Монография посвящается 20 летию Бакинского Университета Бизнеса предпринимательство



бет1/8
Дата17.05.2020
өлшемі1.29 Mb.
түріМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8
АНАР АЗИЗОВ


Монография посвящается

20 – летию Бакинского

Университета Бизнеса


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ТУРИЗМЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Монография

Баку – 2012

Печатается по решению Ученого Методического Совета Бакин­ского Университета Бизнес от 29 апреля за номером 8.


Научный редактор: доктор экономических наук, профессор И.М.Аббасов
Рецензенты: доктор экономических наук,

профессор А.Т.Ахмедов

кандидат экономических наук, доцент З.М.Мамедова

Азизов А.А.

«Предпринимательство в туризме Азербайджана». Моногра­фия. Баку – 2012, 307 стр.
Монография посвящена вопросам предпринимательской деятельности в туристской отрасли экономики Азербайджана.

Рассмотрены основы системы предпринимательства в сфере туризма и ее роль в социально-экономическом развитии страны. Показано влияние развития туристского предпринимательства на занятость, уровень и качество жизни населения. Предлагается комплекс мер по инфраструктурному обеспечению пред­при­нимательства в туризме. Зна­чительное внимание уделено основным направлениям государственного регулирования предпринимательской деятельности туризма.

Монография рассчитана на специалистов, занимающихся предприниматель­ской деятельностью, преподавателей, аспирантов, магистров и студентов.
Автор выражает особую благодарность доктору экономических наук, профессору, ректору Бакинского Университета Бизнес И.М.Аббасову за создание благоприятных условий, за научные советы и поддержку, которые способствовали написанию данной монографии.

Благодаря разносторонней научной деятельности профессора И.М.Аб­басова, который на протяжении многих лет плодотворно трудится над теоретическим осмыслением проблем современной экономической науки появилась возможность получить немало ценных замечаний и рекомендаций в ходе работы над монографией. Совместная эмпирическая работа дала направление для размышлений над множеством проблем предпринимательской деятельности в туризме.


© Азизов А.А., 2012

© Бакинский Университет Бизнеса, 2012



введение
В современных условиях экономика Азербайджана характеризуется дина­мичным и последовательным развитием рыночных отношений и высокими темпами экономического роста. Хозяйственный процесс все в большей степени становится процессом оказания услуг, а в его организации находят применение формы и методы имеющие место в сфере туризма. Кроме того, в рамках данных процессов не уменьшается и значимость предпринимательства как особого вида экономической деятельности.

Туризм в Азербайджане – это одна из отраслей экономики, которая стремительно развивается в последние годы. Сравнительно небольшая по территории «Страна огней», расположена на стыке Европы и Азии, что делает ее очень привлекательным для развития туристского предпринимательства.

Предпринимательство, в особенности туристское, сегодня представляет важную ветвь экономики, без которой дальнейшее формирование и развитие социально-хозяйственной инфраструктуры страны нецелесообразно и немыслимо.

Предпринимательство, которое непосредственно является трудом созидательным, творческим и нелегким, сопряженным с достаточной долей риска, создает новые стимулы для высокопроизводительной деятельности, формирует хозяйскую мотивацию. Кроме того, по своему характеру предпринимательство является не только особым видом экономической деятельности, связанным с формированием и использованием капитала, это еще и определенный тип и стиль поведения, характерная социальная психология, образ мыс­лей, интересов и культуры, которая входит в его инициативность, постоянный поиск нетрадиционных решений, способность идти на риск и т.д.

По мере развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в ее содержательной сущности возникает множество противоречий, главные из которых связаны со слабой господдержкой данного предпринимательства, налоговым давлением, неспособностью банковской системы обезопасить данную форму бизнеса от высоких кредитных ставок и невозможностью банковской инфраструктуры надежно гарантировать эффективность долгосрочных кредитов, крайне необходимых данной форме бизнеса для его стабилизации.

Возрастание роли туризма в социально-экономи­ческом развитии общества, происходящие в ней значительные количественные, качественные и структурные изменения требуют дальнейших исследований в области оптимизации предпринимательских решений. Этому и посвящена данная монография.

Материал монографии построен таким образом, что наряду с организационными вопросами, связанными с предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, рассматриваются проблемы поиска путей оптимизации предпринимательской активности, в частности в туризме. Большое внимание уделено анализу тенденций развития, как сферы туризма, так и структурным организациям предпринимательской деятельности, осуществляемой в ее рамках. Все это в итоге дает комплексное представление о современном состоянии данной области.

Думается, что предпринимательство в сфере туризма Азербайджана, в ближайшем будущем, займет одно из ведущих мест в формировании национального дохода, будет служить одним из определяющих факторов развития экономики, а также служить ориентиром целевого использовании рекреационных ресурсов для решения экономических и социальных проблем.



глава 1. теоретические вопросы пред­-

принимательской деятель­нос­ти
1.1. Основные направления развития теории

предпринимательства
Предпринимательство сегодня представляет весь­ма важную роль отечественной экономики, ее эффективное функционирование обусловит становление пол­­но­ценного рынка и заложит основу для решения социально-экономических проблем. Для того, чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом в решение социально-экономических проблем необходимо знать ее теорию.

В толковом словаре В.И.Даля предприниматель трактуется как «… человек, способный к крупным оборотам, новому делу, смелый, решительный, отважный на деле этого рода» [29, с. 388].

Более современное понятие «предприниматель» и «предпринимательство» представлено в Энциклопедическом словаре предпринимателя [69, с. 137, 138].

«Предприниматель (англ. entrepreneur) может осу­ществлять любые виды хозяйственной деятельности, незапрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

«Предпринимательство (англ. entreprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юри­дическую ответственность юридического лица».

Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и «пред­принимательство» [25, с. 12].

- 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;

- 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;

- 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;

- 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;

- 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;

- 1964 г. Питер Дракер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;

- 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;

- 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Теория предпринимательства развивалась в нескольких направлениях. Основоположником первого направления считается Р.Кантильон (1680-1734), который считал, что предпринимателя надо рассматривать как индивида, обладающего предвидением и желанием принять на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с внедрением новой идеи (продукта, услуги) с целью получения прибыли. Областью его деятельности может быть любая стадия воспроизводства – производство, обмен, потребление. Согласно его определению предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска.

Поскольку преобладающей сферой предпринимательства в те времена была торговля, являющаяся рисковым видом деятельности, поэтому в основе предпринимательства лежала рисковая функция.

Последователи этого направления Й.Тюнен и Ф.Найт считали, что предприниматель, обладая способностью использовать обстоятельства, прогнозируя лучше других, получает более высокие доходы по сравнению с обычным бизнесменом. По Й.Тюнену [62] во II томе «Изолированного государства» прибыль предпринимателя определяется как доход, остающийся от валовой прибыли после уплаты 1) процента за инвестированный капитал, 2) платы за управление и 3) страховой премии по исчислимым рискам потерь. При этом вознаграждением является доход за принятие на себя тех рисков, которые из-за непредсказуемости не покроет ни одна страховая компания. И так как инновационная деятельность в точности та процедура, при которой невозможно предсказать вероятность дохода или убытка, предприниматель является «изобретателем и исследователем в своей области».

Подобные взгляды получили дальнейшее развитие в работе Ф.Найта. Так, по Ф.Найту, люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и не просчитываемой неопределенности, а также гарантирующие большинству работающих их заработную плату, получают право управлять деятельностью большинства и присваивать соответствующую часть дохода [52].

Представителями второго направления теории пред­принимательства являются Ж.Б.Сэй и А.Мар­шалл, которые считали, что сущность предпринимательской деятельности заключается в осуществлении комбинации факторов производства (капитала, земли, труда) и получении предпринимательского дохода. Сле­дует отметить, что основные положения современной теории предпринимательства в основном базируются на точке зрения Ж.Б.Сэя, по которой предприниматель – это экономический агент, комбинирую­щий факторы производства [59, с. 17]. На первом месте у Ж.Б.Сэя стоял промышленный предприниматель потому, что именно промышленники, умные и дея­тельные, осуществляя комбинирования факторов производства в целях увеличения прибыли, господствуют в области распределения богатства.

В работах А.Маршалла прочно утверждается определение предпринимателя как менеджера. И с тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится обычным элементом большинства теорий предпринимательства – классических (Й.Шум­петер) и современных (А.Коул, П.Дракер) [55, с. 97].

Отметили, что на рубеже XIX-XX вв. в условиях развития массового рынка и появления крупных предприятий – акционерных обществ А.Маршалл, к трем классическим факторам производства (труд, земля, капитал) добавляет четвертый – организацию. В этот период общественно-истори­ческого развития, на стыке двух столетий исследователи увязали функции предпринимательства с экономическим ростом. В этой связи А.Маршалл отмечал, что организаторская функция «соединяет воедино надлежащую предпринимательскую способность и требующийся капитал [46, с. 382].

Ярким представителем третьего направления является Й.Шумпетер, который внес значительный вклад в развитие теории предпринимательства. Предпринимательская деятельность по Й.Шумпетеру понимается не как должность или профессия, а скорее уникальная и редкая способность продвижения инноваций на рынок посредством бизнеса. Капиталист и предприниматель четко разнятся, так как предпринимательская деятельность является новаторской и поэтому служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и ее развития.

По Й.Шумпетеру, быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие [68, с. 177]. Или же «предпринимателями» мы называем хозяйственных субъектом, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент [68, с. 169]. Из этого определения следует, что автор основную функцию предпринимателя видел в нововведении.

Шумпетеровский предприниматель как наиболее популярный идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он представляет свое детище и начинает разворачивать новые проекты.

Й.Шумпетер изучает предпринимательство в целой динамично развивающейся экономике. За основу динами­ки автор берет переход от привычно повторяющегося кругообо­рота к новым комбинациям факторов производства, внедрение которых и составляет функцию предпринимателя. В западной экономической литературе впервые Й.Шумпетер представлял экономическую систему как динамическую, развивающуюся. Инновация трактовалась им как открытие нового технического знания, используемого в процессе производства. Он называет предпринимателями «Хо­зяйственных субъектов, функ­цией ко­торых, является как раз осуществление новых комбинаций и ко­торые, выступают как его активный элемент» [68, с. 169-170]. По Й.Шумпетеру этот активный субъект или хозяйственный субъект функционирует не только в рыночной экономике. Пред­приниматель здесь не обязательно единое физическое лицо, им может быть и группа лиц, и не обязательно собственник, им мо­жет быть менеджер, ремесленник, крестьянин, т.е. представители различных слоев населения. Й.Шумпетер считал, что предпринимателем может быть представитель любой общественно-экономической формации от начальных до современных. Но в капиталистической системе хозяйствования предприниматель, как и пред­при­нимательство, имеет свою специфику, которая за­ключается, главным образом, в сочетании прогрессивных, нова­торских, инновационных качеств. Й.Шум­пе­тер предпринял по­пытку выя­вить движущие силы эко­номической динамики. Це­лью его исследований было теории циклов деловой активности, т.е. волнообразных чередований пе­рио­дов оптимального про­цветания и депрессии, впервые выдвинутой Н.Конд­ратьевым [40].

По теории Й.Шумпетера двигателем экономического раз­вития, понимаемое им как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является иннова­ционная деятельность пред­­принимателя. Шумпетеровское опре­деление инноваций чрезвычайно емкое и включает помимо тех­ни­чес­ких нововведений, также организационные, уп­рав­лен­че­ские и маркетинговые инновации, новые рын­ки, новые источни­ки снабжения, финансовые нововведения и новое соотношение ресурсов. Предприниматель по Й.Шумпетеру находится в кругу тех же самых рыночных стимулов, а также занимается нерыночной координацией факторов произ­водства, но при этом играет гораздо более активную роль. Здесь предприниматель не просто реагирует на вопросы потребителя и на ограниченность факторов производства. Не ограничиваясь приспособлением к этим условиям, предприниматель сам вы­ступает движущим началом, инициатором изменений в органи­зации, технологиях и продуктах производства. Так «…функция предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобрете­ния, или, в более общем смысле, применяя современные техно­логические решения для выпуска новых товаров или производ­ства старых товаров новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д.… Чтобы действовать уверенно за пределами привычных вех и преодолевать это сопротивление, необходимы особые способности, которые присущи лишь небольшой части населения, именно эти способности определяют как предпринимательский тип, так и предпринимательскую функцию» [67]. В этом аспек­те бизнесмен, поддерживающий рутинное функционирование своего дела не может называться предпринимателем.

Продолжая мысль Й.Шумпетера подчеркнем, что главное в функции пред­принимателя – «не изобретение чего-либо нового и не создание каких-либо условий, которое предприятие само эксплуатирует. Главное в ней – делать дела» [67, с. 184]. Следовательно, по этому поводу отметим, что здесь независимо от масштаба осу­ществляемых нововведений, предприниматель есть активно дей­ствующий субъект бизнеса, в отличие от капиталиста, ограничи­вающего свою деятельность инвестированием капитала и жду­щего прибыли. Реализация предпринимательских качеств обес­печила развитие рыночной экономической системы.

Теория предпринимательства, как и любая, дина­мично развивающаяся теория, объединяет идеи прош­лого и настоящего, составляет синтез направлений зару­бежных и отечественных ученых. Научный обзор многих иссле­дований о предпринимательстве подводит к представлению его как системы различных форм производственно-хозяйственной, коммерческой деятельности, содержанием которой является кооперация и интеграция в сферах производства, науки, обращения, управляемая и координируемая субъектами предпринимательства.



Предпринимательство определяется исключительно только ему присущими качествами, нацеленными на поиск новых, еще не освоенных сфер использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов с применением новой техники и технологии и стимули­руемое не только денежным вознаграждением, но и получением моральной и престижной оценки. Функционирование предпринимательства во временном периоде и пространственных участ­ках говорит о том, что пред­принимательство это процесс, всегда находящийся в динамике, зависимый от уровня развития произ­во­дительных сил в соответствующем периоде вре­мени, а в пространстве представляет собой конкретный, самостоятельный, относительно обособленный вид деятель­ности в различных сферах экономики [6, с. 39].

Таким образом, начиная с XVIII века теория пред­принимательства в своем развитии прошла несколько этапов. Появление первого понятия связано с рисковой функцией, второе – с выделением инновационности как его отличительной черты, третье – сосредоточе­нием внимания на личностных (творческих) качествах предпринима­теля, его выборе и принятии решений, и его роли как регулирующего начала, четвертое – связано с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства, изучением рынка, оценкой конкурентоспособности собственных позиций.



Современный этап характеризуется сочетанием двух про­тиворечивых тенденции: с одной стороны, кон­курентная борьба за рынки сбыта, потребителя, ресурсы, с другой – организация партнер­ских отношений между разными субъектами предпринимательства.
1.2. Зарождение и этапы становления предпринимательства в Азербайджане
Предпринимательство и рыночная экономика – вза­имопредполагающие и взаимообусловливающие друг друга стороны общественных отношений, существующие в совокупности с экономическими, исто­ри­ческими, юридическими сторонами социально-эконо­ми­ческих условий жизни.

В Азербайджане предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в Азербайджане можно считать мелких торговцев, купцов. По всей стране создаются мануфактуры, широко развиваются нефтяная и нефтедобывающая отрасли промышленности. В конце XIX столетия в Азербайджане была создана мощная индустриальная база пред­­принимательства и развивались различные ее фор­мы. Однако это развитие было прервано сначала первой мировой войной, затем гражданской войной и военным коммунизмом. В период НЭПа свободное предпринимательство вновь стало возрождаться и про­существовало лишь несколько лет. Но уже с 1929 года свободное предпринимательство было «свергнуто», объявлено вне закона, произошло полное огосударствление экономики. Положение начало меняться с вось­мидесятых годов, с началом перестройки, спустя почти шесть десятилетий.

Необходимо отметить и то, что на азербайджанском туристском рынке господствовали три крупнейшие предприятия: Всесоюзное акционерное общество «Интурист», созданное в 1929 году, Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), созданный в 1962 году при ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма «Спутник», созданное в 1958 году. Туристская деятельность была полностью централизована и монополизирована этими организациями и осуществлялась под полным государственным контролем.

Начиная с 1987 года в туристском бизнесе начали появляться первые ростки предпринимательства. Если в некоторых отраслях развитие предпринимательства ограничивается экономическими барьерами, связанными со значительными первоначальными инвестициями, длительным сроком окупаемости вложенных средств, то в сфере туризма таких явно выраженных препятствий для развития предпринимательства не было, поэтому количество турфирм быстро росло.

За весь период существования предпринимательство в нашей стране прошло три основных этапа становления.

Первый этап начался с конца 80-х годов и был связан с кооперативным движением в СССР. Этот период характеризовался динамичным развитием предпринимательства в сферах торговли и бытовых услуг. Особенностью этого этапа было быстрое и легкое накопление капиталов за счет игры на разнице государственных и рыночных цен и перелива средств государственных предприятий в частный сектор.

Второй этап охватывал начало 90-х годов и был связан с проводимыми радикальными реформами. Этот период характеризовался бурным темпом роста малых предприятий, что было обусловлено ослаблением законодательных требований, либерализацией внешнеэкономической деятельности и возможностью получения доходов за счет быстрого роста цен.

Третий этап начался с середины 90-х годов, который характеризовался некоторым снижением темпа прироста численности малых предприятий. Это явилось результатом возросшей конкуренции. С учетом того, что некоторые предприятия в основном были заняты в сфере торговли и работали в одном сегменте рынка, ухудшение экономического положения способ­ст­вовало обострению конкурентной борьбы между ни­ми.

В начале ХХ века в Азербайджане, и в частности, в городе Баку был создан крупный торговый и промышленный центр и, на этой основе, в разных отраслях экономики предпринимательство бурно развивалось.
Малое предпринимательство, являясь основой ры­ночной экономикой, связывает в единое целое все ее звенья; оно постоянно поддерживает конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, сравнительно невысоким ценам, низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу. Именно поэтому приводим данные по малому предпринимательству.

Анализируя динамику роста числа малых предприятий за время послеперестроечного периода, можно отметить то, что в первые годы численность малых предприятий характеризовалось бурным ростом, затем темпы роста их числа были значительно понижены и в последние годы вновь возросли. Если в 1991 году субъектами малого предпринимательства были 312 предприятий, в 2000 году – 19063,то уже в 2010 году – 76379 предприятий. То есть за десять последних лет их число увеличилось в более чем 4 раза. Из них 60% (45,5 тыс.) работают в городе Баку.

В сельском хозяйстве и рыбоводстве действуют около 10 тысяч малых предприятий. Это составляет 97% от всего количества предприятий, которые относятся к этой сфере деятельности.

Основная часть малых предприятий занята в сфе­ре торговли – 29,4 тысяч или 38,5%. При этом опять же 97% торговых объектов в стране подпадают под классификацию малых предприятий.

На долю малого бизнеса приходится 93,6% предприятий (6143), функционирующих в перерабатывающем секторе.
В строительном бизнесе занято около 10 тысяч предприятий. Лишь 6% из них являются по численности работников и годовому обороту предприятиями среднего и крупного масштаба.

В добывающей промышленности, с учетом в сфе­ре добычи материалов строительного назначения, работают 683 малых предприятий, что составляет при­мерно 90% предприятий отрасли.



При анализе предпринимательства нужно отметить, что в социалистическую эпоху руководители пред­приятий реализовывали хотя бы некоторые предпринимательские функции, связан­ные с техническими нововведениями, совершенствованием ор­ганизации тру­да и др. Несмотря на это прежние хозяйственники не выполняли функций, необходимых для предпринимательской деятельности в рыночной системе. Совокупность условий рыночной экономики, по сути, является наилучшим побудительным мотивом для предпринимательской деятельности.

Первоначально для появления, зарождения предпринимательского слоя предпринимательство должно было быть легализировано, что и было осуществлено в начальные годы коренного рефор­мирования. Все фор­мы предпринимательской деятельности бы­ли направлены на рыночные принципы функционирования. Од­нако подлинный качественный переход не мог быть быстротеч­ным, т.к. новые экономические отношения не только создавали новых предпринимателей, но и са­ми формировались под непо­средственным воздействием прошлого. Степень и скорость проникновения предпринимательской деятельности в разных сферах народного хозяйства были раз­личными, определяемыми соответствующими потенциальными возможностями, связанными с предшествующим уровнем разви­тия отраслей экономики, а также мерой профессиональной под­готовленности их работников. В сфере посредничества, финан­сов, торговли произошли значительный рост новых предприятий из-за большой привлекательности для значительного числа работников в связи с перспективами получения внушительных по объему и быстрых по времени прибылей. Ситуация в сфере производства образовалась совсем другая, здесь сохранились в ос­новном сложившиеся организационные структуры. Если либе­рализация послужила катализатором быстрому росту банков­ских, торговых, посреднических фирм, то в сфере производства в основном сохранилось прежнее положение со сложившимися организационными структурами. Скачкообразный характер рос­та финансово-торгового сектора и малоподвижная динамика производственной сферы обусловили большой разрыв в привле­кательности этих секторов с позиций вложения капитала и, со­от­вет­ст­венно, приложения предпринимательских усилий. Таким образом, формирование предприниматель­ства характеризуется отсутствием стратегического поведения, предопределяемого не только особенностью условий формиро­ва­ния предпринимательского слоя, но и особенностями совре­менной экономической ситуации. Отсутствие стратегических целей предопределено огром­ной выгодностью краткосрочных операций в финансово-коммерческой сфере в начальные годы формирования рыночной экономики. Также продолжает сохра­няться существенный разрыв между доходностью долгосрочных вложений в производственные отрасли и краткосрочными фи­нансовыми операциями. Предпринимательство характеризуется низкой развитостью по сравнению с его классическими формами в развитых капиталистических стра­нах. Помимо этого фактически произошло планомерное развитие предпринимательства не только в раз­личных отраслях народного хозяйства, но и в разных социально-эко­но­ми­ческих секторах. Однако, если частное предпринима­тель­ство получило относительно существенное развитие, то го­сударст­вен­ное пред­прини­матель­ство достаточно сильно отстает от частного [6, с. 41].

С началом перестройки, перешедшей с 1991 года в возникновение нового экономиче­ского пространства с образованием независимых государств, постепенно создавались правовые, идеологические, социальные, экономические основы для возрождения предпринимательской деятельности. Но новые принципы хозяйствования не могут соз­даваться и реализовываться за краткий период времени. Беспер­спективность образовавшейся социально-экономической струк­туры хозяйствования была предопределена, следовательно, по­давленностью рыночно-конкурентных механизмов деловой ак­тивности. Далее, не менее важная причина возникновения кри­зиса и распада бывшей экономической системы состоит в утяжеленной структуре народного хозяйства, в которой была высо­ка доля добывающих отраслей и низка доля перерабатывающих, высокотехнологических отраслей.
В основном многие народнохозяйственные, отраслевые, тер­риториаль­ные диспропорции страны с особым усугублением проявлялись в экономике Азербайджана. Ведомственный монополизм и фондированная система распределения ресурсов становились препятствием для проявления предприни­мательства в различных структурных звеньях народного хозяй­ства. Другая причина – неэффективность финансово-кре­дит­ной системы, усугубившая эко­номический кризис, а также отсутст­вие рынка капиталов. Последующая при­чина – низкий уровень социальной сферы народного хозяйства, здесь серь­езный ущерб нанесен науке, образованию, здравоохранению, культуре, искус­ству, по которым Азербайджанская Республика значительно от­стает от многих стран и послеперестроечного периода. Далее сложившаяся хозяйственно-полити­чес­кая система с ее механиз­мами существенно ограничивала вхождение страны, а тем более республик в систему мирохозяйственных связей. Все это завер­шалось уходом предпринимательства в «теневую экономику», масштабы которой постоянно росли. Во главе всех этих нега­тивных экономических явлений стояла проблема мотивации труда, выразившаяся в несоответствии уровня и доли оплаты труда в структуре общественного продукта, в объеме получае­мого дохода, неэквивалентным приложенному труду, обусловливающие ко всему прочему назревание проблем занятости. Нужно указать и на то, что антипредпринимательский хозяйственно-политический механизм привел к невос­при­имчивости к нововведениям, многочисленным дис­пропорциям, невозможности интегрирования в ми­ро­вую экономику, т.е. в целом к не конкурентоспособности большей части производимой в стране продукции.

Экономические, финансовые, социальные противоречия объективно обус­ло­вили необходимость возрождения предпри­нимательства, предполагающее соединение факторов производ­ства для создания материальных и нематериальных благ, удов­летворяющих личные и общественные потребности с целью по­лу­че­ния предпринимательского дохода при действии подлинных стимулов на основе применения инновационных, прогрессивных методов хозяйствования. Разви­тие предпринимательской дея­тельности приведет к качественным изменениям в производи­тельных силах и в экономических отношениях: к формированию и совершенствованию новых форм собственности; к появлению новых структур экономических субъектов хо­зяйствования и управления.

Развитие предпринимательства в условиях рынка как особой сферы товарного обращения связано с возникновение суверенных государств. Если в об­ласти развития внутреннего рынка образование суверенных государств обес­печивало свободное передвижение товаров, капиталов, рабочей силы и вело к формированию национальной экономике, то в мировом масштабе оно объективно явилось фактором, препятствующим их свободному движению, так как в интересах предпринимателей государство вводило определенные фор­­мы регулирования внешнеэкономических связей путем создания таможен­но-тарифной системы, различных форм воздействия на движение валюты, установления правовых норм движения населения из одной страны в другую.

Однако формирования суверенных национальных экономик не означает, что не происходило развитие международных экономических связей в сфере предпринимательства. Создание национальных государств на первых этапах развития вело к более быстрому установлению производственных связей внутри национальных хозяйств. С дальнейшим же развитием производительных сил все более расширяются производственные связи и между национальными хозяйствами в области предпринимательской деятельности.

Предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др.



На современном этапе главная цель коренного реформирования экономики республики заключается в создании социально-ориентированной рыночной эко­номики со свободной предпринимательской деятельностью, действием реальных мотивационных принципов и непрерывном сохранении потребительского спро­са при обеспечении функционирования механизма кон­­куренции, взаимодействии повышающегося спроса и качественного предложения.

Предпринимательство оказывает свое позитивное влияние не только на экономическую жизнь общества, но и на нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей. Развитие пред­принимательства сопряжено с прохождение периода коренного реформирования экономической системы.

За последние десятилетия в Азербайджане была создана соответствующая правовая база по формированию новой экономической системы и развитию пред­принимательства, приняты законы, среди которых особое место занимают законы о приватизации, развитии предпринимательства, либерализации торгов­ли, устранении монополизации и развитии конкуренции, земельной реформе, обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время защита прав предпринимателей приобретает в республике большое значение, в связи, с чем были изданы указы, защища­ющие права предпринимателей и предотвращающие неуместное вмешательство в их деятельность.

Принимая во внимание высокую эффективность предпринимательства, государство проводит активную политику, направленную на его поддержку. Главная цель этой политики заключается в создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Предприняты необходимые меры в сфере формирования механизмов в финансовой помощи предпринимательству. Сложилось достаточное разнообразие форм государственной поддержки предпринимательства. В числе основных: налоговые льготы; субсидии; гарантированные кредиты; долевое участие; кадровая и консалтинговая поддержка; организационное содействие в выходе на внешний рынок; инфраструктурное обеспечение.

Предпринимательство, которое является созидательным и творческим трудом, сопряженным с высокой долей риска, создает стимулы для высокопроизводительной деятельности, формирует хозяйскую мотивацию.

Только разрушив давние стереотипы, воспитав ува­жение к любой форме собственности и хозяйственному успеху как особой социальной ценности, искоренив «уравниловку», можно сформировать необходимую общественную среду для предпринимательства, что позволит в свою очередь создать высокоэффективную экономику.

Таким образом, развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.
1.3. Современный туризм как экономическое

явление
Туризм в Азербайджане на государственном уров­не признан одной из приоритетных отраслей экономики. В этой связи все более возрастает роль туризма как сферы проявления экономических, политических и со­циальных интересов государства. Быстро укрепляются социально-экономические позиции туризма. Есть пред­положение, что эта индустрия в будущем выйдет на первое место. Ведь международный туризм является сферой проявления экономических интересов государства. Его можно рассматривать и как отрасль хозяйства, и как сферу международных отношений, и как направление социально-экономи­ческой политики государства.

Усиление финансово-экономического положения туристской отрасли привело к тому, что в нашей стране туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных уровней, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм в Азербайджане рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия. Исходя из этого, государство инициирует разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом – разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.

По данным Всемирной Организации Туризма (ВТО), около 260 млн. человек в мире заняты в сферах, напрямую связанных с туристским бизнесом, то есть ее значение для экономики как эффективного средства борьбы с безработицей вполне очевидно [30].

Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный. На основе ресурсов туризма, предприниматели способны создать его продукт и вынести его на рынок туризма.

ВТО, как межправительственный технический орган, имеющий дело со всеми аспектами туризма, позитивно оценивает долгосрочные перспективы туристской отрасли и прогнозирует дальнейший рост в обозримом будущем.

Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней и внутренней торговли.

Исследования, проведённые в рамках Всемирного совета путешествий и туризма, показали, что доля туризма в общественном валовом внутреннем продукте превышает 10% - это является показателем общей стоимости товаров и услуг, произведённых в мире [30].

Экономическое значение международного туриз­ма заключается в том, что туризм является одним из главных источников валютных поступлений, обеспечивает занятость населения, активизирует региональное развитие, спо­собствует реструктуризации эко­­но­мики. Индустрия туризма входит в число трех ведущих экспортных отраслей мирового хозяйства, значительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению [30].

ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным признаком выделения является пересечение государственных границ. Эту классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона (дестинации).

Внутренний туризм – это путешествие жителей какой-либо страны (региона) по своей собственной стране (региону). Эта форма туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий для развития внут­реннего туризма является наличие необходимых и эко­номически обоснованных средств приема турис­тов. Другим условием является соот­ветствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги и т.п.) страны.

Выездной туризм – путешествие жителей какой-либо страны (региона) в другую страну (регион). С экономической точки зрения для страны он менее предпочтителен, т.к. подразумевает вывоз валюты из страны и осуществление туристами затрат на территории другой страны.

Въездной туризм – путешествие по какой-либо стра­не (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона).

Термин регион может относиться либо к району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Въездной туризм с точки зрения получения доходов характеризуется как активный, так как создает приток иностранной валюты, а выездной туризм как пассивный, при котором валюта вывозится из страны.

При рассмотрении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия как национальный, международный и туризм в пределах данной страны (региона) К национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму – въездной и выездной. Туризм в пределах данной страны (региона) охватывает как граждан данной страны (внутренний туризм), так и приезжающих из других стран и регионов (въездной туризм) и с точки зрения повышения доходов страны (региона) является наиболее привлекательным. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в данную страну (регион), остаются здесь же. Это является положительным моментом с точки зрения возможности вовлечения их в развитие экономики страны (региона). Кроме этого, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию как сглаживание доходов в государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сель­ско­хозяйственные регионы).

На рисунке 1.1. представлены основные типы туризма.




Рис. 1.1. Типы туризма
Необходимо отметить, что часть дохода, который индивидуальный посетитель выделяет для туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая расходуется при организации путешествия и во время его для достижения этого пункта назначения.

В настоящее время в мире выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.

Азербайджан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У страны есть и богатое историческое и культурное наследие и нетронутая, дикая природа.

Выездной и внутренний туризм в Азербайджане представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, культурно-познавательный, деловой, лечебно-оз­до­ровительный, рыболовный и охотничий, событий­ный и гастрономический виды туризма.

Любой подход к точному определению туризма и описанию его концепции не будет иметь успеха, если не рассматривать имеющиеся различные составляющие индустрии туризма. Для системного описания туризма необходимо дать пояснение ряда понятий:

а) турист – это тот, кто стремится удовлетворить различные духовные и физиологические потребности в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить и деятельность, в которой он собирается при­нять участие;

б) туристский бизнес – это бизнес, который пред­полагает деятельность с целью извлечения прибыли, включая производство продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

в) сфера гостеприимства рассматривает туризм как культурный фактор, а также фактор, открывающий новые рабочие места и как фактор, увеличивающий доход. В то же самое время он связан с негативными результатами, которые туризм может оказать на окружающую среду;

г) административная сфера рассматривает туризм как фактор развития и повышения уровня экономики без учета негативных результатов, которые могут произойти, включая прямой и косвенный ущерб.

Азербайджан, который в Советский период, более 70 лет был закрыт для свободного мира, обладает необходимым рекреационным потенциалом для развития предпринимательства в сфере туризма.

До 1991 года руководство туристской отраслью осуществлялось профсоюзами. Основная политика государства была направлена на развитие внутреннего туризма и развивалась в направлении предоставления дешевого отдыха для трудящихся. Туристская отрасль не была интегрирована в мировую систему туризма, и с распадом СССР, столкнулась с множеством проблем. По многим параметрам данная область экономики не соответствовала мировым стандартам. Отсутствие в это время четкой концепции и координации действий частного сектора, общественных и государственных структур и ведомств, связанных с туризмом, объясняет неэффективность и стихийность работы государственного административного аппарата, а следовательно и слабое развитие туристской деятельности.

Уникальная природа, наличие минеральных вод и лечебных грязей (в том числе единственное место в мире месторождение лечебной нефти – Нафталан), побережье Каспия, памятников природы и материальной культуры, развитая транспортно-коммуника­цион­ная система и другие дает возможность создать совершенную индустрию туризма. Страна может составить конкуренцию в борьбе за привлечение потоков туристов. Более 60% территорий страны пригодны для туризма и эти места стремительно осваиваются для привлечения иностранных туристов. Благодаря этому стало возможным расширить масштабы создания рабочих мест и тем самым обеспечения занятости местных трудовых ресурсов. А это в свою очередь позволяет ре­шить ряд социальных проблем и повысить уровень жизни населения многих регионов нашей страны. Таким образом, развитие и расширение сферы предоставления туристских услуг в Азербайджане непосредственно выходит на реализацию намеченных мероприятий в программах социально-экономического раз­вития регионов и региональных программах занятости [13].

В 2010 году Азербайджан посетило 1 миллион 968 тысяч туристов. За шесть месяцев 2011 года этот показатель составил 1 миллион 16 тысяч человек, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14,8 процента больше. Долгое время туристы в Азербайджан приезжали в индивидуальном порядке, теперь же число туристских групп, посещающих страну, увеличилось. Такая тенденция наблюдается, в основном, в последние два года. Для Азербайджана, как новой страны на туристской карте мира, эта цифра является хорошим показателем развития туризма. Это является результатом развития туристской сферы Азер­байджана, деятельности местных туристских ком­­па­ний и пропаганды туристского потенциала страны за рубежом. Участвуя в международных туристских выставках, азербайджанские турфирмы заключают договоры с туристскими компаниями различных стран. Ко­нечно же, при заключении такого договора учитывается привлечение в Азербайджан туристов как индивидуально, так и в форме групп.

С ростом числа туристов растут и доходы, которые поступают в государственную казну от этого вида экономической деятельности. Экономика Азербайд­жа­на получает 10% своего дохода от туризма. В среднем каждый гость оставляет в стране около 800$. По данным Министерства Культуры и Туризма Азербайджана, в 2010 году от туристской деятельности в обороте было 670 миллионов манат.

Следует учесть, что одного взгляда на объемы при­былей вряд ли достаточно, чтобы оценить значение туризма для экономики. В странах с наибольшим уровнем дохода на душу населения цены на туристские услуги высокие. С точки зрения экономики финансовый фактор представляет большую ценность для государства, чем количество посетителей, поэтому в первую очередь необходимо оценивать, сколько денег тратят туристы из того или иного региона и сколько в среднем дней они проводят в стране пребывания.

Включить международный туризм в экономику принимающей страны возможно путем привлечения местной рабочей силы (речь идет о видах работ, не тре­бующих высокой квалификации и специальной под­готовки), использования местных материалов при обо­ру­довании туристского комплекса, а также сельскохозяйственных продуктов для питания иностранных посетителей. В этом случае международный туризм будет увеличивать ВНП страны-реципиента, спо­соб­ст­вуя ее экономическому развитию.

На последнем Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) был обнародован новый рейтинг туристской привлекательности стран, в котором был оценен туристский потенциал 133 стран. В новом рейтинге Азербайджан занял 76-е место, и за последний год рейтинг Азербайджана улучшился на три позиции. Среди стран СНГ Азербайджан занимает 37 место в мире после России и Грузии [31].

В стране из года в год растёт количество туристских компаний. На сегодня в Азербайджане функционирует более 230 туристских компаний. В ряде районов создано 11 информационно-туристских центров и подготовлены различные путеводители. Такие центры функционируют в Шемахе, Шеки, Хачмазе, Губе, Лянкяране, Гяндже, Закатале, Баку и т.д. Основная задача создания этих центров заключается в информировании туристов, приезжающих в регионы, о местности и туристских объектах.

Основа отрасли – производители туруслуг и нормативно-правовая база, регулирующая отрасль и пред­при­нимательство. Как известно, турпродукт состоит из следующих составляющих: 1) транспорт; 2) размещение; 3) питание; 4) привлекательность; 5) сопровождение и 6) снабжение. Наглядно, турпродукт можно проиллюстрировать с помощью схемы 1.1.



Производители и организаторы этих составляющих являются основными предприятиями, формирую­щими ВВП отрасли.



Схема 1.1. Элементы турпродукта
Одно из основных мест в туристской индустрии занимает развитие гостиничного бизнеса. От степени её развития и качества предлагаемых услуг напрямую зависят размеры туристского потока. В Азербайджане гостиничный бизнес развивается быстрыми темпами. Так, по данным на 2010 год в стране функционировало 499 гостиниц и объектов гостиничного типа. Количество лиц размещённых в гостиницах и предприятиях гостиничного типа было 438479 человек. Прибыль от них составила 105888,8 тысяч манат [11].

Министерство Культуры и Туризма анонсировало создание в стране Ассоциации гостиниц.

Международный опыт показывает, что спрос на гос­тиничные услуги увеличивается вместе с уровнем доходов населения и по мере развития экономики стра­­ны. Так что общий уровень благосостояния страны сыграет огромную роль в развитии гостиничного бизнеса. Если в Азербайджане будут доведены до кон­ца анонсированные правительством экономические реформы, в ближайшей перспективе гостиничный биз­нес в нашей стране, во-первых, будет развит на уровне мировых стандартов, во-вторых, в данной сфере появится конкуренция и цены в отелях не будут высокими для представителей «среднего класса».

Благоприятные условия для развития туризма в стране создаёт участие Азербайджана в туристском транс­континентальном маршруте «Шелковый путь», осуществляемый под эгидой ВТО в сотрудничестве UNESCO.

Азербайджан участвует более чем в 25 всемирных туристских форумах – в Стамбуле, Лондоне, Берлине, Москве, Нью-Йорке, Мадриде, Милане и т.д.

Усилилась рекламная пропаганда азербайджанского туризма. Создан туристский портал turizm.az. С каждым годом расширяется и совершенствуется производство печатной продукции – журналы, буклеты путеводители.

Основными факторами, обеспечивавшими привле­кательность развития индустрии туризма в Азербайджане, стали целенаправленная поддержка туризма со стороны государства, развитие транспортной сети и инфраструктуры туризма, соответствующим мировым стандартам, общая ориентация на бережное отношение к человеку и природным ресурсам. Особое место в системе государственных мероприятий на современном этапе занимают государственные программы.

Государственная программа по развитию туризма в Азербайджане на 2002-2005 года выполнена на 95%. Чтобы добиться лучших результатов в долгосрочной перспективе, принята Государственная программа развития туристской отрасли на 2008-2016 годы. В цели новой госпрограммы входят: повышение качества обслуживания туристов и доведения его до уровня мировых стандартов, развитие инфраструктуры, создание новых туристских объектов за счёт привлечения крупных инвестиций и привязка туризма к комплексной программе регионального развития Азер­байджана.

Государственная политика развития туризма в Азербайджане состоит из принятия и осуществления следующих мер:

1. В области совершенствования нормативно пра­вовой базы туризма:

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций путем совершенствования законодательной базы, неуклонного ее соблюдения и запрета внесения в нее нормативных актов, ухудшающих инвестиционную среду;

- либерализация пограничных и таможенных про­­цедур, требований и правил;

- создание равных условий для субъектов бизнеса, снижение инвестиционного риска и обеспечение экономического стимулирования развития туристской индустрии.

В области визового регулирования:

- упрощение процедур выдачи въездных виз для туристов, беспрепятственное их получение на всех пограничных пунктах республики в установленном законодательством порядке;

- развитие региональной кооперации с соседними государствами.

В области подготовки кадров для индустрии туризма:

- формирование многоуровневой системы подготовки кадров, начиная с профориентации школьников и заканчивая организацией переподготовки кадров сферы управления и специалистов.

В области развития местных сообществ горных и отдаленных районов:

- предоставление консультационно-информа­ци­он­ных услуг населению, разработка и внедрение специальных программ обучения и формирование у них культуры туризма.

В области развития инфраструктуры индустрии туризма:

- обеспечение доступности к кредитным ресурсам через развитие финансово-кредитной системы.

В республике расширение сферы туризма рассматривается как перспективное направление, ориентированное на рост квалифицированных кадров в области туристского менеджмента и работающих в социальной сфере.

В 2005 году, на основании указа президента Азер­байджанской Республики был создан институт туризма. На сегодняшний день ВУЗ даёт образование по следующим специальностям - «Менеджмент туризма и отдыха», «Менеджмент туризма и гостеприимства», «Маркетинг туризма и гостеприимства», «Организация медицинских услуг в санаториях и курортных заведениях», «Здоровье и курорт», «Туризм культуры и искусства», «Лингвистика», «Спортивный туризм» и др.

В некоторых ВУЗах открыты кафедры по организации туристской деятельности. Несмотря на то, что специалистов в области туризма готовят многие учебные заведения республики, их (специалистов) не хватает. И не хватает на всех уровнях туристского бизнеса, начиная с менеджеров низового уровня, сопровождающих тургруппы (гидов), менеджеров среднего звена (менеджеров программ) и заканчивая менеджерами высшего уровня – управляющих турфирм.

Отсутствует система формирования института ги­дов из-за отсутствия стандартов на эту профессию, центров подготовки, повышения или изменения квалификации.

Благодаря последовательной реализации политики открытости, в настоящее время, уже сложился рынок туристских услуг. Однако сущест­вующая инфраструктура услуг пока что не отвечает потребностям активно развивающегося туризма. В перспективе она может стать основой для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и учитывающей экологические требования.

Иностранных туристов в Азербайджане привлекает экзотика. Это говорит о том, что есть необходимость в открытии новых отелей и туристских комплексов.

В случае успешной реализации намеченных целей, на наш взгляд, в ближайшие 7-8 лет число туристов, ежегодно посещающих Азербайджан, может воз­расти до 3 мил­лионов человек, а доходы отрасли в десятки раз.



Необходимо отметить, что связанные с туризмом предприятия и рабочие места уже созданы и будут создаваться в регионах нашей страны, что позволит сбалансировать её экономические возможности и содействовать закреплению населения в данной местности.

Важным моментом является и то, что, развивая международный туризм, нельзя забывать и о внутреннем туризме. Потому что, во-первых, это способствует развитию регионов и обеспечение населения рабочими местами, во-вто­рых, часть денежных средств, которые наши граждане тратят, отдыхая в зарубежных курортах, будет оборачиваться внутри национальной экономики. Следует отметить, что благодаря развитию инфраструктуры в некоторых, особо привлекательных для туристов регионах страны местное население уже предпочитает отдыхать в регионах Азербайджана, чем в других странах. Для городского населения наиболее востребованным является Набраньская зона отдыха, Куба, Гябеля, Шеки, Кусары. Благодаря уникальному ископаемому – минералу нафталан (лечебная нефть), добываемого здесь в изобилии и оказывающего благотворное влияние на организм человека, в Нафталане создано множество лечебниц и курортов. Впервые в нашей стране завершается строительство в Кусаре горнолыжного туристского комплекса «Шахдаг». В стадии разработки находится специальный проект по созданию курортно-туристской зоны на взморье Хызы-Девечи. Реализация аналогичного по масштабам проекта начинается в Лянкяране, где отведена обширная территория под застройку курортного городка на 1000 мест.

В Азербайджан больше всего туристов приезжает из соседних стран – России, Грузии, Ирана и Турции. Вслед за этими странами идут туристы из европейских государств. Их, в основном, интересуют региональные маршруты. Используя маршрут Грузия-Азербайджан, они могут посещать сразу несколько стран и приезжать в Турцию, Грузию и Азербайджан. Туристы из этих стран стремятся компенсировать поездку на большие расстояния возможностью посетить сразу несколько государств.

Ехать за границу или нет, люди решают под воздействием различных факторов, основными из которых всё же остаётся соотношение стоимости поездки и размера дохода. Так как высокий спрос означает сни­жение цен, возникает прямая зависимость между стоимостью, ценой и спросом.

Согласно некоторым данным, за четверть века реальная стоимость заграничной туристской поездки сократилась на 55%. В связи с тем, что каждый год всё больше появляется современных авиалайнеров и часть из них переводится на обслуживание дальних рейсов, эта тенденция наверняка продолжится, если только не помешает резкий рост цен на горючее, который отразится на каждом пассажире.

Туристская политика формирует степень участия данной страны в отношениях обмена в сфере международного туризма, соответственно, определяет уровень развития собственного предложения и спроса. Поэтому важным этапом в исследовании социально-экономических процессов, происходящих на региональ­ных рынках международного туризма, является изучение общих и специфических черт развития национальных рынков, формирующих спрос и предложение на туристские услуги [13].

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последнее, в свою очередь, влияет на туристов. Привлечение иностранных инвестиций и туристов стало важной стратегией развития туризма Азербайджана. Это полностью оправдано тем фактом, что ежегодно количество отдыхающих иностранных туристов увеличивается на 10-20%, в то время как в среднем в мире рост составляет всего 4-5% .

Фундаментом для развития международного туризма в Азербайджане яв­ляются инвестиционные проекты, предусматривающие развитие туризма, как в целом по стране, так и в регионах, с определением первоочередных объектов.

В туристскую индустрию Азербайджана вкладываются крупные инвестиции, что увеличивает количество гостиниц и курортных зон, административных зданий, торговых и развлекательных центров. В 2010 году в развитие гостиничного и ресторанного бизнеса было вложено более 20 миллионов манатов. Благодаря инвестициям, за последние годы, как уже отмечалось, значительно увеличилось число гостиниц. Реконструируются старые турбазы и дома отдыха, создаются новые зоны отдыха, которые обустраиваются по современным требованиям. Возрождены архитектурно-исторические памятники Азербайджана. 65 из них являются памятниками мирового значения и охраняются UNESCO. Создано 15 природно-исторических заповедников, 20 заказников и охотничьих угодий [11].

Превратить туризм в одну из доходных отраслей возможно уже сейчас. Залогом тому может служить рост числа иностранных инвесторов и возможности их привлечения для развития туризма.

Однако многие инвесторы не хотят рисковать, пока не убедятся в популярности курорта Азербайджанской Республики. В свою очередь, туристы не поедут на курорт, пока там не проявится качественная инфраструктура. Когда же успех становится очевидным, и у частного бизнеса, и у государства появляется интерес к дальнейшему инвестированию – то есть успех порождает ещё больший успех. У экономистов это называется эффектом катализатора. Имея дело с туризмом, инвестор должен быть готов рисковать.

Этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие сектора экономики.

Необходимо учесть, что финансы выезжающих превращаются в инвестиции в страну выезда, а финансы приезжающих в страну превращаются в финансирование и инвестиции в страну приезда. Если грамотно стимулировать встречные потоки, это может привести к значительному экономическому подъему в тех странах, где туризм развивается.

Следует учесть и то, что в разных секторах индустрии туризма практикуется заключение глобальных союзов.

Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем – с помощью сотрудни­чества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Примером действенности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы – от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

Кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имущественных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не затрагивают отношения собственности, поэтому они получили более широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консорциумов, совместных предприятий стра­те­ги­ческого характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний – участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации услуг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинговой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении торговых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Одной из важных задач правительства любой стра­ны является сбор инфор­мации о туристах, необходимой как для собственного министерства туриз­ма, так и для субъектов туристского бизнеса. Официальным органам необ­ходимо знать, какой вклад вносит туризм в экономику государства, в смыс­ле бюджетных поступлений, количества рабочих мест, инвестиций и пла­тежного баланса. Особенно детальными долж­ны быть исследования степе­ни влияния отрасли на ситуацию, как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Забота о равномерном развитии всех частей страны требует, чтобы ста­тистические данные были как можно более точными, чтобы их можно было наложить на каждый регион. Кроме того, правительство должно иметь воз­можность сравнить свои результаты с показателями, достигнутыми другими странами, а также оценить, насколько успешной оказалась работа по привлечению туристов за конкретный период времени. Статистические данные позволяют спрогнозиро­вать тенденции на туристском рынке, потенциал роста, изменение уровня спроса на те или иные направления, услуги или виды отдыха. Поэтому они должны отражать не только объем туристского потока и его структуру, но и раскрывать характерные особенности туристов и их цели.

Важно отметить и то, что рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды, и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий меж­дународного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволила бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

Поскольку на практике прием туристов сосредоточен в руках частных фирм, проблемы и трудности, стоящие перед частными фирмами, являются проблемами туризма в целом. Можно выделить несколько бло­ков проблем, которые надо решать:

- государство должно взять на себя функции органа, координирующего развитие туристской отрасли экономики с точки зрения отрасли, доход приносящей;

- необходимо партнерство – Государство - частный сектор: необходима реформа государственного управления, которая должна быть нацелена на сокращение бюрократии.

Заручиться влиянием и поддержкой правительства (например, в области национального продвижения продукта и образования). Следовательно, где возможно, частные организации должны взять на себя функции и задачи в плане усиления институтов, с Правительством, сохраняющим стратегический контроль там, где это необходимо.

В условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Азербайджанской Республики. Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия нашей страны, необходимо гармонично интегрироваться в туристскую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что туризм как экономическое явление:

- имеет индустриальную форму;

- выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

- создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения но­вых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономи­ки;

- выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

- является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познания.


Каталог: Uploads -> Ebooks
Uploads -> А. С. Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі
Uploads -> Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж)
Uploads -> Приложение к части а1
Uploads -> Рабочий проект
Uploads -> Кирилл Куренда: двухлетний вундеркинд Не иначе как вундеркиндом можно назвать Кирилла Куренда из крымского села Владиславовки. В свои два с половиной года он уже знает все буквы алфавита умеет считать и освоил азы компьютерной грамотности
Ebooks -> Аьасяф имран менеъмен т бакы – 2007 азярбайъан республикасы тящсил назирлийи


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет