Проект «информатизация ситемы образования» Национальный фонд подготовки кадров



Дата01.05.2016
өлшемі114.18 Kb.

ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Национальный фонд подготовки кадров

Федеральный центр экспертизы мультимедиа
и телекоммуникаций в образовании



Федеральный центр организации апробации



МЕТОДИКА АПРОБАЦИИ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ



Москва, 2005 г.

Раздел 1.
Основные термины и положения апробации учебных материалов в Проекте «Информатизация системы образования (ИСО)»


Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) состоит из простых и сложных объектов.

Простыми объектами считаются объекты, обладающие содержательной и функциональной целостностью (их деление нецелесообразно, с точки зрения апробатора) и осмысленностью. Простые объекты выражены в определенной форме (текст, изображение, звук) и часто имеют иллюстративный характер.

Сложными объектами считаются объекты, которые состоят из простых, обладают содержательной и функциональной целостностью более высокого уровня. Могут быть интерактивными.

Апробация – процесс практической проверки ЦОР.

Оценивание (или оценка) – результат апробации. Различают «констатирующую оценку» и «формирующую оценку».

Констатирующая оценка – суждение о допустимости использования ЦОР в образовательном процессе.

Формирующая оценка – суждение о слабых и сильных сторонах ЦОР.

Апробацию в ОУ осуществляют координатор, эксперты (апробаторы) и участники.

Координатор – руководитель процесса апробации в данном ОУ.

Эксперт – учитель ОУ, включенный в систему апробации.

Участник апробации (Апробатор) – любой субъект образовательного процесса данного ОУ.

Апробацию можно проводить в таких организационных формах, как работа эксперта с ЦОР, работа учителя, апробирующего ЦОР с одним обучающимся, с группой обучающихся, с целым классом.

Эксперт осуществляет оценку ЦОР с позиции

Результативности (целесообразность) и Эффективности.

В случае вынесения положительной оценки по указанным параметрам изучаемый ЦОР оценивается далее с позиции привлекательности и приемлемости для школы.

Результативность (целесообразность) – показатель достижения обучаемым поставленных перед ним целей.

Эффективность – показатель снижения трудозатрат для достижения результативности.

Привлекательность – показатель степени мотивированности участников пользователей ЦОР (готовности и желания его использовать).

Приемлемость – показатель технической и организационной возможности использования ЦОР в образовательном учреждении.


Раздел 2.
Постановка проблемы. Цель работ.


На Электронные учебные издания (ЭУИ) в течении длительного времени возлагались большие надежды как на средство модернизации образования, повышения его качества и доступности. В разработку ЭУИ вложены значительные средства федерального бюджета. Заметное их количество имеется и на свободном рынке. Вместе с тем эффективность внедрения ЭУИ в учебный процесс явно невелика. Специалисты относят это обстоятельство как к недостаткам собственно ЭУИ (содержание, структура, дизайн-эрогономические и технические характеристики), так и к отсутствию эффективных методик их использования в учебном процессе.

Наблюдения последних лет (в т.ч. и апробация, проведённая в 2003 – 2005 гг. ГУ ФЦ ЭМТО) показали, что часто ЭУИ, даже представляющие собой последовательные и самодостаточные учебно-методические курсы, удается эффективно использовать в учебном процессе не как целостный продукт, а как набор отдельных его фрагментов (объектов). Во многом это связано с большим объемом материала, который невозможно задействовать полностью. Учитель в любом случае вынужден выделять из продукта то, что целесообразно использовать в ходе урока. Многие учителя-практики и эксперты предлагают идти по пути декомпозиции ресурса и формирования методик использования фрагментов, что напрямую выходит на идею Единой коллекций ресурсов.

В последнее время на федеральном уровне в некоторой степени пытались учесть эту потребность и, среди прочих заказов на разработку ЭУИ, формировали заказы на создание Библиотек электронных наглядных пособий (по существу, коллекций цифровых объектов).

Создание больших коллекций ЦОР является в мировом опыте важной составляющей внедрения новых информационных технологий в образовании. В рамках Проекта «Информатизация системы образования» создание Единой коллекции ЦОР должно стать одним из основных результатов реализации Проекта.

В ходе первого этапа апробации (октябрь 2005 г. – январь 2006 г.) целью работ является:


  • изучение возможности выделения ЦОР из ЭУИ, входящих в состав мультимедийной библиотеки;

  • проведение апробации выделенных ЦОР.

В ходе обработки результатов апробации предполагается сформировать конкретный список ЦОР, подлежащих включению в коллекцию и, по возможности, сформулировать запрос на подробное изучение ЭУИ, содержащих, как правило, многие тысячи объектов.

Раздел 3.
Содержание работ и задачи апробации цифровых ресурсов
на первом этапе Проекта


На первом этапе работы необходимо отработать две принципиальные схемы:

  1. схему выделения объектов из предметных цифровых образовательных ресурсов существующих мультимедийных учебных пособий;

  2. схему апробации цифровых образовательных ресурсов в реальном учебном процессе школы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. выделить (отобрать) на основе указанных ниже критериев отдельные объекты для создания единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

  2. апробировать ЦОР в реальном учебном процессе школы;

  3. сформулировать необходимые требования к изменению организации учебного процесса в массовой практике в условиях применения ЦОР;

  4. определить возможные риски при использовании ЦОР в образовательном процессе школы.

Раздел 4.
Общая схема отбора объектов для коллекции ЦОР


1. Разделить все объекты ЦОР на две группы: простые и сложные.

2. Все критерии отбора объектов ЦОР в коллекцию целесообразно разделить на две группы: критические и дополнительные:



Критические критерии (на основе этих критериев принимается решение о включении или не включении конкретного объекта в коллекцию ЦОР):

  • целесообразность (предметная, педагогическая);

  • соответствие образовательному стандарту и его разумному расширению;

  • научная корректность (отсутствие фактических ошибок);

  • наглядность и эстетичность;

  • доступность (учет возрастных возможностей учащихся);

  • эффективность (снижение трудозатрат);

  • техническая комфортность (ЦОР не требует высокого уровня программно- технической оснащенности и подготовки пользователя);

  • корректность правовая (соответствие действующему законодательству), этическая, нравственная и т.п.

Дополнительные критерии (на основе этих критериев можно оценить качество отобранных объектов ЦОР):

  • открытость (возможность вносить изменения, трансформация, доработка);

  • обновляемость (версификация);

  • совместимость (универсальность форматов представления данных);

  • межпредметность;

  • многовариативность использования в учебном процессе;

  • модульность (возможность самостоятельного создания необходимого образовательного ресурса на основе отдельных модулей – кирпичиков);

  • интерактивность (взаимодействие ЦОР с пользователем, обеспечивающее самостоятельные действия учащегося, направленные на создание учебных ситуаций, поиск необходимого «знания», способа действия);

  • инновационность (ориентация на новые образовательные результаты, учебную самостоятельность, изменение характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса).

3. Методом экспертной оценки выбрать те объекты из ЦОР, которые отвечают указанным выше критериям, и заполнить соответствующую таблицу с описанием каждого ЦОР в отдельности (см. приложение 1).

Раздел 5.
Общая схема апробации сложных объектов в реальном учебном процессе


Задачи апробации:

1) Отработать (на первом этапе проекта) общую схему апробации ЦОР в реальном учебном процессе с внесением определенной коррекции в схему по итогам первого этапа апробации;

2) Указать хотя бы один способ использования ЦОР в учебном процессе;

3) Практически проверить эффективность использования ЦОР в образовательном процессе (с использованием разных организационных форм данного процесса: урок, самостоятельная работа учащихся дома, факультатив, кружок, внеклассная работа по предмету и т.п.).



Принципы и условия апробации:

  1. право выбора учителем ЦОР для апробации;

  2. координация апробации на уровне школы;

  3. необходимость обратной связи с разработчиками конкретного ЦОР;

  4. реальная оценка трудозатрат с учетом количественных и качественных показателей;

  5. адекватность технической оснащенности.

Возможные варианты самоопределения школы в процессе апробации:

  1. интеграция апробации ЦОР в существующий учебный процесс;

  2. апробация в условиях существующего инновационного процесса в школе;

  3. создание нового образовательного процесса в условиях апробации ЦОР.

Порядок проведения апробации ЦОР в школе:

Подготовительный этап:

  • соотнесение календарно-тематический плана с апробируемым объектом или разработка нового планирования;

  • согласование планирование с координатором апробации;

  • изучение объекта для его использования в образовательном процессе;

  • выбор вариант (формы) апробации;

  • проектирование «занятия», включая: цели и задачи, план и методику проведения, требования к организационным и техническим условиям;

  • согласование (решение) с администрацией вопрос условий для апробации данного объекта.

Основной этап:

  • проведение занятия (занятий) в соответствии с проектом;

  • включение наблюдателя в занятие с целью фиксации эффектов поведения детей, фиксации приемов учителя в обращении с апробируемым объектом;

  • возможное перепроектирование занятия и его повторное проведение.

Этап анализа и оценки результатов апробации:


  • Выделить положительные и отрицательные эффекты для учителя и учеников использования цифрового объекта в образовательном процессе на основе фиксации наблюдателя, а также с помощью анкетирования детей и педагога;

  • Проанализировать эффективность использования ЦОР на традиционные и инновационные результаты обучения, снижение трудозатрат и т.п.

Этап подготовки отчета и рекомендаций:

  • Оценить сложный объект по заданным критериям после апробации с использованием оценочной шкалы с помощью таблицы (Приложение 1);

  • Указать общие выводы и рекомендации следующего порядка:

А) включить в коллекцию ЦОР и рекомендовать к использованию;

Б) объект (ЦОР) можно включить в коллекцию при условии, но в описание следует внести разъяснения по вопросу его использования;

В) объект (ЦОР) не следует включать в коллекцию.


Приложения:


  1. Приложение 1. Карточка ЦОР (Форма описания ЦОР)

  2. Приложение 2. Список электронных учебных изданий мультимедийной библиотеки

  3. Приложение 3. Организация апробации и оплата услуг апробаторов октябре 2004 г. – январе 2006 г.

  4. Приложение 4. Методика расчета услуг апробаторов, осуществлявших апробацию в соответствии с первым вариантом методики.

  5. Приложение 5. Методика расчета услуг апробаторов, осуществлявших апробацию в соответствии с последним вариантом методики.


Организация апробации и оплата услуг апробаторов
в октябре 2004 г. – январе 2006 г.

1. Использование методик апробации


Настоящая методика является переработанной версией проекта методических материалов, распространявшихся ФЦОА в ноябре 2005 г. Доработка осуществлена на основании

  • Замечаний рецензентов;

  • Предложений членов Экспертно-аналитического центра НФПК (совещание 6 декабря 2005 г., Конобеево, Московская обл.);

  • Результатов работы семинара (12-13 декабря 2005 г., с/х Московский, Московская область);

По предложению семинара и членов ЭОАЦ принято следующее решение:

1) Предыдущую версию методики (далее – «проект методики») рассматривать как первый экспериментальный вариант методики, прошедший апробацию в практической деятельности апробационных площадок в регионах проекта, и работы апробаторов в октябре – январе 2005 г. в соответствии с этой методикой оплачивать с приведенной в приложении №4 схемой.



2) Настоящая версия методики (далее – «окончательный вариант методики») предлагается:

  • в регионы проекта для дальнего использования проведения апробации 2-3 ЦОР каждым апробатором;

  • в апробационные площадки вне регионов проекта для проведения апробации в декабре 2005 г.– январе 2006 г.

3) Оплата услуг по проведению апробации в соответствии с окончательным вариантом методики осуществить в соответствии с приложением №5.

2. Основания к расчету трудозатрат


Оценка приведенных в приложениях №№ 4,5трудозатрат проводилась на основе хронометража основных операций (видов работ). При этом учитывался опыт Консультант (ГУ ФЦ ЭМТО), проводившего В 2003-2005 г.г. в рамках ФЦП РЕОИС апробацию электронных учебных изданий в образовательных учреждениях в условиях реального учебного процесса


Расчета трудозатрат
учителей апробаторов осуществлявших апробацию в соответствии
проектом методики


Вид работ

Часы

Общий анализ библиотеки (включая подготовку Таблицы 2)

20,0

Апробация ЦОР как единого УМК

24,0

В. т.ч.

 

Отбор ЦОР для апробации

0,5

Анализ ЦОР

11,5

Подготовка к применению и/или применение в учебном процессе

11,5

Подготовка отчетных документов (часть Таблицы 3)

0,5

Выделение и апробация объекта

4,0

В. т.ч.

 

Поиск и выделение

0,5

Анализ объекта

1,5

Подготовка к применению и/или применение в учебном процессе

1,5

Подготовка отчетных документов (часть Таблицы 4)

0,5



Расчет трудозатрат
учителей - апробаторов, осуществлявших апробацию в соответствии
с окончательным вариантом методики.





Вид работ

Часы


Общая работа с ЭУИ

9,0

в. т.ч.




Анализ библиотеки и выбор ЭУИ для выделения объектов и апробации

2,0

Изучение инструментария ЭУИ (систем навигации, поиска, экспорта объектов)

4,0

Общее изучение контента ЭУИ и выбор стратегии выделения объектов

3,0


Выделение, анализ, апробация и описание объекта

4,5

в. т.ч.




Выбор объекта, подпадающего под критерии возможности включения в Единую коллекцию (из расчета 1 удачный объект из 3 изученных)

1,5

Определение параметров для оценки качества объекта

0,5

Анализ выделенного объекта на предмет включения его в учебный процесс

1,0

Проектирование учебного процесса с применением объекта

1,0

Описание объекта

0,5


Примечание:

Допускается вариант, когда в ходе анализа продукта (Общая работа с ЭУИ) выявляется, что из данного продукта невозможно выделить ЦОР



стр. из



Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет