Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста



Pdf көрінісі
Дата26.05.2020
өлшемі318.47 Kb.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 

    Под  плоскостопием  понимают  деформацию  стопы,  сопровождающуюся 

уплощением  сводов  стопы.  Плоская  стопа  характеризуется  опусканием  ее  продольного 

или поперечного свода. Симптомами плоскостопия  являются повышенная утомляемость, 

боли  в  икроножных  мышцах  при  длительной  ходьбе,  снижение  физической 

работоспособности.  Одним  из  проявлений  плоскостопия  могут  быть  головные  боли  как 

следствие пониженной рессорной функции стоп.   Большое влияние оказывает состояние 

нижних конечностей в частности стопы на формирование осанки. Плоскостопие наиболее 

часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять 

на  всю  последующую  жизнь  человека.  При  плоскостопии  изменяется  походка.  Она 

становится  неуклюжей  и  напряженной.  При  передвижении  дети  громко  топают  и 

выполняют хаотичные движения руками, подгибая ноги в коленях. 

В  дошкольном  возрасте  стопа  интенсивно  формируется,  поэтому  так  важна 

профилактика  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста,  помогающая  избежать 

различных  по  своей  тяжести  функциональных  нарушений.  В  этот  период  времени 

организм  ребенка  наиболее  пластичен,  и  вполне  возможно  остановить  развивающееся 

плоскостопие,  а  также  исправить  неправильное  формирование  стоп  при  помощи 

специальных  упражнений,  направленных  на  укрепление  мышц  и  суставно-связочного 

аппарата стоп. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку: происходит 

естественная  тренировка  мышц  голени  и  активно  поддерживается  свод  стопы.  Большую 

роль в предупреждении деформации стопы играет рациональная обувь. 

 

Анатомические особенности стопы 

 

Состояние  стопы  влияет  на  легкость  при  ходьбе,  плавность  передвижения  и 



количество  энергозатрат.  Строение  стопы  позволяет  сохранить  опору  и  амортизацию  во 

время  ходьбы.  Основную  часть  стопы  составляет  костная  ткань,  которая  соединена 

суставами, мышцами и связками. 

 

Стопы ребенка значительно отличаются от взрослого. В течение первых лет жизни 

малыша  большую  часть  стопы  составляет  хрящевая  ткань,  связочный  аппарат  более 

эластичен и растяжим, а мышцы не обладают достаточной силой. 

Помимо  этого,  нагрузка  на  опорную  часть  стоп  намного  больше,  в  сравнении  с 

взрослым  человеком,  за  счет  увеличения  массы  тела  к  размеру  ноги.  Если  сравнивать 

стопу ребенка и взрослого человека, то у детей она кажется более неуклюжей, тяжелой и 

плоской.  

 

Причины неправильного формирования стопы 

Перед тем как выработать методику для  лечения и профилактики плоскостопия  у 

детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп 

наблюдаются  крайне  редко.  Такие  последствия  являются  результатом  перенесенного 

рахита и ранними перегрузками организма. 

 

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются: 

 

избыточный вес ребенка; 



 

раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги; 



 

наследственная предрасположенность; 



 

травмы различного характера



 

длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности; 



 

неправильная обувь; 



 

осложнения после полиомиелита и рахит; 



 

усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша. 



Одной из наиболее важных причин развития плоскостопия у детей в дошкольном 

возрасте  является  слабость  мышц  и  связочного  аппарата,  принимающих  участие  в 

поддержании  свода,  но  причиной  плоскостопия  может  стать  и  неправильно  выбранная 

обувь  (слишком  тесная  или,  наоборот,  свободная).  Особенно  опасно  покупать  детскую 

обувь  «на  вырост»,  позволять  ребенку  носить  теплую  обувь  в  помещении  и  т.  д.  Кроме 

того, обувь обязательно должна быть с фиксирующим задником, для поддержки стопы и 

выработки правильной осанки. 

Профилактика плоскостопия 

 

 В основе профилактики плоскостопия:  

1) укрепление мышц и суставно- связочного аппарата стоп

2) ношение рациональной обуви; 

3) ограничение нагрузки на стопы при стоянии и в ходьбе. 

Для  успешного  выполнения  профилактики  плоскостопия  рекомендуется 

задействовать весь комплекс мероприятий, включая физические  упражнения, природные 

условия и гигиенические процедуры. 

Природно-оздоровительные  профилактические  мероприятия  по  предупреждению 

плоскостопия  включают  в  себя  хождение  детей  без  обуви  (босиком)  по  естественной 

поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и 

функциональную способность стоп. Следует также обращать внимание на параллельную 

установку  стоп  при  стойках  и  ходьбе.  Ходьба  с  разведенными  носками  перегружает 

внутренний край стопы и, следовательно, ведет к деформации. 

Гигиенические  мероприятия  предусматривают  правильный  выбор  обуви  для 

обеспечения  анатомического  положения  стоп.  Следует  выбирать  обувь  только  из 

натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен. Внутри обязательно 

должен  быть  супинатор,  приподнимающий  стопу  с  внутренней  стороны,  а  подошва 

должна  быть  максимально  гибкой,  должна  быть  жесткая  фиксация  пятки.  Необходимо 

выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область 

от ушиба при ходьбе. Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка. 

 Основным  средством  профилактики  плоскостопия  у  детей  дошкольного  возраста 

является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата 

стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. 

Гимнастика  для  стоп  обеспечивает  увеличение  общей  и  силовой  выносливости  мышц,  в 

первую  очередь  нижних  конечностей,  повышает  физическую  работоспособность, 

формирует  навык  правильной  осанки.  Физические  упражнения,  входящие  в  комплекс 

гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение 

и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стопы. 

 

Физические упражнения, рекомендуемые для профилактики и лечения начальных 



форм плоскостопия 

Упражнения из и.п – лежа на спине. 

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием. 

2.  И.п.  –  лежа  на  спине,  ноги  согнуты  в  коленях,  стопы  на  полу.  Поочередное  и 

одновременное отрывание пяток от опоры (пальцы касаются опоры). 

3.  И.п.-  то  же.  Ноги  согнуты  в  коленях,  бедра  разведены,  стопы  соприкасаются  друг  с 

другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с  упором на пальцы 

стоп. 


4.  И.п.-  то  же.  Скользящие  движения  одной  ноги  по  голени  другой,  охватывая  ее.  То  же 

другой ногой. 

 

 

 



Упражнения из и.п сидя.  

1.  И.п.-  сидя  на  полу,  руки  в  упоре  сзади.  Ноги  согнуты  в  коленях,  стопы  параллельны. 

Приподнимание пяток вместе и поочередно. 

2.  И.п  –  то  же.  Положив  ногу  на  колено  другой  ноги,  круговые  движения  стопы  в  обе 

стороны. То же другой ногой. 

3. И.п. – то же. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их. 

4.  И.п.  –  сидя  на  гимнастической  скамейке  (или  стуле),  одна  нога  вытянута  вперед. 

Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 

 

Упражнения И.П. стоя 



1. И.п – стоя. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс:  

- подниматься на носки двух ног и поочередно; 

- приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно

- перекат с пятки на носки и обратно. 

2. Стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. 

3. Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 

4. Стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всей ступне. 

5. И.п. – то же. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. 

6.  И.п.  –  стоя  на  гимнастической  палке  (палка  поперек  стоп),  стопы  параллельны. 

Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук. 

7. И.п. – стоя. Правая нога (левая) перед носком левой (правой) (след в след), подняться на 

носки. Вернуться в и.п. 

8. И.п. – стоя, на носках повернуть пятки кнаружи. Вернуться в и.п. 

9.  И.п.  –  стоя  с  сомкнутыми  носками,  руки  на  пояс.  Поднять  пальцы  ног  кверху. 

Вернуться в и.п. 

10.Стоя  на  наружных  сводах  стоп.  Подняться  на  носки;  вернуться  в  и.п.  Повторить  6-8 

раз. 

 

Упражнения в ходьбе 



1. Ходьба на носках. 

2. Ходьба на пятках. 

3. Ходьба на наружном своде стопы 

4. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь. 

5. Ходьба по гимнастической стенке приставным шагом (середина стоп на одной из реек), 

захват руками на уровне груди. 

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы. 

7. Ходьба по ребристой доске, по набивным мячам, ходьба по гимнастической палке. 

8.  Ходьба  на  носках  по  наклонной  плоскости  вверх  (спиной  вперед).  Гимнастическая 

скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10-15 градусов. Ходьба на 

носках по наклонной плоскости вниз. 

9. Ходьба «гусиным» шагом. 

  Все  специальные  упражнения  проводятся  в  сочетании  с  упражнениями, 

направленными  на  воспитание  правильной  осанки,  общеразвивающими  упражнениями 

для  всех  мышечных  групп  и  с  упражнениями  в  расслаблении,  и  в  сочетании  с 

возрастными особенностями занимающихся.  

Должная  эффективность  занятий  может  быть  полностью  обеспечена  только  при 

творческом использовании дидактических принципов. 

1. Всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и 

взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое 

развитие организма. 


2.  Сознательности  направлен  на  воспитание  у  занимающихся  понимания  роли  и 

значения  проводимых  занятий  в  укреплении  их  ослабленного  здоровья,  а  также 

повышения умственной работоспособности. 

3.  Постепенности  предусматривает  постепенное,  но  неуклонное  увеличение 

сложности упражнений, переход от менее к более трудным. 

4.  Повторности  основывается  на  физиологических  данных  о  значении  повторных 

воздействий для образования двигательного стереотипа навыка. 

5.  Индивидуализации  предусматривает  использование  средств  физической 

культуры,  соответствующих  состоянию  здоровья,  возрастно-половым,  функционально-

психологическим особенностям занимающихся. 

  Для  предупреждения  развития  плоскостопия  требуются  усилия  и  терпение  со 

стороны  взрослых  людей.  Физические  нагрузки  должны  сочетаться  с  правильным 

питанием.  Кроме  того,  следует  выполнять  рекомендации  лечащего  врача  и 

придерживаться режима сна и отдыха. 

           Существуют дополнительные способы борьбы с плоскостопием в детском возрасте. 

К ним относятся: Массажный коврик 

Хорошо  помогают  справиться  с  плоскостопием  различные  виды  массажа.  Лучше 

всего, конечно, довериться профессионалу. 

         Массажный коврик можно сделать при помощи любых подручных материалов 

Помимо массажа, можно изготовить специальную массажную дорожку, пришив и наклеив 

на ее поверхность различные предметы (пуговицы разного размера,  тыквенные семечки, 

бусины  и  другие  материалы).  Малыш  с  удовольствием  «путешествует»  по  сказочной 

дорожке, при этом массируя стопы. 

            

Учитывая актуальность проблемы, физическое развитие детей, направленное на 

коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня 

как никогда востребовано именно в ДОУ. 

Применение  общеукрепляющих  и  корригирующих  упражнений  в  период 

формирования  опорно-двигательного  аппарата  в  процессе  роста  имеет  особенно  важное 

значение,  так  как  в  силу  больших  пластических  возможностей  детского  организма 

исправление  недостаточности  доступнее,  а  эффективность  корригирования  большая. 

Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать 

физическая  культура,  особенно  в  профилактике  и  физической  реабилитации  нарушений 

осанки и плоскостопия. 

Систематические  занятия  физической  культурой  вообще  и  специальными 

физическими  упражнениями  в  частности  способствуют  укреплению  и  развитию  мышц, 

связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы. 

 

Литература: 

1.  Учебник  инструктора  по  лечебной  физкультуре:  У91  Учеб.  Для  ин-тов  физ. 

культ. / Под ред В. П. Правосудова. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 415 с., ил. 

2.  Липченко  В.  Я.,  Самусев  Р.  П.  Атлас  нормальной  анатомии  человека:  Учебное 

пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 320 с.,  

3.  Кожухова  Н,  Н.  и  др.  Воспитатель  по  физической  культуре  в  дошкольных 

учреждениях:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  и  сред.  пед.  учеб.  заведений  /  Н.  Н. 

Кожухова,  Л.  А.  Рыжкова,  М.  М.  Самодурова;  Под  ред.  С.  А.  Козловой.  –  М.: 

Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 

4.  Спутник  руководителя  физического  воспитания  дошкольного  учреждения: 

Методическое  пособие  для  руководителей  физического  воспитания  дошкольных 

учреждений / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: «Детство -  Пресс», 2011. – 416 с., ил. 


 

 

 




Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет