Цели: Обучающая изучить простое вещество алюминий и научиться применять полученные знания на практике



Дата28.04.2016
өлшемі62.31 Kb.
Алюминий. Соединения алюминия Амфотерность.

Цели: Обучающая – изучить простое вещество алюминий и научиться применять полученные знания на практике.

Развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, перенесении содержания научно-познавательного текста в форму схем; развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли.

Воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.



Тип урока:

изучение нового материала.



Форма организации учебной деятельности учащихся:

групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.



Технология: критического мышления

Методы и приемы обучения:

поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль.



Оборудование урока:

алюминий, соляная кислота и гидроксид натрия, лабораторное оборудование,.



Содержание урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

1 стадия – Вызов. Элемент главной подгруппы -

Легкий металл.

Он “крылатый”, серебристый, но не кристалл.

Образует оксид амфотерный и ток.

С ним галлий и индий не одинок.

На доске зашифрованное слово МЮНЙАИИЛ. Что это? (слайд1)

Учащимся учитель дает задание разного характера по обнаружению вещества, о котором пойдет речь.

1 группа – определить элемент по его полной электронной формуле.

2 группа - определить элемент по краткой электронной формуле.

3 группа - найти элемент, в ядре которого 13 протонов

4 группа – найти элемент, который находится в 3 периоде, в 3 группе, в

главной подгруппе


Выясняется, что все это алюминий. Записывается тема урока. Какие ассоциации у вас возникают при слове «Алюминий»? Прием “Ассоциация”
Белый серебристый металл

Легкий


Обладает большой электро- и теплопроводностью

Применяется в самолетостроение, быту…


Учитель: А знаете ли вы..(беседа)

Каким способом впервые получили данный металл?

Встречается ли алюминий в природе в чистом состоянии?

Какие соединения это элемента вам известны?

Почему его называли «Серебро из глины»?

Происходит ли химическая реакция, когда вы наливаете воду в алюминиевую кастрюлю?

Можно ли варить кислые компоты в алюминиевой посуде?
Какова же цель нашего урока?

Учащиеся формулируют цель: Узнать о свойствах алюминия и его соединений, способах получения, областях применения.



Работа по учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 9класс

2 стадия – Осмысление новой информации

1 группа. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.

Дайте характеристику алюминию по положению в ПСХЭ по плану:

А) порядковый номер.

Б) атомная масса.

В) период (малый, большой).

Г) группа (подгруппа: главная или побочная).

Д) химический знак.

Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов, электронная формула).

И) оксиды.

К) летучие водородные соединения


Группа 2. Физические свойства алюминия.

Изучите физические свойства по плану и составьте схему:



  1. Определите агрегатное состояние вещества при н. у.

  2. Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?

  3. Плотность алюминия (лёгкий или тяжёлый металл).

  4. Плавкость (легко- или – тугоплавкий) металл.

  5. Является ли проводником тока?

  6. Обладает ли ковкостью?

  7. Выявите закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

(слайд3)


Нахождение в природе и получение.(беседа)
Учитель: Встречается ли алюминий в природе в чистом состоянии? Почему? (слайд4-6)

В качестве, каких природных соединений встречается алюминий?

Почему его называли «Серебро из глины»?

Учитель: Впервые Al был получен датским физиком Эрстедом Х. в 1825 г. Название элемента происходит от лат. алюмен, так в древности называли квасцы, которые использовали для крашения тканей. Позже в 1827 г. немецкий химик Фридрих Велер получил алюминий следующим способом: AlCl3 +3K= 3KCl + Al (слайд7,8)


Химические свойства.
Учитель: Как вы думаете, алюминий - это химически активный металл? Ответ обоснуйте.
Ученик: Алюминий - это активный металл. Т.к. в природе он содержится только в виде соединений и в свободном виде не встречается. В электрохимическом ряду напряжений он находится сразу же после щелочных и щелочноземельных металлов, что говорит о его высокой активности.
Учитель: Реагирует ли алюминий с водой? Обратимся к учебнику схема 13 с.109 Какие продукты должны получиться? Видите ли вы изменения? (Учащиеся разглядывают алюминиевую проволоку в пробирке с водой, в которой ничего не произошло) В чем причина? Как вы думаете?

Учитель: Найдите ответ в тексте учебника с.127. Прием “Пометки на полях”

Учащиеся делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Ученик: Алюминий покрыт прочной ок­сидной пленкой. Если эту пленку снять, алю­миний будет реагировать с водой. Самый простой способ удаления оксидной плен­ки — зачистка поверхности наждачной бума­гой.

Алюминий без оксидной пленки реагиру­ет с водой при обычной температуре:

2А1 + 6Н2О = 2Al(OH)3↓ + ЗН2

Учитель: От чего может защитить оксидная пленка? Мож­но ли транспортировать концентрированные азотную и серную кислоты в алюминиевых цис­тернах?

Учащиеся: Оксидная пленка защищает алюминий также от воздействия концентрированных азотной и серной кислот, поэтому их мож­но транспортировать в алюминиевых цис­тернах.

Учитель: Можно ли использовать алюминиевую посуду?

Можно ли варить кислые компоты в алюминиевой посуде? Работа с текстом приложения.


Лабораторный опыт: взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей.
Оборудование и материалы: гранулы алюминия, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, лучина, спиртовка, зажим, пробирки.
Цель опыта: изучить химические свойства алюминия.
Учитель: Ребята, как вы определите, что выделяющийся газ - водород?
Ученик: Внесем в пробирку горящую лучину. Водород сгорит с характерным звуком.
Какие кислородные соединения образует алюминий?
Ученик: Оксид алюминия и гидроксид алюминия.
Учитель: Рассмотрим более подробно гидроксид алюминия. Видеофрагмент «Амфотерные свойства гидроксида алюминия» (см. «Электронный учебник Г. Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 9класс») Какие свойства проявляет гидроксид алюминия?
Ученик: Амфотерные. Т.е. может взаимодействовать и с кислотами и со щелочами.
Учитель: Запишите уравнения реакций взаимодействия гидроксида алюминия с серной кислотой и с гидроксидом натрия в тетради.
Обратите внимание на растворимость гидроксида алюминия и растворимость продуктов реакции. Что будет происходить в ходе этих превращений?
Ученик: Нерастворимый в воде гидроксид алюминия в ходе обеих реакций будет растворяться.

Применение (слайд 9 ) беседа



  1. Авиа-, авто-, судо- и приборостороение

  2. Изготовление проводов

  3. В виде сплавов

  4. Алюминотермия - это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

Al + Fe3O4 = ?

Рефлексия. Прием “Синквэйн” Учащиеся составляют синквейн о приобретенных знаниях и умениях:

Алюминий

Легкий, переходный

Прокатывается, проводит, блестит

Гидроксид амфотерный

Восстановитель

И Выполняют тестовые задания(слайд 9 переход по гиперссылке)

1. Кто получил алюминий нагреванием хлорида алюминия со щелочными металлами калием или натрием без доступа воздуха?

1. Пристли

2. Менделеев

3. Велер

4. Пауле


2. Выберите физические свойства, характерные для алюминия:

  1. легкоплавкий, твёрдый, полупроводник.

2. тяжёлый, тугоплавкий, электропроводный,

3. лёгкий, электропроводный, серебристо-белый.

4. пластичный, токсичный, теплопроводный

3. Какой из данных металлов является менее активным, чем алюминий;

1. Na

2. Zn


3. Са

4. Мg


4. С какими из указанных веществ не реагирует алюминий:

1. СaО


2. НСl

3. Н 2О


4. NaOH

5. Какова электронная конфигурация атома алюминия:

1. 1s22s2p3

2. 1s22s2p1

3. 1s22s2p6; 3s2p1

4. 1s22s2p6; 3s2p6 3 d10 4s2

6. Допишите уравнение реакции

1. 4Al + 3C =

2. Аl +O2=

3 2Al+6HCl=

7. Какое место по распространенности в земной коре занимает алюминий

1. 1


2. 2

3. 3


4. 4

Взаимоконтроль 7 правильных ответов-«5», 5-6-«4», 4 и менее – «3»



Домашнее задание п.42 читать

на выбор: составить тест по теме или упр. 8 с. 130, задача 1, с. 131
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рефератның тулы исеме 1 Ясемин Демирджи, магистрант
files -> Урок по Новой истории в 8 классе по теме: США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
files -> Коммуникатив компетенция (аралашу осталыгы) формалаштыру. Компетенция
files -> Элективный курс «Абсолютная величина (модуль)»
files -> Техническое задание на выполнение мероприятия
files -> Программа реализуется в рамках образовательной программы мбоу дод «цвр «Тулпар», спортивно-технической направленности
files -> Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
files -> Ввести в действие с Приказ № от Директор Т. П. Матлина


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет