Центральное духовное управление мусульман России Духовная исламская религиозная организация – профессиональная образовательная организация медресе



Дата17.05.2020
өлшемі177 Kb.
түріУчебно-методический комплекс
Центральное духовное управление мусульман России
Духовная исламская религиозная организация – профессиональная образовательная организация МЕДРЕСЕ «БИЛЯР»


СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет

МЕДРЕСЕ «БИЛЯР»
протокол от 28.08.2017г.


УТВЕРЖДАЮ

ректор МЕДРЕСЕ «БИЛЯР»


________________ И.В. Тлявлин





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине: ФИКХ

Ульяновск 2017
Хвала Аллаху, Тому, Кто сотворил этот мир и наделил человека разумом! Слава Всевышнему Богу, Единому, Свят Он и Велик! Нет божества, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварища. Свидетельствую также с искренним сердцем, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит егоАллах и приветствует.

Одной из важнейших областей исламского образования является правовая наука (фикх). Значение фикха в Исламе велико по причине того, что эта религия, в отличие от всех остальных, четко регулирует абсолютно все процессы, как в индивидуальной, так и в социальной сферах общества и получение знание в этой сфере является необходимым для каждого мусульманина (мукаллафа).




Наименование дисциплины и основные дидактические единицы




Всего часов

Фикх: объект, предмет, задачи, функции, методы преподавания предмета фикх.

Настоящая программа курса «Фикх» предназначена для студентов медресе. Она составлена на основе учебного плана медресе для первого и второго курса.

Термин «Фикх» в арабском языке означает «знание или понимание чего-либо». В эпоху раннего Ислама слово Фикх стало употребляться применительно к религиозным законам в различных вопросах Исламского Шариата, будь то Акыда (Вероучение), Ахлякъ (Этика), Аль-Ибадат (Религиозные обряды поклонения), или Аль-Муамалат (Общественные отношения). Позже термин Фикх стал применяться в более узком значении, как Наука о религиозных законах в Исламском Шариате и вердиктах, связанных с действиями человека с точки зрения их принадлежности к той или иной категории (Фард, Ваджиб, Мандуб, Мубах, Макрух или Харам), а также о видах сделок и договоров, их правомочности, о дееспособности (или недееспособности) лиц, их совершающих. Таким образом, можно сказать, что термин Фикх стал употребляться только применительно к Аль-Ибадат (Религиозные обряды поклонения) и Аль-Муамалат (Общественные отношения), в котором употребляется и в наше время. Данная программа предполагает изучение Фикха с точки зрения мазхаба (религиозно-правовой школы) Имама Абу Ханифы и его учеников – Абу Юсуфа, Мухаммада Аш-Шайбани и Зуфара Ибн Аль-Хундайля.

В данной дисциплине «фикх», рассматриваются темы 1 и 2 курсов студентов медресе. 1 курс рассматривает 2 темы: тахарат (омовение) и молитва (намаз).

2 курс рассматривает 3 темы: пост (саум). закят ( налог, милостыня), хадж (паломничество).

На основе этих тем, разрабатывается методическое пособие.







192 ч.



Наименование дисциплин и основные дидактические единицы

Всего часов

Омовение (очищение)

Молитва (намаз)

Похоронные обряды

Пост


Закят (налог, милостыня)

Хадж (паломничество)



31

62

10



20

20

49



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ориентирует на научно - исследовательскую, преподавательскую, организационно-воспитательную виды профессиональной деятельности.

Цель дисциплины: формирование обще-профессиональной компетентности:

Дидактическая цель (учить, научить, изучить)

Воспитательная цель (воспитать любовь и интерес к фикху)

Развивающий цель (привит исследовательских и познавательных навыков)

Основная цель курса – получение человеком практических знаний и навыков в молитвенной практике и повседневной жизни, основанных на Коране и сунне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в рамках ханафитского мазхаба.

Задачи дисциплины:

Программа курса направлена на обучение студента основным нормам Корана и Сунны, выраженного в идждихаде факихов (заключении ученых). На занятиях формируются ценные, необходимые мусульманину нравственные качества, такие как Богобоязненность, обязательность, честность, терпеливость.



  • научить, обучить шариатским наукам, религиозным обрядом;

  • использовать общенаучные методы в решении профессиональных задач при обучении;

  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

  • содействовать развитию исследовательской позиции будущего педагога или имама в профессиональной деятельности;


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

Студент, прослушав курс должен знать постулаты вероубеждения и основные понятия и категории Фикха, а также уметь применять мусульманскую религиозную практику в своей повседневной жизни, проводить основные мусульманские обряды и Богослужения, различать основные и второстепенные вопросы фикха.



  • важность данной науки;

  • на что основывается данная наука ( Коран, сунна, иджмаг. Кыяс);

  • историю развития данной дисциплины;

  • история мазхабов и их появления;

  • ученых работавших в этом направлении ( Абу Ханифа, Абу Юсуф. Мухаммад) ;

  • определение понятия фикха;

  • Религиозные термины;

  • Омовение (очищение)

  • Молитва (намаз)

  • Похоронные обряды

  • Пост

  • Закят (налог, милостыня)

  • Хадж (паломничество)

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:



  • объяснять, доводить что такое фикх и его особенности и необходимость изучения данной дисциплины;

  • делать омовение;

  • выполнять молитвы;

  • проводить похоронные обряды;

  • вопросы касающихся поста;

  • выполнения обрядов паломничество;

  • закят ( обязательная милостыня );

  • описывать, объяснять образовательные процессы, процессы воспитания, обучения;

  • использовать общенаучные конкретно-научные методы для решения задач по фикху;

  • конструировать содержания образования на разных ступенях обучения;

  • делать выбор образовательных программ;

Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:



  • способами реализаций в профессиональной деятельности;

  • знаниями и навыками вопросах шариата;

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

1 курс

2 курс

Общая трудоемкость

192







Аудиторные занятия

183

91

92

Лабораторные работы




-




Самостоятельная работа




4

5

Рефераты /курсовая/

-







Вид итогового контроля




экзамен




Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел

Виды занятий

теория

ППЗ

сам.изучение




Омовение (очищение)

16



6

1

Виды воды

2







2

Виды нечистот

2







3

Загрязненная вода и её способы очищения

2







4

Очищение колодцев

2







5

Условия омовения

2







6

Обязательные действия в омовении

1







7

Суннаты омовения

1







8

То, что портит омовение

1







9

Как совершать омовение

1







10

Когда нужно брать омовение

1







11

Протирание на повязку

1










Полное омовение

5







12

Причины, обязывающие полное омовение

2







13

Обязательные действия в полном омовении

1







14

Суннаты полного омовения

1







15

Когда желательно брать полное омовение

1










Омовение песком (таямум)

10







16

Порядок совершения омовения песком

1







17

Обязательные действия во время омовения песком

1







18

Суннат омовения песком

1







19

То, что портит омовение песком

1







20

Условия омовения песком

2







21

Протирание кожаных носков

2







22

Условия протирания кожаных носков

2







23

Зачет

2










Молитва (намаз)

62







24

Условия молитвы

2







25

Время молитв

1







26

Времена при которых чтение молитв запрещено

1







27

Призыв на молитву (азан)

3







28

Условия правильности молитвы, т.е. то, что нужно, чтобы молитва считалась правильной

1







29

Молитва больных и слабых людей

2







30

Обязательные действия молитвы (фарз)

1







31

Нужные действия в молитве (ваджибы)

1







32

Поощряемые действия в молитве (суннаты)

1







33

Разрешенные действия в молитве

1







34

Действия, нарушающие молитву

2







35

Коллективная молитва

2







36

При каких условиях разрешено не посещать коллективную намаз (молитву)

2







37

Восстановление непрочитанных молитв

2







38

Успевание и опоздание на молитву

1







39

Забывание в молитве

1







40

Молитва путника

1







41

Молитва с общиной

2







42

Саджда – саху

2







43

Земной поклон при чтений Корана

1







44

Зачет

2







45

Пятничная молитва

2







46

Условия пятничной молитвы

1







47

Молитвы при затмении солнца и луны

2







48

Праздничная молитва

2







49

Условия праздничной молитвы

1







50

Молитва испрошения дождя

2







51

Молитва в месяц Рамадан

1







52

Молитва при опасности

2







53

Молитва в Каабе

1







54

Зачет

2









Похоронные обряды

10







55

Обмывание покойного

2







56

Заворачивание в саван

2







57

Заупокойная молитва

2







58

Похоронные шествия и похороны

2







59

Условия погребальной молитвы

2







60

Экзамен

3










Пост

20







61

Основы поста

1







62

Условия поста

2







63

Виды поста

2







64

То, что портит пост

2







65

То, что не портит пост

2







66

Возмещение поста

2







67

Дополнительные посты

3







68

Кому можно не держать пост

3







69

Игтикаф (благочестивое пребывание в мечети)

3







70

Зачет

2










Закят (налог, милостыня)

20







71

Кому обязательно выплачивать закят

2







72

Имущество, из которого выплачивается закят

2







73

Закят с золота и серебра

2







74

Закят с товаров

1







75

Закят верблюдов

2




1

76

Закят с коров и овец

2




1

77

Закят с лошадей и урожаев

2




1

78

Кому дается закят

1







79

Подаяние при празднике Разговения (садака аль-фитр)

1







80

Зачет

2










Хадж (паломничество)

49







81

Обязательные действия хаджа (фарз и ваджиб)

2







82

Поощряемые действия хаджа (суннаты)

2







83

Запреты ихрама

2







84

Вход в Мекку и таваф прибытия

2







85

Пребывание в долине Мина и на горе Арафат

2







86

Пребывание в долину Муздалифа

2







87

Отправление в Мину, бросание камешков в столбы, жертвоприношение, бритье волос

2







88

Таваф посещения и прощальный таваф

2







89

Умра (малое паломничество)

2







90

Совмещение Кыран т таматтуг

3




1

91

Месяцы хаджа

2







92

Нарушение правил хаджа и их искупление

3







93

Надеваний сшитой одежды и покрывание лица

3




1

94

Использование благовоний для тела и одежды

3







95

Подстригание ногтей и бритье волос

3







96

Оставление одного из ваджибов хаджа и несоблюдение порядка

2







97

Несвоевременное выполнение (с опозданием)

2







98

Охота в состоянии ихрама

2







99

Пересечение микатов не в состоянии ихрама

2







100

Запреты Харама (территории)

2







101

Невозможность продолжить Хадж

2







102

Зачет

2










Курбан (жертвоприношение)

10







103

Для кого жертвоприношение являются обязательным

2







104

Время совершения жертвоприношения

1







105

Животные, используемые для жертвоприношения

2







106

Недостатки животного, за которые его нельзя приносить в жертву

1







107

Какие животные разрешено резать

1







108

Экзамен

3











Тематический план

Всего

Теоретические

занятия


Лабораторные

занятия


1.

Модуль 1. Омовение (очищение)

31ч.



31ч.

-

2.

Модуль 2. Молитва (намаз)


62 ч.

62 ч.

-

3.

Модуль 3. Похоронные обряды


10 ч.

10 ч.




4.

Модуль 4. Пост

20 ч.

20 ч.

-

5.

Модуль 5. Закят (налог, милостыня)

20 ч.

20 ч.

-

6.

Модуль 6.Хадж ( паломничество)

49 ч.

49 ч.

-

Методика проведения занятий:


  1. Объяснение цели урока (2-3 мин.).

  2. Фронтальный опрос студентов по материалу предыдущего занятия (10-15 мин.).

  3. Преподаватель объясняет новый материал по принципу лекции (20-25 мин.).

  4. Подведение итогов, оглашение отметок за урок, домашнее задание (2-3 мин.).

Преподавание предмета фикх тесно и органично связано с преподаванием таких религиозных дисциплин, как Коран, арабский язык и Хадис.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков студентов осуществляется на контрольных опросах в течение учебного года письменно или устно по пятибалльной системе, а также на итоговых экзаменах в конце каждого семестра.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль №1

Тахарат (омовение, очищение) и его особенности: В данной теме рассматривается виды воды, виды нечистот, омовение порядок омовения, омовение песком, полное омовение, все виды очищение и приготовление которые должны совершатся перед выполнением молитвы.

Модуль № 2

Молитва (намаз): тема рассматривает порядок выполнения молитвы, условия молитвы и виды молитвы вопросы относящихся к молитве, данная тема является очень важной и требует тщательного изучения.

Модуль №3

Похоронные обряды (джаназа): в данной теме рассматривается все действия, которые связаны с погребением омовением и заворачиванием покойного в саван, знание, связанное с этим также является очень актуальным и необходимым.

Модуль № 4

Пост (саум): в данной теме рассматривается порядок соблюдения поста, виды поста значение поста для мусульманина и условия поста.

Модуль № 5

Закят (налог, милостыня) рассматривает налог выплачиваемая с имущества мусульманина при достижении определенного количество, из каких видов имущество, торговых, золота, серебро, виды урожая, и с животных, порядок выплаты и кому выплачивается.

Модуль № 6

Хадж (паломничество): рассматривается виды паломничество порядок совершения паломничества, условия и запреты, жертвоприношение в паломничестве.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:

Мухаммад Ашик

Исламское право (общедоступное изложение фикха)

Издательство «Иман» г. Казань 1999 г. Перевел с арабского Ильяс Давутов 1 часть

168 стр.

Дополнительная

Шамгунов И.К. Уфа г. 2005 год. 62 стр.

Абдулла Адыгамов Исламская право (фикх) г. Казань



2006 г. 108 стр.

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет