Лезник Юрий Давыдович Люберцы 2011



бет1/4
Дата18.05.2020
өлшемі272 Kb.
түріПояснительная записка
  1   2   3   4
Министерство образования Московской области

Управление образования Люберецкого муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей



«Дворец детского (юношеского) творчества»

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Методическим советом Директор МОУ ДОД ДДЮТ

Протокол №_____ ______________ Н.П. Ковзун

от «____»______20____ г. «___» ______________20___г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ШАХМАТЫ»

Возраст детей: 7-17 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Лезник Юрий Давыдович

Люберцы

2011



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе нескольких шахматных программ В.Е. Голенищева:

Для 1-го года обучения модифицирована «Программа подготовки юных шахматистов IV-III разрядов» 1969 г.

Для 2-го года обучения модифицирована программа «Подготовка юных шахматистов II разряда» 1979 г.

Для 3-го года обучения модифицирована программа «Подготовка юных шахматистов I разряда» 1980 г.

Данная программа имеет спортивную направленность.
Занятия шахматами положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, помогают выработке важнейших практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы являются почти идеальной моделью для развития успешной способности действовать в уме.

С одной стороны шахматы – довольно простая настольная логическая игра с четко определенными правилами, которые способен освоить любой человек. Особых затруднений правила шахмат у детей не вызывают. С другой стороны, шахматная игра в исполнении мастеров и гроссмейстеров очень сложна и красива, глубины шахмат можно постигать бесконечно, нет и конечной точки в процессе развития мышления посредством шахматной игры. Играть в шахматы можно в любом возрасте и независимо от физических данных.

Обучение шахматам детей в детском объединении дополнительного образования направлено на формирование высоконравственной, гармонично развитой и творчески активной личности. Игровая форма обучения превращает знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно находят применений в игре в шахматы между детьми.


Срок реализации программы – 3 года

Возраст детей – 7-17 лет

Заниматься по данной программе могут дети любого школьного возраста, начиная с 7-ми лет. Именно в этом возрасте ребенок может осознавать, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.


Цель программы:

дополнительное шахматное образование для учащихся с 7 до 17 лет и подготовка юных шахматистов 1-го спортивного разряда и выше,



Задачи программы:

  1. Обучение:

    • элементам шахматной тактики и технике расчёта вариантов в практической игре; стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

    • всем стратегическим элементам шахматной позиции и основным стратегическим приёмам в типовых положениях;

    • способам реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях;

    • основным стратегическим и тактическим идеям большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.

  2. Комплексное формирование основ шахматной культуры.

  3. Развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся.

  4. Воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и дисциплины мышления.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Программа предусматривает две основные формы занятий:

Теоретическое: лекция, семинар, диалог. Изучение шахматной теории проводится по группам, по подгруппам и индивидуально.

Практическое: классификационные турниры, тематические турниры, сеансы одновременной игры, товарищеские матчи, тренировочные партии, решение позиций, шахматных задач и этюдов и т.д.
Режим занятий:

1-й год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа (144 ч в год);

2-й и 3-й год обучения (для 8-10 лет) 2 занятия в неделю по 2 часа

(144 ч в год);

2-й и 3-й год обучения (для 11-17 лет) – 3 занятия в неделю по 2 часа

(216 ч в год).

Группы обучающихся формируются по возрастам:

младшая: 7-10 лет, средняя: 11-13 лет и старшая: 14-17.


Если обучаемый не прошел программу в полном объеме и не выполнил: к концу 1-го года обучения – норму 3-го спортивного разряда по шахматам,

к концу второго года обучения – норму 2-го спортивного разряда по шахматам, к концу третьего года обучения – норму первого спортивного разряда по шахматам, то он может проходить обучение еще год по той же программе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:

правила шахматной игры, шахматную нотацию, историю возникновения шахмат, общие принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, основные тактические приемы шахматной борьбы.

Должны уметь: ставить простейший мат (ферзь и король против короля, линейный мат, ладья и король против короля), правильно разыгрывать простейшие окончания (король и пешка против короля; король, ладья и пешка против короля и ладьи), правильно защищаться от шахов, видеть все возможные взятия практически в любой позиции.

Выполнить: норму третьего спортивного разряда по шахматам.


2 год обучения
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

идеи основных открытых и полуоткрытых дебютов, основные принципы и приемы ведения борьбы в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Должны уметь: Правильно начинать шахматную партию, вести расчет вариантов, оценивать возникающие позиции, реализовывать решающий позиционный и материальный перевес.

Выполнить: норму второго спортивного разряда по шахматам.


3 год обучения
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:

идеи всех основных открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов, принципы и приемы ведения шахматной борьбы в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Должны уметь: Умело вести борьбу в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, правильно оценивать возникающие позиции, отбирать ходы-кандидаты, вести расчет вариантов с учетом всех возможных продолжений, реализовывать позиционный и материальный перевес, правильно вести защиту тяжелых позиций.

Выполнить: норму первого спортивного разряда по шахматам.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ




Наименование темы


Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие


2

1

1

2

Шахматная нотация

2

0,5

1,5

3

Сложные правила

2

0,5

1,5

4

Ценность фигур и пешек

2

0,5

1,5

5

Некоторые случаи ничьей.

2

0,5

1,5

6

Мат тяжелыми фигурами

2

0,5

1,5

7

Упражнения на мат

2

-

2

8

Как начинать партию

4

1

3

9

Что делать после дебюта

2

0,5

1,5

10

Использование большого материального перевеса

4

1

3

11

Король и пешка против короля

6

1,5

4,5

12

Тактические приемы

14

3,5

10,5

13

Комбинации. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур

20

5

15

14

Классификация комбинаций по идеям

18

4,5

13,5

15

Шахматные задачи

2

0,5

1,5

16

Ловушки

2

0,5

1,5

17

Атака на короля

12

3

9

18

Простейшие пешечные окончания

6

1,5

4,5

19

Борьба ферзя против пешки

4

1

3

20

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

2

0,5

1,5

21

Простейшие ладейные окончания

4

1

3

22

Легкофигурные окончания

8

2

6

23

Влияние пешечной структуры на течение борьбы

6

1,5

4,5

24

Открытые линии и 7-я (2-я) горизонталь

4

1

3

25

Как изучать дебют

10

2,5

7,5

26

Итоговое занятие

2

0,5

1,5




И т о г о :

144

36

108



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет