Методология современного менеджмента



Дата17.05.2020
өлшемі121 Kb.
түріРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА


МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ООП 080200.68 Менеджмент. Стратегический менеджмент

ООП 262000.68 Технология изделий легкой промышленности. Инновационные технологии в проектировании изделий и предприятий индустрии моды

ООП 080200.68 Менеджмент. Управление инновациями

ООП 080200.68 Менеджмент. Управление проектами

Владивосток

2013

ББК 60.050.9



Рабочая программа учебной дисциплины «Методология современного менеджмента» составлена в соответствии с требованиями ООП 080200.68 Менеджмент. Стратегический менеджмент, ООП 262000.68 Технология изделий легкой промышленности. Инновационные технологии в проектировании изделий и предприятий индустрии моды, ООП 080200.68 Менеджмент. Управление инновациями, ООП 080200.68 Менеджмент. Управление проектами на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Масюк Н.Н., зав. кафедрой МН, д.э.н., профессор


Утверждена на заседании кафедры менеджмента от 25.06.2013 г., протокол № 22

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления и права ВГУЭС.

ВВЕДЕНИЕ

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю­щую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду­щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках



1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Особенность представленного курса состоит в том, что автор попытался в нём соединить методологию и историю науки и рассмотреть их в широком социокультурном контексте, дать развёрнутую панораму становления научно-методологической мысли.

Цель курса – сформировать у магистрантов навыки методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем с видением их в мировоззренческом контексте истории науки, помочь приобрести теоретические знания: понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучных принципов, частнонаучных методов, конкретной методики и процедур исследования).

Задачи курса:

− научить магистрантов информации о природе и социуме, дифференцировать научное, лженаучное и околонаучное знание;

− способствовать формированию научного мировоззрения;

− подготовить к восприятию новых научных фактов и гипотез;

− дать студентам основы знаний методологии и её уровней.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «Методология современного менеджмента» относится к дисциплинам по выбору вариативной части общенаучного цикла направления «Технология изделий легкой промышленности» и направления 2Менеджмент», и к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла ООП Менеджмент. Стратегический менеджмент.

Таблица 1 – Место дисциплины в ООП


ООП

Форма обучения

Блок

Трудоемкость (З.Е.)

Форма промежут. контроля

080200.68. Менеджмент. Стратегический менеджмент

ОФО

М.2/Группа Б

2

З

080200.68. Менеджмент. Управление инновациями

ОФО

М.1/Группа А

2

З

080200.68. Менеджмент. Управление проектами

ОФО

М.1/Группа А

2

З

262000.68. Технология изделий легкой промышленности. Инновационные технологии в проектировании изделий и предприятий индустрии моды

ОФО

М.1/Группа А

3

З

Для овладения дисциплины «Методология современного менеджмента » обучающиеся

должны иметь представления об основах менеджмента, обладать сведениями о современном менеджменте как объекте профессиональной деятельности, обязаны усвоить информацию по организации исследовательской деятельности, знать закономерности и законы диалектики, категории философии, применяемых в экономических исследованиях, уметь использовать инструментарий для исследований существующих и новых проблем менеджмента.

Как учебная дисциплина она связана со следующими дисциплинами ООП подготовки магистра:

Управленческая экономика;

Методы исследований в менеджменте;

Теория организации и организационное поведение;

Современный стратегический анализ;

Философские проблемы науки и техники;

Методология научного исследования;

Научно-исследовательская работа в семестре.

Дисциплина «Методология современного менеджмента» связана с научно – исследовательской практикой и научно-исследовательской работой.

Отмеченные связи и возникающие при этом отношения, а также содержание дисциплины «Методология современного менеджмента» дают магистру системные представления об изучаемых дисциплинах в соответствии с ФГОС ВПО, что обеспечивает высокий уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности магистра.

Теоретическими дисциплинами, для которых освоение дисциплины «Методология современного менеджмента» необходимо как предшествующее, являются:

Методы исследований в менеджменте;

Методология научного исследования;

Научно-исследовательская работа в семестре.

Практики, для которых освоение дисциплины «Методология современного менеджмента» необходимы как предшествующее: научно-исследовательская практика.


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 2 - Формируемые компетенции



ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

080200.68, Менеджмент. Стратегический менеджмент

ПК-1 способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

Знания:

основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента

Умения:

использовать современные подходы, методы, инструменты управления

Владения:

методикой построения организационно- управленческих моделей

ПК-4 способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

Владения:

методикой построения организационно- управленческих моделей

ПК-5 способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

Знания:

основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления

Умения:

выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования

проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами

Владения:

информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами

методологией и методикой проведения научных исследований

ПК-8 способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

Умения:

проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами

Владения:

информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами

080200.68, Менеджмент. Управление инновациями

ОК-3 способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

Владения:

навыками поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений

ОК-4 способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

Знания:

современные теории, концепции, методы и инструменты управления организациями, подразделениями, группами сотрудников, проектами и сетями

Умения:

анализировать существующие формы организации управления, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию

Владения:

навыками поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений

080200.68, Менеджмент. Управление проектами

ОК-3 способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

Владения:

навыками поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений

ОК-4 способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

Знания:

современные теории, концепции, методы и инструменты управления организациями, подразделениями, группами сотрудников, проектами и сетями

Умения:

анализировать существующие формы организации управления, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию

Владения:

навыками поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений

262000.68, Технология изделий легкой промышленности. Инновационные технологии в проектировании изделий и предприятий индустрии моды

ОК-2

Знания:

базовые понятия, категории и принципы научного познания

Умения:

анализировать информацию в области проблем развития научного знания

Владения:

опытом обоснования выбора своей научной и профессиональной позиции

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины: общая трудоемкость дисциплин составляет:



А) для студентов направления «Менеджмент»;

- 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. на самостоятельное изучение дисциплины магистрантам выделяется 56 часов. Итоговая аттестация по курсу — зачет.



Б) для студентов направления «Технология изделий легкой промышленности»

- 3 зачетные единицы, 108 часов, в т.ч. на самостоятельное изучение дисциплины магистрантам выделяется 84 часа. Итоговая аттестация по курсу — зачет

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 50 процентов аудиторных занятий.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов (магистрантов).

Текущий контроль предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания;

- опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы.

Промежуточный контроль предусматривает:



- проведение контрольных работ по блокам изученного материала;

- тестирование остаточных знаний (предварительные аттестации).

Итоговый контроль знаний магистрантов осуществляется при проведении -экзамен.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1 Научное познание как предмет методологического анализа.
Обыденное и научное познание. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. Модели анализа научного открытия и исследования. Общие закономерности развития науки. Методология научного поиска и обоснования его результатов.

Тема 2. Научная проблема.

Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Решение проблем как показатель прогресса науки.



Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Гипотеза как форма научного познания. Логическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипотезы. Требования, предъявляемые к научным гипотезам. Эвристические принципы отбора гипотез.



Тема 4. Гипотетико-дедуктивный метод.

Исторические корни и современный.взгляд на гипотетико-дедуктивный метод. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивного метода.



Тема 5. Абдукция и объяснительные гипотезы.

Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения. Отношение абдукции к другим формам умозаключений . Абдукция как основная форма недедуктивных умозаключений. Абдукция и законы науки.



Тема 6. Методы анализа и построения научных теорий.

Общая характеристика и определение научной теории . Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Интертеоретические отношения.



Раздел 7. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Специфические особенности проверки научных теорий. Проблемы подтверждения и опровержения теорий.

Раздел 8. Методы объяснения, понимания и предсказания.

Методы и модели научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования



2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий

Тема 1 Научное познание как предмет методологического анализа.

Обыденное и научное познание. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. Модели анализа научного открытия и исследования. Общие закономерности развития науки. Методология научного поиска и обоснования его результатов. Методология исследования управленческих ситуаций.



Тема 2. Научная проблема.

Постановка проблемы. Выявление противоречий. Предмет и объект исследования. Проблемные ситуации в менеджменте. Основные научные подходы, теории, концепции, парадигмы, возможные цели и задачи исследований.



Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Гипотезы, виды гипотез и методы работы с ними. Суждения и умозаключения. Виды умозаключений.



Тема 4. Гипотетико-дедуктивный метод. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивного метода.

Тема 5. Абдукция и объяснительные гипотезы.

Отношение абдукции к другим формам умозаключений. Основные формально-логические методы исследования - метод классификации. Принципы корректной и эффективной классификации; декомпозиция и стратификация как разновидности классификации. Типология как особый вариант классификации. Методы обобщения, индукции и дедукции.



Тема 6. Методы анализа и построения научных теорий.

Общая характеристика и определение научной теории . Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий.



Тема 7. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий.

Обоснования и доказательства. Условная и безусловная аргументация. Требования к аргументатору и реципиенту.



Тема 8. Методы объяснения, понимания и предсказания.

Методы и модели научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования.


3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. В течение изучения дисциплины магистранты изучают на лекционных занятиях теоретический материал. На практических занятиях под руководством преподавателя, решают практические задачи, разбирают ситуации, обсуждают проблемы использования методологического инструментария.

Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений, выполнения домашних заданий, групповая работа над ситуационными проектами.

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

(написание эссе)


  1. Современная методология исследований социально-экономических процессов.

  2. Типология и специфика объектов исследования: общество, политика, бизнес.

  3. Типология мышления в практике исследовательской деятельности.

  4. Клиометрия в современных исследованиях.

  5. Методология междисциплинарного синтеза.

  6. Анализ и синтез в исследованиях социально-экономических систем (управленческих ситуаций).

  7. Специфические особенности исследований управленческих ситуаций.

  8. Специфические особенности методологии маркетинговых исследований.

  9. Основные принципы и методология системного анализа.

  10. Методология и принципы эмпирических исследований.

  11. Планирование маркетингового исследования.

  12. Методология анализа данных в прикладных исследованиях.

  13. Методология анализа документов в маркетинговом исследовании.

  14. Методология анализа документов в исследовании управленческих ситуаций.

  15. Анкетные методы в исследованиях.

  16. Методология экспертного оценивания.

  17. Методология проведения личного интервью и фокус-группы: области применения и порядок проведения.

  18. Методология оценки информационных систем менеджмента.

  19. Методология проведения исследования потребителей.

4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.
1. На чем базируется любое исследование в менеджменте?

2. Что понимается под понятием «методология»?

3. В чем отличие общей методологии от частной?

4. Предмет изучения методологии научных исследований?

5. Главная цель методологии исследования?

6. Связана ли методология исследования с изучением методов научного познания?

7. Что понимается под понятием «метод»? Его отличие от методологии.

8. Чем является метод применительно к научному исследованию?

9. Что определяется на основе выбора методов исследования?

10.Научное исследование и его цели.

11. Нормативный акт, регламентирующий организацию научных исследований по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации.

12. Содержание научной или научно-технической деятельности и экспериментальных разработок.

13. Научный результат и научная продукция.

14. Содержание организации исследовательской деятельности.

15. Элементы системы научного исследования.

16. Предпосылки организации научного исследования.

17.Методология постановки и организации экспериментов.

18. Методология формирования процедуры системного исследования в менеджменте.

19.Методология исследований в менеджменте: сплошное и выборочное наблюдение, метод учета и отчетности, метод натурального наблюдения (фотография, хронометраж), экспертные методы.

20. Методология обработки информации в менеджменте: группировка, методы расчета показателей, методы разработки таблицы и графиков.



4.3 Методические рекомендации по организации СРС

Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений, выполнения домашних заданий, групповая работа над ситуационными проектами, а также написание эссе.



5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины «Методология исследований в менеджменте», для того чтобы представлять основные понятия и определения, необходимо в качестве основных воспользоваться источником: История и методология экономической науки: Учебное пособие / Басовский Л.Е. – Москва: ИНФРА-М, 2013.-231.

Остальная рекомендуемая нормативная, периодическая и непериодическая литература поможет студентам выполнять задания самостоятельной работы.

5.1 Основная литература


  1. . Басовский, Леонид Ефимович. История и методология экономической науки: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 231 с. - (Высшее образование).

  2. Методология научного исследования / Новиков А.М. –Москва: Либроком, 2010. – 284.

5.2 Дополнительная литература

  1. Старжинский, Валерий Павлович. Методология науки и инновационная деятельность: пособие для аспирантов, магистрантов и соискателй ученой степени кандидата наук техн. и экон. специальностей / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. - Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2013. - 327 с. : ил. - (Высшее образование : Магистратура).

  2. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учебное пособие / Павлов А.В. – Москва: Флинта, Наука, 2010 -344.

  3. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учебное пособие для вузов / А.М. Орехов, Рос. Ун-т дружбы народов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 392 с.

  4. Методы и средства научных исследований / Ванников А.В., Бабушкин Г.А. – Москва: МГУП, 2009. – 218.


5.3 Интернет-ресурсы

  1. http://www.bibliotekar.ru/sistema-upravleniya/index.htm. – консультации по системам управления.

  2. www.newbook.ru – книжный магазин.

  3. аbc.vvsu.ru – методический сервер ВГУЭС.

6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудованием.


7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ори­ентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наи­лучший результат.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Объектом исследования является система управления. Но в методологи­ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Предметом исследования является проблема.
Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын­ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин­новациях и пр.
Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с кото­рой исследование начинается и которая определяет его направленность от­носительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.
Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследова­ние. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономичес­кий аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии иссле­дования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, опре­деления характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследова­ния.
Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на за­дачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф­фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа­рата в его проведении.
Методы исследования играют в методологии главную роль. Их можно разделить на три группы: формально-логические, общена­учные и специфические.
Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде­ляющий эффективность любого типа.
Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения, постановки цен­трального вопроса; контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации — предположительного описания предполагаемого результата.
Построение проблемы, представленное операциями стратификации — расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции — груп­пировки и определения последовательности решения подвопросов, со­ставляющих проблему; локализации — ограничения поля изучения в со­ответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации — вы­бора установки на возможность замены любого вопроса проблемы лю­бым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.
Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация — проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация — вы­яснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследова­нии; уподобление — нахождение среди уже решенных проблем анало­гичных решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определен­ному типу.
Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реа­лизацию процедур экспозиции — установления ценностных, содержа­тельных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализации — приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментации — выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации — объек­тивного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.
Обозначение проблемы, состоящее в экспликации понятий — перекоди­ровке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации — выборе словесной нюансировки выражения проблемы и под­боре понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.
Гипотеза исследования - это недоказанное утверждение, предположение или догадка, вариант объяснения при недостаточной информации. Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется.

1. Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения — причины, факторы, зависимости и пр.

2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.

3. Гипотеза предназначена для объяснения всех фактов, характеризую­щих проблему.

4. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т. е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты.

5. Гипотеза должна строиться по принципу максимально возможной простоты.



6. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой. Ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласо­ванных элементов на едином логическом основании.



Каталог: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет