Фома аквинский



бет1/5
Дата26.04.2016
өлшемі459.78 Kb.
түріКонспект
  1   2   3   4   5
Thomas Aquinas

ФОМА АКВИНСКИЙ

ученик доминиканца Альберта Великого (Albertus Magnus), автора МАЛОГО АЛХИМИЧЕСКОГО СВОДА Libellus de Alchimia)



SUMMA ONTOLOGIAE

upribbonsharp


Конспект книги брата Стефана Свежавского, изученной и сокращенной братом Адельмом Отранским
Только для внутреннего пользования Коллегией, ибо текст переписан с комментариями, соображениями, слезами, воззваниями и сленговым словоупотреблением.

Thomas Aquinas



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

Оъективизм, предметность, оптимизм, теоцентризм - основные харак­теристики философии Фомы. "Чем больше человек забывает о себе (о субъ­ективизме), тем ближе он к богу" (как говорит первоисточник)



Знание естественное. Знание как благодать.

Обычно говорится, что знание и вера, даже разум и вера - проти­воположности. Однако вера дает знание - является знанием и сердцевиной самого глубокого знания. Каждая полная философия в основе своей религиозна. Так великие греческие мыслители не были материалистами в современном значении этого слова. Есть две разновидности знания - естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру, которая является благодатью).

Для истории христианской мысли характерен тезис об избытке философствования, приводящий к смуте в умах. Эта тенденция называется "фидеизмом" - вера, развиваясь за счет разума, в конце концов устраняет разум. Крайняя формула фидеизма - "верую, ибо абсурдно".

Святой Фома считает, что среди истин веры, истин, необходимых человеку для спасения, есть такие, к которым можно прийти собственными естественными силами. Но он добавляет, что все-таки хорошо, что они были открыты. Фома считал философию школой естественного созерцания, и в этом - необходимым элементом полного развития человеческой природы. А чем полнее развита (проявлена) человеческая природа - тем ближе человек к той конечной полноте, что именуется Богом.



upribbonsharp


Словарь:

revelabilia - те истины веры, которые могут быть открыты посредством естественного рассуждения. Это основа естественной теологии или философии бытия. revelata - истины, к которым нельзя прийти без Откровения (воплощение, Троичность Бога и т.д.) Основа сверхъестественной теологии.

essentia - сущность.

esse - существование, бытие.

potentia - возможность.

act - действительность.
Читатель книг, и я хотел найти мой тихий рай в покорности сознанья, я их любил, те странные пути, где нет надежд и нет воспоминанья. Неутомимо плыть ручьями строк, в проливы глаз вступать нетерпеливо, и наблюдать, как пенится поток, и слушать гул идущего прилива! Но вечером… О, как она страшна, ночная тень за шкафом, за киотом, и Маятник, недвижный, как луна, что светит над мерцающим болотом

Предметом естественной теологии (философии бытия) является то, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ. Рассмотрением всех вещей и предметов с точки зрения их существования (а не строения и устройства, допустим) занимается метафизика - "великолепная, трудная и спорная наука". Название "метафизика" означает "после физики", то есть за пределами ее проблематики и проблематики прочих наук. Естественная теология является главной, центральной частью метафизики, поэтому истинный метафизик является в некотором смысле теологом, потому что, анализируя каждую вещь с той точки зрения, что она существует, что она есть, он с необходимостью приходит к последней причине этого существования, к Богу. Поэтому в области метафизики, в области оценки существующего, всякая ошибка имеет фундаментальное значение.

Св.Фома неоднократно повторял, что авторитет Откровения и Священного Писания не может быть авторитетом в философии. Только разумное, интеллектуальное рассуждение имеет значение. Невозможно знать что-либо и верить в это же. По мнению Фомы не все люди способны прийти к метафизическим истинам самостоятельно и не у всех на это достаточно свободного времени - поэтому и было дано Откровение, потому что все люди имеют право узнать высочайшие метафизические истины.

Если в философии мы ограничиваемся сущностной стороной вещей, упуская из виду проблему их существования - мы совершаем ошибку, стирая границу между действительностью и воображаемым бытием. Для Фомы сущности самых совершенных, но лишенных существования вещей являются попросту ничем по сравнению с существованием самой несовершенной вещи. Золотые горы, если они не существуют, как бытие являются бесконечно менее ценным по сравнению с существованием мельчайшей пылинки. Это означает, что сущность поистине отделена от существования, не зависит от наших мысленных предположений, и разграничение между существованием и сущностью действительно имеет место в вещах.



Возможность (потенциальность) вещи - нечто очень реальное, это некая сила, скрытая в вещи. Не следует смешивать возможность-вероятность и возможность-потенциальность. Первое - это недостоверность, второе - реальная возможность стать чем-то таким, чем вещь еще не является (из зерна развивается злак). В каждой из телесных и духовных вещей есть соединение возможности с действительностью. Возможность поэтапно переходит в действительность. Два начала - возможность и действительность - конструируют каждую вещь.

Наиболее общим проявлением возможности и действительности является проявление их в виде сущности и существования, потому что это деление относится как к телесному, так и к духовному бытию. Сущность выполняет роль возможности, а существование является ее действительностью.

По св. Фоме наисовершеннейшим началом в каждой вещи является ее существование. Существование является действительностью возможного, а стало быть возможное становится действительным благодаря существованию. Все то, что совершенно (осуществлено в каждой вещи) является таковым благодаря существованию. "Esse est perfectio omnium perfectionum" - бытие является совершенством всякого совершенства.

Дupribbonsharpля Фомы всякая вещь через существование соприкасается с Богом, существование связывает с Богом любое естество. Все остальные свойства сущности являются поверхностными по сравнению с тем глубинным корнем, которым является существование.

Заметка на полях. Поэтому действующий (осуществляющий нечто) человек ближе к Богу, чем бездействующий (не говори о большей реальности первого по сравнению со вторым)


Каталог: library
library -> Пайдаланушыларға «Виртуалды библиографиялық анықтама» қызмет көрсетудің ережелері
library -> I-бап улыўма режелер q-статья. Усы Нызамны4 ма3сети
library -> Ауыл шаруашылық ғылымдары
library -> А. Ф. Зейнулина филология ғылымдарының кандидаты, профессор
library -> Қазақстан халқы Ассамблеясы
library -> М ж. КӨпеев шығармаларындағы кірме сөздер тарихы оқУ ҚҰралы
library -> Искусный проситель
library -> О профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций
library -> Е. Жұматаева жоғары мектепте әдебиетті білімденудің инновациялық технологияларымен оқыту
library -> Іскери – КӘсіби қазақ тілі


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет