Курсовая работа социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей Шифр специальности



бет1/9
Дата10.10.2020
өлшемі233.05 Kb.
түріКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет

им.М. Козыбаева


Педагогический факультет

Кафедра «Специальная и социальная педагогика»




КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей



Шифр специальности

форма обучения

группа

5В012300

заочно

зСПС2-18

АВТОР Акулина Л.Р. ____________

(фамилия,инициалы) (подпись, дата)
РУКОВОДИТЕЛЬ Пустовалова Н.И. ____________

(фамилия,инициалы) (подпись, дата)

Петропавловск, 2020


Социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей
Содержание





Введение


3 - 8

1

Теоретические основы проблемы социальной работы с детьми из многодетных семей

9 - 23

11.1

Проблема социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей в условиях общеобразовательного учреждения в социально-педагогической литературе

9 - 15

11.2

Семья как социально-культурная среда воспитания и развития детей


15 - 23

2

Организация социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей в общеобразовательном учреждении

24 - 34

2.1

Специфика работы социального педагога с детьми из многодетных семей

24 - 31

2.2

Программа социальной работы с детьми из многодетных семей


31 - 34




Заключение


35 - 36




Список использованной литературы


37 - 39




Прило__жение_А___«О__про__сник_детско__-ро'>Приложение А «Опросник детско-родительские отношения»


40 - 44




Приложение Б «Тематический план занятий по программе социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей»

45 - 51


Введение
Семья неразрывно связана с коренными основами жизнедеятельности социума и направлена на создание базовых условий функционирования посредством физического и социокультурного замещения поколений через рождение детей и поддержку существования всех членов семьи. Наряду с этим реализация основных функций семьи не является закономерным следствием биологических регуляторов, а осуществляется через специфические социальные процессы, происходящие в данном социуме, и включает в себя различные компоненты, которые связаны определенными отношениями. Такими компонентами могут являться достаточно разнородные явления, такие как: физиологические процессы; психологическая динамика взаимоотношений; установленные в данном обществе нормы культурных ценностей и морали; экономические условия производства и рынка, образование; демографическими изменениями и историческими преобразованиями. В связи с этим важное научное и практическое значение приобретает исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности се­мьи, вызванные социально-экономическим кризисом.

В Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» указывается на важность государственной политики в интересах детей: «Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственных органов и основана на:



  • законодательном обеспечении прав ребенка;

  • государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе».

В статье 24 «Обязанности родителей по воспитанию ребенка, уходу за ним и содержанию» указывается на обязанности родителей создать условия для развития детей:

1. Родители или другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка.

2. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем».

Государственная политика в отношении семьи и детей - главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условии для осуществления семьей ее основных функций. В статье 49 «Права и обязанности родителей и иных законных представителей» Закона об образовании Республики Казахстан отмечается, что «родители и иные законные представители обязаны:

- создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление;

- оказывать содействие организациям образования в обучении и воспитании детей;

- обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении».

Большое значение семейному воспитанию подрастающего поколения, как одному из основных направлений придается в Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, «определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества».

В законе о браке и семье РК подчеркивается «право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».

Согласно Закону Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» многодетная семья - семья, имеющая четырех и более совместно проживающих (включая временно отсутствующих) несовершеннолетних детей.

В Кодексе «О браке и семье» от 26 декабря 2011 года, 518, статья 1, подпункт 17-2», - указывается, что «многодетная семья - семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста)», - говорится в кодексе.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 365-I «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, после среднего образования, высших учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) имеют право на получение пособия в размере 3,9 месячного расчетного показателя.

По информации Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане сейчас 340 тысяч таких семей, в столице – более девяти тысяч. Многодетным семьям, имеющим четырёх и более несовершеннолетних детей, выплачивают специальное государственное пособие. Его размер составляет 4,16 МРП – 10 504 тенге в 2019 году. В Казахстане 271 тысяча семей получает это пособие, это те, кто подал заявку на него до 1 января 2018 года. С этой даты пособие по многодетности объединили с адресной социальной помощью. То есть теперь право на него имеют лишь семьи с доходом на одного человека ниже 50% прожиточного минимума. Многодетные семьи в Казахстане имеют право получать пособия и встать в очередь на жильё, средний срок ожидания которого 10 лет.

Семья - это связующее звено между разными поколениями, хранительница духовных и культурных традиций. Как известно, укрепление института семьи и семейно-брачных отношений, повышение престижа семьи, пропаганда ценностей брака и семьи, достижение гендерного равенства в семейных отношениях, обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений, являются фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества.

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни – важная задача общественного развития. Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от формирования ценностного отношения к семье.

Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей.



В Казахстане вопросам укрепления семьи как социального института уделяется большое внимание. Конституция и все национальное законодательство предусматривают равные права мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. Ратифицированы основные международные соглашения по правам женщин, в том числе Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней. Действует Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан. В 2005 году была принята Концепция гендерной политики РК, утверждена национальная Стратегия гендерного равенства на 2006-2016 гг.

В 2013 году в Казахстане был учрежден новый праздник - День семьи, который впервые праздновали 8 сентября того же года. С того времени каждое второе воскресенье сентября жители Казахстана отмечают этот день. Целью праздника является обращение внимания общественности стран на многочисленные проблемы семьи. «День семьи подчеркивает важность семьи, как основной ячейки современного общества, существенно влияющей на социально- экономическое развитие любого государства, включая демографическую политику», - отмечается в Указе.

Лидер нации выступил с инициативой данного праздника, который в одном из своих выступлений отметил, что в казахстанском обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций. День семьи будет способствовать укреплению нравственности, духовности, безусловному признанию в нашем обществе важности ответственного супружества.



«Воспитание, полученное в семье - это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа. Культивирование семейных ценностей, многодетности - это одна из первостепенных задач нашего государства. За годы Независимости родилось более 6 миллионов казахстанцев. А общее число граждан страны превысило 17 миллионов. Это наглядное свидетельство роста благосостояния народа, качества семейно-демографической политики в РК», - подчеркнул лидер нации Н. Назарбаев.

Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.



В настоящее время Казахстан переживает период своего национального возрождения. Отсюда все возрастающий интерес к своей национальной культуре, которая в течение практически всего двадцатого века в период Советского Союза сознательно изживалась, как атавизм и пережиток прошлого. И сейчас более чем очевидно, что обращение к истокам, традициям народа является одним из действенных способов для решения таких злободневных проблем современного общества, как рост числа разводов, низкое количество браков и падение рождаемости, малодетность, воспитание в неполных семьях, сиротство и других. А ведь знание истории своего народа, собственных национально-культурных корней, традиций играет исключительную роль в сохранении семьи. К созданию ячейки общества необходимо подходить подготовленным, воспитанным в духе сохранения семейных ценностей, тогда не будет «зашкаливающих» цифр статистики разводов, падения рождаемости. Снизится и количество неполных семей, детей-сирот.

У казахов семья всегда занимала главенствующее место в жизни. Родственная связь для казахского народа – особенная составляющая в его семейной жизни. Все кому-то родственники – сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать и так далее. Ни один настоящий казах не мог представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой такой народ, где родственным узам придавалось бы такое огромное значение. Семейные традиции позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единому национальному образованию.

В результате, семью можно представить, как сложное социальное образование и, вследствие этого, многозначное. Т.е. с одной стороны понятие социального института семьи раскрывает ее значение в широкой взаимосвязи с другими социальными институтами и социальными процессами развития и изменения; а с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы концентрируется на закономерностях становления, жизнедеятельности и распада семьи как относительно независимой структуры.

Из множества определений семьи можно выделить следующее классическое определение: семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Говоря о функциях семьи, следует обратить внимание на общественность результата жизнедеятельности многих семей, которые составляют данное общество, и общезначимость последствий из развития. Функции семьи невозможно четко разделить на главные и второстепенные, но следует различать среди них специфические и неспецифические. Специфические функции вытекают из сущности семьи как социального явления, а неспецифические связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйством - т.е. отражение исторического характера связи между семьей и обществом.



Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в многодетной семье, гармонично развивался родителям нужно направить внимание на свои слова и поступки, на уклад семьи, понимать и принимать возрастные и личные отличительные черты детей, и на основе данного создавать собственную систему воспитания. Огромный интерес необходимо уделять развитию индивидуальных достоинств детей. Таким образом, конкретное содержание социально-педагогической деятельности с детьми из многодетных семей в каждом отдельном случае обусловлен индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Прежде всего, в центре интересов социального педагога находится ребенок.

Анализ теории и практики социально-педагогической деятельности общеобразовательных учреждений позволил выявить следующее объективное противоречие: между важностью социальной работы с многодетными семьями и реальной организацией работы с детьми из таких семей в практике социального педагога.



На основании данного противоречия формулируется проблема исследования, которая заключается в разработке программы и соответствующих занятий, направленных на социально-педагогическую работу с детьми из многодетных семей, что определило тему исследования «Социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей».


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет