Методическая разработка занятий «Пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века» в рамках курса «Диалоги о прекрасном»



бет1/2
Дата01.08.2020
өлшемі368.8 Kb.
түріМетодическая разработка
  1   2


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка занятий
«Пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века»

в рамках курса «Диалоги о прекрасном»

Автор:

педагога дополнительного образования

Свистунова Лариса Владимировна

Санкт-Петербург

2012-2013
Пояснительная записка

На втором году обучения по программе «Диалоги о прекрасном» педагог знакомит учащихся с шедеврами русской живописи. Картины русских художников объединены в блоки по жанрам: пейзаж, портрет, бытовой и сказочный жанр, историческая картина. Каждый блок завершается итоговым уроком-игрой, на котором закрепляются особенности данного жанра, подчеркивается своеобразие каждого художника, особенности композиции и цвета картины, вспоминается история создания картин.

Занятия строятся на основе диалогичности, свободного высказывания мнения и в то же время уважения к мнению другого. Учащиеся от занятия к занятию двигаются от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Особенно важными являются минуты созерцания и тишины на занятиях, когда показывается очередное произведение искусства. В эти минуты ребенок остается наедине со своими мыслями и чувствами, и неважно, будут ли они потом озвучены.
Большинство занятий строятся по принципу творческой мастерской. Мастерская так же как и обычное занятие предполагает изучение новой информации, которая предъявляется по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».

Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Построение мастерской создается по определенному алгоритму.



    1. Мастерская начинается с задания, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся. С одной стороны оно должно актуализировать личный опыт каждого, с другой стороны создавать интерес, внимание, может быть некоторое недоумение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. (Например, прежде, чем начать разговор о картине Айвазовского, детям предлагается слово «маринист» и ставится задача: дать ему определение, предположить, что оно означает. Когда все версии будут выслушаны, дать точное определение.)

    2. Создание творческого продукта по итогам полученных знаний индивидуально или в групповом взаимодействии.

    3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, их анализ.

    4. Далее учащиеся обращаются к новой информации. Рассмотрению картины, выслушивают ее описание (возможно несколько версий), слушают историю создания картины.

    5. Групповая или индивидуальная работа, в ходе которой выдвигаются версии, создается некий творческий продукт (сиквейн, описание картины, загадки о картинах и художниках, рисунок-впечатление и т.п.).

    6. Социализация, т.е. предъявление творческого продукта.

    7. Общая рефлексия.

В данной разработке предлагаются занятия, относящиеся к теме «Пейзаж».

Цель занятий:

  • Познакомить учащихся с особенностью творчества И.К. Айвазовского, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, А.К. Саврасова , И.И. Левитана, использовав материалы истории создания картин «Девятый вал», «Мокрый луг», «Сосновый бор», « Лунная ночь над Днепром», «Грачи прилетели», «Март».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с историей создания картин «Девятый вал» И. Айвазовского, «Мокрый луг» Ф. Васильева, «Сосновый бор» И. Шишкина, «Лунная ночь над Днепром» А. Куинджи, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Март» И. Левитана.

  • познакомить с некоторыми этапами жизни и творчества художников;

  • дать представление о таких понятиях как марина, валер, самобытность; пейзаж настроения;

  • учить анализировать содержание, образный язык художественного произведений и определять основные средства выразительности (цвет, тон, объем, светотень, перспектива);


Развивающие:

  • приобщать ребят к миру прекрасного, содействовать формированию развитой эмоциональной сферы;

  • формировать интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры;

  • формировать умение грамотно и лаконично излагать свои мысли, прививать навыки рассуждения в устной и письменной форме.



Воспитательные:

  • воспитывать способность чувствовать прекрасное и наслаждаться формой и содержанием художественного произведения;

  • развить способность «слышать» собственные ответные чувства на произведения искусства;

  • развивать трудолюбие и стремление к самообразованию;

  • работать над проявлением внешней культуры поведения.

Занятие проводится с учащимися 9-10 лет, второго года обучения по программе «Диалоги о прекасном» - «История одной картины». Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 мин.

Учащиеся в течение шести занятий знакомятся с картинами, относящимися к одному жанру живописи – пейзажу. На седьмом занятии проводится игра-повторение и закрепление пройденного материала. Каждое занятие посвящено одной картине определенного художника-пейзажиста, которые располагаются в хронологической последовательности жизни художников и создания картин.

Занятия строятся по принципу творческой мастерской. Мастерская так же как и обычное занятие предполагает изучение новой информации, которая предъявляется по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».

Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Построение мастерской создается по определенному алгоритму.


  1. Мастерская начинается с задания, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся. С одной стороны оно должно актуализировать личный опыт каждого, с другой стороны создавать интерес, внимание, может быть некоторое недоумение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. (Например, прежде, чем начать разговор о картине Айвазовского, детям предлагается слово «маринист» и ставится задача: дать ему определение, предположить, что оно означает. Когда все версии будут выслушаны, дать точное определение.)

  2. Создание творческого продукта по итогам полученных знаний индивидуально или в групповом взаимодействии.

  3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, их анализ.

  4. Далее учащиеся обращаются к новой информации. Рассмотрению картины, выслушивают ее описание (возможно несколько версий), слушают историю создания картины.

  5. Групповая или индивидуальная работа, в ходе которой выдвигаются версии, создается некий творческий продукт (сиквейн, описание картины, загадки о картинах и художниках, рисунок-впечатление и т.п.)

6. Социализация, т.е. предъявление творческого продукта.

7. Общая рефлексия.

В ходе занятия используются такие методы обучения, как рассказ учителя, беседа, обсуждение, работа в группах, работа с индивидуальными тетрадями, выполнение творческих заданий.
Главным средством обучения является демонстрация презентация слайд-фильма о художнике и его картине. С современными детьми нужно говорить на современном языке. Использование компьютера во время занятия вызывает интерес у детей, дает возможность показывать более качественные репродукции, расширяет эмоциональную и познавательную сферы восприятия. А так же показать возможности другого применения современной техники, которая есть практически в каждом доме. Познакомить и научить находить созидательную информацию посредством PC.

Занятие 1. Айвазовский «Девятый вал»
I. Первый этап.

Что обозначает слова «маринист»?

Ребята пытаются дать объяснение данному слову. Принимаются все версии.

Затем педагог дает определение слова.

Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Маринист — художник, пишущий марины. 


  1. Создание творческого продукта

-Кто видел море?

-А что надо, чтобы нарисовать море?Ответы учащихся.

Педагог предлагают взять карандаши или фломастеры, чтобы нарисовать море или свое впечатление о море.

(Время работы не более 5 мин.)
3. «Социализация».

Давайте выставим работы, посмотрим на них, никто не критикует работы других.

Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет все работы, какого цвета больше, какое море перед нами, какое настроение возникает у нас от работ?...

5 мин.

4. Педагог делает обобщение: Море бывает разное, возникает разное настроение от того, какое море перед нами. Лучше получилось у тех, кто видел море, наблюдал за ним. Значит, мы можем сказать, чтобы написать, нарисовать море, его надо знать. Так?

II. Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка.
Сегодня мы с вами поговорим о художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском.

Запишем в тетрадь имя и даты жизни этого удивительного художника, влюбленного в море.

Родился Иван Константинович Айвазовский в городе Феодосии на берегу Черного моря. В детстве он любил бегать на берег моря, смотрят как приплывают и отплывают корабли и рыбацкие лодки, как рыбаки разгружают корзины с пойманной рыбой и рассказывают истории. Потом ему повезло и он поехал учиться в Петербург в Академию художеств, закончил ее, совершил поездку за границу, получал заказы, но снова вернулся в любимую Феодосию, к морю. Я вам расскажу как Иван Константинович написал одну из самых известных его картин Девятый вал».

Эта картина находится в Русском музее в СПб, а я вам покажу ее репродукцию.


Дети смотрят и слушают рассказ.

Однажды в Феодосию, где жил Иван Константинович пришло итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он привез ему подарки от далеких друзей. Рассказал о бурных днях итальянской революции, о храбрости гарибальдийцев. Иван Константинович узнал, что его друг Веки тоже присоединился к отряду Гарибальди и сражался за свободу Италии. Многие люди из разных стран примкнули к гарибальдийцам, были среди них и русские.

После отъезда капитана Иван Константинович заперся в своей мастерской. А мастерская была у него особенная6 большая и высокая, но не было больших окон, из которых он мог наблюдать море и небо. Свет проникал через узкие оконца, расположенные под самым потолком. Это было сделано специально – для того, чтобы не отвлекаться от работы, храня в своем сознании образ заранее продуманный.

«Писать молнию, всплеск волны – немыслимо с натуры, - говорил Иван Константинович. Художник должен запомнить их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе, и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью.»

Так вот заперся в своей мастерской. Сидел в кресле, закрыв глаза, и со стороны могло показаться, что он спит, однако мысль его работала. Вставало в памяти детство: он с другими мальчишками помогает рыбакам разгружать серебристую, трепещущую рыбу; во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вспоминалось недавнее: странствование по чужим морям, Бискайский залив, где корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокую бурю. Все пассажиры тогда обезумели от страха. Он тоже испытывал страх, но держался рядом с капитаном. Чудом они добрались до Лиссабонской гавани. А европейские газеты уже распространили слух о гибели парохода и пассажиров. Были напечатаны фамилии погибших, среди которых была и его фамилия. И когда Иван Константинович прибыл в Париж, друзья глядели на него, как на воскресшего из мертвых! Помнил Айвазовский и другую бурю – в Финском заливе: люди на хрупкой скорлупке – как иначе назовешь рыбацкий баркас среди волн? – боролись со стихией.

Когда Айвазовский, наконец, открыл глаза, руки его потянулись сами к палитре и кисти.

… Над бушующим океаном встает солнце. Его лучи открывают настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал мрак. Еще вздывают гребни яростных волн. Одна из этих вол самая большая. Ее называют девятым валом. Со страшной силой и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших кораблекрушение. А усталые измученные люди судорожно вцепились в обломки мачты…- выдержать, выдержать!...

На полотнах Айвазовского прежде были сцены тщетной борьбы человека со стихией. Огромные волны вовлекали людей в бездонную пучину, губили последние надежды; немногие оставшиеся в живых вместе с жалкими обломками корабля безжалостно вышвыривались на прибрежные утесы. Грозным и роковым было море.

Теперь же все было иначе. Свет, солнце вступили в союз с Людкой волей! Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы, но они уже ослабли. Еще немного, и пройдет последний, девятый, вал.

Когда картина была закончена и выставлена, зрители поняли ее тайный смысл, восхищались бесстрашием художника. Восхищались его непревзойденным дарованием: море заполняло полотно до краев; казалось, вот-вот – и вода выплеснется, хлынет в гулкие и просторные залы!


6. Беседа с учащимися:

  • Вам понравилась работа?

  • Как вы думаете удастся ли спастись людям?

  • Что показывает в картине, что буря отступает?

  • (Слайд 6) Возьмите ручки и напишите слова ( не менее 5), которые отражают настроение море и людей (работа в группах)

5 мин.

  • Что помогло Айвазовскому так замечательно передать море?

  • Вам приходилось когда-нибудь попадать в трудную ситуацию, природную стихию? Что вы ощущали? Как выбрались?

(Дети делятся своими чувствами)…

7. А теперь давайте запишем название картины, о которой мы сегодня с вами говорили, и музей, в котором она хранится.


8. Общая рефлексия .


  • С какой картиной мы сегодня познакомились?

  • Что нового вы узнали?

  • Когда вам было хорошо, а когда нет?

( Ответы детей по кругу)

Занятие 2. Васильев Федор Александрович «Мокрый луг»
Первый этап.

  1. Индуктор. 3 мин.

Мы сегодня будем говорить снова о пейзаже.

А слово, над котором я предлагаю вам поразмыслить это – ВАЛЁР.

Подумайте, что это такое, дайте свое объяснение.

(Групповая работа учащихся)

Представление своего варианта и его объяснение.

А теперь, вы хотите знать, что это такое?



Валер - это гармония тона и цвета.
2. Создание творческого продукта. 10 мин.

Беседа с учащимися:

- Вот если бы вы родились в Африке, какую природу вы рисовали?.....

-А если у моря?...

-А где родились вы?....

- Какая природа окружает Петербург? Чего здесь много? …..

- Закройте глаза и представьте тот пейзаж, о котором вы мечтаете, который хотели бы снова увидеть.

Возьмите в руки карандаши и нарисуйте увиденную вами картинку.
3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской. 3 мин.

Давайте выставим работы, посмотрим на них, никто не критикует работы других.

Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет все работы, какое настроение возникает у вас от работ?...



  1. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. 5 мин.

А вот как пишет о петербургской природе художник Федор Александрович Васильев: (слайд 2) «О. болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьму это». Эти строки он написал, когда некоторое время работал и лечился в Ялте, но сердце тянулось к родному северу, тосковало. С ностальгией Васильев думал о болотах Петербурга.

Посмотрите на портрет Васильева, написанный его другом Иваном Николаевичем Крамским.

Какой перед вам человек? ……………………………….

Запишем в тетрадь имя и даты жизни Ф.А. Васильева (1850-1873)


Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка. 10 мин.
Как видите, этот человек прожил всего 23 года. В 10 лет он пришел в школу живописи и с легкостью решал сложнейшие технические задачи, но главное имел свое мнение и никому не подражал. В 15 лет он остался без отца. Слабые легкие – наследственное в их семье. Надо было хорошо питаться, а как…. До первых заработков семья Федора – мать, сестра и брат - жили на 8 рублей в месяц. После окончания школы он сразу взялся за заказы, надо было кормить семейство и был вынужден отложить надежду учиться в Академии.

«Незаконнорожденный» Федор не имел права на получение паспорта. Принадлежал к мещанскому сословию, обязан был отбывать рекрутчину.


Но талант его был огромен. «Вот энергия, вот сила!..» - восхищались Васильевым даже маститые художники.

"У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся другим однообразными... Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки..."



О каком качестве живописца говорит Васильев?

Вы заметили эту гармонию света и тени (Валер) в работах Васильева?
Но сдать экзамен «из наук» в Академии, в которой все-таки начал обучаться Васильев не смог: был тяжело болен и по рекомендации врачей уехал в Ялту. Вот там-то он и затосковал по северной природе, болотам Петербурга. И появилось шесть картин, посвященных северной природе, написанных в Крыму и на всех болотистая местность. Одну из этих картин –«Мокрый луг» - Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников.
Картина «Мокрый луг»
Это картина-воспоминание. Небольшая по размеру, она вобрала в себя, казалось, целый мир, она дышала, жила в каком-то озарении, и все в ней было свежо, чисто и глубоко – прозрачный воздух и мокрый сверкающий луг. Вся она пронизана тревожным трепетным светом, вся была как глубокий радостный вздох.

И тоже время „Мокрый луг" можно назвать картина-реквием.

Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо. Легкий дымок тумана скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет.

Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Живописец скован самой судьбой. Он дает волю своей жажде простора, свободного движения.



Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья.

Будете в Третьяковской галерее - подойдите к этому пейзажу и задумайтесь, сколько всего не всегда известного широкому кругу зрителей скрывается за молчаливым полотном. А ведь картина говорит.



6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа. 10 мин.
Запишем название картины «Мокрый луг» в тетрадь .

Давайте воссоздадим описание и восторг от картины «Мокрый луг» И.Н. Крамским. Что увидел на картине Крамской и что видим мы? У меня карточки со словами из письма Крамского Васильеву в Ялту. Давайте вставим их в пропущенные места из его воспоминания.



(Слайд 10)

«Эта картина рассказала мне больше Вашего дневника. Я не мог оторвать от нее глаз, - писал Васильеву Крамской.- (Дождливое), местами (темное) полотно все же полно (света),(жизни), (движения). (Ветерок), пробежавший по воде; (деревца), еще поливаемые последними каплями дождя; (русло), начинающее уже зарастать…наконец, (небо)! – со всею массою воды. «(Живое), (мокрое), (движущееся) небо», как выразился Ге. Невозможная варварская задача для художника!»


7. Социализация. 5 мин.

Вот еще строки из одного письма Крамского: "...Вы поднялись до почти невозможной гадательной высоты... Я увидел, как надо писать... Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мною величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное..."

Васильев вскоре умер.

Я предлагаю вам сейчас тоже написать письма Федору Васильеву. Он далеко в Крыму, скучает по Петербургу, ее природе, он вдалеке от друзей, тяжело болен, но продолжает писать картины. И вот его картину «Мокрый луг» вы увидели на выставке Общества поощрения художников. Напишите ему письмо – ваш отзыв о его картине, что вы увидели на картине, что вам особенно понравилось, не забудьте написать о Валере картины.


8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. 3 мин.

По кругу каждый отвечает на два вопроса :



  • Дети зачитывают свои письма.

Но вам, наверное, интересно, кто получил премию на конкурсе, куда отправил картину Федор Васильев?... А вот об этом вы узнаете на следующем занятии, когда поговори еще об одной картине, выставленной на выставке Общества поощрения художников.

Дидактический материал:



    • Презентация

  • Карточки со словами : Дождливое, Темное полотно,

света, жизни, движения,

ветерок,

деревца,

русло,

живое, мокрое, движущееся, небо


Занятие 3. Шишкин Иван Иванович. «Сосновый бор».1872


  1. Индуктор.

Кто такой царь леса? (Ответы учащихся)

Спасибо вам за ваши версии. Мы сегодня обязательно вернемся к этому эпитету «царь леса», а сейчас я предлагаю вам вспомнить конкурс, объявленный Обществом поощрения художников в 1872 году. Две работы вызвали споры. Помните чьи?... (Ответы учащихся)

С картиной Васильева «Мокрый луг» мы с вами уже познакомились, теперь давайте познакомимся с картиной Шишкина «Сосновый бор», которую он представил на конкурс Общества поощрения художников.

2. Создание творческого продукта.

Посмотрите на три картины Айвазовского, Васильева и Шишкина. Что общего и чем отличаются?... напишите на красных листочках общее, на синих – различия. Обратите внимание на цвет, композицию, настроение.



  1. Социализация. Ответы собираются размещаются на доске и озвучиваются.

Где мы можем увидеть такую природу, которая на картине Шишкина?

Та местность, где человек родился, природа, которая окружала его с детства, имеют огромное значение и влияние на человека всю его жизнь. Айвазовский родился у моря, Васильев – на северо-западе среди болотистой местности, Шишкин – среди могучих сосновых лесов, на реке Каме.


  1. Самокоррекция деятельности.


Запишем в тетрадь имя художника и даты его жизни.

Еще в юности пленили Ивана могучие Закамские леса, спокойные, с синеющими просеками, с птичьим пересвистом, духмяным запахом травы и хвои. Он сутками пропадал в лесу, За что ему доставалось от матери: парню скоро 18, а у него на уме – бумага и карандаш. Вскоре он распрощался с родными и уехал в Москву в художественное училище. Учился он упорно, много работал с натуры. Мечтал о Петербургской Академии, а когда в 1856 г. Представил на экзамен несколько рисунков и пейзажей, за один из них ему сразу присудили малую серебряную медаль. Первую награду. Он продолжал учиться и трудиться, его пейзажи уже знали в Москве и Петербурге, а когда за один из них он получил золотую медаль и право на заграничную поездку. «Зачем мне заграница? Во мне все русское!»,- говорил Шишкин и попросил провести несколько месяцев в Елабуге, где родился и уже не был два года. И вот он снова дома. Все дни пропадал в окрестностях Елабуги, рисовал. Сосны, сосны, сосны! Лесные богатыри. Однажды к нему подошла старуха, спросила : «Что рисуешь, батюшка?»

«Сосны. Хочется повести людей за руку в леса, чтобы увидели, как хорошо мир!»

День был сухой и теплый. Золотистой смолой сочились стволы, куковала кукушка, суля долгую жизнь. Старуха посмотрела вокруг, затем перенесла взгляд на этюд Ивана: краски, смешиваясь, густыми и буйными мазками лежали на холсте.

«Восхищен! – с чувством призналась Надежда Андреевна Дурова.- Вы оставляете потомкам незабвенный образ Родины! Да, да! Любовь к ней и веру в ее будущее.»


  • Какую природу изображал Шишкин?...

  • Почему наше занятие проходит под заголовком «царь леса»?


Второй этап.


Каталог: sites -> default -> files -> 2014
2014 -> Қазақстан Республикасының Заңы
2014 -> 2014 жылғы 1-жартыжылдыққа арналған Павлодар облысы прокуратурасының тексеріс жүргізу жоспары
2014 -> По 21 апреля 2014года. 1 день. 13 апреля, Воскресение
2014 -> Бекітемі н қарағанды облыстық сотының төрағасы Е. Серекбаев 2013жыл 2014 жылдың I – жартыжылдығына арналған аудандық және оған теңестірілген соттардың судьяларының Қарағанды облыстық сотында және базалық соттарда тағылымдамадан өту кестесі
2014 -> Перечень заболеваний и кодов мкб -10, используемых в ксг по неонатологии
2014 -> 2014 жылдың 10 айындағы еркін таңдау Республика бойынша
2014 -> Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет