Педагогическое общение



Дата24.10.2019
өлшемі26.49 Kb.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне их, имеющее определѐнные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата или психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между преподавателями и студентами.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения, т.е. преподавателя и студента. Проблемы педагогического общения составляют основу профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

Основные этапы педагогического общения:

1) планирование коммуникативной структуры будущей деятельности;

2) организация непосредственного взаимодействия с аудиторией в начальный период контакта с ней;

3) управление развивающимся педагогическим процессом.

Преподаватель – инициатор общения, руководитель процесса обучения и воспитания – стремится как можно понятнее и качественнее передать знания студентам.

Студент – адресат общения, объект воздействия преподавателя в процессе обучения и воспитания, получающий от него знания. Способность к общению всегда считалась важнейшим человеческим качеством, тем более для преподавателя. Оптимальное педагогическое общение в процессе обучения создаѐт наилучшие условия для развития мотивации студентов; творческого характера учения; правильного формирования личности студента; создания благоприятного эмоционального климата обучения.

Преподаватель – это, по существу, психолог-практик. Чтобы управлять взаимоотношениями, способствующими продуктивной учебно-воспитательной работе, нужно знать особенности общения вообще, а педагогического – в первую очередь

Основы педагогического общения

Использование нормативных документов.

Поведение и преподавателя, и студента регламентируется, прежде всего, законодательными актами РФ: Конституцией РФ и Законом об образовании. Следует помнить и о положениях, принятых в вузе (Устав вуза, Правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т.п.).



Воздействие личного примера преподавателя.

Личный пример преподавателя стоит на первом месте по силе воспитательного воздействия, так как, во-первых, воспитательный процесс включен в педагогическую деятельность и личный пример – наиболее естественный способ оказания влияния в продолжение учебных занятий; во-вторых, личный пример – всегда наиболее убедительное средство воздействия, с помощью которого можно показать как себя вести. Преподавателю здесь поможет стремление к нравственной безупречности, деловой самокритичности, творческому росту. Такого преподавателя студент воспринимает как яркую, неординарную, нравственную личность, способную его понять.

Преподавателю желательно обратить внимание на свой облик как внешний, так и внутренний. Как показал опрос студентов 2-5 курсов специальности «Менеджмент организации», главными во внешнем облике преподавателя являются манера вести себя, речь и голос, а во внутреннем облике – знание преподаваемой дисциплины, умение ясно и доходчиво объяснять, умение заинтересовать студента, объективность и демократический стиль общения.

Повышение уровня психологической грамотности преподавателя. Психологическая грамотность преподавателя – залог успешного педагогического общения. Она включает в себя:

- необходимый минимум психологической осведомленности, позволяющий преподавателю определять причины успеха или неуспеха деятельности, нормальные взаимоотношения со студентами и коллегами;

- воспитанность душевного склада преподавателя, начиная от его убеждений, устойчивых эмоциональных отношений к разным сторонам действительности и кончая своеобразной преднастройкой органов чувств.

Психологическая осведомленность предполагает, прежде всего, знание законов, принципов и методов успешного общения.



Установление партнерских отношений между преподавателем и студентом.

Партнерские отношения между людьми исключают отношения между друзьями или врагами, а подразумевают отношения между участниками совместной деятельности. Их называют также рабочими отношениями.

Известный американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (Я-состояний). Каждый человек независимо от возраста может находиться в данный момент взаимоотношений с другими людьми в одном из трех эго-состояний: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» –отличающихся друг от друга. В общении участвуют всего два эго-состояния, например, «Родитель – дитя», «Дитя – дитя», «Взрослый – взрослый».

Для установления партнерских отношений уместно использовать трансактную модель поведения «Взрослый – взрослый». Это параллельный трансакт, который может продолжаться долго, быть конструктивным, и нить общения при этом не теряется. «Взрослые» партнеры трезво оценивают реальность и объективно осмысливают факты.



Сила авторитета преподавателя.

Авторитет преподавателя определяется с двух сторон: во-первых, со стороны преподавателя – силой влияния на студентов и, во-вторых, со стороны студентов – степенью оказываемого ему доверия. Различают три вида доверия:

1. Должностное – зависит от умения преподавателя пользоваться своими правами и обязанностями.

2. Профессиональное – связано с компетентностью преподавателя, его знаниями и умениями.

3. Моральное – сопровождается доброй славой и опирается на такие качества преподавателя, как справедливость, отзывчивость и понимание.

Авторитет преподавателя складывается только на основе непротиворечивых слов и действий, при условии проявления положительных качеств, независимо от личных интересов, давления, обстановки и при условии доброжелательного и принципиального отношения ко всем студентам. В основе поведения авторитетного преподавателя лежат истинные убеждения и взгляды.

Авторитет – невидимый «двойник» преподавателя. Он большой помощник в его успешной педагогической деятельности, так как является одним из способов воздействия на студентов и одним из средств поддержания дисциплины на учебных занятиях.

Факторами высокого авторитета преподавателя являются следующие:

1) наличие у преподавателя таких личностных качеств, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, юмор и креативность (способность к творчеству);

2) обладание большими знаниями по преподаваемой дисциплине;

3) наличие положительных социальных установок и, прежде всего, гуманного отношения к студентам;

4) умение управлять группой студентов, применяя эффективные стили руководства;

5) умение положительно мотивировать студентов;

6) правильное отношение к возможной критике со стороны студентов;

7) учет в определенных ситуациях мнений студентов;

8) стремление к постоянному личностному и профессиональному росту и т.д. Нужно помнить, что авторитет завоевывается долго, трудно, иногда мучительно, но потерять его можно очень быстро и просто.

Рассмотренный ряд принципов педагогического общения является основным, но не исчерпывающим и может быть продолжен.

Итак, педагогическое общение, которое является для преподавателя профессиональным, должно основываться на применении преподавателем правил нормативных документов, силе его личного примера и авторитета, высоком уровне его психологической грамотности, установлении партнѐрских отношений со студентами. Использование перечисленных принципов способно повысить и качественный уровень педагогической деятельности.

Деловое общение







Сутью делового общения является то, что оно имеет регламентированный (целевой) характер и ограничивается рамками определенной темы или круга вопросов. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.

Можно назвать такие формы делового общения, как деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференции и телеконференции, деловая переписка (теперь, все чаще — по электронной почте). Консультация эксперта (врача, юриста) по конкретному вопросу, консилиум, интервью журналисту, задания подчиненным, их отчеты перед руководством, выступление студента на семинаре, сдача экзамена, зачета, собеседование с преподавателем — все это примеры делового общения.

Исследователями отмечаются некоторые современные тенденции в изменении роли, содержания и качества делового общения.

Во-первых, наблюдается значительное усиление в современной жизни как в нашей стране, так и за рубежом роли общения, причем как делового, так и межличностного. В настоящее время расширились контакты между людьми, особенно в сфере международных отношений. В России существенно усилилась роль общения в процессе создания и оказания различных услуг.

Во-вторых, происходит заметное ослабление роли непосредственного общения в связи с развитием электронных коммуникационных систем и виртуальной организации труда.

В-третьих, на характер общения оказывает существенное влияние социально-экономическое и политическое расслоение современного российского общества.

Принципы делового общения

К общим принципам, регулирующим протекание процессов делового общения, относят его межличностность, целенаправленность, непрерывность и многомерность.


Межличностность. Межличностное общение характеризуется открытостью и многоплановостью взаимодействия людей, основанного на их личном интересе друг к другу. Несмотря на преимущественно деловую направленность, деловое общение неминуемо имеет характер межличностного контакта, содержит некий межличностный радикал. Осуществление делового общения в любом случае обусловлено не только конкретным делом или обсуждаемым деловым вопросом, но и личностными качествами партнеров, их отношением друг к другу. Поэтому деловое общение неотделимо от межличностного контакта.
Целенаправленность. Понятно, что любой акт делового общения целенаправлен. При этом направленность делового общения многоцелевая. В процессе общения наряду с осознаваемой целью информационную нагрузку несет и неосознаваемая (подспудная) цель. Так, докладчик, сообщая аудитории статистические данные, хочет обрисовать объективную ситуацию в проблемной области. Вместе с этим, может быть на неосознаваемом уровне у него есть стремление продемонстрировать присутствующим свой интеллект, эрудицию и красноречие. В этом же эпизоде можно обнаружить и другие цели.
Непрерывность. Попав в поле зрения делового партнера, мы инициируем непрерывный деловой и межличностный контакт с ним. Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, мы постоянно посылаем поведенческие сообщения, которым собеседник придает определенный смысл и делает соответствующие выводы. Даже молчание партнера или его физическое отсутствие в данный момент включены в акт общения, если они значимы для другого человека. Это происходит потому что любое наше поведение информирует о чем-либо. Оно представляет собой реакцию на ситуацию и на окружающих людей. Опытные участники коммуникации обязаны знать о постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.
Многомерность. В любой ситуации делового взаимодействия люди не только обмениваются информацией, но так или иначе регулируют свои взаимоотношения. Например, когда, собираясь в поездку, Леонид говорит Денису: «Нам надо взять с собой карту», он не только передает информацию. Важно, как Леонид говорит — в зависимости от тона его сообщение может подразумевать: «я главнее тебя — если бы не я, мы бы забыли важную вещь для нашей поездки».

В ходе делового общения могут реализовываться, по крайней мере, два аспекта взаимоотношений. Один аспект — это поддержание делового контакта, передача деловой информации. Другой — трансляция эмоционального отношения партнеру (позитивного или негативного), присутствующего в любом взаимодействии. Например, некто говорит кому-то: «Я рад видеть тебя». Мимика, сопровождающая эти слова, покажет, действительно ли говорящий искренне рад видеть собеседника. Если он улыбается, говорит искренне, смотрит в глаза и похлопывает собеседника по спине или уверенно пожимает ему руку, последний расценивает это как знаки расположения. А если слова приветствия произносятся быстро, без проникновенной интонации, с бесстрастным выражением лица, тот, к кому они обращены, воспримет их лишь как ритуальные знаки этикета.

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет