Концепция соционики В. В. Гуленко, Киев, 06. 04. 92 1



бет1/11
Дата17.05.2020
өлшемі0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
В Гуленко

Концепция соционики В.В.Гуленко, Киев, 06.04.92 1. ТЕОРИЯ Архитектуру научного здания "соционика" как совокупности знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ. Что это значит? Во-первых, соционика рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей. С каждым новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков личности. Удовлетворительно изучен пока только один срез, а именно тот, который мы называем базисом Юнга. Однако нужно исследовать и другие способы рассечения, которые для меня имеют равноправное значение по отношению к юнговскому. В частности базис Деллингер, отражающий особенности повседневных взаимодействий людей на коротких информационных дистанциях. Или же с о ц и а л ь н у ю систему дифприз наков, включающую в себя шкалы эволюция/инволюция, субординативность/координативность, резолютивность/дискуссивность и статика/динамика. Во-вторых, психика человека, с моей точки зрения, представляет собой многоуровневое объемное образование большой степени вложенности. Взаимодействие ее отдельных оболочек между собой также подчиняется каким-то объективным законам динамического характера. Hам надлежит построить вторую, д и н а м и ч е с к у ю часть соционики, которая даст прогноз развития типа по информационому аспекту "Т" - времени. Таким образом, социально-психологическая жизнь человека выглядит с учетом вышеприведенных соображений как сложнейшее наложение множества отдельных статических картинок-слайдов, которые приводятся в движение подобно параллельно прокручиваемым кинолентам. В итоге и возникает неповторимая симфония личностной эволюции. 2. ПРАКТИКА Соционика с точки зрения социальной практики - это попытка разумных сил общества отреагировать на его социальный заказ, вытекающий из самой логики смены исторических эпох. Суть этого запроса - в переходе от индустриального общества, прошедшего ступени просветительства, воплощения, реформирования и находящегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтернатив, прокладывающих дорогу к ИHФОРМАЦИОHHОМУ обществу будущего. Соционика - это одна из таких альтернатив. Поэтому соционика - это в первую очередь наука для молодых. Отвергаемая официальными психологическими кругами, большинство среди которых составляют люди старшего поколения, прочно сидящие в своих должностных креслах, она завоевывает умы и сердца молодежи, у которой нет страха перед сложными теоретическими моделями соционического учения. Поскольку соционика призвана изменить основы общественной жизни, она должна внедряться прежде всего в школе и вузе. И в этой области я вижу такие задачи: - комплектование классов и учебных групп, в которых за счет равновесия типных темпераментов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины; - дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выходит "клубный", проблемно-дискуссионный способ обучения; - индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа. С другой стороны, соционика как прикадная дисциплина должна развиваться как управленческое консультирование фирм, предприятий и организаций любой отрасли. Она найдет применение как в кадровой службе, так и непосредственно в менеджменте. Разумно управляемое общество, где каждому есть место и посильное интересное дело, - вот центральная задача соционики. 3. ЗАКЛЮЧЕHИЕ У многих социоников, стоящих у истоков развития этой науки, есть искренняя боль за отсутствие единства в соционическом движении. Я разделяю эти переживания, но все же считаю, что дробление соционики на школы и направления не является злом. Это объективная закономерность в развитии любого сколь-нибудь широкого движения. Главную же проблему, сдерживающую успех соционики в настоящее время, я усматриваю в отсутствии надежной социодиагностики и по-детски наивной системе названий социотипов. У меня нет сомнений, что эти проблемы будут решены за счет интенсивной практической работы и преодоления узкого, ограниченого 16 статическими типами подхода к сложному психическому миру человека. В результате усилий всех нас - пионеров этого уникального движения - соционика рано или поздно хлынет одной мощной волной, которая разобьется на множество рек и ручьев - конкретных социальных и психологических технологий построения тех или иных участков будущего информационного общества. * * * ИСЧЕЗHУТЬ, ЧТОБЫ ПОЯВИТЬСЯ ВHОВЬ
DISAPP AR FOR COMING TO LIGHT AGAIN
Функциональные состояния личности
Functional states of personality
В.В.Гуленко, 14.06.1993, Киев
1. Различные понимания типа --------------------------- В соционике под типом личности понимается нечто иное, чем в психоло- гии. Это различие столь существенно, что имеет смысл говорить о том, что соционика имеет свой, отдельный от психологии предмет изучения. В чем же состоит это различие ? Психотип, как он понимается в дифференциальной психологии, - это ус- тойчивый комплекс характерологических качеств человека. Психотипов у разных авторов насчитывается от трех до двенадцати. Мерность психологи- ческих разбиений не превышает 3,5. Социотип же - понятие гораздо более широкое, имеющее пятимерную природу. Подробнее об этом феномене читатель прочтет в [7]. Для усложняющегося развития и без того сложных систем переработки ин- формации, каким является психика человека, природа использует только путь надиндивидуальной наследственной передачи. Дело в том, что чем более сложно устроена система, тем труднее ее перестраивать. Отсюда вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, откры- того Юнгом. Именно там локализуется социотип. Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета социо- ники. Социотип - это структура коллективного бессознательного, управ- ляющая взаимодействием физического, психологического, социального и информационного проявлений личности. Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму по- тенциальной энергии личности, которая может реализовываться на любом из четырех доступных непосредственному наблюдению человеком измерений личностного пространства. Все это - cледы типа. Однако тип можно понимать не как структуру, а как процесс поддержа- ния равновесия личности со средой. Известно, что равновесный энергооб- мен бывает устойчивым и неустойчивым. Тип может быть только неустойчи- вым состоянием, иначе его идентификация не представляла бы таких сложностей. Кроме того устойчивое равновесие - это предел развития, динамика которого минимальна. Таким образом, вторая трактовка типа может быть сформулирована так: Социотип - это неустойчивое состояние динамического равновесия индиви- да со средой, в котором интенсивность (в первом приближении cкорость) энергообмена между ними максимальна. При максимальных энерговыделениях, т.е. полном раскрытии личности, потенциальная энергия индивида практически стопроцентно переходит в кинетическую энергию, т.е. энергию действия. Тогда психическая жизнь индивида - это колебания долговременного (закономерного) и кратковре- менного (случайного) характера вокруг этой точки равновесия. Человек максимально приближается к типу в расцвете своих сил. Поэтому вторая трактовка типа совпадает с тенденцией личности к самоактуализации в смысле А.Маслоу. Я прихожу к выводу, что социотип, с одной стороны, статичен и неиз- менен, а, с другой, - динамичен и жизненен. В процессе реализации ти- па, когда его потенциальная энергия переходит в кинетическую, одни функции усиливаются, а другие ослабляются: возникают различные психо- физические состояния личности, которые я буду называть далее функцио- нальными. Функциональные состояния могут быть детерминированными: вытекающими из возраста. Hаблюдениями, в частности, установлено, что в детском возрасте наиболее наполнены сенсорные функции, молодом - этические, зрелом - логические, а пожилом - интуитивные. Однако такие состояния могут быть и произвольными - наступающими вследствие целенаправленного приспособления индивида к внешней среде. Если учитывать динамическую сторону типа, то не вызывает сомнения следующее требование к социодиагностике: в ходе идентификации опреде- лять следует не абсолютные, а относительные значения выраженности той или иной функции. Из этого следует, что возможны этики, более эффективно решающие ло- кальные логические задачи, чем логики. И возможны логики, действующее субъективнее иных этиков, так как их эмоциональность иногда превышает симпатии-антипатии "среднестатистических" этиков. Так же возможны, если брать абсолютно, такие сенсорики, которые бо- лее мечтательны, чем иные интуиты. И, наоборот, практичность некоторых интуитов может в той или иной ситуации превосходить заземленность среднего сенсорика. По причине текучести жизни диагностика методом опроса, особенно по письменным анкетам, где нет никакой обратной связи, - дело весьма не- надежное. Здесь практикующий соционик сталкивается с проблемой случай- ного и закономерного и их отделения друг от друга - так называемым психометрическим парадоксом: чем большей различительной силой обладает вопрос, тем менее он надежен [ см.8, с. 115 ]. Теоретически эта дилемма снимается тем, что количество замеряемых параметров увеличивается до максимума в пределах данной типологии, а затем производится их сопоставление между собой с целью нахождения точки равновесия, которая и представляет собой тип, как он понимается во второй трактовке. Практически же удовлетворительный результат обес- печивается тем, что испытуемому предъявляются косвенные вопросы в бе- зальтернативной форме.
2. Дихотомическое описание функций ---------------------------------- В начале проведем разграничение между понятиями инфоаспекта и соци- онической функции. Разница между ними та же, что и между сигналом и приемным устройством. Инфоаспекты, под которыми я понимаю составные части информационного потока, принимаются и обрабатываются соответс- твующими психологическими функциями. В более широком контексте, если речь идет не о человеческом восприятии, а вообще о коммуникации между системами любой природы, эти функции следует называть соционическими. Восемь открытых Аушрой инфоаспектов, а именно: этика эмоций Е, эти- ка отношений R, деловая логика Р, структурная логика L, волевая сенсо- рика F, сенсорика ощущений S, интуиция возможностей I и интуиция вре- мени Т могут быть полностью описаны семью парами двоичных признаков. Hиже я раскрою семантику этих дихотомий.
ПЕРВАЯ ДИХОТОМИЯ
Экспрессивные, или выразительные функции ( , P, F, I ), с одной стороны, и Импрессивные, или впечатлительные ( R, L, S, T ), с другой.
Первые могут быть переданы актерской игрой, вторые - практически нет, так как не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. Импрессивные функции передаются только методом аутогенной тренировки или же различными техниками медитации и релаксации. Порождаемые экспрессивными функциями состояния подходят для публич- ных выступлений и вообще активной общественной деятельности. Они в вы- сокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в со- седние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподобле- нию себе). Импрессивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособле- нию и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовер- шенствованием. Рядом с вами идут по улице безучастные люди. Их лица ничего не вы- ражают, а движения почти автоматические. Они пребывают в импрессивных состояниях отрешенности от внешнего мира. Что у них на душе? Чтобы проникнуть туда, нужно переключиться на экспрессию. И тогда становит- ся понятным, что за маской безучасности скрывается глубокий мир субъ- ективной жизни, по насыщенности событиями не уступающий миру наружно- му.
ВТОРАЯ ДИХОТОМИЯ
Дискретные, или дробные функции ( , P, L, R ), с одной стороны, и Континуальные, или целостные ( F, T, I, S ), с другой.
Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы меж- ду частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл. Континуальные функции допустимо считать количественными, так как в этих состояниях индивид накапливает информацию без всяких предвари- тельных ограничений (критериев качества), и лишь затем отбирает из всей массы наиболее подходящую ему, т.е. преключается в дискретный ре- жим. Иррациональный способ функционирования означает переход от континуального состояния к дискретному. Дискретные функции допустимо считать качественными. В этом состоя- нии индивид сразу производит отбор по какому- либо заранее известному критерию и лишь затем переходит к количественному накоплению. Рацио- нальный способ функционирования - это движение от дискретного состоя- ния к континуальному. Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных: первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессозна- тельные. Обоснование такому разграничению я нахожу в том, что осозна- ние чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явле- ния, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности. Интересно, что данная соционическая оппозиция наиболее соответству- ет культурно-историческому противопоставлению Запад - Восток. Разницу между западным образом жизни, при котором все явления стремятся к чет- кому разделению и осознанию путем наименования, и восточным, при кото- ром господствует стремление к слиянию и затушевыванию, благодаря чему там существуют страны и народы без имен и осознанных границ, хорошо описал Л.H.Гумилев [3, c. 62 - 70]. С начала ХХ-го века раздаются голоса исследователей, подобно О.Шпенглеру провозглашающих на разные лады "закат Европы". Да и в наше время немало слышно призывов возврата к целостности и отрицания тех- нократической, т.е. дискретной цивилизации западного образца. В том, что европоцентризм заканчивается, сомнений нет. Hо это про- исходит вовсе не по причине рационализма и технократизма цивилизации региона, а по причине естественного энергетического "старения" (утраты пассионарности по Л.H.Гумилеву) европейских этносов и одновременно разворачивающихся на Востоке молодых процессов этногенеза. Попытки же слить в одну систему дискретное с континуальным, науку с религией, сознательное с бессознательным рано или поздно закончатся провалом. Объединение европейского мировоззрения с азиатским - это не более чем химера, т.е. нежизнеспособный гибрид. Привитие восточных культов на западной почве порождает лишь антисистемы, ослабляющие в конечном итоге оба подхода. Об этом в свое время однозначно высказался и сам К.Г.Юнг [2, c. 37 ]. Эти стили неконъюнктивны. Отношение, соеди- няющее их - антиэквивалентность (см. 5 раздел, п.2).
ТРЕТЬЯ ДИХОТОМИЯ
Динамические, или неравновесные функции ( , P, S, T ), с одной стороны, и Статические, или равновесные ( R, L, F, I ), с другой.
Динамические функции представляют собой как бы продольный срез ин- формационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе. Статические же функции передают картину поперечного среза информа- ционного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек ( отношение "я - другие" ). Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда про- цесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается. Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Hаиболее статичны функции L и R. I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стре- мится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спо- койствие быстро восстанавливается.
ЧЕТВЕРТАЯ ДИХОТОМИЯ
Вовлеченные функции ( , R, F, S ), с одной стороны, и Отвлеченные ( P, L, I, T ), с другой. Эти категории функций отличаются коммуника- тивной дистанцией, на которой они реализуются.
Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перераба- тывают конкретную - кинестетическую, как она называется в HЛП, инфор- мацию и соответствуют первой сигнальной системе по И.П.Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное. Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И.П.Павлов назвал вто- рой сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствует логике, а наглядно-образное - интуиции. Вовлеченные функциональные состояния максимально воплощаются, в частности, в рамках установки на социальный вид деятельности ( S, S , FR, RF). Отвлеченные состояния находят полное воплощение в рамках са- йентистской группы типов (IL, LI, PT, TP).
ПЯТАЯ ДИХОТОМИЯ
Эксплицитные, или явные функции ( P, L, F, S ), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые ( , R, I, T ), с другой.
Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функци- онирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого "мыслительного" типа психики по И.П.Павлову. Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по ка- налам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL, LF, PS, SP). Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопоня- тен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имп- лицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т.п. Согласно И.П.Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие. О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имп- лицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности ( T, T , IR, RI). Эксплицитные функции семиотически (семиотика - наука о знаковых системах) могут подразделяться на денотативные, т.е. сенсорику (дено- тат - это предмет или явление, обозначаемое знаком) и десигнативные, т.е. логику (десигнат - это обозначающее, т.е. имя знака). Имплицитные функции в семиотике можно подразделить на концептные, т.е. интуицию (концепт - это смысл, вкладываемый в знак) и, хотя этот компонент и отсутствует в известном треугольнике Фреге [10, с.86], коннотативные, т.е. этику (коннотат - это эмоциональная окраска зна- ка).
ШЕСТАЯ ДИХОТОМИЯ
Целеполагающие функции ( , L, I, S ) противостоят Экзекутивным, или исполнительным ( P, R, F, T ).
Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разво- рачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать. Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т.е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических пот- ребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т.п. За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые я называю экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, "намагниченность" объекта, пре- пятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя "душевная" работа. Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет ос- тавлен, объектом в результате силового воздействия на него. Одно из своих воплощений все четыре целеполагающие функции находят в рамках первой квадры - квадры Просветителей (IL, LI, S, S ), с ко- торой всегда начинается разворачивание нормального эволюционного про- цесса. Противоположную четверку экзекутивных функций мы находим в рамках третьей квадры - квадры Реформеров (PT, TP, FR, RF). Эта квадра энер- гетически перенасыщена, поэтому в ее рамках всегда происходит надлом воплощаемой системы с неминуемым расколом на противоборствующие части. Единой объединяющей на перспективу цели на этом этапе нет, и борьба ведется до полного истощения сталкивающихся сторон [6, c.2].
СЕДЬМАЯ ДИХОТОМИЯ
Двигательные функции ( , L, F, T) противостоят Инерционным (P, R, I, S).
В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F, воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также за- кон или правило L, предписывающее выполнять то или иное действие. Кро- ме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рожде- ния до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение под действием времени. Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движе- ние могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между от- дельными частями объекта - это состояние R, открывающиеся при переме- щении равноценные выборы направлений - состояние I, а испытываемые во время движения ощущения деформации - состояния S. Четверка движущих функций сосредоточена вместе во второй квадраль- ной группе, которая носит название Воплотители ( T, T , FL, LF), так как отличается исключительной целеустремленностью и напором. Инерцион- ные же функциональные состояния в наибольшей степени характерны для четвертой квадры - Совершенствователей (IR, RI, PS, SP). Именно эта квадра полностью исчерпывает сообщенный ранее импульс движения, посте- пенно переходя в режим самоподдерживающегося на минимуме энергообмена со средой - персистентному состоянию (переход к первой квадре).
3. Две тенденции энергообмена ----------------------------- Каждая из восьми функций может принимать как положительные (+), так и отрицательные (-) значения. Я не стану здесь останавливаться на ап- парате знаков функций. Читатель при желании сможет ознакомиться с ним в [5, с. 28 - 42 ]. Однако нельзя обойти вниманием два противоположных способа смены различных функциональных состояний. Один из них представляет собой за- мену положительного состояния отрицательным (+ -), а второй, наоборот, отрицательного положительным (- +). В социоанализе таким образом опи- сываются два направления прогресса - правое (от плюса к минусу), или эволюционное, при котором происходит постепенная растрата положитель- ного потенциала до состояния деградации, и левое (от минуса к плюсу), или инволюционное, при котором происходит толчек, порождающий среди кризисной ситуации распада новое позитивное начало, скачкообразно вы- водящее спираль развития на новый виток. Оба эти процесса находят отражение в деятельности полушарий голов- ного мозга. Опыты показали, что неуправляемая эйфория, с одной сторо- ны, и всеохватывающая печаль, с другой - две крайности, если полушария функционируют изолировано. Левое полушарие "запускает" оптимистичес- кую, но стихийную инволюцию, а правое - пессимистическую, но упорядо- чено-предсказуемую эволюцию. Hе надо путать дихотомию "инволюция-эволюция" с пятой дихотомией "эксплицитность-имплицитность". Если последняя просто отражает локали- зацию источника тех или иных функциональных состояний в одном из полу- шарий головного мозга, то первая указывает на механизм их чередования, в ходе которого функции "перезаряжаются" на противоположный знак. Для соционического сопоставления обоих процессов привожу фрагмент сравнительной таблицы из книги "Информация-поведение-творчество" [4, c. 212 ], которая составлена авторами как результат информацион- но-математического анализа психологических закономерностей:

Каталог: assets -> files -> Ophion
files -> Отчет о выполнении мероприятий по повышению эффективности
files -> Российская Федерация Республика Хакасия
files -> Ооо сп «Абаза Телеком»
files -> Постановление «26» декабря 2013 г г. Абаза №1097 Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования на 2014-2016 годы»
files -> Шығыс Қазақстан облыстық Семейдің Абай атныдағы қазақ музыкалы драма театрының қызмет көрсету
files -> Тауарды әкелген, жұмыстың орындалу, қызмет көрсету мерзімі
files -> Үгіттік баспа материалдарын орналастыру және халықпен кездесу орындарын белгілеу туралы «Қазақстан Республикасындағы сайлау туралы»
files -> Шарттық негізде үй – жайлар беру туралы «Қазақстан Республикасындағы сайлау туралы»
Ophion -> Издательство


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет