Понятие морфемы. Виды морфем в ря морфе´ма



Дата03.05.2016
өлшемі220.3 Kb.
Морфемика и словообразование. Билеты.


  1. Понятие морфемы. Виды морфем в РЯ.

 морфе´ма – минимальная значим часть сл. Термин ввёл И.А. Бодуэн де Куртенэ. Морф – конкрет. представитель морфемы в слове. Алломо´рфы имеют формальные различия, обусловленные позиц, при тождественности значения. не могут заменять др др в слове. Алломорфами явл. морфы: свет- (свет), свет’- (светить), свеч- (свеча), свещ- (освещение).Вариа´нты морфе´мы имеют формальные различия при тождестве значения и позиции в слове. могут заменять дрг др в слове. Вариантами морфем являются: суффикс -охоньк-/-ошеньк- (низёхонький, низёшенький), префикс кое- и (разг.) кой- (кое-кто и кой-кто, кое-где и кой-где), флексия -ой и -ою (весной и весною, доброй и доброю).  Морфемы (по роли в слове): корни (корневые морфемы) аффиксы (аффиксальные морфемы). Корни (по способности употребляться без словообразовательного аффикса) свободные (радиксы), связанные (радиксоиды). Аффиксы (по позиции в слове относительно корня): префиксы суффиксы флексии постфиксы и тд. Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса, присоединяющихся одновременно к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом либо ци´ркумфиксом. В русской морфемике есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксо´идами. Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами (вездеход, пушкиновед)

Аффиксы - формообразу´ющие и словообразующие.



Нулевые и ненулевые.

Аффиксы (по частотности) регулярные нерегулярные уникальные

По способности к образованию новых слов: продукт и непродукт.


2)Формообразующая основа. Слово- и формообразующие аффиксы

Основа—база, к кот. присоединяются определенные аффиксальные морфемы при словоизменении, формообр-нии, словообр-нии. Супплетивные (разнокорневые) основы: идти – шел, ребенок-дети. Для большинства сло характерна непрерывная основа. У некоторых типов слов (возратные глаголы, неопределенные местоимения и др) основы расчленены словообразовательными аффиксами и состоят из 2 и более частей – прерывистая основа.

Основа словоизменения – это часть слова без окончания. Ее имеют только изменяем. слова. Не имеют служ. слова, несклоняемые сущ., прилаг. в форме сравнит. степени, глаголы в форме инфинитива, дееприч., нар., слова категории состояния, мод. слова.

Для вычленения основы сл-изм. Достаточно подобрать ряд форм этого же слова и выделить окончание.



Основа формообразования—это часть слова без грам. показателей (флексий и формообразовательных морфем).Основа формообр-ния по объему меньше, чем основа словоизм-ния.

Основа словообразования—это часть слова, к кот. присоединяется показатель словообр-ния (словообраз. ср-во).

Основу словообр-ния имеют только мотивирован. слова. Определить основу слоообр-ния—это значит установить семантич. (смысловые) и формальные (структурные) отн-ния между основами двух родственных слов: анализируемого и исходного, мотивированного и мотивирующего; определить, что при помощи чего образовано.



Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные и словообразовательные морфемы. Формообразовательные морфемы служат для образования форм слова и являются поэтому различителями словоформ и грамматических значений. Словообразовательные морфемы служат для образования слов.
Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики.
Аффикс - это любая значимая часть слова, за исключением корня.
Аффикс - факультативная часть слова: существуют слова без аффиксов (депо, где). В зависимости от положения в слове различаются следующие типы аффиксов: Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы. Префикс - аффикс, занимающий начальное положение в слове перед корнем или другой приставкой: за-думчивый, со-автор, пре-не-приятный.

Суффикс - аффикс, расположенный после корня или другого суффикса: пыл-инк-а, но жемчуж-ин-к-а; чита- телъ, но воспита-нн-остъ.

Постфикс - аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учит-ся, катаю-сь, noj-me; постфиксы -то, -либо, -нибудь входят в структуру неопределенных местоимений и местоименных наречий: кто-то, кому-то, где-то, какой-либо, какого-либо когда-либо, что-нибудь, чем-нибудь, зачем-нибудь.
В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест'-и-этаж-ный.



  1. Понятие формы слова

1. Формой характеризуются слова, распадающиеся на основную и «формативную» (прежде всего флективную) части. 2. Формой характеризуются слова, имеющие морфемную структуру. «Формы словообразования» (Ф.Ф. Фортунатов). «Бесформенные», или аморфные слова. Градации перехода от «форменности» к бесформенности (А.М. Пешковский, Г.О. Винокур). 3. Формой характеризуются абсолютно все слова — независимо от наличия у них внутренней структурированности. Обоснование последнего подхода: формативы выражают грамматическую информацию, но и слово, лишенное формативов, слово, не членящееся на морфемы, неструктурированное, «несет известные грамматические функции, занимает определенное место в грамматической системе языка» и, следовательно, в этом смысле обладает не просто формой (например, субстанционально представленной звуками), а грамматической (в узком смысле) формой (В.В. Виноградов).
Сведение подходов 1-3 к двум разновидностям. Интерпретация формы «изнутри»: слово распадается на части, имеет внутреннюю структуру (1-ый и 2-ой подходы). Интерпретация формы «извне»: слово (любое) занимает определенное место в структуре языка (3-ий подход). Преимущественно функционально-семантическое основание подхода «извне». Пересечения подходов извне и изнутри. Их отличия. Необходимость различения подходов извне и изнутри как отражение важнейших свойств языка (иерархия языковых форм). Сложности интерпретации аморфных слов в качестве имеющих внутрисловные семантические структуры, подобные внутренне структурированным словам.



  1. Морфемное членение основ

Цель морфемного анализа - определить количество и значение морфем, составляющих слово.

Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.), выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным

Понятие «членимость основы» шире понятия «производность основы»: если основа производна, она всегда членима (умумный, ум/н/ый; листоклисточек, лист/оч/ек/); если основа членима, она может быть производной (до/беж/а/ть, до-+бежать; бел/изн/а, бел(ый)+-изн(а)) либо непроизводной (пт/иц/а, чит/а/ть).


  1. «Заметки по русскому словообразованию» Винокура

морфемы двух типов: 1) основы непроизводные, первичные и 2) аффиксы, присоединение которых к первичным основам превращает их в основы производные.

значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы

если по выделении из состава какой-нибудь основы известного звукового комплекса в остатке получится звуковой комплекс, не обладающий каким-нибудь значением, представляющий собой пустое звукосочетание, то выделение произведено неправильно (буженина)

может отсутствовать теоретически мыслимое или воображаемое посредствующее звено словопроизводственного процесса, но его первая ступень, его исходный пункт нельзя представить себе отсутствующим

аффикс может иметь какой-нибудь смысл только тогда, когда он применен к какой-либо основе, а не существует сам по себе.

есть также соотношения не только непродуктивные, но и нерегулярные (пастух, любовь)

назову такое нерегулярное видоизменение звукового состава основы вариантом основы. Тогда в словах охота, смерть будем видеть варианты основ, выделяющихся в словах хотеть, мертвый

6)Исторические изменения в составе слова.

Слова в процессе своего употребления нередко меняют не только значение и фонетический облик, грамматические свойства, характер и сферу применения, но и присущую им словообразовательную структуру. Такие процессы как опрощение, переразложение, усложнение основы, декорреляция, диффузия и замещение морфем происходят в слове в результате того или иного нарушения или, напротив, установления прямых относительных связей между производной и производящей основами.


Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного предмета объективной действительности становится немотивированным. В процессе опрощения можно отметить 2 основные ступени - опрощение полное и неполное. Полным опрощением является такая потеря основами слов былой их способности члениться на морфемы, в результате которой возникшие в основе новые непроизводные основы предстают перед нами как чистые корни. При неполном опрощении новые непроизводные основы все же сохраняют следы своей прежней производности. В качестве причин, вызывающих процесс опрощения следует назвать семантические и фонетические изменения, архаизацию родственных слов.

Например: слова чашка и блюдце не воспринимаются сейчас как уменьшительно-ласкательные от чаша и блюдо(хотя раньше такое было), слово чаша в современном русском языке чаще употребляется в связанном переносном значении(испить чашу горя), а слово чашка не обозначает маленькая чаша, имея другое производное – чашечка. То же произошло с блюдом и блюдцем. Поэтому в прошлом производные чашка, блюдце, утратив возможность мотивации, стали немотивированными, непроизводными.



Переразложение – перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому. Например, прилагательное дружественный в современном рус. языке мотивируется словом друг и, следовательно, имеет суффикс –ественн-, тогда как ранее оно выводилось из утраченного ныне слова дружество и содержало суффикс –енн-. Суффикс –еств- слился с суффиксом –енн- в один суффикс – ественн-. Таким же образом путем слияния двух соседних суффиксов: суффиксом страдат. причастия – т- и суффикса отглагольного сущ. –ий-, возник один суффикс –тий- в словах типа развитие, занятие, взятие.

Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную. В резуотьате слово, в момент своего появления в русском языке имевшее непроизводный характер, становится делимым на морфемы. В большинстве случаев процесс усложнения основ происходит в заимствованных словах. Например, слова со значением процессы типа адаптация, агитация, апробация были заимствованы русским языком как непроизводные. Однако с появлением на русской почве родственных глаголов на –ирова(ть) эти слова стали вычленять в своем составе корень и суффикс –аций-: адаптаций - адаптировать, агитация – агитировать.

Декорреляция – изменение характера или значения морфем и отношения их в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слова как такового. Например, декорреляция в глаголах медлить, жужжать привела к превращению словообразовательных суффиксов –и-, -а-, с помощью которых эти глаголы были образованы от прилагательного медленный и существительного жузг, в простые показатели глагольных классов. Очень часто декорреляция приводит к появлению на месте свободных непроизводных основ связанных. Например, бывшие ранее свободными основа пас-(запасти), бел-(беличий) превратились в связанные. В развитии словообразовательной системы русского языка декорреляция играет важную роль. Она захватывает целый ряд слов, принадлежащих к одному и тому же структурному типу, следовательно, происходит трансформация словообразовательной системы в целом. (например, слова на –ба: ходьба, резьба и т.д.)

7) Морфемный и словообразовательный анализ

Структура производного слова может подвергаться двум видам анализа: словообразовательному и морфемному.


Цель морфемного анализа - определить количество и значение морфем, составляющих слово.

Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.), выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным, например: о-свобод-и-тельн-ый (четыре морфемы), у-глубл'-эниj-э (три морфемы), стар-ик (две морфемы).

Морфемный анализ, произведенный на базе словообразовательного, позволяет ясно увидеть значение каждой морфемы в составе слова. Например, в слове горняцкий на основе последовательного словообразовательного анализа в словообразовательной цепочке (горняц-кий - горн'-ак - гор-н-ый - гора) устанавливаем следующий
морфемный состав: -ий - флексия с грамматическим значением рода, числа, падежа, -к- -
суффикс относительного прилагательного, имеющий значение 'относящийся к горняку', -ац\\ак- суффикс существительного со значением лица (словообразующий в звене горн'-ак,), -н - суффикс относительного прилагательного со значением 'относящийся к горе' (словообразующий в звене гор-н-ый, гор- - корневая морфема.

План морфемного анализа слова:

1) Часть речи

2) Способность к изменению (измен./неизмен.)

3) Основа словоизменения и формообразование

4) Характеристика окончания: по характеру форменного выражения, по хар-ру варьирования, по функции, по хар-ру грамм. значения.

5) Характеристика основы: членимая/нечлинимая, степень членимости, простая/сложная (прерывистая), производная/непроизводная.

6) Корень: алломорфы, свободный/связный, значение корня (признаковость и т.п.)

7) Выделение всех служебных морфем и обоснование их выделения (цепочка словообразования).

8) Характеристика аффиксов по отдельности: по характеру выражения, варьирование, значение, функция (словообразов., формообразов., синкрет.), продуктив./непродуктив.



Цель словообразовательного анализа - определить, как слово образовано, т. е. какова его словообразовательная структура и каков способ образования. состава слова.
При словообразовательном анализе определяется, от какого слова образовано данное слово, т. е. устанавливаются производящее слово и производящая основа, указывается, с помощью каких словообразовательных средств оно образовано, определяются способ и тип словообразования. Например, при словообразовательном анализе слова подарок важно то, что оно образовано от глагола подарить, что производящая основа в этом слове подар-, что образовано оно суффиксальным способом, что суффикс -ок выражает словообразовательное значение 'предмет, являющийся объектом действия' (ср. отпечатать - отпечаток). Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяются производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой: подарок - подарить - дарить.

Без словообразовательного анализа мы часто можем ошибиться в определении морфемного. Например, сравним слова находка и нарезка, при поверхностном морфемном взгляде может показаться, что у этих слов одинаковый морфемный состав: приставки на-, корень -ход- или -рез-, суффикс -к-, флексия -а. Словообразовательный анализ, который покажет, как эти слоим образованы (т. е. что является производящей базой для каждого из них), позволит увидеть истинный современный состав этих слов: наход-к-а от глагола находить - 'найти', являющегося омонимом глагола находить - 'ходить', на-рез-к-а от глагола нарезать, который, в свою очередь, от глагола резать.


При словообразовательном анализе основа членится всегда на два структурных элемента: производящую базу и словообразующий аффикс. При этом значение аффикса всегда ясно, так как он выполняет словообразовательную функцию,
участвуя в формировании значения слова, тогда как значение морфем, входящих в производящую базу, - стерто - , поскольку они лишены словообразовательной функции в данном звене словообразовательной цепочки.

План словообразовательного анализа:

1) Производящее слово, производящая база (к кот. присоед. формант). Производящая база - м.б. слово, основа, словосочет., фразеологизм.

2) Характеристика словообразовательного типа: а) формальный уровень слообразовательной структуры: часть речи производного слова, ч. Речи производящей базы, формант, способ словообразования); б) семантический уровень: тип мотивации (прямая, метафорическая, переферийная, фразеологическая), словообразовательное значение; в)тип словообразования (синтаксическая деривация, лексическая деривация.

3) Характер морфологических изменений на морфемном шве (усечение, чередование)

4) Ступень производности (цепочка к исходному слову)


8) производящая основа, словообразовательная пара

Основа—база, к кот. присоединяются определенные аффиксальные морфемы при словоизменении, формообр-нии, словообр-нии. Супплетивные (разнокорневые) основы: идти – шел, ребенок-дети. Для большинства сло характерна непрерывная основа. У некоторых типов слов (возратные глаголы, неопределенные местоимения и др) основы расчленены словообразовательными аффиксами и состоят из 2 и более частей – прерывистая основа.

Основа словоизменения – это часть слова без окончания. Ее имеют только изменяем. слова. Не имеют служ. слова, несклоняемые сущ., прилаг. в форме сравнит. степени, глаголы в форме инфинитива, дееприч., нар., слова категории состояния, мод. слова.

Для вычленения основы сл-изм. Достаточно подобрать ряд форм этого же слова и выделить окончание.



Основа формообразования—это часть слова без грам. показателей (флексий и формообразовательных морфем).Основа формообр-ния по объему меньше, чем основа словоизм-

Основа словообразования—это часть слова, к кот. присоединяется показатель словообр-ния (словообраз. ср-во).

Основу словообр-ния имеют только мотивирован. слова. Определить основу слоообр-ния—это значит установить семантич. (смысловые) и формальные (структурные) отн-ния между основами двух родственных слов: анализируемого и исходного, мотивированного и мотивирующего; определить, что при помощи чего образовано.

При словообраз. анализе, последовательно отбрасывая словообразов. аффикс за аффиксом, мы в конечном счете обнаруживаем основу немотивирав. слова, так называемую нулевую ступень словообр-ния.

Основу словообр-ния необходимо вычленять только из начальной формы анализируемого слова.



Немотивированная основа—это основа, кот. не имеет основы словообр-ния (гулять, конь).

Мотивированная основа состоит из мотивирующей основы (основы словообр-ния) и словообраз. аффикса. С помощью кот. образовано рассматриваемое слово.

Вновь образуемы слова в языке – это слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. однокоренное, более простое по значению.

Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой
Мотивирующая и мотивируемая основы (слов) составляют словообразовательную пару основ.(слов) Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, составляет словообразовательную цепь.
9) Формально-смысловые отношения между производящей базой и производным словом

производящая основа, т.е. основа от которой образована любая производная основа, с семантической точки зрения может быть названа мотивирующей основой. Производная основа как мотивированная всегда содержит в своем составе мотивирующую основу. Мотивирующая и мотивируемая основы (слов) составляют словообразовательную пару основ.(слов) Так, слова хлеб и хлебный, раза и розочка составляют словообразовательные пары, так как первые являются структурной базой для вторых, первые являются мотивирующими основами для вторых(хлебный – относящийся к хлебу; розочка – маленькая роза) Следовательно, слова хлебный и розочка по форме

и по смыслу соотносятся со словами хлеб, роза и образуют с ними словообразовательные пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка и розовый не составляют словообразовательных пар, не смотря на то, что являются родственными словами и входят в одно словообразовательное гнездо. Отсюда следует, что родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а выстраиваются в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми отношениями: производные прямо и непосредственно выводятся по смысл и по форме из непроизводного существительного .

Однако в гнезде встречаются такие словообразовательные пары, в которых бывает затруднительно определить, как именно образовано производное слово. . В таких случаях принято говорить о двойной или множественной мотивации.


10) морфонологические явленияМорфонологи´ческие явле´ния – изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. К морфонологическим явлениям относят чередования звуков, усечение производящей основы, наложение морфов, интерфиксацию, чередования звуков.Чередования могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.Наложе´ние (интерфере´нция, апплика´ция) мо´рфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например: сосн(а)+-няксосняк (сос(н)няк)Интерфикса´ция – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков.

13) Словообразовательный тип и значение

Производные слова объединяются в определенные словообразовательные типа. Словообразовательный тип – это формально-семантичесая схема построения производных слов определенных лексико-семантических разрядов. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, образуются от основ одной и той же части речи, с помощью одного и того же словообразовательного аффикса.Мотивационные отношения между производящими и производными слова лежат в основе словообразовательного значения производного слова. (храбрец – храбрый человек) Производные слова, имеющие одинаковое словообразовательное значение, относятся к одному и тому же словообразовательному типу. Словообразовательный типа может объединять несколько разновидностей, вызванных теми или иными морфологическими особенностями словообразования, кот. принято называть морфологическими моделями словообразования. Например, ленинградский и омский образованы с помощью одного суффикса –ск-, но в слове омский – модель с наложением морфов. Следовательно, в словообразовательной системе русского языка наблюдается определенная иерархия единиц классификации производных слов: 1) морфологическая модель – самая мелкая единица классификации производных слов; 2) словообразовательный типа – боле крупная единица: тип может включать несколько морфонологических моделей; 3) словообразовательный способ – крупная единица.



14) Способы словообразования

Способы: морфологические и неморфологич. Морфологич: аффиксальные и безаффиксные. Аффиксальные: по словообразующему аффиксу. Безаффиксные: сложение основ и аббревиация. Неморфологич: Лексико-семантический способ (новое значение), Морфолого-синтаксический способ – появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой, или перехода в другую часть речи. Лексико-синтаксический способ – новые слова могут образовываться при сращении сочетаний слов как с сочинительной связью, так и с подчинительной

.

15) способы образов-я простых слов 16) способы образования сложных слов

Суффиксальный – способ образования, при котором в качестве словообразовательного аффикса выступает суффикс. Суффикс как словообразовательный аффикс характеризуется след особенностями: 1) классифицируются в зависимости от принадлежности суффиксальных производных к определенной части речи, 2)суффиксы, кроме словообразовательного значении, являются носителями определенного грамматического значения 3) 3) одни суффиксы образуют слово той же части речи, что и мотивирующее слово, другие – переводят производное слово в другую часть речи, например: рыбак – и мотивирующее слово и мотивированное – имя прилагательное. 4) при словообразовании суффикс присоединяется к основе мотивирующего слова. 5) словообразовательный суффикс может иметь нулевое выражение. Префиксальный - здесь в качестве словообразовательного аффикса выстпуает префикс. Префикс как словообразующий аффикс отличается от суффикса след. признаками : 1) префиксы не закрепляются за определенными частями речи 2) префиксы несут добавочную лексическую семантику и не содержат грамматических значений Суффиксально-префиксальный – в качестве словообразовательного элемента выступают суффикс и префикс одновременно.(озвучить, подзеркальник и т.д.) Особой разновидностью этого способа явл. префиксация с нулевой суффиксацией.( седой – проседь, крыло- бескрылый) Постфиксальный – словообразовательный элемент – постфикс, стоящий в конце, но присоединенный не к производящей основе, а к мотивирующему слову в целом, как префикс, и образ. ту же часть речи, что и мотивирующее слово. Сложение с суффиксацией – словообразовательный элемент – суффикс, но при сложении двх производящих основ; в этом случае производное слово имеет два мотивирующих слова (красное, дерево – краснодеревщик)

Префиксально – постфискальный – словообразовательный элемент - два аффикса – префикс и постфикс, присоединяемые к целому слову: звонить-созвониться, говорить-проговориться.

Суффиксально – постфиксальный – словообразовательный элемент – два аффикса – суффикс и постфикс: толпа – толпиться, ветвь – ветвиться.

Префиксально – суффиксально-постфиксальный - словообразовательный элемент – все три аффикса: префикс, суффикс и постфикс. Например, шептать – перешептываться.
Сложные слова:. Сложе´ние (чи´стое сложе´ние) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой.

Сложно-суффикса´льный (суффикса´льно-сло´жный, сложе´ние в сочета´нии с суффикса´цией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении

. Сраще´ние (слия´ние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова
Аббревиа´ция (сложносокращённый спо´соб) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова) Усече´ние – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, т.е. вне границ морфем.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ: (см билет 14)

17) Омонимия, синонимия

Морфемы (как и слова) могут иметь синонимы, антонимы и омонимы.В качестве синонимичных морфем могут выступать, например– префиксы лже- (лженаука, лжепатриот, лжеромантический, лжесвидетель и др.), квази- (квазидемократ, квазиреволюционный, квазиупругий, квазифилософский и др.), псевдо- (псевдогероический, псевдоинтеллектуальный, псевдоискусство, псевдокультурный, псевдопатриотический и др.), имеющие значение «неистинность, ложность»; – суффиксы -к(а) (артистка, пианистка и др.), -ш(а) (билетёрша, контролёрша и др.), -ис(а) (директриса, актриса и др.), -есс(а) (баронесса, виконтесса и др.), -ниц(а) (дипломница, выпускница и др.), -их(а) (бобриха, трусиха и др.), -j(а) (бегунья, гостья и др.), -ух(а) (старуха, стряпуха и др.), -ин(а/я) (княгиня, графиня и др.), -иц(а) (красавица, певица и др.), -чиц(а) /-щиц(а) (заказчица, притворщица и др.), имеющие значение «женскость».Антонимичными морфемами являются, например:– префиксы в- и вы- (вбежать и выбежать),– суффиксы -ик и -ищ (домик и домище).Примерами омонимичных морфем могут служить:– суффиксы -ин(а)1 (субъективная оценка (увеличительность): домина, ручина; суффикс -ин(а)2 («единичность»:бусина, горошина); -ин(а)3 («мясо»: осетрина, баранина) и др.– корни куп1- (купить) и куп2- (купать).



Словари

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. –, 1996. Данный Словарь совмещает параметры морфемного словаря (словаря морфемного состава слов) и орфографического словаря.В Словарь также включён теоретический материал по морфемике.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. 1986.

Словарь содержит около 52000 слов. Собственно  словарь состоит из 3 частей: 1. Корневая часть; 2. Префиксальная часть; 3. Суффиксальная часть. В словаре также дана информация  о принципах морфемного анализа и правилах построения морфемных словарей.В Словарь включены следующие приложения: 1. Корни русского языка, сведённые в морфемы. 2. Наиболее продуктивные корни русского языка. 3. Омоморфемные корни. 4. Префиксы русского языка. 5. Суффиксы русского языка. 6. Наиболее активные суффиксы и префиксы русского языка. 7. Наиболее продуктивные модели русских слов. 8. Наиболее активные многоморфемные единства (морфемные блоки).



Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. 1990. Данное лексикографическое произведение является первым большим гнездовым словарём русского языка. Словарь содержит информацию о словообразовательной структуре около 145000  производных слов.В Словарь также включены сведения об основных понятиях русского словообразования.

Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. 1997. Словарь содержит информацию о строении слова, способе его образования.

Алексеенко М.А., Белоусова Т.П., Литвинникова О.И. Словарь отфразеологической лексики современного русского языка. – М.: Азбуковник, 2003. – 400 с. Словарь совмещает элементы толкового, словообразовательного и фразеологического словарей. Цель – «системно представить особый пласт лексики современного русского языка – слова, значения которых сформировались под влиянием фразеологических единиц».

Алексеев Д.И., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Словарь сокращений русского языка / Под ред. Д.И. Алексеева. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1984. – 487 с.Словарь содержит около 17700 сокращений.

Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. – М.: Эксмо, 2004. Словарь содержит более 6000 сокращений.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словообразов. единиц. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 636, [4] с.

Словарь представляет собой лексикографическое описание аффиксальных словообразовательных единиц русского языка и включает 1892 морфемы. Словарь даёт сведения о семантике данных единиц, а также об их сочетаемостных свойствах.



В Словарь включены следующие приложения: 1. Система словообразовательных единиц, описанных в Словаре. 2. Словообразовательная система современного русского языка как объект изучения в нерусской аудитории.
Каталог: study
study -> Методические рекомендации по подготовке путевой информации и экскурсий
study -> 2 билет. Своеобразие и периодизация р/л 18 века.(в тетради) 3 билет. Творчество Капниста
study -> В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно
study -> Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства
study -> 18. Сложные вопросы трактовки фонем
study -> 17. Поэтика новел Проспера Мериме
study -> 1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира
study -> Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм
study -> Закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет