Пояснительная записка На современном этапе музыкального образования детей особую востребованность приобретает обучение игре на столь любимом в нашей стране инструменте, как гитара



бет1/2
Дата20.05.2020
өлшемі0.5 Mb.
түріПояснительная записка
  1   2

Пояснительная записка

На современном этапе музыкального образования детей особую востребованность приобретает обучение игре на столь любимом в нашей стране инструменте, как гитара. Актуальность данной программы заключается в том, что при повышенном интересе современного общества к этому популярному инструменту, ребёнок получает реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, овладеть основными техническими и исполнительскими приёмами игры на гитаре. Это позволит ему, особенно в непростом подростковом возрасте, проявить свою  индивидуальность, обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества. Через музыкальное искусство и, непосредственно, через игру на инструменте, ученик сможет раскрыть свой внутренний мир и приобщиться к волшебной гармонии звуков.

Данная программа разработана с таким расчётом, чтобы предоставить возможность заниматься музыкой детям с различными музыкальными способностями. Дифференцированный подход в обучении, на основе которого она построена, предполагает наличие трёх уровней. Работа с каждым учащимся ведётся в соответствии с его возможностями на одном из них. Принадлежность ученика к тому или другому уровню определяется в конце третьего класса. В течение всего курса обучения возможен переход с одного уровня на другой. Переход осуществляется по согласованию с методическим отделением.



I уровень: «щадящий» - проблемные учащиеся, имеющие удовлетворительные или слабые музыкальные и психофизические данные;

II уровень: «стандартный» - учащиеся с хорошими и средними музыкальными способностями;

III уровень: «углублённый» - профориентированные учащиеся, занимающиеся по программе повышенной сложности, имеющие яркие музыкальные способности.

Цель программы: успешное формирование и развитие у учащегося исполнительских навыков игры на гитаре, приобщение его к музыкальному искусству и исполнительской деятельности.

Задачи:

- развитие творческих и музыкальных способностей ученика;


- планомерное формирование крепкой исполнительской базы;

- развитие мотивации у ребёнка к познанию и творчеству;

- создание условий для его самоопределения и творческой самореализации;

-содействие формированию у обучающихся музыкально-теоретических знаний для дальнейшего применения их в процессе творческой деятельности;


- приобщение к творчеству виднейших представителей гитарного искусства;

Программа предусматривает как пятилетний, так и семилетний курс обучения. Учащиеся, обучающиеся по 5-летнему курсу, после 5 класса сдают выпускные экзамены. Профессионально ориентированные учащиеся по заявлению родителей и решению педагогического совета могу продолжить обучение в 6 и 8 классах.

Урок проводится в форме индивидуального занятия с учеником. Такая форма работы создает преподавателю условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, обеспечивает дифференцированный подход к обучению и требованиям на экзаменах. Продолжительность урока 45 минут (один академический час), количество уроков (часов) в неделю – 2, всего учебных часов в году – 72.

Годовые требования программы предполагают постепенное гармоничное развитие технических и творческих навыков учащихся, а требования к учащимся на выпускных экзаменах позволяют использовать выпускную экзаменационную программу, как вступительную в средние музыкальные заведения.

Для каждого класса в программе дан примерный перечень музыкальных произведений, различных по уровню трудности для исполнения на академических концертах и экзаменах в течение учебного года.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, экзаменах, прослушиваниях к конкурсам, отчётным и отделенческим концертам.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Прослушивание выпускной программы проходит дважды в течение учебного года без отметки.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах один раз в полугодии, исполняя два разнохарактерных произведения. Учащиеся 1 класса без музыкальной подготовки академический концерт сдают во 2-м полугодии. Ученики, занимающиеся по I-му уровню, исполняют программу наизусть по возможности. Участие в концертах, конкурсах, прослушиваниях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

На контрольные уроки в конце каждого полугодия, в присутствии других педагогов отдела, выносятся 2 разнохарактерных произведения.

Технические зачёты проходят с 1 класса на контрольных уроках и предусматривают проверку знаний музыкальных терминов, исполнение этюда на любой вид техники (наизусть или по нотам) и гамм, указанных в годовых требованиях. В выпускных классах технические зачёты проходят только в I- м полугодии.



Умения и навыки:

- естественную и удобную посадку за инструментом;

-организованный игровой аппарат, свободу игровых движений;

- уверенное исполнение произведений;

- метроритмическую устойчивость.




  • В конце учебного года ученик 2 класса должен продемонстрировать :

-организованный игровой аппарат;

-слуховое восприятие;

-уверенное исполнение произведений;

-владение навыками игры.




  • В конце учебного года ученик 3 класса должен продемонстрировать:

-культуру исполнения;

-владение основными навыками игры;

-наличие тенденции развития;

-выражение заинтересованности.




  • В конце учебного года ученик 4 класса должен продемонстрировать:

-культуру звука, свободу движений;

-творческое развитие;

-творческое мышление;

-волевое участие.




  • В конце учебного года ученик 5 класса должен продемонстрировать:

-эмоциональность исполнения;

-техническую свободу;

-индивидуальное отношение к исполняемому произведению;

-свободное владение исполнительскими приёмами.




  • В конце учебного года учащиеся 6 и 7 классов должны продемонстрировать:

-исполнение произведений, различных по стилю;

-темповое и штриховое соответствие;

-понимание стиля исполняемых произведений;

-выразительное, музыкальное исполнение;

-техническую свободу;

-внутреннюю, волевую сосредоточенность.


Критерии оценки исполнения музыкальных произведений:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведения. Показано индивидуальное отношение к исполняемому произведению, продемонстрировано свободное владение исполнительскими приёмами. Программа исполнена наизусть, ярко и выразительно.

Оценка «хорошо» выставляется за техническую свободу, осмысленную, выразительную игру, когда ученик демонстрирует достаточное понимание характера и содержания исполняемых произведений. Программа исполнена наизусть, но допущены небольшие технические или стилистические неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограничение своих возможностей, не яркое, не образное исполнение произведений. Программа исполнена с неточностями и ошибками, отсутствует свобода и пластичность игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.



Оценка «неудовлетворительно» выставляется за слабое знание текста, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

3




3

2

Музыкально-теоретическая подготовка

9

9

18

3

Постановка игрового аппарата

5

11

16

4

Учебно-техническая работа

7

14

21

5

Художественная работа

6

8

14

Всего: 72


Второй класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

3




3

2

Музыкально-теоретическая подготовка

6

8

14

3

Постановка игрового аппарата

5

10

15

4

Учебно-техническая работа

8

17

25

5

Художественная работа

6

9

15

Всего: 72


Третий класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

2




2

2

Музыкально-теоретическая подготовка

6

8

14

3

Постановка игрового аппарата

5

10

15

4

Учебно-техническая работа

8

18

26

5

Художественная работа

6

9

15

Всего: 72


Четвёртый класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

2




2

2

Музыкально-теоретическая подготовка

6

8

14

3

Постановка игрового аппарата

5

9

14

4

Учебно-техническая работа

8

19

27

5

Художественная работа

6

9

15

Всего: 72



Пятый класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

2




2

2

Музыкально-теоретическая подготовка

5

8

13

3

Постановка игрового аппарата

5

9

14

4

Учебно-техническая работа

8

19

28

5

Художественная работа

6

9

15

Всего: 72


Шестой класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

2




2

2

Музыкально-теоретическая подготовка

5

8

13

3

Постановка игрового аппарата

5

9

14

4

Учебно-техническая работа

9

20

29

5

Художественная работа

5

9

14

Всего: 72


Седьмой класс



Учебный элемент

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История исполнительского искусства

2




2

2

Музыкально-теоретическая подготовка

5

8

13

3

Постановка игрового аппарата

5

8

13

4

Учебно-техническая работа

9

21

30

5

Художественная работа

5

9

14

Всего: 72




  1. Содержание учебно-тематического плана

    5-летний курс обучения.



Первый класс (требования едины для всех уровней)

Тематический план

Примерный репертуар

1-й класс

1-е полугодие..

1.Знакомство с инструментом. Название частей гитары. История возникновения гитары.

2.Посадка и постановка правой руки. Организация целесообразных игровых движений.

3. Аппликатурные обозначения.

4. Освоение приёма «тирандо».

5. Игра большим пальцем правой руки на басовых струнах.

6. Постановка левой руки. Позиции.

7. Игра большим пальцем правой руки с привлечением левой руки в средних позициях (V и VII лады).

8. Первоначальное освоение более низких позиций ( I-IV) (4ч)

9. Освоение основных видов арпеджио.

10. Ознакомление с буквенно-цифровыми обозначениями.

11. Изучение арпеджированных четырёхзвучных аккордов.

12. Нотная грамота.и.чтение нот в I-II позициях.

13.Качество звучания и ритм.


10-15 произведений:

детские песенки, русские народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли с преподавателем, а также лёгкий подбор, сочинение (по желанию).

«Дождик», «Полька», Вальс и др. из сборника В. Калинина «Юный гитарист», части I-II.

Агаудо Д.Этюд До мажор.

Ерзунов В.Этюд До Мажор,

Козлов.В. Этюд До Мажор «Весёлые ступеньки».



Требования к техническрму зачёту:

Однооктавная гамма До Мажор, по аппликатуре Ф.Карулли различными ритмическими вариантами.




2-е полугодие

1. История гитары. Возникновение струнных щипковых инструментов (XIII в. до н.э.). Семейство лютневых (саз, ситар, нефер, дутар, кифара).

2. Настройка инструмента.

3. Переход к игре на одной струне путём чередования пальцев правой руки.

4. Исполнение двойных нот и аккордов.

5 . Качество «тирандо».

6. Первоначальное ознакомление с гаммообразными элементами.

7. Техника легато левой руки .

8. Однооктавные гаммы в I-III позициях.

8. Динамика звучания. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки.


10-15 лёгких разнохарактерных пьес, в том числе детские песенки, народные песни, этюды, ансамбли с преподавателем, пьесы песенного и танцевального характера, подбор, сочинение (по желанию).

«Дремучий лес», « Мой любимый цветок», «Песенка», «Младшая сестрёнка» и др. из сборника Л. Ивановой «Пьесы для начинающих».

Каркасси М.Этюд До Мажор, Карулли Ф.Этюд ре минор. Требования к техническому зачёту:

Одноокатвные гаммы ля, ми минор в аппликатуре Ф.Карулли, различными ритмическими вариантами..






2-й класс

(требования едины для всех уровней)


Тематический план


Примерный репертуар



1-е полугодие

1. История гитары. Мавританская и латинская гитары. Распространение латинской гитары в европейских странах: Франции, Англии, Германии

2. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа

3. Знакомство с элементами полифонии

4. Двухоктавные гаммы в I-III позициях

5. Работа над переходами со струны на струну

6. Элементарные виды флажолетов

7. Виды аппликатурных формул правой руки

8. Навыки смены позиций

9. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале

10. Ознакомление с приёмом «баррэ»




1-2 пьесы с элементами полифонии, 2-4 этюда,3-4 пьесы, 1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Например:

Каркасси М. Андантино До Мажор, Карулли Ф. Вальс До Мажор, В.Калинин Мазурка ля минор, Козлов В. «Румба».

Сор Ф.Этюд ля минор, Готц А. Этюд До Мажор, Карулли Ф. Этюд Ля Мажор.



Требования к техническому зачёту:

Двухоктавные гаммы До, Ре мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли с повторением нижней тоники;

3.квартоли;

4.пунктирный ритм.



2-е полугодие

1. История гитары. Первый золотой век.(XV-XVIв.в).

2. Развитие беглости пальцев правой руки.

2. Совершенствование исполнения различных видов арпеджио

3.Развитие беглости пальцев левой руки.

4. Развитие исполнения восходящего и нисходящего легато.

5. Работа над координацией действий обеих рук в гаммообразных элементах.

6. Смешанное легато.

7. Подготовка к исполнению mordento

8. Хроматическая гамма в I позиции

9. Двухоктавные минорные мелодические гаммы в III-V позициях.



1-2 пьесы с элементами полифонии, 2-4 этюда,3-4 пьесы, 1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Например:

Каркасси М. Рондо Ми Мажор,

Паганини Н. Менуэт Ля Мажор,

Иванова Л. «Дюймовочка».

Пухоль Э. Этюд ля минор,

Каркасси М. Этюд До Мажор,

Карулли Ф.Этюд ля минор.



Требования к техническому зачёту:

Двухоктавные гаммы до,ре минор мелодического вида в аппликатуре А. Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли с повторением нижней тоники:

3.квартоли;

4.пунктирный ритм.

Духоктавная хроматическая гамма.





3-й класс
(
I уровень)

Тематический план

Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары. Существование четырех- и пятиструнных гитар. Итальянские и французские музыканты XVI-XVII вв.

2. Приём «апояндо». Исполнение гаммообразных элементов приёмом «апояндо».

3. Подготовка к изучению крупной формы.

4. Развитие техники «барре».

5. Игра в ансамбле.

6. Мажорные гаммы в I позициии по аппликатуре А.Сеговии.

7. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

8. Различные виды арпеджио.

9. Работа над аккордовой техникой.

10.Колористические приёмы игры.



1 произведение с элементами полифонии,

1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда,

4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Вайс А. Менуэт

Мертц Й. Чардаш,

Таррега Ф. Мазурка Ля Мажор,

Карулли Ф. Этюд ля минор

Каркасси М. Этюд До Мажор

Сор Ф.Этюд Ре Мажор Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавная гамма Ми Мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники;

4.пунктирный ритм.

Хроматическая трёхоктавная гамма.


2-е полугодие

1. История гитары. Старинные испанские мастера.

2. Совершенствование техники «барре».

2. Ознакомление с приёмом «разгеадо».

3. Техника вибрации.

4. Развитие техники смешанного легато.

6. Исполнение мелизмов (форшлаг, мордент, группетто).

7. Закрепление навыков игры в позициях.

8. Натуральные флажолеты.

9. Трёхоктавная минорная гамма мелодического вида в I позиции.

10. Работа над звукоизвлечением.

11. Смена позиций с помощью «глиссандо».

12. Ознакомление с приёмом «тамбурин».



1 произведение с элементами полифонии,

1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда,

4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Каркасси М. Каприччио ре минор

Агуадо Д. Маленький вальс

Иванов-Крамской А. «Грустный напев»

Сор Ф.Э тюд ре минор

Сагрерас Х. Этюд До Мажор

Джулиани М. Этюд ля минор

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавная гамма ми минор мелодического вида в аппликатуре А. Сеговии по схеме I полугодия.

Хроматическая трёхоктавная гамма .





4-й класс
(1 уровень)


Тематический план

Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары. Классический период . Творчество М.Каркасси, М.Джулиани, Д. Агуадо, Сора Ф.

2. Работа над качественным звукоизвлечением .

2. Работа над беглостью пальцев правой руки.

3. Совершенствование техники чередования пальцев правой руки в различных видах гамм.

4. Смешанное легато.

5. Работа над исполнением мордента. Трели.

6. Трёхоктавные мажорные гаммы в III-V позициях.

7. Сложные флажолеты.

8. Закрепление навыков игры в высоких позициях.

9. Освоение тремоло.

10. Ознакомление с приёмом «пиццикато».


1 произведение с элементами полифонии,

1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда,

4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Бах И.С. Менуэт Соль Мажор,

Джулиани М. Прелюдия ля минор,

Нейланд Г. Галоп

Кост Н. Этюд Ре мажор,

Мертц Й. Этюд Соль Мажор,

Карулли Ф. Этюд ля минор.

Требования к техническому зачёту:

трёхоктавная гамма Фа Мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме :

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники;

4. пунктирный ритм.

Трёхоктавная хроматическая гамма.


2-е полугодие

1. История гитары. Русская музыка.

2. Равитие техники левой руки.

3. Совершенствование техники легато

3. Соло левой руки.

4. Мелизмы.

5. Различные виды соединения позиций.

6. Минорные гаммы в аппликатуре А. Сеговии.

7. Исполнение двойных нот.

8. Ознакомление с гаммами терциями и секстами.

9. Работа над координацией движений обеих рук.

10. Аккордовая техника.


1 произведение с элементами полифонии,

1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда,

4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Бренчичелло А.Партита

Кригер Й. Менуэт си минор

Сальвадор И.Испанский танец.

Сагрерос Х.Этюд ми минор

Каркасси М.Этюд До Мажор

Готц А.Этюд До Мажор.

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавная гамма соль минор в аппликатуре А.Сеговии по схеме I-го полугодия. Трёхоктавная хроматическая гамма.






5-й класс

(1-й уровень)


Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары. Современные стили и направления.

2. Работа над различными видами смены позиций.

3. Принцип скольжения в гитарной технике.

4. Опережение.

5. Позиционные скачки.

6. Современные колористические приёмы игры.

7. Повышение уровня пальцевой беглости обеих рук.

8. Работа над произведениями крупной формы.

9. Выбор рациональной аппликатуры.

10. Совершенствование техники исполнения сложных видов арпеджио.

11. Разбор произведений выпускной программы.


1-2 полифонические пьесы,

1-2 произведения крупной формы,

4-5 пьес, 4-6 этюдов, 2-3 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Гендель Г.-Ф. Сарабанда ми минор,

Ларичев Е. Обработка р.н.п. «Вдоль по улице метелица метёт»,

Минисетти В. «Вечер в Венеции»,

Сор Ф. ми минор,

Джулиани М. Этюд До Мажор.



Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные мажорные и минорные гаммы в III-V позициях по аппликатуре А. Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники:

4 пунктирный ритм.

Хроматическая трёхоктавная гамма.

Выпускной экзамен:

К выпускному экзамену необходимо подготовить 4 разнохарактерные пьесы.

Примерная экзаменационная программа:

Бах И.С. Полонез

Ерзунов В. Баллада

Гильермо А. «Испанское каприччио»

Чизаретто В.Аргентинский вальс


2-е полугодие

1. История гитары. Современные стили и направления.

2. Работа над звуком.

3. Работа над полифоническими произведениями.

4. Работа над произведениями малой формы.

5. Работа над этюдами.

6. Совершенствование координаций движения обеих рук.

7. Целенаправленная подготовка учащегося к сдаче выпускного экзамена.




3-й класс
(2-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары.Существование четырех- и пятиструнных гитар. Итальянские и французские музыканты XVI-XVII вв.

2. Приём «апояндо».

3. Исполнение гаммообразных элементов приёмом «апояндо».

4. Подготовка к изучению крупной формы.

5. Развитие техники «барре».

6. Игра в ансамбле.

7. Мажорные гаммы в I- III позицииях по аппликатуре А.Сеговии.

8. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

9. Сложные виды арпеджио.

10. Совершенствование аккордовой техники.

11. Колористические приёмы игры.


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Каркасси М. Вариации на тему швейцарской песни.

Анидо М-Л. Аргентинская мелодия,

Гильермо А.Испанское каприччио.

Сор Ф. Этюд До Мажор

Агуадо Д.Этюд Соль Мажор.



Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы Ми,Фа Мажор в аппликатуре А. Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники;

4.пункирный ритм.

Хроматическая трёхоктавная гамма.


2-е полугодие

1. История гитары. Старинные испанские мастера.

2.Совершенствование техники «барре».

3. Ознакомление с приёмом «разгеадо».

4.Совершенствование техники вибрации.

5. Развитие техники смешанного легато.

6. Исполнение мелизмов (форшлаг, мордент, группетто).

7.Закрепление навыков игры в позициях.

8. Искуственные флажолеты.

9. Трёххоктавные минорные гаммы мелодического вида в I позиции.

10. Работа над звукоизвлечением.

11. Смена позиций с помощью «глиссандо».

12. Ознакомление с приёмом

«тамбурин».


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Иванов-Крамской А. Обработка русской народной песни «Ах ты, душечка».

Джулиани М.
Сонатина До Мажор.

Таррега Ф. «Аделита»

Каркасси М.
Этюд Ля Мажор № 23

Джулиани М.


Этюд До мажор №9

Видаль Р. Этюд на тему испанской фолии.



Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы ми,фа минор мелодического вида в аппликатуре А. Сеговии по схеме I полугодия.

Трёхоктавная хроматическая гамма.





4 –й класс
(2-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары.Классический период . Творчество М.Каркасси, М.Джулиани, Д. Агуадо.

2. Работа над качественным звукоизвлечением .

2. Работа над беглостью пальцев правой руки.

3. Совершенствование техники чередования пальцев правой руки в различных видах гамм.

4. Смешанное легато.

5. Работа над исполнением мордента. Трели.

6. Трёхоктавные мажорные гаммы в III-V позициях.

7. Сложные флажолеты.

8. Закрепление навыков игры в высоких позициях.

9. Освоение тремоло.

10.Ознакомление с приёмом «пиццикато».


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Рамо Ж. Менуэт Ре Мажор.

Бах И.С. Гавот Ми Мажор.

Лауро А.Венесуэльский вальс «Негрито»

Д.Агуадо Этюд Соль Мажор

Ф.Сор Этюд ми минор

М.Джулиани Этюд ми минор
Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы Соль, Ля Мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники,

4.пунктирный ритм.

Хроматическая трёхоктавная гамма


2-е полугодие

1.История гитары. Русская музыка.

2. Равитие техники левой руки.

3. Совершенствование техники легато.

3. Соло левой руки.

4. Мелизмы.

5. Различные виды соединения позиций.

6. Минорные гаммы в аппликатуре А. Сеговии.

7. Исполнение двойных нот.

8. Ознакомление с гаммами терциями и секстами.

9. Работа над координацией движений обеих рук.

10. Аккордовая техника.


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Бах И.С. Сарабанда.

Высотский М.Вариации на тему русской народной песни «Пряха»

Пернамбукко Ж. «Звуки колокольчиков».

Джулиани М.Этюд № 5

Таррега Ф.Этюд Ля Мажор

Сагрерас Х. Этюд «Колибри»

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы соль, ля минор в аппликатуре А.Сеговии по схеме:

1.дуоли; 2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники,

4. Пунктирный ритм. Хроматическиая трёхоктавная гамма.




5-й класс
(2-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары. Современные стили и направления.

2.Работа над различными видами смены позиций.

2. Принцип скольжения в гитарной технике.

3. Опережение.

4. Позиционные скачки.

5. Современные колористические приёмы игры.

6.Повышение уровня пальцевой беглости обеих рук.

7. Усложнение ритмических задач.

8. Работа над произведениями крупной формы.

9. Выбор рациональной аппликатуры.

10. Совершенствование техники исполнения сложных видов арпеджио.

11. Разбор произведений выпускной программы.



1-2 полифонические пьесы,

1-2 произведения крупной формы,

4-5 пьес, 4-6 этюдов, 2-3 ансамбля, пьесы по чтению с листа 2-е полугодие

Бах И.С.Жига из лютневой сюиты

Ларичев Е. Обработка русской народной песни « Ивушка»

Диенс А. «Небесное танго»

Вила Лобос Э. Прелюдия № 4

Сор Ф. Этюд № 20 op.31

Джулиани М. Этюд № 13 op. 100.

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные мажорные и минорные гаммы в III-V позициях по аппликатуре А. Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли;

4. пунктирный ритм.

Хроматическая трёхоктавная гамма.

Выпускной экзамен:

К выпускному экзамену необходимо подготовить 4 разнохарактерные пьесы. Для абитуриентов средних профессиональных заведений обязательно включить в программу полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд.

Примерная экзаменационная программа:

Бах И.С. Прелюдия Ре Мажор из I виолончельной сюиты

Вила-Лобос Э.Этюд № 11

Рак С. « Восхищение Ренессансом»

Таррега Ф. «Арабское каприччио».


2-е полугодие

1. Работа над звуком.

2. Работа над полифоническими произведениями.

3. Работа над произведениями малой формы.

4. Работа над этюдами.

5. Совершенствование координаций движения обеих рук.

6. Целенаправленная подготовка учащегося к сдаче выпускного экзамена.






3-й класс
(3-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1.История гитары. Существование четырех- и пятиструнных гитар. Итальянские и французские музыканты XVI-XVII вв.

2. Приём «апояндо». Исполнение гаммообразных элементов приёмом «апояндо».

3.Подготовка к изучению крупной формы.

4. Развитие техники «барре».

5. Игра в ансамбле.

6. Мажорные гаммы в I позициии по аппликатуре А.Сеговии.

7. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

8. Сложные виды арпеджио.

9. Совершенствование аккордовой техники.

10. Колористические приёмы игры.



1-2 произведений с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Санз Г.Павана.

Сор Ф. Вариации на тему испанской фолии.

Сагрерас Х. «Мария-Луиза»


Каркасси М.Этюд Ля Мажор № 23

Таррега Ф. Этюд в форме менуэта

Агуадо Д.Этюд ля минор.

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы Ми, Фа Мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2триоли;


3.квартоли;

4.пунктирный ритм.

Каденции, арпеджио .

Трёхоктавная хроматическая гамма.





2-е полугодие

1. История гитары. Старинные испанские мастера.

2. Совершенствование техники «барре».

3. Ознакомление с приёмом «разгеадо».

4. Совершенствование техники вибрации.

5. Развитие техники смешанного легато.

6. Исполнение мелизмов (форшлаг, мордент, группетто).

7. Закрепление навыков игры в позициях.

8. Искуственные флажолеты.

9. Трёхоктавные минорные гаммы мелодического вида в I позиции.

10. Работа над звукоизвлечением.

11. Смена позиций с помощью «глиссандо».

12. Ознакомление с приёмом «тамбурин».



1-2 произведений с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 2-3 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Паганини Н.Сонатина До Мажор,

Иванов-Крамской А. Обработка русской народной песни « Я на камушке сижу»,

Семензато А. «Шоро»

Кост Н. Этюд ля минор

Каркасси М.Этюд Фа Мажор

Пухоль Э.Этюд «Шмель»

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы ми, фа минор мелодического вида в аппликатуре А. Сеговии по схеме I полугодия. Каденции, арпеджио. Трёхоктавная хроматическая гамма.






4-й класс
(3-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары.Классический период . Творчество М.Каркасси, М.Джулиани, Д. Агуадо, Ф.Сора.

2. Работа над качественным звукоизвлечением.

2. Работа над беглостью пальцев правой руки.

3. Совершенствование техники чередования пальцев правой руки в различных видах гамм.

4. Смешанное легато.

5. Работа над исполнением мордента. Трели.

6. Трёхоктавные мажорные гаммы в III-V позициях.

7.Сложные флажолеты.

8. Закрепление навыков игры в высоких позициях.

9. Освоение тремоло.

10.Ознакомление с приёмом «пиццикато».


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 3-4 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Визе Р. Гавот

Виньяс А. «Грёзы»

Х.Кардосо «Милонга»

Джулиани М.Этюд №5

Каркасси М.Этюд № 19

Таррега Ф.Этюд Ля Мажор
Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы Соль, Ля Мажор в аппликатуре А.Сеговии по схеме 3-го класса.

Арпеджио длинные и короткие, каденции в III-V позициях.

Трёхоктавная хроматическая гамма



2-е полугодие

1. История гитары. Русская музыка.

2. Равитие техники левой руки.

3. Совершенствование техники легато.

4. Соло левой руки.

5. Мелизмы.

6.Различные виды соединения позиций.

7.Минорные гаммы в аппликатуре А. Сеговии.

8.Исполнение двойных нот.

9. Ознакомление с гаммами терциями и секстами.

10. Работа над координацией движений обеих рук.

11.Аккордовая техника.


1-2 произведения с элементами полифонии,1-2 произведения крупной формы, 3-4 этюда, 4-5 пьес,1-2 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Иванов-Крамской А. Обработка русской народной песни «У ворот, ворот».

Альбенис И. «Шумы залива»,

Аллен А. «Огонь сердца»

Брауэр Л.Этюд ре минор

Кост Н.Этюд №20

Вила-Лобос Этюд №7

Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные гаммы соль, ля минор мелодического вида в аппликатуре А.Сеговии по схеме I полугодия.

Арпеджио короткие и длинные, каденции к указанным гаммам.

Трёхоктавная хроматическая гамма.






5-й класс
(З-й уровень)



Тематический план


Примерный репертуар

1-е полугодие

1. История гитары. Современные стили и направления.

2. Работа над различными видами смены позиций.

3. Принцип скольжения в гитарной технике.

4. Опережение.

5. Позиционные скачки.

6. Современные колористические приёмы игры.

7. Повышение уровня пальцевой беглости обеих рук.

8. Работа над произведениями крупной формы.

9. Выбор рациональной аппликатуры

10. Совершенствование техники исполнения сложных видов арпеджио.

11.Разбор произведений выпускной программы.


1-2 полифонические пьесы,

1-2 произведения крупной формы,

4-5 пьес, 4-6 этюдов, 2-3 ансамбля, пьесы по чтению с листа.

Бах И.С. Фуга ля минор из лютневой сюиты

Кошкин Н. «Ашер-вальс»

Диенс А. «Небесное танго»

Сор Ф. Этюд № 20 op.31

Джулиани М. Этюд № 13 op. 100.



Требования к техническому зачёту:

Трёхоктавные мажорные и минорные гаммы в III-V позициях по аппликатуре А. Сеговии по схеме:

1.дуоли;

2.триоли;

3.квартоли с повторением нижней тоники:

4 пунктирный ритм.

Арпеджио длинные и короткие, каденции в III-V позициях.

Хроматическая трёхоктавная гамма.



Выпускной экзамен:

К выпускному экзамену необходимо подготовить 4 разнохарактерные пьесы. Для абитуриентов средних профессиональных заведений обязательно включить в программу полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд.

Примерная экзаменационная программа:

Бах И.С. Прелюдия Ми Мажор из лютневой сюиты

Джулиани М. Соната Соль Мажор.

Таррега Ф. «Арабское каприччио»

Вила-Лобос Э.Этюд № 10


2-е полугодие

1.История гитары. Современные стили и направления.

2. Работа над звуком.

3. Работа над полифоническими произведениями.

4. Работа над произведениями малой формы.

5. Работа над этюдами.

6. Совершенствование координаций движения обеих рук.

7. Целенаправленная подготовка учащегося к сдаче выпускного экзамена.


Каталог: documents -> obrazovanie
documents -> Эффективность применения коллоидной фитоформулы ангиомега комплекс в кардиологии
documents -> 2015 жылдың қазан айының репертуары
documents -> I. 2013-2015 жылдарға арналған Қызылорда облысының әлеуметтік-экономикалық дамуының негізгі көрсеткіштері
documents -> Қызылорда облысының жер – су атаулары қызылорда, 2013 жыл сыр елі қызылорда облысы
documents -> Қызылорда облысы әкімінің 2013 жылға арналған Іс-қимыл жоспары
obrazovanie -> Программные требования по философии для поступающих в аспирантуру


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет