Голикова Ирина Владимировна, Педагог дополнительного образования моудод цвр "Аврора". Методическое руководство



Дата18.05.2020
өлшемі41 Kb.
түріРуководство
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр внешкольной работы «Аврора» городского округа Тольятти

Утверждаю к использованию

в образовательном процессе:

директор МБОУДОД ЦВР “Аврора”

____________ А.Н. Еремеев

“____”____________20__ г.

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

Педагогическим советом

протокол № _____ от

“__”_____________20 __г.


Образовательная дополнительная программа



                1. Разноцветный мир”

(новая редакция)

Возраст обучающихся – 4-10 лет

Срок реализации – 3 года.

Составитель:

Голикова Ирина Владимировна,

Педагог дополнительного образования МОУДОД ЦВР “Аврора”.

Методическое руководство:

методист Бардина Н.В.

Тольятти, 2012 г.

1. Пояснительная записка.

Программа “Разноцветный мир” может реализовываться в учреждениях дополнительного образования детей, имеющих художественно – эстетическую направленность, а также в детских художественных школах. Она направлена на развитие творческих способностей, интереса к продуктивной деятельности, самостоятельности мышления.

Программа разработана на основе авторских программ «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и “Основы изобразительной грамоты и формотворчества” Пекиной О.И., Тольятти, ТГУ, 2001г, а также типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. По степени освоения предметной области данная программа является ознакомительной.

Актуальность: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Не смотря на то, что степень освоения предметной области не является углубленной и профессионально ориентированной, а только ознакомительной, программа способствует развитию у младших школьников таких ключевых компетентностей как:



  • технологическая;

  • коммуникативная;

  • готовность к социальному взаимодействию,

то есть предусматривает развитие у детей готовности выполнять поставленные задачи, используя весь свой интегративный опыт, знания, умения, психолого-волевые качества, ценности, принимать решения и уметь нести за них ответственность. А это является, по постановлению Правительства Самарской области № 2 от 19.05.2004 года, приоритетным направлением работы учреждений дополнительного образования в Самарской области.

Программа “Разноцветный мир” ценна тем, что дает ребенку возможность создать что-то своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант, творчество. Для детей - это отдых от непрерывной и малоэмоциональной работы умственной деятельности, возможность поиграть в художника, создающего своей творческой мыслью произведения искусства; в серьезного взрослого, создающего своими руками удивительные изделия.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна: состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой деятельности к учебной. Игровая методика помогает вовлечь обучающихся в процесс творчества, благоприятствует их заинтересованности в предмете, создает на занятиях творческую атмосферу.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:


  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Исходя из общего направления программы, предполагающей тесную связь обучения искусству с природой, со средой, система занятий опирается на восприятие окружающего мира, в зависимости от времени года, природного цикла, ритма жизни людей, народных традиций и праздников. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Программа предусматривает всестороннее развитие творческих качеств ребенка в двух направлениях учебно-творческой деятельности: в овладении основами изобразительной грамоты и формотворчестве.

Занятия основами изобразительной грамоты знакомят с приемами работы живописно-графическими материалами на плоскости, способствуют развитию глубинно-пространственного чувства изобразительной поверхности и её основными принципами организации: позволяют наиболее полно формировать визуальную систему мышления; нацеливают стремление ребенка к принятию верного решения в процессе создания художественного образа, на основании определенных законов организации художественного пространства плоскости.

Занятия формотворчеством, с одной стороны способствуют закреплению объема информации полученного на рисовании, благодаря активизации тактильных ощущений, подключению всей чувственной сферы детей, с другой - это плодотворная форма сбора “информации” для предстоящей работы с ней на плоскости (её обработка и изложение в изображении). Материальность (предметность) основных категорий изображения (точка, линия, пятно, доступность, возможность свободного передвижения их на плоскости) дают возможность понимания роли этих категорий в изображении. Работа с объёмными формами развивает чувство трехмерности, является отличным средством пространственной постановки глаза, дает практическое знакомство с физико-механическими и пластическими особенностями каждого из употребляемых материалов.

Декоративно - прикладное творчество детей развивает моторику рук, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей. В процессе формируются такие качества как наблюдательность, самостоятельность, целенаправленность, усидчивость, аккуратность, формируется эстетический вкус, расширяются знания об окружающем мире, формируются начальные технические навыки, аккуратность, формируется эстетический вкус, расширяются знания об окружающем мире.


          1. Цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, к красоте окружающего мира, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Основные задачи программы:

обучающие:

  • обучать осуществлению творческого процесса в различных видах художественной деятельности: изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, фломастерами, карандашами и др.), конструктивной (работа с пластилином, глиной, бумагой, природными ма­териалами и т.п.), декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения);

  • обучать использованию цвета, линии, формы, композиции как эмоционально-образного начала в изображении; установлению смысловых связей между отдельными элементами изображения;

развивающие:

  • развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • развивать умение замечать, сравнивать, отбирать объекты изображения, подчинять их организации на листе замыслу, сюжету;

  • развивать наблюдательность, мелкую моторику кисти рук;

воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностного отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность и другие эмоционально-волевые качества;

  • воспитывать духовную культуру обучающихся посредством приобщения к миру искусств, общечеловеческим, национальным и региональным ценностям.

В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания, освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа разновозрастная, предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (4-10 лет). Для обучающихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Данная программа, учитывая возрастные особенности участников, предоставляет возможность формирования интересов, общения со сверстниками за пределами основной школьной программы, приобщения к миру искусства. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.



Срок реализации данной программы и режим занятий: срок реализации - 3 года (каждый год обучения: основной блок – 108 часов, дополнительный блок – 18 часов). Недельная нагрузка – 3 часа. Длительность одного занятия – 40 минут (для младших школьников), 30 минут (для дошкольников).

Данная программа состоит из двух автономных блоков: основного и дополнительного. Программа считается реализованной при прохождении обучающимися основного блока.


Подробнее познакомиться с содержанием данной Программы можно в методическом кабинете ЦВР «Аврора».

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет