Адамово изгнание из рая



Дата20.05.2020
өлшемі66.5 Kb.





Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

22.02.2015

АДАМОВО ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ.
Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день святая Церковь вспоминает двух святителей, которые положили жизни свои для служения Церкви Христовой и для проповеди Евангелия во многих местах и странах, где им Господь привёл служить - это святитель Тихон, патриарх всероссийский, и святитель Иннокентий, архиепископ Иркутский. Но сегодня, в день заговенья перед Великим Постом, наше преимущественное внимание обращено к другой теме: воспоминанию Адамова изгнания из рая, которое Церковь полагает нам сегодня для нашего нравственного назидания.

Мы должны с вами вспомнить сначала, а как же произошло это великое горе, трагедия в истории рода человеческого. Еву сотворил Господь из его ребра Адама, показывая тем самым, что Ева одной природы и плоти и равного достоинства с ним. Господь, сотворив первых людей, поместил их в раю. Это был прекрасный сад, в котором было преизобилие благ земных и необыкновенная красота и блаженство. Первые люди ни в чём не нуждались и ни о чём не заботились, и Бог, как сказано в Библии, ходил в прохладе рая и беседовал с ними. Человек был создан Богом как венец всего видимого и невидимого, венец всего Божественного творения. Он совмещал в себе, и совмещает до сих пор, два мира: мир духовный и мир материальный; мир невидимый и мир видимый. Господь поставил человека хозяином всей твари и всей сотворенной природы и всего космоса, и человек являлся другом Божиим, соработником и сотворцом Его, который должен был привести всё творение в послушание Господу и должен был хранить и возделывать рай, заботясь о той красоте, которую создал Бог. Об этом величии человека прекрасно говорил Державин:

Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

В этом противопоставлении, в котором Державин рисует величие человека одновременно в его близости к этому тварному миру, и состоит красота райской жизни первых людей: Адама и Евы. Адаму подчинялось всё животное царство. Библия говорит нам, что Господь привёл всех животных перед Адамом, и Адам давал им имена, тем самым показывая своё господство над животными. И в этом наречении имён животным Адам проникал в самую сущность тварей, сотворенных Богом. Называя их, он глубоко видел характер животных, их способности, их силу.

Недолгим было блаженство первых людей в раю. Дьявол, который задолго до творения человека уже отпал от Бога, позавидовал человеку и, вселившись в змея, предстал перед Евой. Искушая её, он говорил такие льстивые слова: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? Ева отвечает ему: «плоды с древ мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3; 1-3). И дьявол далее лжёт и говорит Еве: «нет, не умрёте, - дьявол выставляет Бога обманщиком человека, - но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3; 4-5). И при этих словах глаза Евы загорелись этим желанием, она была объята сильным вожделением. Эти плоды древа, на которые она всегда смотрела спокойно и равнодушно, показались ей необыкновенно нужными, приятными на вид и, наверное, вкусными. И Ева не удержалась, сорвала этот запретный плод, вкусила от него сама и дала Адаму. Адам ел, и вместе они согрешили.

И когда вкусили они от этого плода, произошло некое изменение в их человеческом естестве. Что же открыли для себя первые согрешившие люди? Открытие было совершенно удивительным, наивным и страшным. Они увидели, что они наги и поэтому скрылись, ранее открыто гуляя по раю и не чувствуя никакого стыда от этого состояния. Они сшили себе опоясания из смоковных листьев и уже скрывались где-то в тени деревьев, стыдясь выйти и встретиться с Богом.

Господь знал, как Бог, об этом преступлении. Как сказано в Библии, гуляя в прохладе рая, Он искал Адама и спрашивал: «Адам, где ты»? Наверное, ранее не надо было его искать, он совершенно открыто всегда ходил, и Господь знал, где Его творение. Адам, услышав голос Бога, призывающего его, не стал произносить слов покаяния, а сказал:

«Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

И сказал Господь Бог:

«Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3; 11). И вместо слов покаяния Адам тогда говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3; 12). Таким образом, Адам Бога выставляет виновником произошедшего, потому что Он создал жену.

Далее, Бог спрашивает жену, не ела ли она от плода? А жена перекладывает свою вину на змея и говорит: «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3; 13).

И вот за это преступление, за это нарушение заповедей Божиих, которое выражалось в непослушании, скрывается очень много грехов: это и отречение от Бога; это и нарушение поста; это и ниспадение в гордыню; это и лукавство, и ложь, которые сразу входят в жизнь и в естество Адама и Евы.

Так и в нашей жизни каждый грех, совершённый нами, тянет за собой другой грех, и эта неразрывно, жёстко связанная цепь окутывает человека и порабощает его, порой, всецело.

Адам и Ева были изгнаны Богом из рая, и у входа в рай был поставлен херувим с огненным мечом, который закрывал вход в этот прекрасный сад. Адам, когда лишился этого блаженства, горько плакал. История Ветхого Завета и предание Церкви говорит, что он плакал всю оставшуюся жизнь. А жил он после изгнания из рая более девятисот лет. Смерть постепенно вошла в род человеческий. Адам ещё был полон энергии и Божественной жизни, и поэтому эта жизнь затихала в нём постепенно. Только один из ветхозаветных пророков, праотцев, прожил больше, чем Адам, на несколько десятков лет. Адам прожил девятьсот тридцать лет. А далее жизненные силы стали истощаться в людях, и за две тысячи лет до Рождества Христова продолжительность жизни была примерно такая же, как у нас с вами. Пророк Давид говорит, что дни лет жизни нашей - шестьдесят лет. Если в силах, то семьдесят или восемьдесят лет, и большая часть из них в скорбях и болезнях.

Адам обрёк на страдания род человеческий. Хоть этот поступок являлся его личным грехом, прародительским грехом, но есть в догматике такое понятие, как первородный грех. Он включает в себя все последствия грехопадения Адамова. Они страшны, они тотальны, они разрушительны: в болезнях жена будет рождать детей; земля проклята через грех человеческий, тернии и волчцы она произрастит, и лишь титаническим трудом человеческим она способна будет давать прекрасные и добрые плоды. Все стихии мира, стихия природы помрачились и осквернились грехом человеческим. В животный мир вошли вражда, ненависть, кровожадность, которых ранее они не имели. Человеческое естество расстроилось, потеряло гармонию. Личность человеческая распалась на дух, душу и тело, порой противоборствующие друг с другом и живущие совершенно разными интересами и разными стремлениями. Наконец, смерть вошла в род человеческий, и тело человека стало смертным. И склонность ко греху появилась после грехопадения Адама, и многие другие страшные последствия. Образ Божий, по которому сотворён человек, помрачился в человеке. Иногда в нас исчезает до неузнаваемости свой первообраз.

Дорогие братия и сестры. Адам горько плакал об этой утрате. Наш хор сегодня пел это песнопение, которое называется «Плач Адама». Это настоящий реквием по невосполнимой утрате в жизни.

Седе Адам прямо рая,

и свою наготу рыдая плакаше:

увы мне, прелестию лукавою увещанну

бывшу и окрадену и славы удалену!

Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!

Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся:

ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:

в землю бо пойду, от неяже и взят бых.

Милостиве щедрый, вопию Ти:

помилуй мя падшаго.


Мы вспоминаем это грустное событие сегодня и, вспоминая его, Церковь говорит о том, что не всё потеряно в нашей жизни. Потому что Господь, изгоняя Адама и Еву из рая, дал им обетование, не оставил их без надежды. Он сказал, что семя жены сотрёт главу змея, то есть, тот, кто родится от Жены – Мессия, сотрёт главу змия и восстановит утраченную справедливость, и рай снова станет доступным и возможным для человека. Только чтобы наследовать эти райские обители или Царство Небесное, что являются синонимами, человек должен проявить своё неравнодушие, своё стремление. Он должен найти Бога в этой жизни, чтобы с Ним быть и в жизни будущей.

Обретение Бога и соединение с Ним происходит в Церкви Христовой, которая основана страданиями, крестной смертью, излиянной Кровью из Пречистых Ребр страдающего на кресте нашего Господа. Он создал Церковь как место спасения для человека. И врата адовы не одолеют этой Церкви до конца веков. Через принадлежность к Церкви, через благодатную жизнь церковную, участие в таинствах Церкви человек сможет вернуть это райское блаженство, которое потерял Адам. И как верное средство для возвращения потерянного, утраченного рая Церковь предлагает нам в это время наступающее Великого Поста - пост и молитву. Это два реальных, сильных средства, которые способны помочь человеку вернуть райское блаженство. И дай Бог, чтобы это время Святой Четыредесятницы, в которое мы с вами вступаем, было временем возвращения блудных, грешных детей к любящему нас Отцу Небесному. Аминь.







Каталог: files -> PropovediTEXT
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
PropovediTEXT -> Евангелие о Закхее. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
PropovediTEXT -> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа 02. 08. 2009г. О насыщении народа пятью хлебами. Память пророка Илии


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет