«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»



жүктеу 98.31 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі98.31 Kb.
түріКонспект
: sites -> default -> files
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
files -> Ф 06-32 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
files -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
files -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»
files -> Үкіметтің 2013 жылға арналған Заң жобалау жұмыстары Жоспарының орындалуы бойынша ақпарат
files -> Ақтөбе облысының жұмыспен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқарма басшысының
Конспект урока истории в 5 классе

Тема : «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Цели урока:

Образовательная:

-Познакомить учащихся с географическим положением природой Аттики; занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев, причинами недовольства;

Развивающая:

_ Продолжить формирование картографических умений на материалах темы; умения составлять план; добывать знания с карты и иллюстраций; умения самостоятельно работать с книгой;

Воспитательная:

_способствовать развитию интереса к предмету; воспитывать уважение к людям труда; чувства справедливости.

Оборудование: карта « Древняя Греция», иллюстрации учебника с. 136-137, меловой рисунок и аппликации, компьютер, презентация, карточки –тесты, аппликация дерева жетоны желтого и красного цвета.


Ход урока

  1. Организационный момент 1-2 мин.

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети прекрасные и совершенные!
II.Опрос домашнего задания.

_ Скажите какую страну мы изучаем?

Мы многое с вами узнали из мифов и поэм Гомера «Илиада» и «Одессея». Сейчас мы изучаем религию.


  • Что такое религия?

  • Какая религия была у греков единобожие и многобожие?

  • Но ведь у греков были и низшие божества. Какие?

  • Где жили греческие боги, скажите и покажите?

Напишите имена известных вам богов Греции




_________________ - бог грома и молний

_________________ - бог моря

_________________ - бог – властитель подземного

царства мертвых

________________ - старшая из богинь, супруга

главного бога

________________ - богиня красоты и любви

________________ - богиня-воительница

________________ - бог – покровитель

виноградарей и виноделов

________________ - богиня плодородия и

земледелия

________________ - бог кузнечного дела

________________ - бог – вестник богов

________________ - низшие божества, населявшие

леса, реки и горы

Сегодня мы узнаем как жили греки , только в одном греческом полисе.

Для начала объясните, что такое полис? С. 133

Полис – город государство

III. Изложение нового материала.

Мы сегодня познакомимся с одним полисом. Записываем тему урока

«Земледельцы Аттики теряю землю и свободу»

_ С каким полисом вы познакомитесь?

_ Ребята , а как вы думаете о чем вы узнаете на сегодняшнем уроке?
На сегодняшнем уроке вы узнаете о географическом положении полиса Аттики, природе, занятиях населения, как земледельцы потеряли землю, которая их кормила и самое дорогое, что есть у человека свободу. Итак, как озаглавим первый пункт нашего плана. О чем вы узнали сейчас?


  1. Что такое полис.

А сейчас мы с вами познакомимся с общей характеристикой Аттики. Я вам скажу, что Аттика расположена в Средней Греции. Откройте с.135 Изучите легенду карты.

_ Что окружает Аттику?

Со всех трех сторон Аттику омывают морские воды, значит она расположена на полуострове.



_ Ребята , а поверхность какая? Правильно большая часть покрыта горами.

­_ А для земледелия все ли районы пригодны?

Нет только низменности. Значит, самого главного продукта питания для населения Аттики будет не хватать. Какого?

_ А что вы можете сказать о реках? Такие же, как Тигр, Нил и Евфрат? Конечно же нет, более мелкие.

_ На всей ли территории есть реки?

Нет . Поэтому с водой было очень трудно. Греки брали воду из вырытых колодцев.

_ А чем еще богата Аттика?

Здесь есть серебряные рудники, а в горах залежи железной и медной руды. Вот как много вы узнали об Аттике только по карте. А теперь дополните сведения по иллюстрациям с. 134 внизу. Мы с вами выяснили, что для земледелия было очень мало пригодных земель. Значит все население Аттики не могло заниматься земледелием .



_ Чем же занималось остальное население Аттики? ( кузнечное , сапожное)

_ Как все это называется? ( ремесло)

Если я скажу, что в горах было много глины, какое ремесло еще было? ( гончарное)

Смотрите илл. Выше.

_ Чем еще занималось население Аттики?

Выращиванием оливы.

С. 134 п.2 абз.3

_ Докажите , что оливы можно назвать деревом жизни?

Ели свежими и солеными, вымачивали в винном уксусе, выдавливали масло, лучшие сорта использовали в пищу. Худшие для освещения . Смазывали ожоги, входило в состав лекарств. Натирали тело при посещении бани, перед спортивной борьбой

Да действительно оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.



_ Что изготавливали из винограда?

Да действительно на склонах Аттики ,как и повсюду в Греции , выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

Итак, ребята как озаглавим второй пункт нашего плана. О чем вы сейчас узнали?


  1. Общая характеристика Аттики.

Сюда входит и географическое положение и природа, занятия населения: ремесло, земледелие.

Ну ,а теперь мы узнаем каков был состав населения Аттики?

_ Кто жил в Аттике по занятиям? Земледельцы, ремесленники, портовые служащие, поденщики , торговцы.

А по происхождению население Аттики делилось на две части : Знать и Демос.

_ Что такое знать? От какого слова происходит? ( знатный , знаменитый т.е потомки знаменитых людей.) Обязательно богатые? Конечно же нет. Многие из них обеднели, но гордились своим происхождением

Демос – в переводе на русский язык означает народ.



_ Кого вы отнесете к демосу? ( земледельцы, ремесленники, поденщики, портовые служащие, торговцы, матросы)

_ Как вы думаете кого было больше?
Итак, третий пункт нашего плана.

  1. Состав населения

_ У кого же была власть?

_ Кто управлял Афинами?

Правильно власть в Аттике принадлежала знати, простой народ в управлении не участвовал. На холме посвященному богу Аресу ( богу войны) заседал совет знати.

Ареопаг


(совет знати)
Архонты

( 9 правителей- высшие должностные лица в греческих полисах)


Знать Демос

(не участвовал в управлении)

Ареопаг принимал законы, следил за порядком, судил жителей Аттики. Ареопаг ежегодно избирался из числа знатных и богатых, выбирал 9 правителей - архонтов . Они разбирали ссоры, следили за торговлей, делили земли. Однако знатные судили и принимали решения не по правде, а выгодные им самим.

Итак, о чем вы узнали? Как озаглавим четвертый пункт?

IV. Управление Аттикой.

Ну, а теперь о самом главном . Как называется тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу? Ведь греки жили родовым строем, все вместе обрабатывали землю , и вождь и старейшины.

Итак, я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы:

-Кто был недоволен?

-Чем был недоволен?

Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами. Свои земли знать обрабатывала не сама, а с помощью чужого труда

-Кто же обрабатывал земли знати? Поденщики – бедняки , которые не имели своего участка земли, бродили по деревням и чтобы не умереть с голоду нанимались на работу к знати.

Земледельцам доставались участки на склонах гор, холмов, где земля была каменистая. Нередки были камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их, крестьянину вмести, со старшим сыном, понадобится целый день. Вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный , а земля твердая , приходилось пахать два три раза. После пахоты крестьянин должен мотыгой разбить жесткие комья земли. Почву на горных участках уносило ветром , вымывало дождевой водой.

-Крестьянин брал мешок , лопату и шел в долину. Накапает хорошей земли и на себе принесет его в горы. Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый. Пот льет с него ручьем. Много раз спустится крестьянин вниз и поднимется в горы

-Мог ли горный участок прокормить земледельца и всю его семью.

Конечно нет, поэтому земледельцы часто голодали и у многих не хватало семян даже для посева . Поэтому им приходилось идти к богатому соседу и брать в долг серебро или зерно. Знатный человек даст в долг 6 мешков зерна, но вернуть нужно 12. И на крестьянской земле появляется камень долговой. С надписью имя давшего в долг, взявшего в долг серебро или зерно, и срок возврата. Если не возвращался долг то земледелец вынужден отдавать детей или самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину.

- Вот как земледельцы теряли землю и свободу.

Ребята не трудно догадаться довольны ли такой жизнью земледельцы ?

-В чьих интересах законы?

Значит ремесленники , торговые работники , моряки, торговцы тоже были недовольны своим положением.

с.136 абз.3

Какие требования выдвигали они? Демос требовал:

отмены долгового рабства и передела земли;

участие в управлении государством.

Итак, пятый пункт нашего плана.

V. Разорение крестьян.
VI. Закрепление материала, изученного на уроке.
Отгадай загадки


  1. Как в Греции звать

Простой народ

Не зовет его знать

Страной управлять?

(демос)


  1. Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда

И судом несправедливым

В историю вошла.

Как же звали тот совет-

Выдай правильный ответ.

(ареопаг)


  1. В Афинах площадь есть,

Куда весь день народ

Приходит как на сход.

Одни- чтоб что-либо купить.

Другие, в портиках засев,

Не прочь с друзьями поболтать

Обо всем, все сплетни обсудив.

Когда же день пойдет на убыль,

Решают дружно все: Идти пора!

С той площади, которая зовется …..

(агора)


  1. Когда-то в Греции в отдельных областях

Они создали типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьем они похожи были

И по своим законам там весь люд судили.

( полис)


  1. У вас на столах лежат смайлики. Выберите один из смайликов соответствующих вашему настроению.

  2. Домашнее задание.§29 документ на с. 138.


Приложение №1

Соотнесите понятия
Фараон -

Каста -

Налог

Бронза

Жрецы

Чиновник

«Троянский конь»

«Ахиллесова пята»
Приложение № 2
Карточка № 1

  1. Подумайте, почему греки особенно почитали бога Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молнии , ни бога моря с чем это связано?

  2. В каком году были завоевания Тутмоса III?


Карточка № 2

  1. Соотнесите богов и символы:

Боги : символы:

1. Аид а) молния, орел, гранат ,павлин

2. Гермес б) копье, ястреб, дерево, лавр

3. Афродита в) жезл увитый виноградной лозой

4. Гера г) крылатый шлем , сандалии

5. Артемида д) кипарисовое дерево, лань, собака

6. Арес е) колосья пшеницы

7. Посейдон ж) молот наковальня

8. Гефест з) сова, оливковое дерево

9. Аполлон ж) дельфины, рыбы, бараны

10. Афина и) трезубец , дельфины
Карточка № 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?-

-Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!

- Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими!
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра.
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве.
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Карточка № 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?-

-Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!



- Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими!
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра.
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве.
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет