидатов в депутаты. Кроме этого, во время проведения предвыборной агитации запрещена бесплатная реализация для тех печатных СМИ, чей тираж ранее распространялся ранее только в розницу или по подписке. Этот запрет не распространяется на издания политических партий и других общественных объединений, распространяемых бесплатно, за счет средств избирательных фондов.

Вопрос: Известно, что в день выборов и предшествующий ему день публикации агитационных материалов или выход в эфир сюжетов запрещается. А как быть с агитационными материалами, размещенными на веб-сайтах?

Ответ: В соответствии с Правилами осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов РК7, агитационные материалы, размещаемые на веб-сайтах, могут сохраняться без изменений в день выборов и предшествующий ему день.

Вопрос: Как законодательством РК регламентируется проведение политических дебатов в период предвыборной агитации?

Ответ: Политические дебаты – это публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, включенных в партийные списки политических партий, либо доверенных лиц политических партий, выдвинувших партийные списки, кандидатов в депутаты маслихатов по различным общественно значимым вопросам, в том числе, касающимся предвыборных программ, озвученных в ходе публичного обмена мнениями.

Политические дебаты могут быть организованы несколькими способами. Во-первых, они могут организованы Центральной избирательной комиссией РК на одном из республиканском канале. В этом случае, ЦИК РК сама устанавливает объем времени для представителей каждой партии.

Во –вторых, телевизионные дебаты могут быть организованы любыми другими заинтересованными лицами, организациями, телеканалами. При участии политических партий, выдвинувших партийные списки, в других дебатах, либо иных телевизионных передачах они оплачиваются из средств избирательных фондов политических партий, участвующих в выборах. Регламент проведения политических дебатов устанавливается организаторами дебатов.

Вопрос: В Законе РК «О выборах» есть положение о том, что СМИ должны «предоставлять возможность …бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения». Как это требование может работать на практике?

Ответ: Действительно, пункт 7 статьи 27 Конституционного Закона РК «О выборах» устанавливает, что редакции средств массовой информации:

- обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий;

- воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии;

- предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.



Обращение об опубликовании опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации должно исходить от заинтересованных лиц – кандидатов в депутаты маслихатов или представителей политических партий. К обращению должна прилагаться копия решения суда о признании распространенных материалов порочащими честь, достоинство и деловую репутацию политической партии, выдвинувшей партийный список, или кандидата в депутаты маслихата.

В связи с этим требованием возникает несколько вопросов. Во-первых, сроки рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации в казахстанских судах могут быть различны. Судебный процесс может занимать от одного до двух месяцев, а может быть и более. Сроки рассмотрения исков о защите чести, достоинства и деловой репутации могут быть более длительными, чем сроки проведения предвыборной агитации. Требование, предъявляемое редакциям СМИ, о публикации опровержения в ближайшем номере печатного издания или распространении в эфире в течение 24 часов с момента поступления соответствующего обращения с копией решения суда не более, чем формальность. Редакция СМИ, при наличии соответствующего решения суда и обращения от представителей политических партий или кандидатов в депутаты маслихатов, может опубликовать и распространить в эфире требуемое опровержение. Однако к тому моменту сроки проведения предвыборной агитации могут пройти, как и сами выборы.

Во-вторых, не вызывает сомнения, что кандидаты в депутаты маслихатов могут обладать честью, достоинством и репутацией в силу того, что они являются физическими лицами. Но сложно представить, чтобы политическая партия могла заявлять о дискредитации своей чести, достоинства и тем более деловой репутации. И не только заявлять, но и доказать этот факт в ходе судебного процесса. На основании этого, представляется, что требование пункта 7 статьи 27 Конституционного Закона РК «О выборах» относительно публикации опровержения в СМИ носит превентивный характер и направлено на предупреждение фактов публикации порочащих сведений в СМИ во время проведения предвыборной агитации.

Вопрос: Наша редакция не будет размещать агитационные материалы политических партий, выдвинувших партийные списки на выборах Мажилиса Парламента РК. Но освещать ход предвыборной борьбы, рассказывать о подготовке к выборам мы намерены, понимая, что это затрагивает интересы нашей целевой аудитории. Как нам разграничить агитационные материалы от информационных сообщений при публикации?

Ответ: Средства массовой информации задействованы во время выборов в двух важных процессах – (1)информационном обеспечении выборов и (2) в проведении предвыборной агитации кандидатов в депутаты. Информационное обеспечение выборов – это комплекс мер, направленных на оперативное и широкое информирование избирателей о ходе подготовки и проведения избирательной кампании, за исключением предвыборной агитации. Сюда относятся меры и действия по распространению информации о границах избирательных участков, списке зарегистрированных кандидатов в депутаты, проведении предвыборных мероприятий, дате голосования и о порядке голосования в некоторых особых случаях (при выезде со своего избирательного участка, нахождении в больнице, исправительных учреждениях) и т.д. То есть, эта вся остальная информация о выборах, за исключением предвыборной агитации. Эта информация также распространяется в СМИ как по просьбе соответствующих избирательных комиссий, так и по инициативе самой редакции.

Информация от соответствующих избирательных комиссий является официальной и в обязательном порядке публикуется в средствах массовой информации центральных и местных исполнительных органов.

Негосударственные СМИ публикуют официальную информацию от соответствующих избирательных комиссий при согласии их редакций. Если такое согласие есть, то публикация официальных сообщений осуществляется в первоначальном объеме, то есть текст официального сообщения не подлежит сокращению.

В информационных теле- и радиопередачах, публикациях, в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться без предпочтения либо предвзятости к какой бы то ни было политической партии, выдвинувшей партийный список, кандидату в депутаты маслихата.

Что понимается под предпочтением или предвзятостью? В Правилах осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов РК8 установлено, что под предпочтением и предвзятостью следует понимать:

  • сообщения как позитивного, так и негативного характера о конкретной политической партии, выдвинувшей партийный список, кандидате в депутаты маслихата, преобладающее по объему и выделенное спецэффектами в отдельной телерадиопередаче;

  • включение в текст диктора новостей оценки политических партий, выдвинувшей партийные списки, кандидатов в депутаты маслихатов;

  • призывов и обращений к ним.

Вопрос: Установлены ли специальные требования по учету, хранению предвыборных агитационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации?

Ответ: Да, такие требования есть. Редакция средства массовой информации ведет учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов и обеспечивает хранение этих материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция СМИ предоставляет ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.

Записи теле-, радиопередач, экземпляры периодических печатных изданий, содержащие предвыборные агитационные материалы хранятся в редакции СМИ в течение месяца со дня выхода в эфир.

Еще одно требование касается касается специальной маркировки предвыборных агитационных материалов. Все публикации периодических печатных изданий, теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию политических партий, выдвинувших партийные списки, и кандидатов в депутаты маслихатов, должны содержать информацию об источниках финансирования. Напомним, что на выборах депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, источник финансирования предвыборной кампании один – это избирательный фонд той или иной политической партии, зарегистрированный ЦИК РК. На выборах депутатов маслихата предвыборная кампания, помимо средств избирательного фонда, оплачивается и за счет государственного бюджета, правда, в очень ограниченных рамках.

Распространение в СМИ агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда политической партии или кандидата в депутаты маслихата, средств не допускается.

Способ информирования избирателей об источнике финансирования того или иного предвыборного агитационного материала определяется самой редакцией СМИ. Важно, чтобы был указан сам источник. Обычно бывает достаточно фразы о том, что «данная публикация оплачена за счет средств избирательного фонда такой-то политической партии или такого-то кандидата в депутаты маслихата».

1 Постановление ЦИК РК №90/178 от 25 июня 2007 года «Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов РК»

2 Источник информации – сайт Центральной избирательной комиссии РК (www.election.kz). По состоянию на 9 февраля 2016 года.

3 Ст. 50 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»

4 Ст. 49 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»

5 П.1, п. 5 ст. 395 Гражданского Кодекса РК

6 П. 7 ст. 28 Конституционного Закона РК «О выборах в Республике Казахстан»

7 Утверждены Постановлением ЦИК РК №90/178 от 25 июня 2007 года.

8 Утверждены Постановление ЦИК РК №90/178 от 25 июня 2007 года.





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет