О построении фрагмента концептуальной классификационной модели проблемной области чрезвычайных ситуаций



Дата18.05.2020
өлшемі150.22 Kb.


О построении фрагмента концептуальной классификационной модели…

УДК 519.711

Ю. Н. ОГРАДИНА

О ПОСТРОЕНИИ ФРАГМЕНТА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Проблемы эффективного взаимодействия человека и природы связаны с анализом слабоструктурированной проблемной области (ПО) и их решение требует привлечения современных методов концептуального моделирования ПО. Построение классификационных схем является первым шагом к систематизации эмпирических данных о сложной слабоструктурированной предметной области. Для построения концептуальной классификационной модели (ККМ) произвольной ПО был разработан метод системного классификационного анализа (СКА), учитывающий операциональные критерии естественной классификации (ЕК) и детерминантный подход к анализу ПО. Его использование позволяет оценить любую классификацию с точки зрения ее обоснованности, отражения в ней существенных свойств объектов и учесть глубинные знания о ПО.



В соответствии с методом, описанным в монографии [1], для построения концептуальной классификационной модели проблемной области (ККМ ПО) вначале необходимо провести анализ совокупности терминов, существующих в данной проблемной области. Затем провести детерминантный анализ проблемной области, т.е. определить внешнюю и внутреннюю детерминанты (функциональные запросы) для систем проблемной области, и используя его результаты построить классификационную модель ПО. В данной работе при построении фрагмента ККМ ПО использовались результаты детерминантного и классификационного анализа, полученные в работе [1].

На первом этапе построения концептуальной классификационной модели ПО был проведен анализ литературы по чрезвычайным ситуациям (статьи, учебники по гражданской обороне, законодательные акты). Рассмотрим существующую в этой области терминологию.



В настоящее время принято классифицировать ЧС по характеру событий– техногенные, социальные, военные, природные [2, 3].

Ограничим область рассмотрения техногенными ЧС, так как анализ, приведенный в [4] показывает, что нынешний уровень природно-техногенной безопасности Украины в значительной мере обусловлен чрезмерными техногенными нагрузками на природную среду. Промышленные регионы представляют собой зоны с чрезвычайно высокой степенью риска возникновения аварий и катастроф техногенного происхождения. И этот риск постоянно возрастает вследствие повышения части устаревших технологий и оборудования, снижения темпов восстановления и модернизации производства. Изношенность основных производственных фондов во всех областях народного хозяйства Украины составляет в среднем 50 процентов [4].

Рассмотрим пример построения фрагмента ККМ ЧС на одной из "наиболее характерных для Украины природно-техногенной опасности – загрязнении окружающей среды нефтепродуктами" [5, С. 6]. Для этого необходимо рассмотреть аварии в нефтеперерабатывающей промышленности и на нефтепроводном транспорте, который остается самым большим источником чрезвычайных ситуаций в нефтегазовой промышленности [6, С. 45]. Заводы (или их комплексы) по переработке нефти относятся к химически опасным предприятиям [6, 7].

Для термина "ЧС техногенного характера" в настоящий момент общепринятым считается следующее определение:

"ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, мгновенное разрушение зданий и строений, аварии в инженерных сетях и строениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п." [2, С. 50].

С точки зрения формальной логики данное определение не удовлетворяет правилам построения определений понятий [8]: не отображает существенные свойства понятия "ЧС техногенного характера", не является родовидовым определением. В данном определении понятие задается перечислением входящих в него элементов. Поэтому рассмотрим определение для синонимов данного понятия (см. [2, 4, 9]) – понятия "авария" и "катастрофа".

"Авария – опасное событие техногенного характера, которое создает на объекте, или территории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит ущерб окружающей среде" [2, С. 53].

"Катастрофа – большая по масштабам авария или другое событие, которое приводит к тяжким, трагическим последствиям" [2, С. 53].

В статье [10] аварии рассматриваются как один из видов катастроф – "антропогенные" или "техногенные катастрофы" [10, С. 44].

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии) классифицируют по следующим основными признаками (основаниям деления):


  • по масштабами последствий (территориальное распространение, объем причиненных или ожидаемых экономических убытков, количество погибших людей):

  • объектового, местного, регионального и общегосударственного уровня для Украины [2,4,9];

  • локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные для РФ[11];

  • по отраслевым признакам (чрезвычайные ситуации – в сельском и лесном хозяйствах, в заповедной территории, на объектах особого природоохранного значения, в водоемах, на объектах промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства) [2].

"Чрезвычайная ситуация общегосударственного уровня – это ЧС, которая развивается на территории двух или больше областей (Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя) или угрожает трансграничным перенесением, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области (Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя), но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС регионального уровня – это ЧС, которая развивается на территории двух или больше административных районов (городов областного значения), Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности отдельного района, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС местного уровня – это ЧС, которая выходит из границ потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности потенциально опасного объекту, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню принадлежат также все чрезвычайные ситуации на объектах жилищно-коммунальной сферы и других, которые не входят в утвержденные перечни потенциально-опасных объектов.

ЧС объектового уровня – это ЧС, которая разворачивается на территории объекта или на самом объекте, и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны" [12, С. 50-51].

Существующие классификации не удовлетворяют формально-логическим требованиям к построению классификаций, так как при классификации чрезвычайных ситуаций на первом уровне все ЧС делятся по основанию «характер событий» на техногенные, природные, социально-политические и военные, а на следующем уровне техногенные ЧС делятся по основаниям «отраслевой признак» и «масштаб последствий», таким образом, не соблюдается правило деления объема понятий о постоянном основании деления.

"Авария с выбросом (разливом) химических веществ – авария на химически опасном объекте, которая сопровождается выбросом (разливом) опасных химических веществ, и может привести к гибели или химическому поражению людей" [9, с.34-35].

"Авария на трубопроводе – авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом (разливом) вредных химических или пожаровзрывоопасных веществ, которая привела к гибели людей или получению ними телесных повреждений или причинила ущерб окружающей среде. В зависимости от вида транспортируемого продукта, различают аварии на газопроводах, нефтепроводах, продуктопроводах и других трубопроводах" [9, c.36].

Приведенные определения являются родовидовыми, где родовым является понятие "авария", видовыми отличиями являются сфера возникновения аварии ("химически опасный объект", "трасса трубопровода").



В приложении 2 к Положению о классификации чрезвычайных ситуаций [3] можно выделить следующие типы ЧС, относящихся к области загрязнения окружающей среды нефтепродуктами (см. табл.):


Код сферы возникновения

Наименование чрезвычайных ситуаций

10000

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

10100

Транспортные аварии (катастрофы)

10103

Аварии грузовых судов, в том числе нефтеналивных

10110

Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) СДЯВ

10200

Пожара, взрывы

10201

Пожара (взрывы) в сооружениях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов

10202

Пожара (взрывы) на объектах разведки, добыча, переработки, транспортировки и хранения легковоспламеняющихся, горючих, а также взрывчатых веществ

10206

Пожара на радиационно-, химически- и биологически опасных объектах

10300

Аварии с выбросом (угрозой выброса) СДЯВ на объектах экономики (кроме транспортных)

10301

Аварии с выбросом (угрозой выброса), образование и распространение СДЯВ во время производства, переработки или сохранение (захоронение)

10400

Наличие в окружающей среде вредных веществ свыше ПДК

10401

Наличие в почве вредных веществ свыше ПДК

10402

Наличие в атмосферном воздухе вредных веществ свыше ПДК

10403

Наличие в поверхностных водах вредных веществ свыше ПДК

10404

Наличие в питьевой воде вредных веществ свыше ПДК

10405

Наличие в подземных водах вредных веществ свыше ПДК

Анализируя приведенные выше определения, с точки зрения требований формальной логики в данной области можно отметить следующую ситуацию:



  • в совокупности терминов встречаются пересечения, например, термины "авария" и "катастрофа" соответствуют термину "техногенная чрезвычайная ситуация", однако нет четкого соответствия между классификацией техногенных ЧС по масштабам последствий и использованием терминов авария или катастрофа, например ЧС объектового, местного уровня – это аварии, а ЧС регионального и общегосударственного уровня – это катастрофа;

  • часто отсутствуют родовидовые определения понятий, видовые, родовые понятия и понятия видовых отличий, в особенности на нижних уровнях иерархии понятий;

  • часто отсутствуют термины для единичных понятий, например, понятие "авария на нефтепроводе" обозначает все аварии, независимо от их причин или последствий;

С точки зрения требований системологического терминологического анализа отсутствуют понятия, отражающие функциональные свойства систем ПО – вид отрицательного влияния (причина), вид нарушаемого установившегося процесса (следствие) и вид требуемых мер по ликвидации [1].

Таким образом, выявленная совокупность терминов не соответствует показателям полноты, связности и функциональности системы понятий и необходимо устранение пересечений, противоречий и пробелов в выделенной совокупности терминов для приближения к терминосистеме. Т.е. для построения ККМ ЧС необходимо разработать родовидовые определения понятий, определения видовых и родовых понятий, понятий видовых отличий, отражающие функциональные свойства систем (терминов) данной ПО.

Рассмотрим построение фрагмента ККМ ЧС для функционального свойства "вид отрицательного влияния (причина)" [1]. Для этого проанализируем литературу [2-7, 9-13] и выделим возможные причины техногенных ЧС.

Значительное влияние на риск возникновения чрезвычайных ситуаций имеют также следующие причины:



  • "отсутствие современных систем управления опасными процессами;

  • низкая профессиональная подготовка персонала и населения к действиям в экстремальных условиях;

  • возрастающий дефицит квалифицированных кадров;

  • низкий уровень применения прогрессивных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

  • низкий уровень жизни большинства населения" [3, С. 35].

"…причины … носят конструктивный, производственный, технологический или эксплуатационный характер" [13, С. 46].

"наряду с такими факторами аварийности, как старение оборудования и эксплуатация технических средств с продленным ресурсом, следует учитывать и фактор повышения вероятности ошибок операторов всех уровней" [14].


"… в "срыве" любой технологии, и тем более в решениях, заложенных в губительной технологии, всегда есть элементы психогенной природы – незнание, недоделка, халатность, иногда спешка при изготовлении деталей, приборов в отсутствие средств для создания дублирующих механизмов, очистных сооружений, профилактической сигнализации, явные ошибки в расчетах, нарушения техники безопасности" [10, С. 45].

"Основными причинами аварийности на трубопроводном транспорте является изношенность труб, неисполнение нормативных объемов планово-предупредительных ремонтов, несвоевременное выполнение ремонтов. …. остаются проблемой преступные повреждения трубопроводов" [6, С. 45].

В работе [3] выделяют следующие основные причины возникновения ЧС техногенного характера в Украине:


  • "неудовлетворительное выполнение и нарушение требований технологии производства при значительной нравственной и физической изношенности основных производственных фондов предприятий Украины;

  • неудовлетворительное материально-техническое обеспечение производства, низкий уровень культуры производства;

  • неудовлетворительное состояние сохранения, утилизации и погребение отходов;

  • игнорирование экологических факторов, требований государственных и отраслевых стандартов, техники безопасности, иных норм " [3, С. 34-35].

Выделяют также следующие причины возникновения ЧС на нефтеперерабатывающих предприятиях и трубопроводах.

- неисправности в системе контроля параметров технологических процессов;

- неполадки в системе контроля и обеспечения безопасности производства;

- организационная и человеческая ошибка;

- повреждение в системе запуска и остановки технологического процесса, что может привести к возникновению взыровоопасной обстановки" [9, С. 35].

Возникновение аварий может быть следствием вытекания большого количества опасных химических веществ, причинами которого могут быть:

- "заполнение резервуаров для хранения свыше нормы при ошибках в работе персонала и выход из строя систем безопасности, которые контролируют уровень;

- повреждение вагона – цистерны с химически опасными веществами или емкостей для их хранения вследствие выхода из строя систем безопасности, которые контролируют давление;

- полимеризация химически опасных веществ в резервуарах для их хранения;

- вытекание химически опасных веществ из насосов;

- вытекание химически опасных веществ из труб, использование неприемлемых материалов, экзотермические реакции из-за выхода из строя системы безопасности;

- при изготовлении деталей оборудования, потере энергии, отказе в работе машин и прочее" [9, С. 35].



Анализируя и обобщая приведенные выше сведения и полученные в работе [1] результаты построения ККМ ЧС, можем выделить следующие 2 вида причин аварий в нефтегазовой промышленности – политические (см. рис.1) и техногенные (см. рис. 2).




Рис. 1.


Фрагмент ККМ ЧС (политические) по функциональному свойству

«отрицательное влияние» (причине)


Таким образом, построен фрагмент ККМ техногенных ЧС аварий в нефтеперерабатывающей промышленности. Достраивая аналогичным образом остальные фрагменты модели, получим полную модель области ЧС, которая может быть использована как основа для разработки базы знаний интеллектуальной системы анализа и прогнозирования ЧС.


Список литературы: 1. Соловьева Е.А. Естественная классификация: системологические основания. Харьков: ХТУРЄ. 1999. 222 с. 2. Депутат О.П., Коваленко І.В., Мужик І.С. Цивільна оборона. Навчальний посібник/ За ред. полковника В.С. Франчука. Львів: Афіша. 2000. 336 с. 3. Постанова Кабінету Міністрів України від 15 липня 1998 р. № 1099 "Про порядок класифікації надзвичайних ситуацій", Київ. 4. Дурдинець В.В., Патон Б.Є Стан природно-техногенної безпеки Україні та основні напрями підвищення її рівня// Надзвичайна ситуация. 2001. № 2. 96 с. 5. Соколов В. Є всі передумови, щоб працювати на "відмінно" // Надзвичайна ситуація. 2001. № 3. С. 5-7. 6. О. Подрезов Аналіз надзвичайних ситуацій на Україні за 1998 рік (Узагальнений матеріал)// Надзвичайна ситуація. 1999. № 3. с. 42-47. 7. Гражданская оборона: Учебное пособие// Под ред. А.Т. Алтухина. М.: Воениздат. 1982. 192 с. 8. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва: Наука. 1975. 720 с. 9. Види аварій, катастроф і стихійного лиха // Надзвичайна ситуація. 1999. № 5. с. 33-37. 10. Зербіно Д. Антропогенні екологічні катастрофи (термінологія, номенклатура, "сценарії")// Надзвичайна ситуація. 1999. № 7. с. 44-45. 11. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Классификация ЧС //www.emercom.gov.ru 12. Види аварій, катастроф і стихійного лиха // Надзвичайна ситуація. 1999. № 4. с. 50-52. 13. Зозуля І. Звідкіля родом технокатастрофа? // Надзвичайна ситуація. 1999. № 9. с. 46-47. 14. Официальный информационный сервер МЧС РФ. Прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в 2001 г. http//www.emercom.gov.ru

Поступила в редколлегию 19.08.2002




Каталог: bitstream -> document
document -> Пояснювальна записка рівень вищої освіти другий
document -> Харківський національний університет радіоелектроніки
document -> Атестаційна робота пояснювальна записка
document -> Пояснювальна записка рівень вищої освіти другий
document -> В. Н. Бурцев, Ю. В. Гнусов, А. Л. Ерохин
document -> Пояснювальна записка рівень вищої освіти другий
document -> Н. О. Шушляпина, М. М ященко, О. Г. Авру нин е. В. Демина, Н. А юревич (харьков, украина) совершенствование обучающих технологий в медицине
document -> Моделирование кинетических процессов


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет