Дисциплины



бет1/10
Дата17.05.2020
өлшемі0.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10







  1. Требование ГОС стандарта


Биосфера и человек структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, основы экономики природопользования, экозащитная техника и технологии, основы экологического права, профессиональная ответственность, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды



2.Описание курса:

1. Название дисциплины – «Экология»

2. Код дисциплины – ЕНД

3. Тип дисциплины –теоретиико-практическое

4. Уровень курса – бакалавриат

5. Год обучения – 1 год



6. Семестр

7. Шакирбеков Д.Ш.-и.о. профессор и заведующий кафедры «Гуманитарных наук»

8. Необходимость дисциплины – наивысшая

9. Методы преподавания – классические и интерактивные

10. Система оценок – ( модульно – рейтинговая система )

11. Язык преподавания – русский

12. Форма занятий - дистанционная
3.Аннотация

В курсе изучаются основные проблемы взаимодействия человека и природы, современные экологические проблемы, а также ресурсно-экономические, правовые и социальные аспекты современной экологии.




4.Политика оценивания

Обязательное посещение лекционных занятий (5% от итогового балла), посещение семинарских занятий и активное участие в обсуждениях ( 10% от итогового балла), выполнение и активное выступление на самостоятельной работе с участием преподавателя (10% от ивового балла), написание рефератов и выполнение самостоятельной работы (5% от ивового балла). Предусмотрены № зарубежных (модульного) контроля; выполнение тестовых заданий для аудиторных модульно-контрольных работ. Каждый из них оценивается по 20 % от ивового балла. Кроме того имеются дополнительные итоговые поощрительные баллы (10 % от ивового балла) за устные ответы.

Выполнение вышеотмеченных требований, обеспечивает студенту получить положительные оценки на экзамене или зачете.
5. Цель и задачи дисциплины

От экологической грамотности специалистов различных отраслей экономики зависит защита окружающей среды от прямого загрязнения разрушения, снижение расурсо-материала и энергоемкости производства экологически чистых продукции. Исходя из перечисленных, во всех высших учебных заведениях страны введен курс Экология». Цель данного курса является формирование у студентов представлений о современном состоянии экологической науке, знаний об экологических проблемах в мировом масштабе и в отдельных районах, проводимых природоохранительные мероприятия, и многих других аспектах взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой


6.Учебная задача

Дать студентам знания и навыки в области овладения основами экологии, помочь в формировании у них представлений о современном экологическом состоянии в отдельных районах мира, об экологических проблемах в глобальном масштабе, проводимых природоохранных мероприятиях и многих других аспектах взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой.


Формы проведения занятий: лекции, семинары

7.Формы контроля:

– текущий контроль: 3 промежуточных письменных теста по группам;

– итоговая оценка выставляется по балльной системе: выводится суммарный балл за семестр, состоящий из баллов, полученных при текущем контроле и итоговом контроле с учетом посещаемости. Суммарный балл переводится в пятибалльную оценку.



8.Прериквезиты:
Учебные дисциплины школьного курса.
9.Постреквезиты:
Обще профессиональные дисциплины по специальности: бухгалтерский учет анализ и аудит, менеджмент, прикладная информатика, юриспруденция, финансы и кредит

10.Учебная программа курса
Тема 1. Теоретические основы эколо-гии

Понятие термина “экология”. Предмет и объект изучения экологии. Задачи экологической науки. Роль и место экологии в системе естественных, общественных, экономических и других наук. Краткая история становления и развития экологии.


Тема 2. Окружающая среда и организ-мы

Понятие об окружающей среде. Понятие об организмах. Экологические факторы. Абиотические факторы: климатические, химические, почвенные и орографические составляющие. Биотические факторы: отношения типа “хищник-жертва”, паразитизм, комменсализм, аменсализм, конкуренция, нейтрализм. Антропогенные факторы: распашка, осушение, рубка лесов, пожары, выпас скота, сенокошение и др. Значения экологических факторов: раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы. Экологическая ниша.


Тема 3. Биосфера

Понятие о биосфере. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере (живое вещество). Понятие о живых веществах. Состав биосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера. Важнейшие черты биосферы. Эволюция биосферы: добиогенный, биогенный и антропогенный этап.


Тема 4. Общие закономерности разви-тия и распространения организмов

Закономерности развития организмов на суше. Адаптация. Толерантность. Гомеостаз. Сукцессия. Закономерности развития организмов в море и океане. Пелегиальная экологическая область: планктон и нектон. Бентальная экологическая область: литораль, батиаль и абиссиаль. Закономерности распространения организмов на поверхности Земли: широтная (географическая) зональность, азональность (региональность) и высотная поясность.


Тема 5. Потоки энергии и круговорот веществ в природе

Понятие о потоке энергии. Значение потоков энергии для живых организмов. Автотрофные, гетротрофные и хемотрофные организмы. Понятие о круговороте веществ. Большой (геологический) круговорот в природе и его значение. Малый (биологический) круговорот в природе и его значение. Краткая характеристика круговорота воды, кислорода, углерода, азота и фосфора.


Тема 6. Экология популяций, биоце-нозов и экосистем

Понятие об уровнях организации живых организмов. Популяция. Основные свойства и формы существования живых организмов в популяции. Биоценоз. Трофические (пищевые) уровни в биоценозе: продуценты, первичные консументы, вторичные консументы и редуценты. Типы отношений организмов в биоценозе: трофические, топические, форические и фабрические. Экосистема. Значение собственного потока энергии и круговорота веществ в экосистеме.


Тема 7. Человек и среда его обитания

Экологические особенности эволюции человека. Значение стадий эволюции человека: австралопитеки, питекантропы, сиантропы и гейдельбергский человек; неандертальцы; кроманьонцы. Значение экологических факторов становления и развития умственной деятельности человека. Воздействие человеческого общества на природу. Влияние НТР на природу и экологическую обстановку в различных районах Земли. Основные формы воздействия человеческого общества на биосферу.


Тема 8. Ресурсно-экономические аспекты экологии

Понятие о природных ресурсах. Природные ресурсы как средства и предметы потребления. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые и исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые). Категории минеральных ресурсов: А, В, С1 и С2. Балансовые и забалансовые минеральные ресурсы. Основные принципы рационального использования минеральных ресурсов. Экологические проблемы при использовании земельных ресурсов. Особенности земельных ресурсов как средств производства. Экологизация и основные меры по улучшению использования земельных ресурсов. Значение экономической оценки земель и плата за землю. Экологические проблемы использования минеральных ресурсов: “минеральный голод”, загрязнение земель, отходы от горнодобывающей промышленности. Экологизация при использовании минеральных ресурсов. Экологические проблемы при использовании водных ресурсов: количественное и качественное истощение. Экологизация при использовании водных ресурсов. Загрязнение атмосферы и связанные с ним экологические проблемы. Пути предотвращения загрязнения атмосферы. Экологические проблемы при использовании лесных и других биологических ресурсов. Заповедники, национальные природные парки, заказники и памятники природы.
Тема 9. Эколого-экономические меха-низмы природополь-зования

Экологический паспорт предприятия и его значение. Природоохранительные мероприятия в экологическом паспорте. Экологическая лицензия. Основные составляющие механизмы экологической лицензии: политика “облака”, политика компенсаций, банковские обязательства. Экологическое налогообложение и его механизмы. Экологическое страхование: добровольное и обязательное. Значение экологического фонда для обеспечения экологической безопасности.


Тема 10. Экологическое нормирова-ние, санитарно-гигиенические норма-тивы и экологическая сертификация

Понятие об экологическом нормировании. Санитарно-гигиенические нормативы. Технологические, научно-технические и медицинские нормативы (предельно-допустимая концентрация – ПДК и предельно-допустимые выбросы – ПДВ). Предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду. Санитарно-защитные зоны. Экологическая сертификация и ее задачи. Значение экологического сертификата при производстве экологически чистой продукции.


Тема 11. Правовые аспекты экологии и природоохранная деятельность

Правовые основы сохранения экологической безопасности населения. Значение Основного закона (Конституции) стран для обеспечения экологической безопасности населения. Законы и законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды. Экологическая экспертиза и ее значение. Главные принципы государственной экологической экспертизы. Экологический контроль и мониторинг. Государственный ведомственный и общественный экологический контроль. Значение экологического мониторинга.


Тема 12. Экологическая безопасность и устойчивое человеческое развитие

Понятие об экологической безопасности. Общие принципы экологической безопасности Кыргызской Республики. Понятие об экологической опасности. Основные циклы экологических опасностей для устойчивого человеческого развития: зоны, имеющие экологические нормы (экологическая ситуация); зоны, имеющие экологический риск (экологическая проблема); зоны, имеющие экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) и зоны экологического бедствия или катастрофы. Экологическая политика и стратегия сохранения окружающей среды.


Тема 13. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Понятие о глобальных экологических проблемах человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Проблема нехватки продовольствия для населения мира. Проблема урбанизации. Проблема истощения и нехватки природных (минеральных) ресурсов для промышленного производства. Проблема обеспечения человечества энергией. Глобальное эколого-экономическое прогнозирование. Модели развития человеческого общества.

Международные природоохранные организации: организация ООН по культуре, науке и образованию (ЮНЕСКО); международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП); программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); сельскохозяйственная и продовольственная организация (ФАО); международная морская организация (ИМО); всемирная метеорологическая организация (ВМО). Роль и значение международных природоохранных организаций в решении глобальных экологических проблем.
Тема 14. Современные экологические проблемы в Кыргызстане и возможные пути их решения

Масштабы и степень хозяйственного воздействия на горные экосистемы. Характер преобразованности и измененности горных экосистем. Основные причины хозяйственных воздействий на горные экосистемы. Современная экологическая обстановка на территории Кыргызстана. Экологически неблагополучные регионы страны. Масштабы и объемы загрязнения атмосферного воздуха, рек, озер и водоемов, почвенного покрова пахотных земель. Отходы от горнодобывающей промышленности. Радиоактивные отходы и хвостохранилища. Эрозия, деградация, засоление почвы, уничтожение лесов и биоразнообразие. Пути решения экологических проблем в Кыргызстане. Концепция об экологической безопасности. Национальный план по охране окружающей среды. Стратегия по устойчивому человеческому развитию. Роль международных неправительственных организаций по сохранению экологической безопасности населения республики. Общие меры обеспечения экологически безопасного существования населения и живых организмов в Кыргызстане



11. Тематический план по «Экологии»

для студентов академии





Темы и вопросы


дневное

6лет з/о

3,5 лет з/о

2,5 лет з/о

примечание



лекция

семинар

лекция

семинар

Лекция

Семинар

Лекция

Семинар








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




1 модуль




1

Предмет и задачи экологии. Экология в системе естественных, общественных, экологических и других наук.

2


2


1





1


1














2

Окружающая среда и организмы.

2

2

1




1

















3

Экологические факторы

2

2




1



















4

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере

2

2

1




1

1














5

Эволюция биосферы

2

2




1



















6

Общие закономерности развития и распространения организмов

2

2

1




1

















7

Потоки энергии и круговорота веществ

2

2

1























8

Экология популяции, биоценозов и экосистем

2

2




1




















9

Человек и среда его обитания

2

2

1






















2 модуль




10

Ресурсно-экономические аспекты экологии

2

2

1




1

1














11

Экологические проблемы при использовании водных, лесных и других ресурсов

2

2

1























12

Эколого-экономические механизмы природопользования

2

2

1







1














13

Экологическое нормирование, санитарно-гигиенические нормативы и экологическая сертификация

2

2




1




















14

Правовые аспекты экологии и природопользования деятельности

2

2




1




















15

Экологическая безопасности и устойчивое человеческое развитие

2

2




1




















16

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

2

2

1




1

















17

Современные экологические проблемы и пути их решения

2

2




1




















18




2

2




1




















19


Итого



36


36


10


8


6


4













Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Приложение к части а1
uploads -> Рабочий проект
uploads -> Сабақтың тақырыбы: Спорттық ойын волейбол ойынға қосылған допты жоғарыдан немесе төменнен қабылдау
uploads -> С. Ж. Асфендияров атындағЫ
uploads -> Электив курс бойынша «аив-инфекциясының эпидемиологиясы, емдеуі және алдын алу» мпф қоғамдық денсаулық сақтау мамандығының 5 Курс студенттеріне 2011-2012 оқу жылына емтихан тест сұрақтары
uploads -> Жылдарга “Кургак учук-iv” программасы
uploads -> Қорытынды Пайдаланылған әдебиеттер


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет