3 Глава Историко-теоретические аспекты продюсирования социально-культурных проектов 6



бет1/3
Дата17.05.2020
өлшемі280 Kb.
түріРеферат
  1   2   3



Содержание
Введение 3

Глава 1. Историко-теоретические аспекты

продюсирования социально-культурных проектов 6

1.1. Социально-культурный проект: сущность, специфика, история 6

1.2. Продюсирование как особый вид деятельности менеджера скд 21

Глава 2. Технологии продюсирования

социально-культурных проектов в молодёжно

развлекательных центрах 47

2.1. Продюсирование социально-культурных проектов

в учреждениях культуры 47

2.2. Особенности продюсирования скп

в молодёжно-развлекательном центре

и условия оптимизации данного вида деятельности 51



Заключение 57

Список использованных источников 59

 "Условия оптимизации продюсирования социально-культурных проектов в молодёжно-развлекательных центрах" 



Введение
Актуальность темы исследования. Принято говорить об арт-менеджменте как о достижении эстетических, творческих, артистических и подобных задач через управление отношениями на регулярной основе.

И именно из-за одновременной значимости многих целей, вплоть до отсутствия явного приоритета, арт-менеджмент очень сильно отличается от общего менеджмента, управления в других областях.

Арт-менеджмент заключается в том, чтобы обеспечить, заставить, дать возможность тому или иному творческому замыслу, проекту, задумке произойти, случиться. И именно работа арт-менеджеров - создать условия, в которых творческий, художественный проект произойдет и будет поддержан.

Арт-менеджмент - это деятельность, в которой всегда задействовано много людей, причем вне зависимости от масштабности того, чем арт-менеджер занимается. Арт-менеджер должен быть между различного уровня структурами власти, администраторами площадок, залов, студий, радиостанций, телеканалов, и конечно же творцами (художниками, музыкантами, композиторами) и т.д. И это тоже весьма серьезная отличительная черта арт-менеджмента от менеджмента в других сферах.

У арт-менеджеров могут быть различные наименования: менеджер, директор, продюсер, куратор, координатор с различными приставками до или после указанных наименований. Арт-менеджеры могут иметь комплексную ответственность за организацию, или, в крупных, структурированных компаниях могут быть ответственными за специфический участок работы, например, маркетинг, промоушен, коучинг, тренинг, кастинг, продакшен и т.д

Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных данной проблематике. Это работы Г.М. Андреевой, И.В. Бестужев-Лады, З.В. Сикевича, В.Я. Сургаева, В.А. Ядова и многих других. Значительный вклад в анализ теории и практики проблемы молодежного досуга внесли А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.В. Бестужев-Лада, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.П. Орлов и другие.

Теоретическим и практическим проблемам разработки и функционирования хо­зяйственного механизма на макро- и микроуровне посвящены работы Л. И. Абалкина, И.П. Булеева, П. Г. Бунича, А. Кульмана, Э. С. Минаева, Ю. М. Осипо­ва, В. С. Пономаренко, Ю. А. Путятина, А. И. Пушка­ря, А. Н. Тридеда, Е. Н. Ястремской, Ю. П. Ященко и др. Особенностями формирования хозяйствен­ного механизма в социально-культурной сфере занимались такие учёные, как А. А. Гриценко, И. А. Столяров, Ю. М. Черных, Л. И. Якобсон.

Первые попытки теоретического анализа социальной сферы можно отнести к началу 80-ых годов., когда в работах В.С. Барулина, М.В. Лашиной. Была исследована сущность этой категории. Дальнейшая разработка связана с именами С.И. Бразилова. Н.И. Дряхлова, В.З Роговина, С.А.Щавеля и других.

Объект исследования: социально культурный проект в молодежно досуговых центрах.

Предмет исследования: технологии продюсирования социально культурных проектов в  молодёжно-развлекательных центрах.

Цель исследования: исследовать и раскрыть условия оптимизации  продюсирования..... и предложить модель?

 Задачи исследования:

 -раскрыть сущность, специфику, историю возникновения и развития социально-культурных проектов;

 -рассмотреть продюсирование как особый вид деятельности менеджера СКД;

 -исследовать продюсирование скп в учреждениях культуры;

 -выявить особенности..."....."..и обозначить условия оптимизации.."......".



Методы исследования: анализ, синтез, индукции, дедукции, сравнительный, исторический и др.

Практическая значимость: исследование заключается в том, что его результаты могут использоваться в продюсерской деятельности различных учреждений  культуры, в том числе в молодёжно-развлекательных центрах. 

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Историко-теоретические аспекты продюсирования социально-культурных проектов
1.1. Социально-культурный проект: сущность, специфика, история
Обращение к рассмотрению арт-менеджмента как целостного феномена и своеобразного «института управления» в значительной мере обусловливается современной социокультурной ситуацией.

Сегодня арт-менеджмент нередко понимается как артистический менеджмент, т.е. «профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)»1.

Схожее по смыслу определение, но только относительно менеджмента шоу-бизнеса, приводит в своей книге «Политика – вершина шоу-бизнеса» известный российский продюсер, доктор искусствоведения, профессор Международной академии наук и искусств И.Пригожин. По его мнению, менеджмент шоу-бизнеса – «это область знания, помогающая осуществить функцию руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в шоу-бизнесе»2.

Главной задачей именно артистического менеджмента, как справедливо считает тот же И.Пригожин, является: «поиск талантливых исполнителей-артистов, организация их творческой деятельности: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры»3.

Итак, собственно «арт» (от англ. art) есть искусство (то, что греки называли «технэ»), в широком смысле понимаемое как 1) художественное творчество в целом со всем целостным спектром вариативных видов искусства, начиная с пространственных (графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временных (литература (художественная), музыка), пространственно-временных (танец, театр, цирк, кино-, видео-, теле-, радиоискусства, компьютерные искусства (компьютерная графика, интерактивный компьютерный перформанс, компьютерная музыка, компьютерная анимация)), 2) квинтэссенция художественной культуры.

Известно, что герменевтика как теория и методология истолкования («понимания») текстов (в том числе слов) позволяет наиболее полно представлять то или иное явление (в данном случае – феномен культуры). Но при этом нельзя забывать, что художественная культура существует как определенная система различных видов искусства, которые, благодаря информационной доминанте ноосферы, находятся в тесной взаимосвязи, хотя и подчиняются собственным, характерным для каждого из них специфическим законам.

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Ценности - это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели - это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Знания и методы - это предписания о целях и способах деятельности.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования.

При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ `должного` доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности.

В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.4

Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель `должного` в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.5

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.

Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:6

- создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:7

- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив. Проект может существовать в двух формах:8

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.

Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.

Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.9

Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности` (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта - носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект.

Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:10

- проблемы, носителем которых является данная общность;

- социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

- знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

- ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.11

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта.

Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение.12

Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия - как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры.

Процессы развития сами запускаются как бы `поверх` целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется.

Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах.

Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния `чужой` культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.13

Исходя из этого, арт-менеджерам необходимо понимать, что художественная культура, или искусство, образует собой особую сферу – артосферу, которая есть «космическая проекция художественно-творческой деятельности (или художественной культуры)» (Ю. Борев) и, имея пластичный характер, представляет своего рода «мостик» от социосферы (космической проекции деятельности людей, создающей как оппозицию «человек–природа», так и рукотворную «вторую природу», а также историческое движение человечества) к когитосфере (космической проекции концептуально-мыслительной деятельности человека и ее продуктов, полю духовности, охватывающему собой Землю и околоземное пространство и взаимодействующему со всеми другими сферами).

Артосфера наряду с указанными (социо- и когито-), а также с гео- и биосферами, образует ноосферу – целостную сферу разума. При этом все они либо стремятся к гармоничному взаимодействию между собой, либо уже находятся в подобном состоянии (5). Но именно в артосфере представители различных творческих специальностей генерируют и фиксируют многочисленные и вариативные тексты, документы, культурные формы, информационные ресурсы, артефакты, или арт-продукты и проч. Понятно, что в каждом виде искусства имеются определенные технологии креации текстов произведений, обладающие определенной спецификой. Это определяет возникновение тех или иных арт-продуктов/услуг и проблем, связанных с их восприятием, исполнением, интерпретацией, продвижением на рынке и т.д.

Отметим, что Текст художественной культуры как целостный спектр информационных ресурсов имеет определенную морфологическую «лестницу»: 1) собственно художественная, в том числе подготовительная информация, или авантекст, или генетическое досье, или метатекст, или контекст; 2) биографическая информация; 3) искусствоведческая информация; 4) информационно-вспомогательные материалы (на традиционном, нетрадиционном, в том числе электронном, носителях). Более полно вопросы специфики деятельности мастеров искусств по созданию этих информационных объектов артосферы рассмотрены в одной из монографий Т.Н. Суминовой (6). Очередными содержательными «пластами» информационных ресурсов артосферы, которые, безусловно, напрямую связаны с созданием того или иного текста художественного произведения, или арт-продукта, но не являются художественной ценностью, выступают: нормативно-правовая и экономико-финансовая документации.

Исходя из этого, мы полагаем, что только знание, использование и собственно менеджмент всего спектра информационных ресурсов художественной культуры позволит арт-менеджеру стать более «продвинутым» и квалифицированным, сделает его более компетентным. Но арт-менеджерам необходимо разбираться не только в видах искусства (как сердцевине художественной культуры), но и в специфике и технологических процессах/алгоритмах создания многочисленных культурных форм, документов, информационных объектов данной сферы человеческой деятельности. Ведь без знания сущности артосферы и ее информационной составляющей невозможен квалифицированный подход к пониманию собственно творческого/креативного/инновативного пути автора/художника/творца, реализующего идею и воплощающую ее в конкретном материале, т.е. самоменеджмента художника, а также дальнейшему процессу «продвижения» текста произведения на арт-рынок.

Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что художественная культура, как и искусство, - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой локальной и мировой цивилизации. Тем более, что находясь в информационном пространстве с огромным спектром различных технологий (в том числе информационных), художественная культура (артосфера), согласно проведенному нами исследованию, представляется яркой, целостной, гармоничной информационной системой. Именно в ней происходят разнообразные инновативные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных этапах своего возникновения «требуют» действий, связанных с деятельностью специалистов в сфере менеджмента, маркетинга - а именно «раскрутки», промоушна и т.д.


1.2. Продюсирование. как особый вид деятельности менеджера скд
Рассмотрение различного рода проблем, связанных с арт-менеджментом, необходимо начинать с уточнения исторических основ возникновения той или иной составляющей (вида) артосферы. Это обусловливается тем, что для всех без исключения исторических периодов, а тем более культур, стран и цивилизаций, характерны те или иные аспекты генезиса и развития арт-менеджмента как такового. Все это находило и находит наиболее яркое отражение и воплощение в информационных объектах, ресурсах, культурных формах, артефактах и проч., инноватированных представителями различных видов артосферы.

В различные времена процессы управления в сфере художественной культуры обладали, обладают и будут обладать определенной спецификой, что, в свою очередь, детерминирует особенности подготовки специалистов, занятых в этом виде деятельности. Отметим, что сегодня уже мало кто полагается в своем деле/бизнесе только на интуицию и удачу, которые, впрочем, несомненно, также являются важными составляющими успеха. Но все-таки благополучие любой организации, да и конкретной персоны есть результат продуманной деятельности как руководства и персонала команды, так и собственного менеджмента, т.е. самоменеджмента.

Это подчеркивает тот факт, что в современном мире именно научный менеджмент позволяет различным менеджерам (тем более арт-менеджерам) иметь корректное теоретическое понимание функции процесса управления и способствует на практике разработке и воплощению «в жизнь» принципов и различного рода рекомендаций для все более «продвинутой» и усложняющейся деятельности в условиях подвижного рынка (в нашем случае – художественного, т.е. арт-рынка).

Такой подход не мешает воспринимать арт-менеджмент по-разному - например, как:

1) искусство (т.е. высокая степень умения и мастерства) управлять искусством;

2) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами;

3) науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения;

4) деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, соответствующую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности и т.д.

Нам импонирует то, что собственно арт-менеджмент в зарубежном понимании есть не просто совокупность технических процедур и методов, а особая субкультура, наполненная своими ценностями, нормами и законами. Но слепое копирование и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт-менеджмента без учета специфики российской действительности и философии управления не сможет принести реальных положительных результатов. Россия есть Россия! Тем более, что арт-менеджмент – это, как мы полагаем, прежде всего, философия и культура управления в артосфере.

Важно подчеркнуть, что основной задачей арт-менеджмента сегодня является и то, что информация, знания, опыт, инновации должны трансформироваться в производительную силу. Именно это позволит обеспечить бытие и успех любой организационной структуры артосферы (например, арт-галереи, музея, библиотеки как просветительского и информационного центра, театра, киноконцертного зала, продюсерского центра и проч.) на художественном рынке, интегрированном в глобальное арт-пространство.

Мы утверждаем, что арт-менеджмент как удивительно яркий феномен современного гуманитарного знания есть целостная совокупность гармоничного сочетания и использования различных принципов, подходов и моделей управления для решения разного уровня креативных и бизнес-задач, приводящих к успеху (получение наибольшей прибыли при наименьших затратах) в артосфере, т.е. в сфере художественной культуры и искусства как ее квинтэссенции.

Ключевой задачей менеджмента, а также арт-менеджмента, была, есть и будет необходимость обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав с этой целью наиболее подходящую структуру организации и создав «такие условия для обучения и повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды».

В западной литературе и практике «менеджер» арт-менеджер понятия разные.

В мировом музыкальном бизнесе арт-менеджер рассматривается как «лицо, организующее и контро­лирующее процесс звукозаписи». И в этом случае его функции сводятся к подбору исполнителей, студии, звукорежиссеров и аранжировщиков; контролю за работой в студии; обеспечению качества звукозаписи в соответствии с задачей, поставленной фирмой грам­записи, которая впоследствии выплачивает ему про­цент от продажи диска, в соответствии с заключен­ным контрактом.

Главным требованием к арт-менеджер в этом случае является наличие профессиональной музыкальной подготовки, поскольку он определяет музыкальный материал (музыка, текст), корректирует его, работает с исполнителем, следит за репетицион­ным процессом и действиями музыкантов, ищет ин­дивидуальность звучания.

В российском шоу-бизнесе арт-менеджер — это центральная фигура; поскольку он полностью осуществляет творческий и производст­венный процесс, финансирование проекта, являясь распорядителем кредитов. Он руководит наймом и увольнением творческого и технического персонала, обеспечивает контроль за исполнением проекта, кор­рекцию его на всех стадиях создания художественной продукции. Кроме участия в создании качественного продукта, арт-менеджер выполняет обязанности персо­нального менеджера (управление карьерой артиста, а иногда и его личной жизнью), бизнес-менеджера (контроль финансового обеспечения проекта), пресс-атташе, спонсора, а иногда и юриста (заключение сделки и т.д.).

Нередко арт-менеджеры не имеют никакого отношения непосредственно к изготовлению музыкального но­сителя, занимаясь в основном промоутерской дея­тельностью, то есть полностью отвечают только за финансовую поддержку, создание имиджа артиста, его прокат.

Арт-менеджер, как правило, является штатным со­трудником, но может выступать частным лицом, за­ключив контракт на разовый проект. Арт-менеджер может под определенную запись, программу, шоу брать фи­нансовые средства от частных или юридических лиц или вкладывать собственные средства. При этом он несет полную финансовую ответственность за осуще­ствление проекта. В дальнейшем арт-менеджер имеет юридическое и моральное право на созданную худо­жественную продукцию. Он должен получать опреде­ленный процент от проката, продажи видео- и аудио­кассет, видеофильмов, клипов, концертных выступлений артистов. По отношению к инвесторам, спонсорам, он обязан выполнять все условия, соглас­но которым ему были предоставлены финансовые средства.

В процессе создания программы, видеофильма и т.д. арт-менеджер имеет право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д.

В бизнесе аудиозаписей арт-менеджер совмещает роли менеджера, директора, промоутера, антрепрене­ра. Он отвечает за контроль и реализацию творческо­го продукта. То есть отвечает за оптимизацию творче­ского процесса (находит и выбирает песни, занимается аранжировками, определяет окончатель­ный саунд), берет на себя административную работу (контролирует бюджет, подписывает контракты, ко­ординирует турне), подбирает профессиональную бригаду, анализирует рынок и подготавливает реклам­ную компанию.

В отличие от концертной деятельности, в ауди­овизуальном бизнесе функционируют арт-менеджеры, отвечающие за отдельные элементы деятельности:

—арт-менеджер, отвечающий за производство ау­диовизуальной продукции, обеспечивающий творче­ский и технологический процесс съемки;

—  арт-менеджер, отвечающий за распространение аудиовизуальной продукции с целью удовлетворения спроса широкой публики и наиболее полного возвра­та затраченных на производство средств;

—  арт-менеджер, занимающийся финансировани­ем аудиовизуальной продукции, осуществляющий поиск необходимых для съемок денежных средств.

Следует учесть, что такое деление условно, в каждом конкретном случае не обязательно должны участвовать все три обозначенных продюсера. Воз­можно, что их функции четко разграничены. Возмож­но участие только одного продюсера, взявшего на се­бя все указанные обязательства.

Арт-менеджер отвечает за все: контролирует все сделки, которые заключает агент, промоутер, организует под­готовку к туру, обеспечивает составление планов. В его обязанности, как отмечают ученые и практики, входит коррекция всех участков тура: перевозка лю­дей и оборудования, бронирование гостиниц, финан­сирование перечисления, деятельность агента, бизнес-менеждера, промоутеров, которые арендуют концертные залы, обеспечивают рекламу, а также ре­шение проблем на местах.

Термины "продюсирование" и "продюсер" широко используются и, как это часто бывает, столь же широко трактуются. Среди множества разных подходов к определению этих терминов, есть два очень важных и одинаково практичных.14 Первый дает трактовку на основании сложившегося положения дел, на основании того, кто фактически называется продюсером в игровых компаниях в России (мы рассуждаем о российской индустрии).

В частности, сегодня в России должности продюсеров существуют только в издательских компаниях (возможны, конечно, исключения) и должности эти занимают по сути менеджеры, задача которых обеспечивать продвижение разработки путем контроля планов и расходования средств.

Таковы номинальные требования к должности продюсера. На самом деле, даже те продюсеры, которым ничего другого в обязанности не вменяется, делают (или не делают) для продуктов, разработкой которых руководят, больше. Просто потому, что в разработке продуктов естественным образом возникают задачи, которые не решаются проектной командой, не могут решаться.

На этом наблюдении основан второй подход к определению понятий "продюсер" и "продюсирование".15 В этом подходе за основу принимаются именно задачи, которые должен решать продюсер, иными словами, мы выделяем именно круг задач, а продюсером называем человека, который ими занимается. Потому, что аналогичными задачами занимаются именно продюсеры в других индустриях (с учетом индустриальных особенностей) – в кино, в театре, в шоу-бизнесе.

Выше было написано, что оба эти подхода – одинаково практичные. Действительно, первый нужен для того, чтобы правильно (хотя и не достаточно точно) ответить на вопрос: кого чаще всего называют продюсерами издатели. Если ваш вопрос в следующем: "Издатель N сказал, что его сотрудник M – продюсер, что это значит и что он будет делать?", то ответ на него такой: "Сотрудник M – менеджер, контролирующий ход исполнения проекта, контролирующий расходование средств, отвечающий за качество результата перед издателем и организующий коммуникацию с другими внутренними службами издателя в процессе подготовки к изданию и в процессе собственно издания продукта".

Если же ваш вопрос заключается не в том, кого обычно называют продюсером, а в том, кто это такой с точки зрения задач, которые он решает, в том, нужен ли вообще продюсер вашей команде, если вы разрабатываете продукт не за деньги издателя, что делает продюсер в проекте и каковы пределы его ответственности, то получить ответ на такой вопрос можно только в рамках второго подхода.

В производстве продукта можно условно выделить несколько вложенных (в том смысле, что во внешних осуществляется управление внутренними) процессов, которые характеризуются существенно разным уровнем и содержанием ответственности

Задачи в проекте:16

Есть процесс решения задач в проекте – технических, программных, задач проектирования, задач дизайна, задач создания художественного контента. Это процесс технических специалистов, буквально: программистов, художников, дизайнеров, сценаристов, композиторов.

Проект:


Есть процесс управления проектом в целом. Этот процесс целиком погружен в среду разработки, которую составляют люди, работающие в проекте, обстоятельства и условия разработки. Это процесс руководителя проекта и ведущих специалистов (арт-директора, гейм-дизайнера, главного программиста). Эти люди понимают проект как нечто целое и обеспечивают его развитие как целого. За совокупностью технологий, кода, изображений, звуков и музыки они видят ИГРУ. Они решают вопросы технического дизайна, стиля, планирования, воюют с рисками разработки. 

Продукт:17

Есть процесс создания продукта. Этот процесс в существенной своей части погружен в среду потребления продукта. Вот это и есть процесс продюсера, его обеспечением определяются функции продюсера.

Продюсер – это тот, кто:

знает, что это за продукт, какими качествами он должен обладать, какие из них являются главными; зачем нужен этот продукт, какой спрос он удовлетворяет, какую нишу займет, с чем будет конкурировать; как продвигать этот продукт на рынок, как рекламировать;

работает с руководителями проекта и помогает превратить особенности игры в USP продукта;

фокусирует руководителей проекта на достижении конечной цели, ради которой разработчики на самом деле работают – продать продукт и получить прибыль

Продюсер также работает с теми специалистами, которые являются внешними по отношению к проектной команде, они могут помочь повысить ценность продукта. Именно продюсер примет или не примет решение об озвучивании игры знаменитыми актерами, о съемках клипа для рекламы продукта. А на ранних стадиях только он оценивает перспективность запуска проекта, например, по кинолицензии, и принимает окончательное решение.

Точнее всего выделенные процессы определяются своими сверхзадачами или целевыми функциями.18

Главная цель специалистов, решающих задачи – эффективность. В широком смысле этого слова. Сюда включается и эффективность решений и эффективность приложения усилий. Главное для таких специалистов – профессиональный технический (художественный) уровень, а опыт помогает им получать лучшие решения.

Сверхзадача руководителей проекта – качество. Опять же, в широком смысле. Сюда включается и качество получающегося продукта и качество процессов его создания. Таких специалистов все еще можно "получать" обучением, и для них профессиональное образование играет важную роль, но опыт уже является фактором не помогающим, а определяющим их успех. 

Сверхзадача продюсера – ценность и востребованность продукта. Продюсера практически невозможно "выучить", его умения базируются исключительно на опыте, потому что задачи, которые он решает (самые важные из них), почти не поддаются формализации. Его ведет интуиция, основа которой, конечно, опыт и предыдущие успехи.19



Продюсер – виртуоз целеполагания.

Цель, превратившаяся в самореализующуюся программу, и есть Проект (от латинского projectus – вперёд брошенный, передовой, выдающийся).

Цель выражает образ желаемого будущего. Продюсер не просто формулирует цели, он управляет будущим. Управление будущим определяет содержание любой проектной деятельности.

Не следует путать цели с задачами: последние обозначают стратегии и способы достижения целей.

Цели для продюсера - самореализующиеся программы.

Цель превращается в самореализующуюся программу, будучи в состоянии:

1. объединять людей в творческий коллектив;

2. формировать новые потребительские аудитории/субкультуры;

3. создавать спрос и вкус (по отношению к производимым продуктам);

4. аккумулировать ресурсы (кадровые, управленческие, финансовые);

5. стимулировать инвестиции (не только финансовые, но и интеллектуальные и проч.);

6. провоцировать предпринимательскую/инновационную активность;

7. новые институциональные формы/социальные технологии;

8. преобразовывать бессознательные потребности в сознательные интересы.

Формулировка целей предполагает их выражение и обобщение. Большинство людей, в том числе представителей творческих профессий, начинают действовать лишь тогда, когда за них чётко сформулируют их же собственные цели.

Цели порождают стратегии. Продюсер мыслит стратегиями. В этом смысле он подобен полководцу, ведущему боевые действия.

Помимо цели проект соотносится с концепцией и идеей.

Идея проекта – наиболее общий принцип (лат. principium), вокруг которого организуется его содержание.

Концепция проекта – совокупность смысловых аспектов проекта, касающихся не только его содержания, но и реализации.

Продюсирование, как и политика, является продолжением войны другими средствами.

Статус продюсера предполагает интегральную власть, которая является неотъемлемым атрибутом его деятельности. Эта власть предполагает превращение механизмов так называемой soft-power, связанной с внушением, заражением, убеждением в эффективные инструменты управления и организации, а нередко и в атрибутику личной внутрицеховой диктатуры.

Продюсер часто выступает современным воплощением диктаторской власти и наделён соответствующей харизмой.

Для продюсера важны:

- реактивность,

- мобильность,

- гибкость,

- готовность к риску,

- организационно-управленческие качества,

- маркетинговые способности,

- эстетическая интуиция,

- знание массовой психологии,

- чувство аудитории.

Функционал продюсера – образцовый пример многосоставной профессиональной компетенции. Он должен быть знакомым со спецификой профессиональной деятельности всех участников проекта – от автора идеи и сценариста до бухгалтера.

Продюсер – политик от бизнеса и бизнесмен от искусства.

Он соединяет предпринимательство и творчество, диверсифицируя бизнес-деятельность.

Продюсер называет цели, на этом строится его лидерство. Известные цели продюсер наполняет новым содержанием (апгрейд целей). Новые цели он выражает, делает привлекательными, мобилизующими и понятными.

Арт-менеджер не «пытается» и не «стремится», ибо подобный подход программирует неуспех.

Продюсирование предполагает чёткое знание контекста, в котором реализуется проект, и одновременно готовность к перекройке этого контекста под себя. Умение действовать подчиняя сложившиеся обстоятельства делает продюсера похожим на революционера.

Продюсер – человек который инициирует и организует проекты

Управленец – человек, который проекты реализует

В продюсировании чаще всего встречаются:

- Генеральный продюсер - Главная идея, Управление, Поиск средств

- Исполнительный продюсер -  Административная работа

- Креативный продюсер - Творческие решения, Управление творческой командой

- Линейный или Проектный продюсер - Конкретный проект или область деятельности

Продюсеры в области культуры

Музыкальный продюсер – создание и продвижение музыкальных исполнителей и коллективов. Придумывание идеи проекта (какой исполнитель), подбор команды, продвижение, поиск средств, реализация

Есть вариация sound producer

В продюсерских центрах бывают также Исполнительный и Линейный продюсер

Театральный продюсер – человек инициирующий или развивающий проект в этой области (постановка спектакля, прокат спектакля, организация фестиваля, организация театра, постановка мюзикла, постановка шоу).

Придумывает идею, собирает команду для реализации, собирает средства, координирует и контролирует проект.

Продюсеры в разных областях

Продюсер в книжном бизнесе – продюсирование книг, фестивалей, специальных проектов

Продюсер проектов в области дизайна – создание объектов и/или коллекций

Продюсер в области современного искусства – в основе проекта могут быть традиционные или новые формы презентации искусства – выставка, аукцион, ярмарка, мультимедийное шоу

Продюсер специальных проектов в глянцевом журнале – организация съемок для журнала

Продюсер специальных проектов – мероприятия, презентации

Продюсер бизнес проектов

Продюсер всего чего угодно

Работа над проектами

Разработка идеи проекта

Выбор приоритетов

Сфера собственных интересов

Сфера профессиональных интересов

Наличие ниши или возможность создать нишу

Имеющиеся навыки (что умеем делать и в каких областях)

Уточнение задачи проекта: финансы, репутация, навык

Проработка идеи

Поиск аналогов в России и за рубежом

Обсуждение с экспертами или «авторитетом»

Оценка реалистичности и финансов

Оценка собственных ресурсов, необходимых для реализации, эмоциональной вовлеченности в проект

Формализация идеи - Написание концепции

Презентация / Общая часть

Что: концепция, описание проекта

Краткая информация что именно вы собираетесь предложить

Для кого: ЦА (потребители) проекта

Кто эти люди, как они выглядят, в чем их потребность

Где: площадка проекта, план площадки

Очень важно иметь план площадки (общий вид) и схему площадки, на которой отмечено что где расположено, где что происходит и где какие люди

Когда: при выборе даты проведения нужно смотреть какие мероприятия есть в этот период, погоду

Контент: сценарий и/или описание площадок

Должно быть понятно что происходит, главные компоненты проиллюстрированы

Презентация/Продвижение проекта, реклама

Рекламная компания: платное размещение или распространение рекламных материалов проекта в разных каналах:

Макеты-анонсы в целевых изданиях

Баннеры в интернете

Ролики на радио

ТВ реклама

Платное размещение в ТВ программах (новостных, тематических)

Наружная реклама (щиты, афиши, сити форматы, экраны)

Размещение плакатов в местах концентрации ЦА (институты, клубы, магазины, кафе, специализированные места)

Распространение флаеров (директ мейл, через промоутеров, просто раскладка)

Нестандартные формы рекламы

Промокампания: организация промоакций в поддержку проекта

Презентация / Продвижение проекта, виды PR работ

Информационные партнеры (спонсоры)

Выбираются исходя из целевой аудитории и задач проекта.

Информационный спонсор может быть один в категории СМИ (ТВ канал, радио станция, журнал/газета, интернет портал).

Информационные партнеры не только размещают анонс и пост релиз, но и размещают материалы о проекте, могут разместить ролики, рекламную полосу, сделать дневник проекта и т.д. Информационные партнёры получают размещение в рекламных материалах проекта (по аналогии со спонсорами)

Все СМИ


Во все СМИ которые не являются Информационными партнёрами рассылается анонс и лоббируются публикации.

Можно делать список приоритетных СМИ, в которых выход материала желателен и всех с кем вы или ваш PR менеджер будет работать.

Бюджет: что нужно перед началом работы

Презентация или описание проекта

План площадки с зонами активности и людьми, которые там находятся

Предварительный тайминг проекта + занятые люди (сколько времени нужно на этап проработки проекта и какие специалисты в это вовлечены

Источники финансирования / Бизнес

Спонсорство проектов компаниями, которые заинтересованы в продвижении себя или своих торговых марок.

Способ работы: рассылка спонсорского предложения

Принцип подбора спонсоров: совпадение идеи, ценностей, ЦА, имиджа проекта с продвигаемыми ценностями компании или продуктов

Наиболее распространенные ожидания спонсоров от проекта:

Получение доступа к ЦА через СМИ и во время проекта (отбивка в PR и рекламе, брендинг/интеграция в проект)

Качество контакта с аудиторией

Качество аудитории

Сложности:

Планируют проекты заранее

Часто имеют уполномоченные агентства для проведения проектов

Могут активно вмешиваться в проект

Меценатство – безвозмедное инвестирование средств в проект.

Способ работы: рассылка предложения о поддержке

Принцип подбора: поддержка других проектов выбранной области

Наиболее распространенные ожидания от проекта: социальная позиция или работа на имидж мецената вообще

Источники финансирования / Государство

Управление делами Президента (имеет отдельные бюджеты на поддержку тех или иных проектов)

Федеральные и московские программы развития той или иной области (культура, спорт, образование, туризм, малое предпринимательство и т.д.)

Региональные структуры

Особенности взаимодействия с госструктурами:

Сложный вход (личные контакты)

Чиновничья психология (не понимание специфики проектов)

Сложная отчетность

Источники финансирования / Доходы от проекта

Оплата услуг за организацию, management fee (может быть фиксированной суммой или % от бюджета) или % от прибыли проекта

Платное участие потребителей

Билеты


Платный вход

Платное участие точек продаж

Услуги и предметы (дизайнеры, школы, мастерские)

Еда


Собственная сувенирная продукция

Майки, шапки

Дизайнерские вещи

Сопутствующие товары

Проверка эффективности проекта

Продолжаете ли вы хотеть сделать этот проект когда все посчитано

Оценка стоимости контакта: бюджет проекта «/» на количество участников

Вероятность нахождения финансов и людей для проекта

Соотношение прибыли к затратам времени. Уточнение собственных ожиданий от проекта.

Искусство продюсирования является искусством управления творческими процессами. Это управление построено не на ограничении, а на расширении свободы каждого субъекта коллективного творчества. Предоставленная свобода оказывается наиболее эффективным механизмом управления: каждый участвует в проекте в той мере, в какой может совладать со своей свободой.

Неспособность совладать со своей свободой означает потерю репутации и творческой самостоятельности.

Творчество до сих пор по большей части мыслится как процесс индивидуальной самореализации. Поэтому его рассмотрение является достоянием не столько социологии и управленческой теории, сколько психологии. Есть социология культуры и отдельных субкультур (например, музейной, кинематографической, театральной и т.д.), социология искусства и проч., но социология творчества существует в зачаточном состоянии.

Однако творчество давно превратилось в производственный процесс, которому присущи свои формы:

разделения труда,

институционального распорядка,

временных рамок,

властных регламентаций,

взаимосвязи с рынком.

Всё это позволяет рассматривать проблему творчества не столько как психологическую, сколько как социологическую проблему. Управление творчеством – это тоже, соответственно, проблема социологии продюсирования/управления.

Везде выше под "продюсером" не обязательно понимается некий специалист-продюсер персонально. Роль продюсера может выполнять один человек (и часто так бывает), может небольшая команда с разделением труда и специализацией внутри, а может целая компания, в которой production – формализованный технологический процесс.

За современным субъектом управления в сфере культуры прочно закрепилось определение «менеджер культуры», существенным преимуществом которого оказалась способность не просто встраиваться в уже существующие отношения, но разрабатывать и реализовывать собственные проекты и программы в области культуры, стимулирующие интерес к этой сфере и вовлекающие в нее все большее количество субъектов общественной жизни, тем самым повысилась их социальная ответственность.

Менеджер культуры – это профессиональный организатор, способный к выбору ценностных приоритетов, необходимых для выживания и поступательного культурного развития региона. В этом и отличие его от узкоотраслевых менеджеров.

С древних времен существовали места «официального» проведения досуга – священные и обрядовые. Причем, обряды, связанные именно с молодежью, занимали значительное место.

Уже в античной Греции появились театры, стадионы, гимназии, библиотеки, храмы. А римская культура подарила миру первые многофункциональные центры – термы, которые включали помещения массажа и бань, бассейнов, спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для диспутов.20

В средние века разнообразие объектов досуговой деятельности объясняется расслоением общества. Это дворцы и загородные резиденции феодалов (балы, турниры, пиры) и простые цеха ремесленников, выполняющие роль первичных клубных ячеек. Духовенство имело особые центры: монастыри, включавшие множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки, гостиницы, школы, винодельни, сельскохозяйственные угодья, живописные и скульптурные мастерские. [12]

В то же время складывалась структура нецерковных образовательных учреждений. Появились первые университетские города. Устроенные по принципу монастырей, они содержали часовню, зал, ворота – ведущие звенья в структуре колледжа. Даже в то время зал был одним из важнейших элементов университетской жизни - как место общих собраний молодых людей, встреч и трапез.

В период капитализма снова появляются общедоступные досуговые сооружения – театр, выставочная галерея, парки. Рабочие проводят свободное время в «питейных заведениях» - кафе, таверне, бистро, пивной, баре, некоторые из которых включали элементы клубной работы. Зарождаются первые клубы по профессиональным и товарищеским признакам.21

В середине Х1Х века происходит развитие зрелищно-развлекательных форм – кино, варьете, луна-парк (индустрия развлечений), где молодежный характер развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет главную роль.22

Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными досуговыми комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи. Таким образом, создание молодежных центров - это явление социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом. Накапливается огромный опыт таких сооружений.

В 20 - 30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры, разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. Выдвигаемые идеи «забегают» далеко вперед, не всегда имея средства на осуществление. (1930 г. Леонидов. Поисковый проект Дворца культуры – культурно-общественный центр крупного жилого района).

Однако, в начале ХХ века не были воплощены в жизнь имеющиеся проекты домов молодежи - в 1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские секции при домах и дворцах культуры общего типа.23

Лишь в 50 - 60-е годы происходит возвращение к данной проблеме. Намечается переход от проектирования отдельных зданий к проектированию культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений культуры по видам обслуживания и по контингенту обслуживания.24

С появления в 1956 году клуба молодежи Петроградской стороны в Ленинграде и Одесского клуба молодежи началось активное движение молодежных клубов, идеи домов молодежи снова стали актуальны. Разработаны были дома молодежи в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Целинограде, Донецке, Ташкенте, Ленинграде, Кишиневе, Минске, Свердловске, Владивостоке, Краснодоне, Благовещенске, Казани, Ереване.

За рубежом схожие социальные процессы приводят к появлению многофункциональных культурных центров и постановке проблемы организации молодежного досуга.25

Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа – очаги культуры молодежи Франции. Их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это нечто большее. чем клуб. Программа деятельности вырабатывалась и осуществлялась членами клуба (развлечения; физическая, практическая, интеллектуальная, художественная деятельность, информация; спектакли; путешествия; общественно-бытовое обслуживание).

Другой элемент молодежного досуга во Франции - дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не являлись рядовым элементом социального оснащения города, но высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.

Особенностью молодежных учреждений в Болгарии (как и во Франции) являлось соблюдение масштаба, соответствующего назначению (нет гигантомании и представительности). Их главная цель - непринужденный воспитательный процесс и определение интересов молодежи.

В ГДР существовавшие детско-молодежные учреждения подразделялись на:26

1. централизованные молодежные клубы;

2. молодежные секции при ДК, учебных заведениях;

3. Дома пионеров, Дома науки и техники для школьников;

4. спортивные залы, комплексы и зоны отдыха. Были также примеры объединения молодежного и спортивного центров - Молодежный центр «ФРАНКЕНХОФ» в Эрланген.

В Японии – молодежные центры вынесенные, за городскую черту (молодежный комплекс в префектуре Сига, молодежный центр на острове Окинава), решают проблему развлекательного отдыха; в черте города центры выполняют еще и просветительные, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Титибу).27 Во многих городах США, Канады, Англии и др. молодежные центры располагаются при университетских комплексах. В г. Беркли (США) функционировал «центр активности» – комплекс общественно-культурного центра Калифорнийского университета. Здание просветительного центра в г. Этибикок (Канада), которое входит в состав общественного центра города, является местом, где собираются студенты, преподаватели и жители города, обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем областям знаний. Обширный практический опыт проектирования молодежных центров подкреплялся теоретическими работами. Начиная с 60-х годов, отвечая требованиям времени, наряду с практическими, ведутся теоретические разработки многофункциональных центров, универсальных досуговых центров, молодежных творческих центров. После постройки дворца пионеров на Ленинских горах, Московского института электронной техники в г. Зеленограде их автором (Новиковым Ф.А.) закрепляются в теории найденные на практике принципы, защищается диссертация по архитектурной композиции многофункциональных комплексов.

Работы Лежавы, с предложенным им Комплексным центром свободного общения, разделение его на сферы, группы и зоны; теория градостроительного применения комплексных центров свободного общения – были мощным основанием для теоретических работ в сфере досуговых центров, клубных сооружений.28 Так, в работе Теркуновой Т.В. предложен Центр досуга для подростков, призванный решить уже специфические, но схожие задачи (расширение группы помещений творческого развития по сравнения с другими; наличие специфических групп помещений (интеркоммунивная зона, методический центр, зона профориентации, музей профтехобразования); возможность широкого выбора видов деятельности). Усманов М.С. разработал сеть учреждений досуга молодежи для крупнейшего города из 4-х элементов с подробной проработкой каждого (Городской Дом молодежи, клубы по интересам уникального характера, централизованный молодежный клуб, первичный клуб молодежи).

Основная идея работы Еханиной Е.Г. – создание равноценных по функциональному назначению и действующих независимо друг от друга локальных систем, состоящих из демонстрационно-зрелищного центра и клубных деятельностных комплексов. Исследования Алтанова В.С., Щеглова А.В. Кравченко А.М. Винярского и другие показывают принципы организации центров досуга, уделяют внимание гибкой планировочной структуре и художественно- эстетическому образу, необходимой кооперации и принципам объединения групп учреждений.

Накопленный теоретический и практический опыт создания учреждений досуга для молодежи богат и актуален для настоящего применения. Однако, в настоящее время существуют определенные временные, культурные, экономические факторы свидетельствующие о необходимости разработки архитектурной среды организации именно студенческого досуга, как особой части досуга молодежного.

Проблеме студенческого досуга посвящена работа Лебедева Г.Г., но в ней рассматривается обеспечение только спортивной составляющей досуга. Вынесено было предложение по объединению вузов в группы по территориальному признаку. В каждой группе формировался и размещался спортивный комплекс (клубные помещения с залом на 900 мест), спортивная база с расширенными функциями, спортивно-оздоровительная база отдыха (одна на 4 группы вузов).

Также предлагалось к некоторым досуговым комплексам добавить культурную составляющую. Но она подробно не разрабатывалась и носила дополнительный характер. Прием создания групп вузов для анализа и планирования дальнейшего развития инфраструктуры вузов Екатеринбурга предложен в работе Н.Журавлевой.

В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений решением коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10 было рекомендовано министерствам культуры в составе Российской Федерации, органам культуры исполнительной власти краев, областей, национальных образований, с учетом местных особенностей и условий подготовить проекты нормативных правовых актов и в соответствии с действующим законодательством внести их на утверждение в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации. И в соответствии с Приложением № 2 к указанному решению коллегии Минкультуры России все творческие коллективы являются клубными формированиями.

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским, художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.29

К клубным формированиям относятся: кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и куры прикладных навыков и знаний, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительного, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое.

Нарушение меры в любом виде деятельности (обычная репетиция, концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше; здесь тоже есть свои границы, когда деятельность клубного формирования становится утомительным и даже начинает раздражать.

У современных клубных формирований есть еще важная специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека – создание гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей. Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами, поднимала их. Не должно таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии с бессодержательностью занятий и устарелостью их форм.

На фоне плохо организованных занятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у молодых людей потребность активного участия в них.30

В педагогическом плане, деятельность клубного формирования, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных клубных формирований должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг в рамках клубного формирования выступает и как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс и называется социализацией, а клубное формирование является институтом социализации. «Основа клубной работы, которая опре­деляет ее организационно-творческую стабильность, социально-культурную активность и общественную значимость, — несомненно, коллективы самодеятель­ного художественного творчества и любительские объединения по интере­сам. Именно в них происходит массовый процесс культурно-творческой саморе­ализации личности».

Деятельность клубного формирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека. Клубные формирования придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение клубного формирования, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.31


Каталог: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет