Анатомия человека



Дата26.04.2016
өлшемі49.65 Kb.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА"

НАВЫКИ работы с элементарным хирургическим инструментарием (скальпелем, пинцетом, зажимом, ножницами, расширителем), приобретаемые в ходе препарирования.
УМЕНИЯ

  1. Умение приблизительно определить по визуальным признакам конституциональный тип человека ( мезо-, брахи- или долихоморфный).

  2. Умение выявить диспропорции частей тела, деформации его частей, визульно определимые аномалии и пороки развития.

  3. Умение правильно найти и пальпировать костные ориентиры тела человека: остистые отростки позвонков; яремную вырезку, мечевидный отросток и угол грудины; реберную дугу; подгрудинный угол; скуловую дугу; сосцевидный отросток височной кости; надбровную дугу; подбородочный выступ; наружный затылочный выступ; передний и задний роднички (у ребенка); угол нижней челюсти; ключицу и ее концы; ость, акромион и нижний угол лопатки; медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости; локтевой отросток одноименной кости и ее задний край; шиловидные отростки костей предплечья; гороховидную кость; подвздошный гребень; переднюю верхнюю подвздошную ость; седалищный бугор; большой вертел бедренной кости; надколенник; бугристость и передний край большеберцовой кости; головку малоберцовой кости, медиальную и латеральную лодыжки; бугор пяточной кости; ладьевидную, медиальную клиновидную и кубовидную кости предплюсны; бугристость Y плюсневой кости.

  4. Умение продемонстрировать и правильно назвать движения, осуществляемые в основных суставах тела человека: суставах позвоночного столба; соединениях позвоночного столба с черепом; грудино-ключичном, плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, запястно-пястном суставе первого пальца кисти, пястно-фаланговых и межфаланговых суставах кисти, тазобедренном, коленном, голеностопном, подтаранном/таранно-пяточно-ладьевидном суставах.

  5. Умение найти и пальпировать мышечные ориентиры тела человека: жевательную мышцу; грудино-ключично-сосцевидную мышцу; трапециевидную и широчайшую мышцу спины; мышцу, выпрямляющую позвоночник (в поясничном отделе); прямую мышцу живота; большую грудную мышцу; двуглавую, трехглавую мышцы плеча и борозды между ними; лучевую и локтевую борозды предплечья; портняжную мышцу; двуглавую мышцу бедра; связку надколенника; переднюю большеберцовую мышцу; икроножную мышцу; пяточное (ахиллово) сухожилие, отводящие мышцы I и Y пальцев кисти и стопы.

  6. Умение продемонстрировать и проверить на другом человеке работу всех мышечных групп головы, шеи, туловища и конечностей с обозначением соответствующих нервов (см. приводимую ниже таблицу).

  7. Умение правильно, с использованием нужных ориентиров, обозначить проекционные линии на туловище человека.

  8. Умение правильно очертить на кожной поверхности с учетом их скелетотопии контуры органов: околоушной, поднижнечелюстной, щитовидной и поджелудочной желез, гортани, легких и плевральных полостей, тимуса, сердца, пищевода, желудка, печени, дна желчного пузыря, отделов тонкой и толстой кишки, червеобразного отростка, почек, селезенки.

  9. Умение выявить на рентгенограммах скелета: придаточные пазухи носа, черепные ямки, турецкое седло, компоненты костей туловища и конечностей с учетом их возрастных особенностей.

  10. На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить органы, описать их части и присущие органам особенности строения (если они выявляются): пищевод, гортань, трахея и бронхиальное дерево, сердце, желудок, отделы тонкой и толстой кишки, желчные пути, экскреторное дерево почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, матка и маточные трубы.

  11. Умение определить проекции главных сосудисто-нервных пучков: шеи, плеча, предплечья, бедра, голени и стопы, а также артериальных дуг кисти.

  12. На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить главные сосудистые стволы и их основные ветви.

  13. Умение найти точки определения пульсации и возможного пережатия артерий: поверхностной височной, лицевой, общей сонной, плечевой, лучевой, бедренной, задней большеберцовой, тыльной артерии стопы.

  14. Умение правильно проецировать и, если они выявляются, продемонстрировать основные поверхностные вены верхней и нижней конечностей.

  15. Умение определить положение (места пальпации) основных групп лимфатических узлов: подбородочных, поднижнечелюстных, сосцевидных, затылочных, глубоких шейных (яремных - яремно-двубрюшного и яремно-лопаточно-подъязычного), надключичных, подмышечных, паховых.

  16. Умение определить места выхода под кожу: конечных ветвей тройничного нерва, стволов лицевого нерва, кожных ветвей шейного сплетения, большого затылочного нерва, тыльных ветвей локтевого и лучевого нервов, подмышечного нерва, подкожного нерва (n. saphenus), поверхностного малоберцового нерва.

  17. Умение очертить зоны кожной иннервации периферических нервов.

  18. Умение объяснить формы практического использования схем сегментарной и периферической кожной иннервации.

  19. Умение правильно воспроизвести схемы: а) поперечного среза груди (положение органов, ход плевры, плевральные полости и средостение); б) правого и левого сагиттальных, верхнего и нижнего горизонтальных срезов брюшной полости (положение органов, ход брюшины; в) срединного сагиттального среза малого таза мужчины и женщины (положение органов, ход брюшины); г) поперечного среза спинного мозга с системой спинномозгового нерва; д) поперечных срезов продолговатого мозга, моста и мозжечка ( см. ниже).

20. Умение описать в основных чертах возможные осложнения или клинические проявления:

    • воспалительного процесса в мягких тканях головы, в том числе в области лица (треугольник смерти);

    • воспалительного процесса в межфасциальных клетчаточных пространствах шеи;

    • воспалительного процесса в тканях пальцев кисти;

    • нарушения целостности стенок грудной полости;

    • врожденных дефектов диафрагмы;

    • локального истончения мышечно-фасциальных слоев брюшной стенки или послеоперационных рубцов в ней;

    • нарушений иннервации основных мышечных групп области головы, шеи, туловища, конечностей с указанием соответствующих им нервов;

    • воспалительного процесса в носоглотке, барабанной полости (в том числе у ребенка);

    • нарушения целостности слизистых оболочек;

    • аномалий и дефектов развития мышечных оболочек, нарушений механизмов их иннервации;

    • спаек брюшины;

    • воспаления брюшины;

    • воспаления брюшины в малом тазу женщины;

    • незаращения влагалищного отростка брюшины у мужчины;

    • отека голосовых складок гортани у ребенка;

    • дегенерации эластической стромы легкого;

    • отрыва сосочковой мышцы миокарда;

    • нарушений конфигурации створок клапанов сердца;

    • облитерации артериального или венозного сосуда;

    • повышения давления в системе воротной вены (портальной гипертензии);

    • попадания опухолевой клетки в лимфо(крово)ток;

    • локального поражения мозга в разных уровнях пред- и постцентральной извилин;

    • локального поражения мозга в зоне расположения речевых анализаторов;

    • блокады отверстий Монро, Люшка, Мажанди (межжелудочковое отверстие, срединная и латеральные апертуры IY желудочка);

    • поражения того или иного черепного нерва;

    • поражения корешков спинного мозга, спинномозгового нерва, его передней или задней ветви;

    • поражений длинных ветвей соматических сплетений (шейного, плечевого, поясничного, крестцового).

Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Приемная кампания
img -> Министерство здравоохранения и соцразвития
img -> Эндокринная система
img -> Кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии сф
img -> Лекция «Синдром легочного инфильтрата. Тактика ведения больных с внебольничной и нозокомиальной пневмонией.»
img -> Рейтинговый (конкурсный) список поступающих на стоматологический факультет
img -> Инструкция: для каждого вопроса или незаконченного утверждения
img -> Гликокаликс включает в себя? Химический состав биологических мембран?


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет