Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (9 класс)



жүктеу 153.35 Kb.
Дата25.04.2016
өлшемі153.35 Kb.
: olderfiles
olderfiles -> ФӘрит яхин шигырьләР ҺӘм поэмалар алтынчы том
olderfiles -> Контрольная работа по истории США. 8 класс
olderfiles -> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы
olderfiles -> Геометрия в абстракции
olderfiles -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу
olderfiles -> 1. Памятники доколумбовой эпохи. Наследие индейцев Латинской Америки
olderfiles -> Каин и Авель
olderfiles -> Философская истина и интеллигентская правда
Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (9 класс)

1. По какому принципу образованы логические ряды, относящиеся к Великой Отечественной войне? Дайте краткий ответ (4 балла за все задание; за каждое – по 1 баллу)

1. С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев?

2. Брест, Керчь, Киев, Минск, Москва, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Тула?

3. 300 г, 250 г, 200 г, 125 г?

4. 5 августа 1943 г., Орел, Белгород, Москва?

2. Сопоставьте события и даты (4 балла; за каждое правильное сопоставление – по 1 баллу)

1938 г. выход в свет первой книги М. Шолохова «Тихий Дон»

1921 г. выход первого номера журнала для детей «Мурзилка»

1924 г. выход сборника «Смена вех»

1928 г. публикация в «Правде» «Краткого курса истории ВКП (б)»

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат (4 балла; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):

Закладка в Сталинграде первого в СССР тракторного завода

Премьера спектакля М. А. Булгакова «Дни Турбинных» в Художественном театре

Переименование Царицына в Сталинград

Выпуск Запорожским заводом «Коммунар» первого советского комбайна

4. Соотнесите название военных операций времен Великой Отечественной войны с их целями. Разделите, какие из них были разработаны советским, а какие – немецким командованием? (8 баллов: за каждое правильное соотнесение – по 1 баллу + по 1 баллу за правильное разделение на советские и немецкие операции)

«Багратион» освобождение Сталинграда

«Кутузов» освобождение Белоруссии и Литвы

«Румянцев» захват Москвы

«Тайфун» освобождение Белгорода и Харькова

«Уран» освобождение Орла

«Цитадель» разгром войск под Курском

5. Восстановите записи в таблице (до 16 баллов; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):




1904-1905 гг.







Начало Первой русской революции

1914-1918 гг.







Отречение Николая II от престола

25 октября 1917 г.







Гражданская война

22 декабря 1922 г.







X съезд РКП (б). Решение о переходе к НЭПу

23 августа 1939 г.




30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.







XX съезд КПСС




«Косыгинские реформы»




Образование СНГ

29 января 1992 г.







Начало приватизации




Конфликт между президентом Б. Н. Ельциным и Советом народных депутатов

6. Проблемный вопрос (до 10 баллов): Почему судьба советских военнопленных складывалась драматично?


7. Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он принимал участие, и годы этой войны (до 12 баллов; 1 балл за каждое правильное соотнесение):




Война

Годы

Полководец




1904-1905







1914-1918







1918-1920







1939-1940







1941-1945







1979-1989



Гражданская, Русско-японская, Афганская, Первая мировая, Советско-финляндская, Великая Отечественная.

А. А. Брусилов, Л. А. Говоров, М. В. Фрунзе, В. С. Папутин, А. Н. Куропаткин, К. А. Мерецков.

8. Язык эпохи.

Что означают эти слова, часто встречающиеся в произведениях литературы? Какую эпоху отражает каждое из них? (до 20 баллов: за каждый правильный ответ – что означают эти слова – по 1 баллу + за каждый ответ – какую эпоху они отражают – по 1 баллу):

1. «контра»; 2. «пустить в расход»; 3. «самиздат»; 4. «стиляга»; 5. «ударник»; 6. «лимон»; 7. «лишенец»; 8. «самокрутка»; 9. «тамиздат»; 10. «нэпман».


9. Во время Великой Отечественной войны были учреждены новые военные награды. Ответьте, за какой подвиг давался тот или иной орден, проставив напротив каждого ордена соответствующую цифру (до 4 баллов; по 1 баллу за каждый правильный ответ):

Орден Александра Невского 1. Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и

Орден Славы обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно

Орден «Победа» превосходящим противником.

Орден Ушакова 2. Награждался офицер в должности от командира взвода до командира дивизии за

руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой

урон.


3. Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации

за личный подвиг в боевой обстановке.

4. Высший военный орден СССР предназначался в награду высшему командному

составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких

фронтов, в результате чего обстановка в корне менялась в пользу советских

Вооруженных Сил.


10. Прочтите приведенный отрывок и ответьте на вопросы (до 2 баллов; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):



«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного спокойствия и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души. Были открыты новые источники творческой жизни… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения».

Н. А. Бердяев

1. Какое название в истории получил этот период?

2. Что вы знаете об авторе этого произведения?


11. Кто изображен на фотографиях? Какова роль этих людей в истории России? (до 15 баллов; за правильный и полный ответ – по 5 баллов)



1 2 3

12. Исследование «Николай II в оценках современников и потомков».

В настоящий момент издано большое количество мемуаров и исторических исследований, посвященных последнему российскому императору. Желательно взять две-три работы разных направлений, провести сравнительный анализ взглядов, обязательно обращая внимание на личность автора. Три ключевых вопроса исследования: Что влияет на поведение политика? Какова роль личности в истории? От чего зависит наша оценка деятельности человека? (до 12 баллов)


13. Проблемный вопрос. Почему участие в Первой мировой войне привело Россию к революции, а итоги Великой Отечественной войны, наоборот, «законсервировали» политический режим? (до 10 баллов)


14. Эссе «Человек – «винтик» или творец истории? (до 12 баллов)

Рассуждения по предложенной теме должны опираться на события отечественной истории, хотя и не возбраняется привлечение материала всеобщей истории.

15. Эссе «И. В. Сталин – реформатор или диктатор?» (до 12 баллов)

ОТВЕТЫ

Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (9 класс)


1. По какому принципу образованы логические ряды, относящиеся к Великой Отечественной войне? Дайте краткий ответ (4 балла за все задание; за каждое – по 1 баллу)

1. С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев?

2. Брест, Керчь, Киев, Минск, Москва, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Тула?

3. 300 г, 250 г, 200 г, 125 г?

4. 5 августа 1943 г., Орел, Белгород, Москва?

1. Это имена известных авиаконструкторов.

2. Это – города-герои.

3. Нормы отпуска хлеба в блокадном Ленинграде.

4. 5 августа 1943 г. в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан первый артиллерийский салют.
2. Сопоставьте события и даты (4 балла; за каждое правильное сопоставление – по 1 баллу)

1938 г. выход в свет первой книги М. Шолохова «Тихий Дон»

1921 г. выход первого номера журнала для детей «Мурзилка»

1924 г. выход сборника «Смена вех»

1928 г. публикация в «Правде» «Краткого курса истории ВКП (б)»

1928 г. – выход в свет первой книги М. Шолохова «Тихий Дон»

1924 г. – выход первого номера журнала для детей «Мурзилка»

1921 г. – выход сборника «Смена вех»

1938 г. – публикация в «Правде» «Краткого курса истории ВКП (б)»
3. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат (4 балла; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):

Закладка в Сталинграде первого в СССР тракторного завода

Премьера спектакля М. А. Булгакова «Дни Турбинных» в Художественном театре

Переименование Царицына в Сталинград

Выпуск Запорожским заводом «Коммунар» первого советского комбайна

1. Переименование Царицына в Сталинград (10 апреля 1925 г.)

2. Закладка в Сталинграде первого в СССР тракторного завода (12 июля 1926 г.)

3. Премьера спектакля М. А. Булгакова «Дни Турбиных» в Художественном театре (5 октября 1926 г.)

4. Выпуск Запорожским заводом «Коммунар» первого советского комбайна (18 сентября 1929 г.)
4. Соотнесите название военных операций времен Великой Отечественной войны с их целями. Разделите, какие из них были разработаны советским, а какие – немецким командованием? (8 баллов: за каждое правильное соотнесение – по 1 баллу + по 1 баллу за правильное разделение на советские и немецкие операции)

«Багратион» освобождение Сталинграда

«Кутузов» освобождение Белоруссии и Литвы

«Румянцев» захват Москвы

«Тайфун» освобождение Белгорода и Харькова

«Уран» освобождение Орла

«Цитадель» разгром войск под Курском

Советские операции:

«Багратион» – освобождение Белоруссии и Литвы

«Кутузов» – освобождение Орла

«Румянцев» – освобождение Белгорода и Харькова

«Уран» – освобождение Сталинграда

Немецкие операции:

«Тайфун» – захват Москвы

«Цитадель» – разгром советских войск под Курском
5. Восстановите записи в таблице (до 16 баллов; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):


1904-1905 гг.

Русско-японская война

9 января 1905 г.

Начало Первой русской революции

1914-1918 гг.

Участие России в Первой мировой войне

3 марта 1917 г.

Отречение Николая II от престола

25 октября 1917 г.

Приход к власти большевиков

1918-1920 гг.

Гражданская война

22 декабря 1922 г.

Образование СССР

Март 1921 г.

X съезд РКП (б). Решение о переходе к НЭПу

23 августа 1939 г.

Советско-германский пакт о ненападении

30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.

Московская битва

Февраль 1956 г.

XX съезд КПСС

Середина 1960-х гг.

«Косыгинские реформы»

8 декабря 1991 г.

Образование СНГ

29 января 1992 г.

Указ «О свободе торговли»

14 августа 1992 г.

Начало приватизации

22 сентября – 4 октября 1993 г.

Конфликт между президентом Б. Н. Ельциным и Советом народных депутатов

6. Проблемный вопрос (до 10 баллов): Почему судьба советских военнопленных складывалась драматично?



Здесь сказалось несколько факторов: во-первых, изначальная установка на фактическое уничтожение страны; во-вторых, СССР не подписал ряд важнейших договоров (Женевскую и Гаагскую конвенции), обеспечивавших защиту военнопленных и помощь международного Красного Креста. Трагичным было их положение и в силу того, что у себя на Родине все военнопленные были объявлены преступниками и подлежали наказанию независимо от условий, при которых они попали в плен.
7. Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он принимал участие, и годы этой войны (до 12 баллов; 1 балл за каждое правильное соотнесение):


Война

Годы

Полководец

Русско-японская

1904-1905

А. Н. Куропаткин

Первая мировая

1914-1918

А. А. Брусилов

Гражданская

1918-1920

М. В. Фрунзе

Советско-финляндская

1939-1940

К. А. Мерецков

Великая Отечественная

1941-1945

Л. А. Говоров

Афганская

1979-1989

В. С. Папутин

Гражданская, Русско-японская, Афганская, Первая мировая, Советско-финляндская, Великая Отечественная.

А. А. Брусилов, Л. А. Говоров, М. В. Фрунзе, В. С. Папутин, А. Н. Куропаткин, К. А. Мерецков.
8. Язык эпохи.

Что означают эти слова, часто встречающиеся в произведениях литературы? Какую эпоху отражает каждое из них? (до 20 баллов: за каждый правильный ответ – что означают эти слова – по 1 баллу + за каждый ответ – какую эпоху они отражают – по 1 баллу):

1. «контра»; 2. «пустить в расход»; 3. «самиздат»; 4. «стиляга»; 5. «ударник»; 6. «лимон»; 7. «лишенец»; 8. «самокрутка»; 9. «тамиздат»; 10. «нэпман».

1. «Контра» – так называли во время Гражданской войны сторонников Белого движения, а впоследствии – мнимых или реальных противников советской власти.

2. «Пустить в расход» – выражение, связанное с Гражданской войной. Иначе говоря – расстрелять.

3. «Самиздат» – нелегально изданные запрещенные властью произведения художественной и общественно-политической литературы. Слово вошло в обиход в конце 1960-х гг.

4. «Стиляга» – человек, одетый по последней европейской моде, для которого смысл жизни – одежда, модные аксессуары. Вошло в обиход в 1960-е гг.

5. «Ударник» – самоотверженный, бескорыстный труженик. Появилось в 1930-е гг. в связи с форсированным развитием индустриализации.

6. «Лимон» – миллион рублей. Слово было в ходу в период сильной инфляции (1918-1922 гг.).

7. «Лишенец» – человек, лишенный по конституции избирательных прав (бывший помещик, офицер царской армии, священник и т. д.). Слово появилось в период Гражданской войны.

8. «Самокрутка» – самодельная папироса, свернутая из кусочка бумаги и табака. Было в ходу в Гражданскую и Великую Отечественную войны.

9. «Тамиздат» – запрещенные произведения, изданные за границей и нелегально переправленные в СССР. Слово вошло в обиход в конце 1960-х гг.

10. «Нэпман» – предприниматель в период проведения новой экономической политики (НЭП).
9. Во время Великой Отечественной войны были учреждены новые военные награды. Ответьте, за какой подвиг давался тот или иной орден, проставив напротив каждого ордена соответствующую цифру (до 4 баллов; по 1 баллу за каждый правильный ответ):

Орден Александра Невского 2 1. Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и

Орден Славы 3 обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно

Орден «Победа» 4 превосходящим противником.

Орден Ушакова 1 2. Награждался офицер в должности от командира взвода до командира дивизии за

руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой

урон.

3. Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации



за личный подвиг в боевой обстановке.

4. Высший военный орден СССР предназначался в награду высшему командному

составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких

фронтов, в результате чего обстановка в корне менялась в пользу советских

Вооруженных Сил.
10. Прочтите приведенный отрывок и ответьте на вопросы (до 2 баллов; за каждый правильный ответ – по 1 баллу):

«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного спокойствия и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души. Были открыты новые источники творческой жизни… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения».

Н. А. Бердяев

1. Какое название в истории получил этот период?

2. Что вы знаете об авторе этого произведения?



1. Серебряный век (русской культуры).

2. Автор произведения – известный религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.), высланный в 1922 г. из Советской России.
11. Кто изображен на фотографиях? Какова роль этих людей в истории России? (до 15 баллов; за правильный и полный ответ – по 5 баллов)

1. Павел Николаевич Милюков (1859-1943) – создатель и лидер конституционно-демократической партии (кадетов) в России, историк…

2. Евно Фишелевич Азеф (Евгений Филиппович, псевд. в полиции – Раскин, в революционной среде – Иван Николаевич)(1869-1918 гг.) – агент Департамента полиции, один из лидеров партии эсеров…

3. Сергей Васильевич Зубатов (1864-1917 гг.) – государственный деятель, один из организаторов политического сыска в Российской империи, жандармский полковник…

1 2 3
12. Исследование «Николай II в оценках современников и потомков».

В настоящий момент издано большое количество мемуаров и исторических исследований, посвященных последнему российскому императору. Желательно взять две-три работы разных направлений, провести сравнительный анализ взглядов, обязательно обращая внимание на личность автора. Три ключевых вопроса исследования: Что влияет на поведение политика? Какова роль личности в истории? От чего зависит наша оценка деятельности человека? (до 12 баллов)
13. Проблемный вопрос. Почему участие в Первой мировой войне привело Россию к революции, а итоги Великой Отечественной войны, наоборот, «законсервировали» политический режим? (до 10 баллов)
14. Эссе «Человек – «винтик» или творец истории? (до 12 баллов)

Рассуждения по предложенной теме должны опираться на события отечественной истории, хотя и не возбраняется привлечение материала всеобщей истории.


15. Эссе «И. В. Сталин – реформатор или диктатор?» (до 12 баллов)
____________________________________________________________________________________________________________________
Баллы


задания

Кол-во баллов

1

4

2

4

3

4

4

8

5

16

6

10

7

12

8

20

9

4

10

2

11

15

12

12

13

10

14

12

15

12

ИТОГО

145




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет