Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласный звук [й], буква Й



Дата01.08.2020
өлшемі42.28 Kb.
түріКонспект
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Согласный звук [й], буква Й.
Цели: знакомство со звуком [й], обозначающей его буквой Й; отрабатывание навыка четкого произношения звука [й]; развитие фонематического восприятия; обучение умению выделять звук [й] из ряда звуков, слогов, слов; развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.; воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки со звуковыми домиками для определения позиции звука в слове ; картинки слов со звуком [й], игрушка Буратино, рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Сюрпризный момент.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
- Слышите, ребята, кто – то вздыхает и зовет нас. Да это же наш знакомый Буратино. 
- Что случилось, Буратино?
Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Воспитатель: ребята Буратино так напуган, что не может больше ничего говорить. Кто же его так напугал?
Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Наверное, он хочет назвать имя сказочного героя, который его так напугал.
Давайте послушаем еще раз, что он говорит, и определим, какой звук повторяется чаще других. 
Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!

Дети, как вы думаете, кто напугал Буратино.

Дети. Карабас- Барабас.

Воспитатель. Буратино, ты находишься на занятии в подготовительной в группе и никого не бойся. Можешь присесть поудобнее и позаниматься с нами.
II. Знакомство с новым звуком.
Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Правильно, это звук [й]. Какой он?
Давайте произнесем этот звук. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку). Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? Что хочется сделать, сжать кулачек или погладить ладошку? (мягкий). Звук [й] всегда мягкий. Послушайте свое горлышко, звонкий или глухой этот звук? (звонкий). Звук [й] - согласный, звонкий, всегда мягкий. 
III. Развитие фонематического восприятия.
Педагог читает стихотворение, дети запоминают и называют слова со звуком й:
В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

 ●        Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай, трамвай.


Воспитатель: Ребята,а теперь разгадайте загадки:
Он стоит на полке в склянке,

Лечит ссадины и ранки.

До чего же сильно жжет!

Догадались? — Это...



Ответ: Йод
По утрам его съедаю.

Вкус фруктовый обожаю.

Они разные бывают:

С вишней и с клубникой,

С персиком, черникой…

Если ты их знаешь —

Загадку отгадаешь.

Ответ: Йогурт
На гвоздях, поджавши ноги,
Восседают только ...
Ответ: Йоги

Воспитатель: что объединяет эти загадки?

Дети. Все отгадки начинаются на звук й.

●        Игра «Где звук?».

Детям предлагается определить позицию [й’] в словах:

муравей, троллейбус, хоккей, шайка, йод, линейка.

Физкультминутка
Майя клетку не закрыла,

Попугая упустила.        1

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      2

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:       3

«Попугай, мой попугай,

Далеко не улетай!4

Попугай, вверху летая,

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь,

        Полетаю и вернусь». 5



2. Работа с чистоговорками.
«Прочитай и доскажи»:
Ой - ой — это зайка мой
Ай - ай — испекли мы каравай 
Ай - ай — в клетке попугай 
Ой - ой — мы идем домой 


V. Знакомство с буквой Й.
Звук [й] мы знаем, а что нужно знать, чтобы его написать? Букву Й. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

VI. Работа с новой буквой. Воспитатель предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику:

«Карандаш»

Всё нарисует карандаш,                                  



(держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.                                  



 (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:                                  



(сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.                                     



(пишут «карандашом» по столу)
Как вы думаете, каким цветом мы будем штриховать букву?

Дети: Зеленым. Воспитатель. Почему?

Дети Звук й- всегда мягкий.
IX. Итог. С каким звуком мы сегодня познакомились? В чем особенность этого звука? Какая буква его обозначает?







Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет