Программа учебного предмета «Беседы о хореографическом искусстве»



бет1/4
Дата23.04.2020
өлшемі0.86 Mb.
түріПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств

им. Исаака Максима Дунаевских»


Программа учебного предмета

«Беседы о хореографическом искусстве»

дополнительной общеразвивающей программы

в области хореографического искусства

«Хореография»
(срок обучения –5 лет)

2015 г.



«Одобрено»

Методическим советом

_______________________

(подпись)

«___» _________ 2015 года



«Утверждаю»

Директор Солопова А. Б

_______________________

(подпись)

«___» _________ 2015 года








Разработчик:



Кирилина Л. А., зав. хореографического отделения, преподаватель по классу хореографии МБУ ДО «ДШИ им. Исаака и Максима Дунаевских»

Рецензент –

преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ им. Исаака и Максима Дунаевских» Топтало А. А.

__________________



(подпись)
Структура программы
I. Пояснительная записка………………………………………………3

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе………………………………………………………….3

- Срок реализации учебного предмета……………………………………………3

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета………..4

- Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………………4

- Цель и задачи учебного предмета………………………………………………..4

- Структуры программы учебного предмета…………………………………..5

- Методы обучения……………………………………………………………………6

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета……………………………………………………………………………….6

II. Содержание учебного предмета……………………………………..6

- Сведения о затратах учебного времени………………………………………7

- Учебно-тематический план……………………………………………………….7

- Годовые требования по классам……………………………………….………...12

III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………40

IV. Формы и методы контроля, система оценок ……………………...…40

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………………………….40

- Критерии оценки…………………………………………………………….……..41

V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………41

- Методические рекомендации педагогическим работникам…………….….41

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся..42

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………43

- Список основной литературы……………………………………………………43

- Список дополнительной литературы…………………………………………..44

- Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров………………………………………………………………………………….44

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» направлен на:

– создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- привлечение внимания обучающихся к хореографическому искусству;

– приобретение детьми опыта творческой деятельности;

– овладение детьми духовными и культурными ценностями;

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

– знания этапов развития танцевального искусства, различных видов балетных спектаклей;

- знание выразительных средств хореографического искусства;

– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных постановщиков, артистов балета;

– формирование слуховых и визуальных представлений программного минимума произведений балетного искусства;

– знания основных балетных терминов;

– знания в области композиции хореографического искусства;

– знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

– формирование навыков восприятия балетных спектаклей;

– формирование навыков анализа хореографического представления, а также необходимых навыков самостоятельной работы;

- формирование умений сопоставлять факты из различных предметных областей, выявлять причинно-следственные связи и определять закономерности развития того или иного процесса или явления.

Освоение программы учебного предмета «Беседы об искусстве» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой хореографической культуры.



2. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 5 лет (1 час в неделю) для дополнительной общеразвивающей программы в области «Хореографического искусства».




3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История хореографического искусства»

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс




5 лет

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)



170

Количество часов на аудиторные занятия

34

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

170

Общее количество часов на самостоятельные занятия

85

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы об искусстве» при 5 летнем сроке обучения составляет 170 часов.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Беседы об искусстве» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 3 до 12 человек), продолжительность урока – 40-45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающихся, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Срок обучения 5 лет

Аудиторные занятия:

1-5классы – 1час;

Самостоятельная работа:

1-5классы – 0,5часа;
5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:


– художественно-эстетическое развитие личности обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства.

Задачи:


–– формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

– осознание значения хореографического искусства в целом для мировой художественной культуры;

– ознакомление обучающихся с хореографией как видом искусства;

– изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;

– анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;

– знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;

– знания образцов классического наследия балетного репертуара;

– знание основных этапов становления и развития русского балета;

– овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

– знания средств создания образа в хореографии;

– систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;

– знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

– умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;

– умение работать с учебным материалом;

– формирование навыков диалогического мышления;

– овладение навыками написания докладов, рефератов, создания презентаций, иллюстративного материала.


6. Структуры программы учебного предмета «Беседы об искусстве»

Программа содержит следующие разделы:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки обучающихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);

– диалогический;

– инструктивно-практический (работа с материалом);

– аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

– информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации предмета «Беседы об искусстве», оснащаются пианино, звуко-техническим оборудованием, интерактивным оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения обучающихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.



Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки / Классы

Распределение по годам обучения

Всего часов

1

2

3

4

5




Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34




Количество часов на аудиторные занятий (в неделю)

1

1

1

1

1




Общее количество часов на аудиторные занятия

170

170

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5




Общее количество часов на самостоятельную работу по годам обучения

17

17

17

17

17




Общее количество часов на самостоятельную работу

85

85

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5




Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторная и самостоятельная работа)

255

255

Объем времени на консультации (по годам)



_

_

_

1 (2)




Общий объем времени на консультации




1 (2)




Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

Контрольный

урок


Контрольный

урок


Контрольный

урок


Контрольный

урок



Итоговая аттестация (зачет)





Учебно-тематический план




Наименование тем

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Первый- второй год обучения, 1-2 классы

ЧАСТЬ I: История зарубежной хореографии






Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века.










1.1

Хореография как вид искусства

1

-

1

1.2

Танцевальное искусство стран Востока

7

2

5

1.3

Танцевальное искусство Древней Греции, Древнего Рима

9

3

6

1.4

Танцевальное искусство эпохи Средневековья

9

3

6




Контрольный урок 1 четверть

4

2

2

1.5

Танцевальное искусство эпохи Возрождения

7

2

5

1.6

Танцевальное искусство XVII века

8

2

6

1.7

Танцевальное искусство эпохи Просвещения

3

1

2

1.8

Хореографы XVIII века

3

1

2




Контрольный урок 2 четверть

4

2

2




Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века










2.1

Бальный танец XIX века

4

1

3

2.2

Романтические образы в хореографии XIX века

6

2

4

2.3

Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века. Творчество А. Сен-Леона

4

1

3




Раздел 3. Танцевальное искусство XX века










3.1

Свободный танец Айседоры Дункан

3

1

2

3.2

Стиль модерн в хореографическом искусстве XX века.

3

1

2




Контрольный урок 3 четверть

4

2

2

3.3

Музыкальные стили и хореография XX века

7

2

5

3.4

Эстрадный танец

6

2

4

Раздел 4. Театры России










4.1

Государственный Академический Большой театр

3

1

2

4.2

Государственный Академический Мариинский театр

3

1

2




Контрольный урок 4 четверть

4

2

2




Итого за первый год обучения

102

34

68

Второй - третий год обучения, 3-4 класс

ЧАСТЬ II: История отечественной хореографии






Раздел 5. От истоков до XIX века










5.1

Танцевальное искусство Руси

4

1

3

5.2

Русская народная танцевальная культура

4

1

3

5.3

Танцевальное искусство XVII - первой половины XVIII века

5

2

3

5.4

Танцевальное искусство второй половины XVIII века

5

2

3

5.5

Крепостной балет

4

1

3

5.6

Балетный театр на рубеже XVIII - XIX веков

4

1

3




Контрольный урок

4

2

2




Раздел 6. Русский балетный театр первой половины XIX века










6.1

Пушкинский бал

3

1

2

6.2

Первый русский балетмейстер И. Вальберх.

3

1

2

6.3

Творчество Шарля Луи Дидло

3

1

2

6.4

Представители русской балетной школы начала XIX века

4

1

3

6.5

Романтический балет в России

5

2

3




Контрольный урок

4

2

2




Раздел 7. Балетный театр второй половины XIX века - возникновение симфонического балета










7.1

Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

4

1

3

7.2

Балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик»

6

2

4

7.3

Балетмейстер Мариус Петипа

3

1

2




Раздел 8. Реформаторы балетной сцены XX века










8.1

«Русские сезоны». Организация гастролей. С. П. Дягилев.

4

1

3

8.2

М. М. Фокин - жизненный путь, балеты

3

1

2




Контрольный урок

4

2

2

8.3

Балетмейстерские работы В. Нижинского

3

1

2

8.4

Звезды русских сезонов: А. Павлова, Т. Карсавина,  М. Кшеинская,

5

2

3

8.5

Профессор хореографии А. Я. Ваганова

3

1

2

8.6

Муза русского балета Г. Уланова

3

1

2

8.7

Советский балетный театр в годы Вов и послевоенные годы

3

1

2

8.8

Легенда русского балета М. Плисецкая

4

1

3




Повторение пройденного материала

5

1

4




Итого за второй год обучения

102

34

68

Пятый год обучения, 5 класс

ЧАСТЬ III. Хореография XX-XXI вв.






Раздел 9. Советский балетный театр










9.1

Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

3

1

2

9.2

Балет С. Прокофьева «Золушка»

2

1

1

9.3

Балет А. Хачатуряна «Спартак»

3

1

2




Раздел 10. Исполнительское мастерство










10.1

Одиссея Рудольфа Нуреева

1

-

1

10.2

Жизнь и творчество М. Лиепы

2

1

1

10.3

Творчество В. Васильева и Е. Максимовой

3

1

2

10.4

Творчество С. Захаровой

2

1

1

10.5

Творчество У. Лопаткиной

2

1

1




Контрольный урок

2

1

1




Раздел 11.Современные течения хореографическом искусстве










11.1

Западноевропейский балетный театр второй половины XX века. Хореография Р. Пети.

1,5

0,5

1

11.2

Хореография экспрессионизма М. Бежара.

1

-

1

11.3

Джордж Баланчин – хореограф ХХ века

1,5

0,5

1

11.4

Творчество Дж. Ноймайера

1

-

1

11.5

Творческая деятельность современных балетмейстеров

1,5

0,5

1

11.6

Балетный постмодерн в России на Западе конца ХХ столетия

1,5

0,5

1




Контрольный урок

2

1

1

11.7

Балетный постмодерн в России конца ХХ столетия

1,5

0,5

1

11.8

Е. Панфилов – танцевальный провокатор

1,5

0,5

1




Раздел 12. Многообразие танцевальных форм










12.1

Народно-сценический танец как особый жанр хореографии XX века

1,5

0,5

1

12.2

Историко-бытовой и современный бальный танец

1,5

0,5

1

12.3

Классическое наследие на современной сцене

1,5

0,5

1

12.4

Мюзикл как форма синтеза искусств

1,5

0,5

1

12.5

Телевизионный балет

1,5

0,5

1

12.6

Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства

1,5

0,5

1




Контрольный урок

2

1

1




Раздел 13. Своеобразие танцевального искусства










13.1

Союз танцевального искусства с литературой

1

-

1

13.2

Танцевальное искусство глазами художников

1

-

1

13.3

Профессии в области хореографического искусства

1

-

1

13.4

Балетные термины

1

-

1

13.5

Современные театры мира

1

-

1




Зачет

2

1

1




Всего

51

17

34




Итого

255

85

170


Содержание разделов и тем
Первый - второй год обучения


Каталог: media -> 2018
2018 -> Судьбы ставропольских туркмен
2018 -> Даниил Корецкий Принцип карате Корецкий Даниил Принцип карате
2018 -> Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств им. В. В. Бунина»
2018 -> Продолжить совершенствование учебно-воспитательного процесса
2018 -> Отчёт муниципального автономного учреждения культуры
2018 -> Храм Архистратига Михаила в Красной Поляне
2018 -> Багаевская детская школа искусств дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
2018 -> Программа учебного предмета «История театрального искусства»
2018 -> Персональные сведения о захороненных в братской могиле д. Черленково


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет