Занятия: Добро и зло



жүктеу 87.6 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі87.6 Kb.
түріУрок
:

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка по внеурочной деятельности

курса «Православная культура»

Подготовила: Банных Е.Т.,

учитель начальных классов

2012

Внеурочная деятельность «Православная культура»

Тема занятия: Добро и зло

Цель урока: сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

развивать творческие способности;

Воспитательные:

формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру



Оборудование: запись песни М Минкова “Песня о дороге добра”, волшебный сундук сказок, карта путешествия, корабль, клей, карточки со словами.

Ход работы:

1 Огр. Момент

Дорогие ребята! Сегодня на наше занятие пришло много гостей, поприветствуйте их. Думаю, что вы своими ответами подарите гостям минуточку тепла, радости и доброты.

Сегодняшнее занятие хочу начать словами В. Маяковского, а вы внимательно послушайте, чтобы смогли определить тему занятия.


(Слайд 1)

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?
Учитель: - Какой вопрос задает сын своему отцу?

- Что означает слово хорошо? ( добро)

- Назовите слово с противоположным значением (ДОБРО? - зло)

- Ребята, какова, по-вашему, тема сегодняшнего занятия? (Слайд 2 Добро и зло)

- Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на занятии? (Высказывания детей)

(Слайд 4)

- Что такое добро?

- Что такое зло?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что вы можете сделать, чтобы наш мир стал добрее?


Учитель: Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

А сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познание законов человеческой жизни.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

- Всегда ли добро и зло существовали на Земле? Что такое добро? (Слайд 5)


(Добро было всегда, зло появилось позже.)
- Библия рассказывает о том, что Бог создал вначале добрых ангелов.

- Как появилось зло? Что такое зло? (Слайд 6)


Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного, злого духа – сатану.
- Кто выступил против дьявола?
Тогда против дьявола выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил. (Слайд 7)

Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» И произошла на небе война…

Учитель: Мы живем с вами на планете Земля, где существуют добро и зло, а значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

Каждому человеку приходится бороться и выбирать между добром и злом.



(Слайд 8)
Физминутка «Дорогою добра»? (Слайд 9)
- А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие, в мир Доброты.
- Каждая из пяти команд будет носить свое название. Оденьте, пожалуйста, шапочки, и пусть ваши названия помогут делать только добрые дела.

1. Солнышко

2. Улыбка

3. Пчёлки

4. Почемучки

5. Книголюбы



2 этап. Работа с материалом

Обратите внимание на доску, перед вами маршрут вашего путешествия.


1) Остров пословиц.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Своё стремление они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

(Слайд 10)

1. Добро творить - себя веселить.

2. За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.

3. Добрым путём Бог правит.

4.Жизнь дана на добрые дела.

5.Доброе дело два века живет.


(Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы).
- Ребята, из предложенных слов и словосочетаний вам необходимо собрать пословицу, обсудить в группе вопрос: «В чем заключается смысл этой пословицы?» , а затем рассказать, что вы думаете по этому поводу.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.
2) Город Добра
Да, правильно. Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город Добра. В этом городе есть свои правила.
Правила доброты: (рассказывают дети) (Слайд11)
1.Добрый человек приветлив и внимателен к другим.

2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом.

3.Добрый человек всегда здоровается и прощается .

4.Делай добро для людей.

5. Добрый человек не отвечает грубостью на грубость.

6. Не завидуй.

7. Не груби.

8. Не вредничай.


Игра: «Добро или зло» (зеленый светофор-добрый, красный-злой)
- Поздороваться при встрече… Вежливо

- Толкнуть, не извиниться… невежливо

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь… Вежливо

- Не встать, обращаясь к учителю…. невежливо

- Не уступить место пожилому…Невежливо
3). Вот и подошли мы к станции «Мыс Культуры»
Сейчас я каждой команде раздам задания- ситуации. Ваша задача определиться, как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Возьмите картинки, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.


Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.

- Правильно ли поступил мальчик?


Ситуация 3. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

-Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”

- Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Учитель: Мы с вами проделали большой путь, сможете ли теперь ответить на вопрос:

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?


4) Сказочная долина

Да, непросто, оказывается, быть добрым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?




  1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) (шляпа)

  2. Лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит) (халат)

  3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) (цветы)

  4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

  5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

-Ребята, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Вот и добрались мы до Доброй земли.


6) Добрая земля.

Изготовление коллажа.

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.



развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
умеет

прощать обиды


чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый

-Каждой команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились?
- Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее) на чашу весов).



Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”.

Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

Наклеим детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
(Слайд 13)Все доброе на Земле - от солнца, все хорошее - от человека!
3 этап. Рефлексия.
С помощью картины мы с вами вернулись домой .

Эта картина доброты, мира и покоя. Вот в таком мире мы с вами должны жить.


Давайте сделаем вывод:

- Что для этого мы должны делать?



(Слайд 14)Человечество живо одною круговою порукой добра!

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.


(Слайд15)

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады
.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!


- Наше занятие подошло к концу.

- Что вам понравилось в путешествии?



- А что вы, ребята, поняли?
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет