Комитет против пыток



Дата30.04.2016
өлшемі133.34 Kb.

GE.07-41236 (R) 100507 100507


Distr.


CAT/C/38/CRP.4

18 April 2007
RUSSIAN

Original: 


КОМИТЕТ ПРОТИВ ПЫТОК

Тридцать восьмая сессия

30 апреля - 18 мая 2007 года




Замечания правительства Чили* по поводу выводов и рекомендаций
Комитета против пыток (
CAT/C/CR/32/5)
В пункте 7 k) рекомендуется продлить мандат и расширить полномочия Национальной комиссии по делам политических заключенных и пыткам, чтобы те охватывали также жертв всех видов пыток, включая жертв сексуального насилия.
1. Как указывалось ранее, Комиссия получила свидетельства многих лиц, в общей сложности 35 868 дел. Они поступили из разных районов страны, в том числе из 100 отдаленных районов, в которые были совершены поездки работников Комиссии, а также из-за границы.
2. Что касается распространения сферы мандата Комиссии, то проект закона о создании национального института по правам человека, который находится на рассмотрении национального конгресса и в августе 2006 года был принят в первом чтении в палате депутатов, в разделе переходных положений, предусматривает, что совет Комиссии сможет "…рассматривать случаи лишения свободы по политическим мотивам, которые не были доведены до сведения Комиссии по делам политических заключенных и пыткам…". Вне зависимости от этого, в правительстве рассматривается возможность повторного создания сходной комиссии.
3. Что касается ее полномочий, то мандат Комиссии не ограничивал ее компетенцию в области пыток, включая сексуальное насилие, которое входит в определение методов пытки, содержащееся в прилагаемом окончательном докладе Комиссии. Комиссия не только рассмотрела в специальном разделе на основе добровольных показаний жертв методы пыток, заключающиеся в сексуальных посягательствах, но и посвятила последствиям таких посягательств специальную главу своего доклада.
В пункте 7 k) i) рекомендуется принять меры к более широкому освещению деятельности Комиссии с привлечением всех средств массовой информации с разъяснением определения пыток, в том числе в формулярах, которые должны заполняться жертвами всех форм пыток, включая сексуальное насилие
4. Комиссия вела активную работу по пропаганде, используя для этого радио, телевидение, СМИ и средства наглядной агитации, привлекая организации бывших политических заключенных и жертв других нарушений прав человека, а также проводя пресс-конференции, которые способствовали пропаганде ее работы. Кроме того, к информационной работе привлекаются консульства Чили за рубежом; как указывается в докладе Комиссии, в 40 странах ими получены показания жертв пыток. Что касается продления мандата Комиссии, то необходимо отметить, что в ходе своей деятельности Комиссия получила многочисленные просьбы от групп жертв и частных лиц слишком не затягивать этот процесс, чтобы меры возмещения были реально приняты в кратчайшие сроки, прежде всего в свете преклонного возраста и бедности многих жертв.
5. Рабочее определение пыток, использовавшееся Комиссией, содержится в ее докладе и основывается на определениях, установленных Американской конвенцией о предотвращении пыток и наказании за них и Конвенцией против пыток Организации Объединенных Наций.
6. Что касается включения в формуляры, которые должны заполняться жертвами различных форм пыток, включая сексуальное насилие, о чем говорилось выше, то Комиссия работала над составлением широкого определения пыток, которое включало бы сексуальное насилие, как об этом сообщается в докладе Комиссии. Как следует из доклада, лица, давшие показания в Комиссии, именно так и поняли определение пыток, принятое ею, и рассказали о своих страданиях, при этом наличие открытых вопросов в данной области не служило препятствием для дачи ими своих показаний.
В пункте 7 k) ii) рекомендуется гарантировать конфиденциальный характер регистрации жертв Комиссией и возможность регистрации лиц, проживающих в сельских районах, или лиц, не имеющих по различным причинам возможности зарегистрироваться лично.
7. Одна из главных задач Комиссии заключалась в том, чтобы, принимая свидетельства жертв, одновременно ограждать их достоинство. Свидетельства принимаются в ходе личных бесед по записи, что позволяет устранить ожидание в очередях; беседы проводятся в специально предназначенных помещениях для одного или более опрашивающих при максимальном ограждении конфиденциальности.
8. Тем не менее возможно, что в силу объема проводимой работы и обширности охватываемой ею территории в некоторых случаях не удается обеспечить идеальных условий конфиденциальности. Тем не менее общее впечатление как у опрошенных, так и у всех организаций жертв, с которыми работает Комиссия, - что работа ведется на высоком уровне профессионализма с уважением достоинства лиц, а также с учетом тяжести и интимного характера событий, о которых рассказали жертвы.
9. Что касается получения свидетельств лиц, проживающих в сельских районах, то беседы с ними были проведены в провинциальных бюро; все, позвонившие в эти бюро или связавшиеся по бесплатной "горячей линии", чтобы назначить встречу, были выслушаны. В случае некоторых более отдаленных мест работники Комиссии выезжали в них для получения свидетельств.
В пункте 7 k) iii) рекомендуется включить в окончательный доклад Комиссии данные с разбивкой по полу, возрасту и виду примененных пыток.
10. В докладе Комиссии содержатся статистические данные с разбивкой по возрасту и полу лиц, признанных жертвами, а также описаны и представлены анонимные показания о различных методах пыток. Комиссия посчитала, что не было смысла представлять статистическую информацию о методах пыток, о которых сообщали жертвы, поскольку эта информация не была проверена и не поддается проверке. Тем не менее отмечалось, что 94% лиц, признанных жертвами лишения свободы по политическим мотивам, сообщили, что они подвергались пыткам.
В пункте 7 k) iv) рекомендуется рассмотреть возможность продления мандата Комиссии, чтобы та могла проводить расследования, на основании которых в соответствующих случаях могли бы возбуждаться уголовные дела против подозреваемых в совершении указанных деяний.
11. Решение о создание Комиссии было принято в ответ на призывы правозащитных организаций и групп жертв, требовавших установления истины в делах о лишении свободы по политическим мотивам и применении пыток, а также принятия мер по возмещению за них. С самого начала этот процесс ставил цель установления фактов, которые бы составили основу признания этих тяжких нарушений прав человека, чтобы помочь восстановить историческую память о происшедшем, признать вред, причиненный жертвам, и предоставить им за него возмещение, которое до сих пор так и не было получено. Это не затрагивает возможности восстановления справедливости в суде.
12. Со своей стороны, Комиссия считала, что информация, полученная от жертв, имеет конфиденциальный характер в силу интимного характера многих свидетельств о событиях и последствиях пыток, которые многие из опрошенных не хотели бы раскрывать для всеобщего сведения, и обо всем этом было сообщено лицам, дававшим показания.
13. Комиссия, а затем законодательная власть должны были дать оценку необходимости раскрытия сведений и необходимости сохранения такой конфиденциальности. Поэтому было решено опубликовать доклад Комиссии, чтобы страна узнала об общих масштабах и ужасе этих событий. Доклад позволяет составить полное впечатление о происшедшем и о последствиях этого для жизни людей, сохранив при этом конфиденциальность сообщенных сведений. Не идет речи о том, чтобы выгораживать виновных, поскольку Комиссия не уполномочена проводить расследование и вправе только принимать показания жертв и признавать тех в этом качестве.
14. Для того чтобы оградить личную жизнь и достоинство лиц, было предложено, чтобы полученные сведения, не включаемые в открытый доклад, определенное время считались конфиденциальными в соответствии с практикой архивов других стран в ситуациях такого рода. Закон, принятый по данному вопросу1, устанавливает тайну показаний в течение 50 летнего срока, что не препятствует лицам, давшим показания, обнародовать их или возбудить дело об этих преступлениях в суде. Возмещение, предоставленное жертвам, также не ставится в зависимость от отказа от гражданского иска, в силу чего лица, которым был причинен вред, вправе требовать его признания по суду, равно как и истребовать соответствующее возмещение.
В пункте 7 m) рекомендуется искоренить практику давления с целью получения признаний, которые могут служить основанием для возбуждения уголовных дел, у женщин, обращающихся за неотложной медицинской помощью после неудачного подпольного аборта, и пересмотреть переговоры, вынесенные по делам, в которых в качестве доказательств были приняты показания, полученные под принуждением.
15. В Чили искусственное прерывание беременности квалифицируется в Уголовном кодексе как преступление2. В свою очередь Кодекс административных правонарушений3 устанавливает общую обязанность государственных должностных лиц сообщать суду о преступлениях или правонарушениях, о которых им становится известно при исполнении своих должностных обязанностей. Тем не менее указанная выше обязанность вступает в коллизию с другой частью вышеуказанной статьи4, в которой каждому должностному лицу вменяется в обязанность хранить тайну сведений, имеющих конфиденциальный характер в силу положений закона и подзаконных актов или их характера либо в силу особых распоряжений.
16. В этой связи Уголовно-процессуальный кодекс5 прямо предусматривает право отказаться от дачи показаний по соображениям тайны полученных сведений тем лицам, которые в силу своего правового положения, профессии или юридических функций обязаны сохранять тайну сообщенного им, причем в указанном положении в качестве примера указывается врачебная тайна. Таким образом, в чилийском законодательстве содержатся нормы, в известном смысле противоречащие друг другу, поскольку одни из них устанавливают обязанность сообщать о преступлении, в то время как другие - обязанность сохранения тайны или конфиденциальности. В любом случае ни одна из этих норм не обязывает или предусматривает обязанность медицинских работников допрашивать своих пациентов, равно как и не наделяет их правами расследовать возможные преступления или правонарушения. Таким образом, в законодательстве страны не имеется каких-либо норм, которые устанавливали бы какие-либо условия оказания медицинской помощи, тем более в случае неотложной или экстренной помощи, связывая его с условием предоставления информации или признания пациента в участии в каком-либо преступлении или правонарушении.
17. Хотя ныне действующее законодательство предусматривает обязательство работников государственных и частных медицинских учреждений сообщать о случаях искусственного прерывания беременности, на практике сообщается скорее о меньшинстве таких случаев и даже тогда - по усмотрению медика. Это объясняется рядом причин, в том числе тем, что серьезные осложнения требуют медико-хирургического вмешательства высокой сложности, связанного с большими расходами, или же, в случае смерти, связанной с таким обстоятельством, желанием избежать возможных медико-юридических проблем для медицинских работников или учреждений здравоохранения.
18. Медицинские работники явно отдают предпочтение врачебной тайне, прямо предусмотренной в законодательстве страны, используя сведения, которые могли бы быть сообщены пациентом о характере своей проблемы, для того чтобы оказать пациенту необходимую медицинскую помощь.
19. Итак, хотя министерство здравоохранения не вправе принимать нормативных актов, противоречащих ныне действующему законодательству, равно образом оно не издавало каких-либо распоряжений о "давлении с целью получения признаний", которые были бы адресованы медицинским работникам, поскольку эти вопросы входят в компетенцию суда или полиции.
20. Следует подчеркнуть, что именно для того, чтобы избежать абортов, в Чили на протяжении почти 40 лет создаются стимулы планирования семьи на основе концепции ответственности отца, которая позволяет достигать беременности и рождений по свободному желанию обоих родителей. В этой связи министерство здравоохранения установило для медицинских учреждений правила в отношении стерилизации мужчин и женщин, в которых предусматривается, что решение подвергнуться такой стерилизации является личным и продиктовано добровольным желанием, изъявленным лицом, которое не требует согласия третьих лиц; требуется лишь, чтобы это лицо было совершеннолетним и психически здоровым6.
21. Среди национальных целей здравоохранения, поставленных министерством здравоохранения на десятилетие 2000-2010 годов, в качестве конкретных целей в репродуктивной области предусмотрено следующее: снижение репродуктивного неравенства, вызванного гендерным неравенством и большей уязвимостью некоторых групп населения; уменьшение числа искусственных прерываний беременности и уменьшение числа нежелательных беременностей среди подростков, для которых требуются соответствующие услуги без каких-либо препятствий к ним.
В пункте 7 q) рекомендуется предоставить подробные и дезагрегированные статистические данные с разбивкой по возрасту, полу и географическому распределению поданных жалоб в отношении актов пыток и жестокого обращения, совершенных сотрудниками сил по поддержанию правопорядка, а также в отношении соответствующих расследований, возбужденных дел и вынесенных приговоров.
22. После внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство судебное расследование преступлений, квалифицируемых как деяния такого рода, относится к компетенции прокуратуры, расследующей действия государственных должностных лиц, состоящих на службе в жандармерии (пенитенциарных учреждениях) и следственной полиции. В этом случае сотрудники сил по поддержанию правопорядка, состоящие на службе в корпусе карабинеров (военизированной полиции), дела о преступлениях неоправданного применения силы, предусмотренных в Кодексе военной юстиции, подсудны военным судам.
Административные расследования, проведенные жандармерией
23. Что касается расследования деяний, представляющих собой правонарушения, совершенные должностными лицами жандармерии в отношении вверенных им лиц, то в ходе 2005 года было проведено 68 административных расследований жалоб на физическое насилие, оскорбление и сексуальные домогательства.
На сентябрь 2006 года 38 дел были завершены, а по 30 делам расследование продолжалось. См. таблицы № 18 и 19 приложения. Что касается результатов 38 завершенных расследований, но 30 дел были прекращены производством, по двум были вынесены оправдательные приговоры, в четырех делах были назначены штрафы, в одном деле был вынесен выговор, а в одном деле виновный был отстранен от должности. См. таблицу № 20 приложения. С января по сентябрь 2006 года было возбуждено 24 административных расследования в связи с делами о должностных проступках работников жандармерии в отношении вверенных им лиц, в которых были расследованы жалобы на физические посягательства, оскорбления, грубое обращение и сексуальные домогательства. На сентябрь 2006 года только два из этих расследований были прекращены на основании постановления о прекращении дела. См. таблицу № 21 приложения.
Судебные дела, возбужденные против должностных лиц жандармерии за преступления незаконного принуждения или причинения телесных повреждений заключенным
24. В ходе 2005 года было возбуждено восемь таких судебных дел, из которых три завершены производством, а пять - находятся в стадии расследования. Среди них в одном деле расследуется сообщение о грубом обращении с частными лицами, в одном деле - причинение телесных повреждений и незаконное принуждение, в двух делах - менее тяжкие телесные повреждения, в двух делах - незаконное принуждение, в одном деле - истязание задержанных и незаконное принуждение и в одном деле - истязание заключенных и причинение телесных повреждений. См. таблицы № 22 и 23 приложения. С января по сентябрь 2006 года было возбуждено только одно судебное дело в отношении личного состава жандармерии, работающего в уголовно-исполнительном учреждении Кояйке в XI регионе страны.
Жалобы, заявленные корпусу карабинеров в связи с актами пыток и жестокого обращения, совершенными его должностными лицами в 2005 году
25. В ходе 2005 года было зарегистрировано 154 обращения с жалобами. В порядке убывания цифры выглядят следующим образом: больше всего жалоб было подано в столичном округе - 62 жалобы, или 40,3%; в X регионе Лос-Лагос - 36 жалоб, или 23,4%; в IX регионе Ауракании - 27 жалоб, или 17,5%; и в I регионе - 15 жалоб, или 9,7%. В других регионах было подано не более трех жалоб. См. таблицы № 24 и № 25 приложения.
26. Что касается числа и доли 154 жалоб с разбивкой по коммунам, то в порядке убывания цифры выглядят следующим образом: в коммуне Сантьяго было подано 53 жалобы, или 34,4%; в коммуне Пуэрто-Монт - 20 жалоб, или 13%; в коммуне Темуко - 11 жалоб, или 7,1%; в коммуне Осорио - 10 жалоб, или 6,5%; и в коммуне Икике - 9 жалоб, или 5,8%. В остальных коммунах число поданных в этом году жалоб не превышало пяти. См. таблицу № 26 приложения.
27. Эти 154 жалобы поданы 170 жалобщиками: разница в этих цифрах объясняется тем, что в некоторых случаях жалоба была подана несколькими лицами. 170 жалоб были поданы мужчинами (65%), 49 - женщинами (29%), 10 - подростками мужского пола (6%); несовершеннолетние женского пола жалоб не подавали. См. таблицу № 27 приложения.
28. Из общих 154 жалоб 138 по результатам их рассмотрения были отклонены или переданы в суд. По поводу остальных 16 жалоб такого рода информации не имеется. Из 138 жалоб в 18 факты подтвердились, в 116 случаях жалоба была отклонена, а в четырех случаях дело было передано в суд. См. таблицы № 28 приложения.
29. Что касается стадии административного разбирательства по поданным жалобам, то 99% из них находились на стадии расследования. См. таблицу № 29 в приложении.
30. Что касается разбивки по привлеченным к ответственности, то 97% дел возбуждено в отношении персонала ведомственного подчинения (ПВП), в общей сложности 253 человека, и 3%   в отношении персонала более высокого подчинения (ПВП), общей сложности   восьми человек. См. таблицу № 30 приложения.
Жалобы, поданные в суд на акты пыток и жестокого обращения, совершенные сотрудниками корпуса карабинеров в 2005 году
31. В ходе 2005 года было подано 49 заявлений в суд. В порядке убывания цифры были следующими: больше всего жалоб по сравнению с другими регионами было подано в IX регионе Араукании, в общей сложности 24 заявления, или 49,0%, за ним следует VII регион Мауле, 7 заявлений, или 14,3%, затем Х регион Лос-Лагос, 4 заявления, или 8,2%, II регион Антофагаста, три дела, или 6,1%, V регион Вальпараисо, VI регион Либертадор-Бернардо-О'Хиггенс, XI регион Айсен и XII регион Магальянес, по два дела, или 4,1%, III регион Атакама, VIII Био-Био и Столичный округ, одно заявление, или 2,0%. В регионе I Тарапака и в IV регионе Кокимбо заявлений в суд в 2005 году подано не было. См. таблицы № 31 и 32 приложения.
32. Эти 49 заявлений в суд в 2005 году были поданы в общей сложности в 20 коммунах. Больше всего заявлений было подано в коммуне Темуко, 12 заявлений, или 24,5%, за ней в порядке убывания следуют коммуна Анголь, шесть заявлений, или 12,2%, коммуна Конститусьон-и-Вилльяррика, пять заявлений, или 10,2%, коммуна Тальталь-и-Пингипульи, три заявления, или 6,1%, коммуна Пунта-Аренас, два заявления, или 4,1%. В остальных коммунах было подано по одному заявлению, что составляет 2,0%. См. таблицу № 33 приложения.
33. Из этих 49 заявлений 36 было подано мужчинами (69%), 12 - несовершеннолетними мужского пола (23%), одно - женщиной (2%) и три   несовершеннолетними женского пола. См. таблицу № 34 приложения.
34. Наконец, что касается разбивки по категориям привлеченных к ответственности, то 98% из них относятся к персоналу ведомственного подчинения (ПВП), 21 обвиняемый, а 2%   к персоналу более высокого подчинения (ПВП), в общей сложности два обвиняемых. См. таблицу № 35 приложения.
Служебные расследования сообщений о незаконном принуждении со стороны должностных лиц следственной полиции
35. См. таблицы № 36 и 37 приложения, в которых указываются дела, в которых такие расследования производились в период 2004-2005 годов в порядке административной проверки и/или судебного расследования.
------

* Настоящий документ является составной частью пятого периодического доклада Чили. Поскольку с правительством Чили не проводилось консультаций по поводу опубликования его доклада отдельными частями, содержание настоящего документа имеет конфиденциальный характер и предназначено только для ознакомления членов Комитета против пыток.


1 Статья 15 Закона № 19.992, декабрь 2004 года.


2 Статья 342.


3 Закон № 18.834, статья 61, часть k).


4 Закон № 18.834, статья 61, часть h).

5


 Статья 303.

6 Приказ № 2326 2000 года.




Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет